Основы налогового планирования в организации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Июля 2013 в 17:47, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы – рассмотреть теоретические и организационные основы налогового планирования в организации.
Задачи работы:
1. определение места и значения налогового планирования в системе финансового менеджмента;
2. анализ финансово-хозяйственной деятельности ОАО«Севкавказэнерго»;
3. определение налоговой нагрузки на предприятие и анализ уплаты налогов ОАО «Севкавказэнерго»;
4. перспективы развития налогового планирования в России и сравнение с зарубежным опытом.

Содержание

Введение 3
Глава 1. Понятие налогового планирования 4
1.1. Налоговое планирование, его сущность и содержание 4
1.2. Инструменты и функции налогового планирования в системе финансового менеджмента 8
1.3. Методологические подходы к определению налогового планирования 9
Глава 2. Анализ организации налогового планирования в ОАО деятельности ОАО «Севкавказэнерго» 16
2.1. Общая характеристика предприятия 16
2.2. Анализ налогов, уплачиваемых ОАО «Севкавказэнерго» и
расчет налоговой нагрузки 23
Глава 3. Мониторинг налоговых органов схем минимизации налогов 28
Заключение……………………………………………………………………….31
Список используемой литературы 32

Вложенные файлы: 1 файл

нал.план-е.doc

— 267.50 Кб (Скачать файл)

 

На основании  данных, приведенных в таблице 2.10, можно сделать вывод, что налоговые платежи в бюджет в 2010 году увеличились на 1136548 руб. (11,1 %). Это произошло за счет увеличения объемов производства и за счет реализации готовой продукции в Турцию и в Швецию. В 2011 году зона отгрузки готовой продукции расширилось за счет поставок в Польшу и тем самым налоговые платежи составили за данный период 1216590 руб., что на 53333 руб. (2,2 %) больше по сравнению с 2010 годом.

Увеличение  единого социального налога (на 6,5%) и налога на доходы физических лиц (на 17,5 %) связанно с увеличением фонда оплаты труда и увеличением количества работников.

Водный налог  за рассматриваемые три года остался  на прежнем уровне. Это объясняется  тем, что предприятию выделены лимиты потребления воды и потребление ее осталось на прежнем уровне.

Налог на добавленную  стоимость в 2010 году по сравнению с предыдущим 2009 годом увеличился на 5,9 % за счет увеличения объема производства. В следствии подписания новых контрактов об отгрузке готовой продукции Польше объем производства биотоплива в 2011 году увеличилось на 100 тонн в сутки, тем самым налог на добавленную стоимость за 2011 год увеличилось на 15500 т.р., что на 0,5 % больше по сравнению с 2010 годом.

Увеличение  транспортного налога в 2010 году на 21,5 % и в 2011 году на 5,1 % произошло вследствие передачи в собственность предприятия двух единиц автотехники.

В 2009 году предприятием был получен убыток, поэтому налог на прибыль не уплачивался. В 2010 году предприятие перенесло убыток полученный в 2009 году, за счет чего налог на прибыль организаций не уплачивался. Такая тенденция сохраняется и в 2011 году. Данный факт является положительным для предприятия с точки зрения уменьшения налоговых платежей. Но вместе с тем необходимо учитывать, что это привлечет внимание налоговых органов и в ближайшее время они могут провести выездную налоговую проверку предприятия.

Показатель  налоговой нагрузки предприятия  имеет важное практическое значение и необходим при проведении мероприятий  по оптимизации налогообложения. Его снижение является критерием успешности данных мероприятий.

Для расчета  налоговой нагрузки предприятия  применяются различные методики. Их рассмотрение было приведено в  первой главе данной работы. Различие данных методик в том, какие показатели берутся для расчета (прибыль, выручка, добавленная стоимость и др.). В данном анализе в качестве показателей выбираются прибыль  и добавленная стоимость. Так как они наиболее точно отражают налоговую нагрузку на предприятие.

Для анализа налоговой нагрузки необходимы следующие данные: суммы, уплачиваемых налогов и финансовые показатели предприятия. Данные о налогах были приведены выше в таблице 11. Финансовые показатели деятельности предприятия взяты из первичной бухгалтерской документации и представлены в таблице 11:

 

Таблица 11

Финансовые  показатели деятельности предприятия, руб.

Показатель

      2007 г.

      2008 г.

       2009 г.

1. Фонд оплаты  труда

3306892

3611367

3954627

2.Амортизация  основных средств

454634

436458

428346

3. Чистая прибыль

-1820150

-927954

-340695


 

На основании  данных, приведенных в таблице 11, проведем расчет налоговой нагрузки на добавленную стоимость и прибыль.

Добавленная стоимость  показывает стоимость созданную  на предприятии. Она рассчитывается по формуле 2.1:

 

ДС=АОС+ФОТ+ЕСН+НПДС+ЧП

 

где ДС – добавленная  стоимость;

АОС – амортизация  основных средств;

ФОТ – фонд оплаты труда;

ЕСН – единый социальный налог (страховые взносы);

НПДС - налоги, выплачиваемые из добавленной стоимости;

ЧП – чистая прибыль.

Сделав расчеты по формуле (2.1) получаем:

ДС2007= 454634+3306892+369534+847916-1820150=3158826;

ДС2008= 436458+3611367+423159+1014206-927954=4557236;

ДС2009= 428346+3954627+462231+1086724-340695=5591233.

Налоговая нагрузка на добавленную стоимость, созданную на предприятии рассчитывается по формуле (2.2):

 

ННдс=(ЕСН+НПДС)/ДС*100%

где ННдс – налоговая  нагрузка на добавленную стоимость;

ЕСН – единый социальный налог;

НПДС - налоги, выплачиваемые из добавленной стоимости;

ДС – добавленная  стоимость.

Произведем  расчет налоговой нагрузки по формуле (2.13):

         ННдс2007 = (369534+847916) / 3558826 * 100% = 45,4 %;

ННдс2008 = (423159+1014206) / 4957236 * 100% = 37,1%;

ННдс2009 = (462231+1086724) / 5991233 * 100% = 32,5%;

Проанализировав данные о налоговой нагрузке на добавленную стоимость, можно сделать вывод о том что налоговая нагрузка за 2009 год выше нормы, а в 2010 году находиться на ее границе. Что касается 2011 года, то уровень налоговой нагрузки равен оптимальному значению показателя. В 2010 году произошло снижение налоговой нагрузки за счет значительного увеличения добавленной стоимости. Такой же темп снижения наблюдается и в 2011 году.

Ставки налогов, применяемые в формуле (2.5) не менялись за анализируемый период, за исключение налога на прибыль (20% - 2011г.)

Проанализировав полученные данные и сравнив их с  данными приведенными Министерством  финансов РФ о средней налоговой  нагрузке по России (35,6%) можно сделать  вывод, что налоговая нагрузка на предприятие высокая. В связи  с этим предприятию требуется  провести мероприятия по налоговому планированию, которые будут направлены на снижение налоговой нагрузки, снижение налоговых платежей предприятия и, следовательно улучшения финансового состояния предприятия, за счет высвобождения части финансовых ресурсов.

 

 

 

 

Глава 3. Мониторинг налоговых органов схем минимизации налогов

 

В Российской Федерации  субъекты предпринимательской деятельности обладают правом защищать свои имущественные  права любыми, не запрещенными законом  способами. Поскольку налог - это, по сути, изъятие в доход государства определенной части имущества налогоплательщика, следовательно, налогоплательщик вправе избрать вариант уплаты налогов, позволяющий ему сохранять свое имущество, путем минимизирования налоговых потерь.

Оптимизация налогообложения предполагает минимизацию налоговых потерь и недопущение штрафных санкций. Отметим, что сегодня большинство предлагаемых на рынке схем оптимизации налогов, изначально направлены только на минимизацию налогов и, следовательно, могут рассматриваться как уклонение от уплаты налогов. Однако использовать схемы минимизации налогов в условиях жесткой конкуренции вынуждены даже добросовестные налогоплательщики, иначе они просто разорятся.

Целью оптимизации  должно быть не снижение налогов, а  увеличение доходов субъекта предпринимательской деятельности после уплаты налоговых платежей. Ведь минимизация одних налогов может привести к увеличению других, а впоследствии - к штрафным санкциям со стороны налоговых органов. Иначе говоря, штрафные санкции могут превысить планируемый эффект от минимизации налогов.

Объясняется это  просто. Как известно все налоги условно можно разделить на следующие  группы:

1.   Налоги, находящиеся «внутри себестоимости».

Снижение этой группы налогов, ведет к снижению себестоимости продукции, что в свою очередь ведет к увеличению прибыли организации, и соответственно увеличивает налоговые платежи в бюджет по налогу на прибыль. В результате эффект от снижения этой группы налогов очень незначителен.

2.   Налоги, находящиеся «вне себестоимости» (например, налог на добавленную стоимость, далее - НДС).

Для этой группы налогов важно добиться уменьшения разницы, подлежащей уплате в бюджет. Напомним, что порядок исчисления и уплаты налога на добавленную стоимость, установленный главой 21 Налогового кодекса Российской Федерации, предполагает, что сумма НДС, подлежащая уплате в бюджет, определяется как разница между суммой начисленного налога и суммой налоговых вычетов, то есть метод зачета. В связи с чем, для этой группы налогов оптимизация заключается в выборе контрагентов, с которыми работает субъект хозяйственной деятельности. Ведь если метод исчисления НДС, предполагает метод зачета, то становится очевидным, что организации при приобретении товаров (работ, услуг), имущественных прав не выгодно работать с партнерами, не являющимися плательщиками указанного налога.

3.   Налоги, находящиеся «над себестоимостью»  (например, налог на прибыль).

Чтобы миниминизировать налоговые платежи по данной категории  налогов налогоплательщик должен стремится  либо к снижению налогооблагаемой базы, либо к уменьшению ставки налога. Причем добиться уменьшения налогооблагаемой базы по налогу на прибыль можно путем увеличения налогов, сидящих «внутри себестоимости».

Однако, как  мы отметили выше, осуществляя оптимизацию  налогообложения, важно не уменьшить величину какого либо из налогов, а увеличить финансовые ресурсы хозяйствующего субъекта.

Такие понятия, как «налоговое планирование», «налоговая минимизация», «налоговая оптимизация», часто подменяют друг друга. Но, на наш взгляд, именно «налоговое планирование» является более широкой, цивилизованной, законной и необходимой деятельностью внутри любой организации. Основными принципами «налогового планирования» являются:

1) соблюдение  законодательства;

2) поэтапное  планирование действий, начиная от выбора организационно-правовой формы бизнеса, способов инвестирования в активы компании, определения возможности использования различных льготных режимов и т.д.;

3) приблизительный  расчет налоговых санкций, которые  потенциально могут быть применены по результатам проверки по спорным или неоднозначным вопросам;

4) постоянный  мониторинг разъяснений компетентных  органов, судебной практики по  вопросам налогообложения, а также  изменений в налоговом законодательстве;

5) предварительный  анализ проектов и сделок на предмет налоговых последствий и соответствия выбранной налоговой политики компании;

6) взаимодействие  между подразделениями компании  по всем ключевым вопросам, которые  влияют на налогообложение;

7) соблюдение  всеми ответственными подразделениями компании выработанной стратегии планирования (при заключении сделок, при приобретении активов, при выборе финансирования и т.д.);

8) постоянный  анализ работы компании на  предмет эффективности и законности  в области налогообложения, поиск  и внедрение более совершенных решений и схем работы организации.

 

Заключение

 

Налоговое планирование — это активные действия налогоплательщика по уменьшению налоговых платежей. Основными понятиями налогового планирования являются оптимизация налогов и минимизация налогов.

Налоговое планирование является составной частью финансового  менеджмента и занимает в ней специфическое место, что обусловлено тем, что налоговый аспект присутствует в любом сегменте управления финансами хозяйствующих субъектов. Налоговая экономия увеличивает собственные финансовые ресурсы предприятия, поэтому конечной целью налогового планирования является не только и не столько оптимизация налогов, а в рамках достижения основных целей предпринимательской деятельности предприятия повышение его финансовой устойчивости и значимости.

В настоящее  время назрела острая необходимость  выделения налогового планирования в отдельное самостоятельное направление науки и практики управления финансами организации, определения его места в системе финансового менеджмента, систематизации накопленных разрозненных теоретических знаний и фрагментарного практического опыта в целях обеспечения устойчивого роста благосостояния российских организаций и развития экономики страны. Требуется формирование новых подходов к налоговому планированию как важнейшей составной части управления финансами, оценки его влияния на финансовые результаты деятельности хозяйствующего субъекта. Значимость налогового планирования обусловлена тем, что с налогообложением связаны все сферы финансовой деятельности организации, а также существенными величинами налоговых платежей в общей сумме ее расходов, высоким уровнем налоговой нагрузки, тяжестью налогового бремени предприятий.

Экономия на налогах с помощью использования  законных методов налоговой оптимизации  способна принести ощутимый положительный  результат практически в любой  сфере предпринимательской деятельности.

Список используемой литературы

 

  1. Александров И.М. Налоги и налогообложение: Учебник. - М.: Дашков и К, 2009.
  2. Алексеева М.М. «Планирование деятельности фирмы» – М.,2009. – 240 с.
  3. Алексеева М.М. Планирование деятельности фирмы. - М: Финансы и статистика, 2009.
  4. Бабанин В.А. «Анализ мирового опыта налогового планирования» Финансовый менеджмент, 2010. -  №3,. -  С. 54.
  5. Бабанин В.А. «Международное налоговое планирование» Финансовый менеджмент, 2008. -  №5. – 65 с.
  6. Белоусова С.В. Оптимизация и минимизация налогообложения: практическое руководство. - М.: Вершина, 2008.
  7. Боброва А.В., Головецкий Н.Я. Организация и планирование налогового процесса. - М.: Экзамен, 2010. С. 117
  8. Воронина Н.В, Бабанин В.А. Налоговое планирование в системе финансового менеджмента //Финансовый менеджмент.- 2006. - №27.
  9. Вылкова Е.В. Налоговое планирование – М.,2008. – 78 с.
  10. Грищенко А.В.Оптимизация налогооблагаемой базы // Налоговое планирование. - 2008. - №1.
  11. Коваль Л.С. Налогообложение коммерческих организаций – М.,2007, стр.207.
  12. Кокорев И. Международное налоговое планирование // Аудит и налогообложение. - 2007. - №4.
  13. Липатова И.В. «Налоговое планирование: принципы, методы и правовые вопросы». – М., 2008. - 340 с.
  14. Липник А.Г., Тихонов Д.Н. Налоговое планирование и минимизация налоговых рисков. – М.,2009. – 125 с.
  15. Митрофанов Р.А. Перспективы и проблемы налогового планирования и налоговой оптимизации // Бухгалтерский учет и аудит. - 2009. - №5.
  16. Налоги и налогообложение / Под ред. И.А. Майбурова. – М., 2007. – 237 с.
  17. Налоги и налогообложение/  Под ред. Г.Б. Поляка, А.Н. Романова – М.,2010. – 358 с.
  18. Осипова Е.С. «Налоговый потенциал субъектов» Финансы и кредит, 2010. -  № 37. – 320 с.
  19. Финансы, 2010. - №7 – 60 с.

Информация о работе Основы налогового планирования в организации