Особенности современной налоговой системы в России: проблемы развития и совершенствования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Марта 2014 в 16:29, курсовая работа

Краткое описание

Цель курсовой работы - проанализировать налоговую систему РФ, выявить проблемы и определить перспективы её развития.
Эта цель реализуется путем решения следующих задач:
1)изучить исторический аспект становления налоговой системы в России;
2)охарактеризовать основные принципы построения налоговой системы;
3)анализ текущего состояния налоговой системы РФ

Содержание

Введение
Глава 1. Понятия, принципы построения налоговой системы российской федерации
1.1Понятие, принципы построения и основные функции налоговой системы России.
1.2 Целевые установки налоговых систем Российской Федерации
Глава 2. Анализ текущего состояния налоговой системы РФ
2.1Правовое регулирование налоговой системы Российской Федерации
2.2Структура действующей налоговой системы в РФ
2.3Анализ налоговых поступлений Российской Федерации в 2010-2012 гг.
Глава 3. Проблема и перспективы налоговой системы РФ
3.1 Проблемы современной налоговой системы РФ
3.2Государственные меры совершенствования налоговой системы РФ на 2011-2013 гг.
3.3Предложения по совершенствованию налоговой системы
Заключение
Список использованных источников и литературы

Вложенные файлы: 1 файл

Документ Microsoft Word.docx

— 46.55 Кб (Скачать файл)

ОСОБЕННОСТИ СОВРЕМЕННОЙ НАЛОГОВОЙ СИСТЕМЫ В РОССИИ: ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ И СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ.

 

Введение

Глава 1. Понятия, принципы построения налоговой системы российской федерации

1.1Понятие, принципы построения и основные  функции налоговой системы России.

1.2 Целевые  установки налоговых систем Российской  Федерации

Глава 2. Анализ текущего состояния налоговой системы РФ

2.1Правовое  регулирование налоговой системы  Российской Федерации

2.2Структура  действующей налоговой системы  в РФ

2.3Анализ  налоговых поступлений Российской  Федерации в 2010-2012 гг.

Глава 3. Проблема и перспективы налоговой системы РФ

3.1 Проблемы  современной налоговой системы  РФ

3.2Государственные  меры совершенствования налоговой  системы РФ на 2011-2013 гг.

3.3Предложения  по совершенствованию налоговой  системы

Заключение

Список использованных источников и литературы

 

ВВЕДЕНИЕ

Ни  одно  государство  не  может  существовать  без  налогов.  За счет налоговых взносов, сборов, пошлин и других платежей, формируются финансовые ресурсы государства. Налоги обеспечивают реализацию социальной, экономической, оборонной и других функций государства. Они идут на содержание государственного аппарата, армии, правоохранительных  органов, финансирование образования, здравоохранения, науки. Из собранных в виде налогов средств государство строит школы, высшие учебные заведения, больницы, детские дома, государственные предприятия; платит зарплату преподавателям, врачам, государственным  служащим, стипендии и пенсии. Часть средств идет на  социальные пособия пожилым и больным людям, защиту здоровья матери и ребенка, окружающей среды  и  т.д..

Налоговые органы являются единственными законными сборщиками налогов и сборов, которые и формируют бюджеты всех уровней государства. От того, насколько правильно построена система налогообложения, и система налоговых органов зависит эффективное функционирование всего народного хозяйства страны.

Задачи любой налоговой системы меняются с учетом предъявляемых к ней политических, экономических и социальных требований. Из простого инструмента мобилизации доходов государственного бюджета налоги давно превратились в основной регулятор всего воспроизводственного процесса, влияя на темпы и условия функционирования экономики. Налогообложение всегда являлось и является важнейшей социально-экономической проблемой любого общества, так как ни одно государство не может обойтись без налогов. При этом налоговая система затрагивает интересы всех налогоплательщиков.

Актуальность выбранной темы характеризуется тем, что в условиях рыночных отношений и особенно в переходный к рынку период налоговая система является одним из важнейших экономических регуляторов, основой финансово-кредитного механизма государственного регулирования экономики. От того, насколько правильно построена система налогообложения, зависит эффективное функционирование всего народного хозяйства. Именно налоговая система на сегодняшний день оказалась, пожалуй, главным предметом дискуссий о путях и методах реформирования, равно как и острой критики.

Объектом исследования в курсовой работе выступает налоговая система Российской Федерации.

Предметом исследования являются пути совершенствования налоговой системы РФ.

Цель курсовой работы - проанализировать налоговую систему РФ, выявить проблемы и определить перспективы её развития.

Эта цель реализуется путем решения следующих задач:

1)изучить  исторический аспект становления  налоговой системы в России;

2)охарактеризовать  основные принципы построения  налоговой системы;

3)анализ  текущего состояния налоговой  системы РФ;

4)выявить  основные проблемы, которые характерны  для налоговой системы Российской  Федерации;

5)оценить  перспективы развития налоговой  системы РФ.

Основным источником получения информации послужили учебные пособия отечественных ученых, энциклопедии, журнальные и газетные статьи, материалы, полученные из Интернета. Нормативную основу составили: Конституция РФ, федеральное законодательство, Налоговый кодекс и другие материалы, затрагивающие вопросы налоговой системы.

 

Глава 1.  Понятия,принципы построения налоговой системы российской федерации

1.1 Понятие, принципы построения и основные  функции налоговой системы Российской  Федерации

Для того чтобы охарактеризовать налоговую систему Российской Федерации необходимо исследовать теоретические основы ее построения, рассмотреть принципы и основные функции.

В «Экономическом словаре» под ред. Архипова А. И. содержится следующее определение налоговой системы - «совокупность налогов, сборов, пошлин и других обязательных платежей в бюджет, взимаемых на условиях, определяемых законодательными актами».

Алиев Б. Х. дает следующее определение: «Налоговая система - система экономико-правовых отношений между государством и хозяйствующими субъектами, возникающих по поводу формирования доходной части государственного бюджета путем отчуждения части дохода собственника, посредством системы законодательно установленных налогов и сборов и других обязательных платежей, исчисление, уплата и контроль за поступлением которых осуществляется по единой методологии налогообложения, разработанной в данном обществе».

Налоговую систему можно определить как целостное единство четырех основных ее элементов: системы законодательства о налогах и сборах, системы налогов и сборов, плательщиков налогов и сборов и систем налогового администрирования, каждый из которых при этом находится друг с другом в тесной взаимосвязи и взаимозависимости.

Налоговый механизм является наиболее действенным и эффективным рычагом государственного регулирования. От успешного функционирования налоговой системы во многом зависит результативность принимаемых экономических решений, принимаемых на уровне федерации и регионов. Устанавливая налоги, субъекты и объекты налогообложения, налоговые базы, ставки налогов, льготы и санкции, изменяя условия налогообложения, государство стимулирует предпринимательскую деятельность в одних направлениях и сдерживает её в других исходя из общенациональных интересов.

К системообразующим условиям (факторам) формирования и функционирования налоговых систем относятся:

1)собственная  налоговая доктрина и налоговая  политика государства;

2)законодательная  база для строительства налоговой  системы;

3)механизм  установления и ввода в действие  налогов и сборов;

4)виды  налогов;

5)порядок  распределения налогов по уровням  бюджетной системы;

6)система  налоговых органов;

7)формы  и методы налогового контроля  и др.

Выделяются следующие общепринятые принципы построения эффективной налоговой системы:

1)Экономическая  эффективность

Налоговая система не должна мешать развитию предпринимательства и эффективному использованию ресурсов (материальных, трудовых и финансовых).

2)Определенность  налогообложения

Налоговая система должна быть построена таким образом, чтобы налоговые последствия принятия экономических решений предпринимателем (и юридическим, и физическим лицом) были определены заранее и не изменялись в течение длительного периода времени. Таким образом, этот принцип практически смыкается с принципом стабильности налоговой системы.

3)Справедливость  налогообложения

Этот принцип является основным при построении налоговой системы и предполагает справедливый подход к различным налогоплательщикам, а также приоритет интересов налогоплательщика в отношениях между ним и налоговой администрацией.

4)Простота  налогообложения и низкий уровень  издержек по взиманию налогов

Налоговое законодательство должно содержать простые формулировки, понятные большинству налогоплательщиков, а процедура взимания налогов должна быть относительно дешевой.

Воздействие налоговой системы на налогоплательщиков и на экономические процессы проявляется в нескольких плоскостях:

1)с  экономической точки зрения, поскольку  налог представляет собой форму  изъятия части доходов налогоплательщиков  в бюджет для последующего  перераспределения в интересах  всего общества;

2)с  правовой точки зрения, поскольку  налоговая система устанавливается  законами, а все конфликты между  налогоплательщиками и государством  в конечном итоге призваны  разрешать суды;

3)с  социологической и психологической  точки зрения, поскольку воздействие  налогов на экономическую жизнь  страны - это воздействие на субъекты  рыночных отношений (как производителей, так и потребителей) с целью  побудить их на определенные действия (или воздержаться от каких-либо действий).

Система налогообложения Российской Федерации базируется на следующих принципах:

1) Каждое  лицо должно уплачивать законно  установленные налоги и сборы. Законодательство о налогах и  сборах основывается на признании  всеобщности и равенства налогообложения.

2) Налоги  и сборы не могут иметь дискриминационный  характер и различно применяться  исходя из социальных, расовых, национальных, религиозных и иных подобных  критериев. Не допускается устанавливать  дифференцированные ставки налогов  и сборов, налоговые льготы в  зависимости от формы собственности, гражданства физических лиц или места происхождения капитала.

3) Налоги  и сборы должны иметь экономическое  основание и не могут

быть произвольными. Недопустимы налоги и сборы, препятствующие реализации гражданами своих конституционных прав.

4) Не  допускается устанавливать налоги  и сборы, нарушающие единое экономическое  пространство РФ и, в частности, прямо или косвенно ограничивающие  свободное перемещение в пределах  территории РФ товаров (работ, услуг) или финансовых средств, либо  иначе ограничивать или создавать  препятствия не запрещенной законом  экономической деятельности физических  лиц и организаций.

5) Федеральные  налоги и сборы устанавливаются, изменяются или отменяются НК. Налоги и сборы субъектов РФ (региональные налоги и сборы), местные налоги и сборы устанавливаются, изменяются или отменяются соответственно  законами субъектов РФ о налогах  и (или) сборах и нормативными  правовыми актами представительных  органов местного самоуправления  о налогах и сборах в соответствии  с НК.

6) При  установлении налогов должны  быть определены все элементы  налогообложения. Акты законодательства  о налогах и сборах должны  быть сформулированы таким образом, чтобы каждый точно знал, какие  налоги (сборы), когда и в каком  порядке он должен платить.

7) Все  неустранимые сомнения, противоречия  и неясности актов законодательства  о налогах и сборах толкуются  в пользу плательщика налога  или сбора.

В мировой практике налогообложения и построения используются также следующие принципы и правила:

1)презумпции  невиновности;

2)правило  совершившегося факта;

3)принцип  обложения реально полученного  дохода;

4)принцип  достаточной информированности  налогоплательщика;

5)принцип  стабильности налогового законодательства;

6)принцип  создания максимальных удобств для налогоплательщиков;

7)принцип  доступности и открытости информации  по налогообложению;

8)запрет  на введение налога без закона;

9)запрет  двойного взимания налога;

10)запрет  налогообложения факторов производства;

11)запрет  необоснованной налоговой дискриминации.

Экономическая сущность налогов непосредственно вытекает из их функций.

В условиях развитых рыночных отношений налогам присущи следующие функции:

1.Фискальная  функция

Проявляется в обеспечении государства финансовыми ресурсами, необходимыми для осуществления его деятельности.

2.Регулирующая.

Государственное регулирование осуществляется в двух основных направлениях. Регулирование рыночных, товарно-денежных отношений.

Регулирование развития народного хозяйства, общественного производства в условиях, когда основным объективным экономическим законом, действующим в обществе, является закон стоимости.

3.Стимулирующая.

С помощью налогов, льгот и санкций государство стимулирует технический прогресс и социально-экономическую деятельность приоритетных для государства направлений, увеличивает число рабочих мест. Эта функция проявляется в изменении объекта обложения, уменьшении налогооблагаемой базы, понижении налоговой ставки и др.

4.Распределительная.

Посредством налогов в государственном бюджете концентрируются средства, направляемые затем на решение народно-хозяйственных проблем, как производственных; так и социальных, финансирование крупных межотраслевых, комплексных целевых программ - научно-технических, экономических и др. Перераспределительная функция налоговой системы носит ярко выраженный социальный характер.

Функции налогов отражают реальный базис, т.е. объективные закономерности движения налоговых отношений, используемых государством в налоговой политике.

Цель налоговой политики государства - выработка и принятие управленческих решений в области налогообложения. Инструментами налоговой политики являются: налоговая ставка, налоговая база, налоговые льготы.

Основные принципы, которые должны находиться в основе налоговой политики:

1)соотношение  прямых и косвенных налогов;

2)применение  прогрессивных ставок налогообложения  и степень их прогрессии или  преобладание пропорциональных  ставок;

3)дискретность  или непрерывность налогообложения;

4)широта  применения налоговых льгот, их  характер и цели;

5)использование  систем вычетов, скидок, изъятий  и их целевая направленность;

6)степень  единообразия налогообложения для  различного рода доходов и  налогоплательщиков;

7)методы  формирования налоговой базы.

Можно сделать следующие выводы:

1.Налоговый  механизм является наиболее действенным  и эффективным рычагом государственного  регулирования. От успешного функционирования  налоговой системы во многом  зависит результативность принимаемых  экономических решений, принимаемых  на уровне федерации и регионов.

2.Налоговая  система является основной составляющей  общей системы экономических  отношений и мощным регулятором  экономических процессов.

Информация о работе Особенности современной налоговой системы в России: проблемы развития и совершенствования