Особенности современной налоговой системы в России: проблемы развития и совершенствования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Марта 2014 в 16:29, курсовая работа

Краткое описание

Цель курсовой работы - проанализировать налоговую систему РФ, выявить проблемы и определить перспективы её развития.
Эта цель реализуется путем решения следующих задач:
1)изучить исторический аспект становления налоговой системы в России;
2)охарактеризовать основные принципы построения налоговой системы;
3)анализ текущего состояния налоговой системы РФ

Содержание

Введение
Глава 1. Понятия, принципы построения налоговой системы российской федерации
1.1Понятие, принципы построения и основные функции налоговой системы России.
1.2 Целевые установки налоговых систем Российской Федерации
Глава 2. Анализ текущего состояния налоговой системы РФ
2.1Правовое регулирование налоговой системы Российской Федерации
2.2Структура действующей налоговой системы в РФ
2.3Анализ налоговых поступлений Российской Федерации в 2010-2012 гг.
Глава 3. Проблема и перспективы налоговой системы РФ
3.1 Проблемы современной налоговой системы РФ
3.2Государственные меры совершенствования налоговой системы РФ на 2011-2013 гг.
3.3Предложения по совершенствованию налоговой системы
Заключение
Список использованных источников и литературы

Вложенные файлы: 1 файл

Документ Microsoft Word.docx

— 46.55 Кб (Скачать файл)

В январе-сентябре 2012г. в консолидированный бюджет Российской Федерации (консолидированные бюджеты субъектов Российской Федерации) поступило 1565,4 млрд.рублей налога на доходы физических лиц, что на 13,6% больше, чем за соответствующий период 2011 года. В сентябре 2012г. поступление налога на доходы физических лиц составило 160,6 млрд.рублей, что на 7,7% меньше, чем в предыдущем месяце.

В январе-сентябре 2012г. в консолидированный бюджет Российской Федерации поступило акцизов по подакцизным товарам (продукции), производимым на территории Российской Федерации, на сумму 578,6 млрд.рублей, что на 28,8% больше по сравнению с соответствующим периодом предыдущего года. Основную часть поступлений (95,5%) обеспечили акцизы на табачную продукцию, автомобильный бензин, дизельное топливо, пиво, алкогольную продукцию (за исключением пива и вин). В сентябре 2012г. поступило акцизов по подакцизным товарам (продукции), производимым на территории Российской Федерации, на сумму 67,5 млрд.рублей, что на 13,9% больше по сравнению с предыдущим месяцем.

 

Глава 3. Проблема и перспективы налоговой системы РФ

3.1 Проблемы  современной налоговой системы  РФ

Налоги являются основным регулятором всего воспроизводственного процесса, влияя на пропорции, темпы и условия функционирования экономики.

Можно выделить три направления налоговой политики государства:

1)политика  максимизации налогов, характеризующаяся  принципом «взять все, что можно»;

2)политика  установления разумных налогов, способствующая развитию предпринимательства  путем обеспечения благоприятного  налогового климата;

3)политика, предусматривающая достаточно высокий  уровень налогообложения, но при  значительной социальной защите  населения.

В странах с развитой экономикой преобладают два последних направления. Для России характерен первый, фискальный тип налоговой политики, при котором государству уготована «налоговая ловушка», когда повышение налогов не сопровождается ростом государственных доходов.

К основным проблемам отечественной налоговой системы можно отнести следующие:

1)Нестабильность  налоговой политики.

2)Чрезмерное  налоговое бремя, возложенное на  налогоплательщика.

Низкий уровень собираемости налогов и высокая неплатежеспособность предприятий.

3)Чрезмерное  распространение налоговых льгот, что приводит к огромным потерям  бюджета (правда, в последние годы  многие из них были отменены).

4)Отсутствие  стимулов для развития реального  сектора экономики.

6. Эффект  инфляционного налогообложения. Главная  проблема Налогового кодекса  РФ, как представляется, заключается  в том, что он не раскрывает  комплексный характер налоговых  отношений как специальных властных  отношений, возникающих в процессе  налогообложения.

Есть и другие нерешенные проблемы современного налогового законодательства в России:

1)вводимые  налоги не подкрепляются экономико-правовой  документацией; нет ссылок на  конституционные основы установления  того или иного налога; нет  связи бюджетных интересов и  интересов налогоплательщика;

2)понятие  цели налога как инструмента  финансового обеспечения деятельности  государства официально не прокомментировано, и в практике бюджетного распределения  финансирования социальных интересов  гражданина осуществляется оп остаточному методу;

3)среди  функций налогообложения на первый  план выходит фискальная

Большой резерв для налогообложения сосредоточен в теневой экономике. Но капиталам, укрытым от налогообложения, и при желании владельцев крайне сложно вернуться в легальную производственную сферу: крупные инвестиции могут привлечь внимание налоговых органов к источнику средств. Поэтому капиталы, единожды попавшие в теневой оборот, так в нем и остаются или вывозятся за границу.

.2 Государственные  меры совершенствования налоговой  системы РФ на 2011-2013 гг.

В целом, можно выделить три блока направлений налоговой политики:

1) Налоговое  стимулирование инновационной деятельности.

2)Меры, принимаемые в отношении отдельных  налогов.

3)Налоговое  администрирование.

По стимулированию инновационной деятельности предусматривается:

1.снижение  до 2015 г, а для отдельных категорий  плательщиков до 2020 г, совокупной  ставки страховых взносов до 14 проц в пределах страхуемого годового заработка /уплата взносов по полной ставке для этих плательщиков будет осуществляться за счет федерального бюджета/. При этом для организаций средств массовой информации планируется установить специальный переходный период роста совокупной ставки страховых взносов с выходом на предельную величину - 34 проц - в 2015 г;

2.изменение  подходов к классификации основных  средств на группы и определению  норм амортизации для этих  групп;

3.уточнение  порядка учета расходов на  научные исследования и /или/ опытно-конструкторские  разработки /закрепление единого  по всем видам работ порядка ведения налогового учета расходов на НИОКР, который не должен содержать неясностей и противоречий/;

4.создание  резервов предстоящих расходов  организаций на НИОКР;

5.сокращение  перечня документов, необходимых  для подтверждения правомерности  нулевой ставки налога на добавленную  стоимость при экспортных операциях;

6.освобождение  от налогообложения налогом на  имущество организаций энергоэффективного оборудования сроком на 3 года с момента ввода в эксплуатацию, а также оборудования, используемого для создания научно-технической продукции;

7.создание  благоприятных условий налогового  администрирования для инновационных  компаний, включая создание специальных  налоговых инспекций и снижение  периодичности и сроков проведения  проверок;

8.передача  полномочий по принятию решения  о предоставлении инвестиционного  налогового кредита по налогу  на прибыль организаций и налогу  на имущество организаций субъектам  РФ и увеличение его размера;

9.совершенствование  налогообложения организаций, осуществляющих  деятельность в социально-значимых  областях;

10.введение  специального налогового режима  для организаций-участников технопарка "Сколково".

По налогу на прибыль организаций предусматривается:

   1) сокращение возможностей минимизации  налогообложения, в частности, установление  с 2011 г особого порядка переноса  убытков при реорганизации организаций, предусматривающего ограничения как по сроку, так и по размеру прибыли, направляемой на погашение убытка реорганизуемых организаций;

   2) решение вопроса нормативного  регулирования отнесения процентов  по долговым обязательствам на  расходы, учитываемые при формировании  налоговой базы по налогу на  прибыль;

   3) установление порядка налогообложения  экономической выгоды при предоставлении  беспроцентных займов, кредитов, векселей  и т.п.;

   4) совершенствование механизма учета  для целей налогообложения расходов  организаций на освоение природных  ресурсов;

   5) уточнение порядка налогообложения  прибыли налогоплательщиков, осуществляющих  деятельность, связанную с использованием  объектов обслуживающих производств  и хозяйств;

   6) повышение с 3 млн до 10 млн руб объема доходов от реализации, при получении которого организации уплачивают только квартальные /а не месячные/ авансовые платежи.

   7) По налогу на добавленную  стоимость предусматривается:

   8) уточнение порядка оформления  счетов-фактур, внесения в них  уточнений и возможности оформления  счетов-фактур с отрицательными  показателями;

   9) уточнение порядка восстановления  сумм налога на добавленную  стоимость по строительно-монтажным  работам, проведенных на объектах, которые стали использоваться  для осуществления операций, не  подлежащих налогообложению, а также  в случае выбытия товаров, в  том числе основных средств, не  связанного с операциями по  реализации;

   10) уточнение порядка применения  нулевой ставки при реализации  товаров в соответствии с таможенными  режимами экспорта и перемещения  припасов в случае поступления  выручки от реализации указанных  товаров (припасов) от третьих лиц;

   11) уточнение порядка освобождения  от налога на добавленную стоимость  услуг по предоставлению в  аренду спортивных сооружений  для подготовки спортивно-зрелищных  мероприятий.

По акцизам предусматривается:

-изменение  порядка исчисления и уплаты  акцизов на этиловый спирт, алкогольную  и спиртосодержащую продукцию;

-уточнение  размеров индексации на 2011 и 2012 гг, индексация ставок акцизов на 2013 г с учетом планируемого уровня инфляции. При этом опережающими темпами по сравнению с другими подакцизными товарами будут проиндексированы ставки акцизов на алкогольную, спиртосодержащую и табачную продукцию.

По введению налога на недвижимость предусматривается подготовка на основании анализа результатов работ по проведению кадастровой оценки недвижимости и формированию кадастра недвижимости в 2010-2012 гг к внесению изменений в Налоговый кодекс РФ, которыми предполагается постепенный переход к этому налогу взамен действующего налога на имущество организаций и земельного налога, а также предельные сроки такого перехода.

По налогообложению имущества (в том числе земельных участков) предусматривается: возложение обязанности по уплате налога на имущество организаций и земельного налога в отношении имущества (в том числе земельных участков) паевого инвестиционного фонда на управляющие компании; установление порядка исчисления земельного налога при использовании земель сельхозназначения не по назначению с коэффициентом 4 к основной ставке налога по этим землям; сокращение установленных на федеральном уровне льгот по указанным налогам.

По налогу на добычу полезных ископаемых (НДПИ), взимаемому при добыче углеводородного сырья (нефти и природного газа), а также при добыче твердых полезных ископаемых предусматривается:

   1) проведение оценки целесообразности  введения ставки НДПИ на нефть  в размере 0 руб на определенный срок при добыче нефти на новых месторождениях севера Ямало-Ненецкого округа по аналогии с месторождениями Восточной Сибири;

   2) изменение порядка налогообложения  НДПИ природного газа, закачиваемого  обратно в пласт для поддержания  пластового давления;

   3) проведение анализа целесообразности  установления понижающих коэффициентов  к ставке НДПИ при добыче  нефти на новых участках недр  с незначительными запасами;

   4) продолжение работы по созданию  налоговых стимулов для утилизации  попутного нефтяного газа, а также  по определению оптимального  размера ставки НДПИ, взимаемого  при добыче природного газа  с учетом динамики цен на  газ;

   5) продолжение создания механизма  перехода в долгосрочной перспективе  на налогообложение добычи природных  ресурсов на основе результатов  финансово-хозяйственной деятельности (налог на добавочный доход);

   6) продолжение работы по максимально  широкому использованию специфических  налоговых ставок при добыче  твердых полезных ископаемых (в  первую очередь, каменного угля, торфа, солей и т д).

По водному налогу предусматривается индексация размера ставок налога с учетом значительного роста тарифов на воду, отпускаемую потребителям.

По специальным налоговым режимам предусматривается совершенствование упрощенной системы налогообложения на основе патента; сокращение применения системы налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности во избежание конкуренции с упрощенной системой налогообложения на основе патента.

По налоговому администрированию предусматривается:

   7) совершенствование налогового  контроля за использованием трансфертных цен в целях налогообложения;

   8) введение в законодательство  о налогах и сборах института  консолидированных групп налогоплательщиков  и особого порядка исчисления  налога на прибыль организаций  для участников таких групп;

   9) совершенствование порядка учета  налогоплательщиков;

   10) расширение электронного документооборота  в налоговой сфере, включая уплату  налогов и сборов с использованием  электронных платежных средств, внедрение системы электронных  счетов-фактур, передачу документов  в электронном виде банкам, органам  исполнительной власти, местным  администрациям и другим организациям;

   11) ограничение применения льгот, предусмотренных действующими международными  договорами об избежание двойного  налогообложения;

   12) упрощение администрирования  налогообложения физических лиц.

Таким образом, в целом налоговая политика в 2011-2013 г будет направлена на противодействие негативным эффектам экономического кризиса, создание условий для восстановления положительных темпов экономического роста на основе стимулирования инновационной активности с учетом поддержания сбалансированности бюджетной системы.

Сегодняшняя налоговая стратегия направлена на стимулирование экономического роста, создание в России благоприятного инвестиционного климата.

3.3 Предложения  по совершенствованию налоговой  системы

Можно выделить следующие основные предложения по совершенствованию налоговой системы РФ:

-Снижение  общей налоговой нагрузки.

Облегчение налогового бремени для добросовестного налогоплательщика без ущерба для бюджета в целом может быть достигнуто за счет отмены целого ряда льгот (эта тенденция уже прослеживается в Налоговом кодексе РФ). Количество льгот по различным видам налогов в действующем российском законодательстве велико. Часто льготы получаются в результате лоббирования интересов отдельных хозяйственных группировок и нередко отмечается фиктивное применение льгот.

Информация о работе Особенности современной налоговой системы в России: проблемы развития и совершенствования