Особенности современной налоговой системы в России: проблемы развития и совершенствования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Марта 2014 в 16:29, курсовая работа

Краткое описание

Цель курсовой работы - проанализировать налоговую систему РФ, выявить проблемы и определить перспективы её развития.
Эта цель реализуется путем решения следующих задач:
1)изучить исторический аспект становления налоговой системы в России;
2)охарактеризовать основные принципы построения налоговой системы;
3)анализ текущего состояния налоговой системы РФ

Содержание

Введение
Глава 1. Понятия, принципы построения налоговой системы российской федерации
1.1Понятие, принципы построения и основные функции налоговой системы России.
1.2 Целевые установки налоговых систем Российской Федерации
Глава 2. Анализ текущего состояния налоговой системы РФ
2.1Правовое регулирование налоговой системы Российской Федерации
2.2Структура действующей налоговой системы в РФ
2.3Анализ налоговых поступлений Российской Федерации в 2010-2012 гг.
Глава 3. Проблема и перспективы налоговой системы РФ
3.1 Проблемы современной налоговой системы РФ
3.2Государственные меры совершенствования налоговой системы РФ на 2011-2013 гг.
3.3Предложения по совершенствованию налоговой системы
Заключение
Список использованных источников и литературы

Вложенные файлы: 1 файл

Документ Microsoft Word.docx

— 46.55 Кб (Скачать файл)

3.Эффективность  функционирования налоговой системы  достигается путем сбалансированного  сочетания всех ее функций  с учетом интересов государства  и налогоплательщиков.

1.3 Целевые  установки налоговых систем.

Налоговая система, построенная и функционирующая на основе вышеназванных принципов, способна быть мощным стимулом экономики. Это подтверждает опыт промышленно развитых стран с социально ориентированной экономикой. Такие податные системы многофункциональны и имеют следующие целевые установки:

- создание  условий инвестированию сбережений  корпораций и                                          частных лиц  для формирования  новых рабочих мест и борьбы  с   безработицей;

- обеспечение  конкурентоспособности продукции  путём стимулирования научно-исследовательских  и опытно-конструкторских работ, новейших технологий и фундаментальных  исследований;

- проведение  протекционистской политики, способствование  отраслевому и территориальному  переливу капитала;

-     стимулирование накопления капитала  и сбережений, сдерживание личного  потребления капитала;

-     обеспечение социальных потребностей  всех слоёв населения

 

Глава 2. Анализ текущего состояния налоговой системы Российской Федерации.

2.1 Правовое  регулирование налоговой системы  Российской Федерации

Состав налогового законодательства включает:

1) федеральное  налоговое законодательство;

2) региональное  налоговое законодательство;

3) муниципальные  налоговые акты.

Федеральное налоговое законодательство состоит из Налогового кодекса Российской Федерации и принятых в соответствии с ним федеральных законов, например, Закона РФ «О налоговых органах в Российской Федерации», а также норм, содержащихся в ряде иных федеральных законов: «О соглашениях о разделе продукции», «О закрытых административно-территориальных образованиях».

Налоговый Кодекс РФ занимает особое место в системе налогового законодательства. В частности, только им могут устанавливаться виды налогов и сборов, взимаемых в РФ; основания возникновения (изменения, прекращения) и порядок исполнения обязанностей по уплате налогов и сборов; принципы установления, введения в действие и прекращение действия ранее введенных налогов и сборов РФ и местных налогов и сборов; права и обязанности налогоплательщиков, налоговых органов и других участников налоговых отношений; формы и методы налогового контроля; ответственность за совершение налоговых правонарушений; порядок обжалования актов налоговых органов и действий (бездействия) должностных лиц (п. 2 ст. 1 НК).

Региональное налоговое законодательство включает в себя законы субъектов РФ. Налоговая компетенция субъектов РФ ограничена. Они уполномочены устанавливать региональные налоги, вводить указанные налоги на территории субъекта РФ и определять некоторые элементы налогообложения (налоговые ставки и налоговые льготы в пределах, установленных НК РФ, порядок и сроки уплаты налогов, а также формы отчетности по региональным налогам).

Муниципальные налоговые акты складываются из актов представительного органа местного самоуправления, которыми устанавливаются и вводятся местные налоги и сборы. Налоговая компетенция местного самоуправления так же ограничена, налоговые акты могут регулировать лишь налоговые ставки местных налогов и сборов в пределах, установленных НК РФ, порядок и сроки уплаты налогов, а также формы отчетности по местным налогам.

Часть первая НК РФ является основополагающим нормативным правовым актом, комплексно закрепляющим наиболее важные положения об организации и осуществлении налогообложения в России.

Налоговый Кодекс РФ дает определения налога и сбора.

Под налогом понимается обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований.

Под сбором понимается обязательный взнос, взимаемый с организаций и физических лиц, уплата которого является одним из условий совершения в отношении плательщиков сборов государственными органами, органами местного самоуправления, иными уполномоченными органами и должностными лицами юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав или выдачу разрешений (лицензий) Ст. 8 Налогового Кодекса РФ.

Согласно общим условиям установления налогов и сборов налог считается установленным лишь в том случае, когда определены налогоплательщики.

К налогоплательщикам относятся, в частности:

1) организации  и физические лица, признаваемые  в соответствии с настоящим  Кодексом налогоплательщиками или  плательщиками сборов;

2) организации  и физические лица, признаваемые  в соответствии с настоящим  Кодексом налоговыми агентами;

3) налоговые  органы (федеральный орган исполнительной  власти, уполномоченный по контролю  и надзору в области налогов  и сборов, и его территориальные  органы).

Также должны быть определены элементы налогообложения:

4) объект  налогообложения - им могут являться  операции по реализации товаров (работ, услуг), имущество, прибыль, доход, стоимость реализованных товаров, либо иной объект, имеющий стоимостную, количественную или физические  характеристики, с наличием которого  у налогоплательщика законодательство  связывает возникновение обязанности  по уплате налога;

5) налоговая  база - представляет собой стоимостную, физическую или иную характеристики  объекта налогообложения;

6) налоговый  период - под ним понимается календарный  год или иной период времени  применительно к отдельным налогам, по окончании которого определяется  налоговая база и исчисляется  сумма налога

7) налоговая  ставка - представляет собой величину  налоговых начислений на единицу  измерения налоговой базы;

8) порядок  исчисления налога;

9) порядок  и сроки уплаты налога.

Причем налогоплательщик самостоятельно исчисляет сумму налога, подлежащую уплате за налоговый период, исходя из налоговой базы, налоговой ставки и налоговых льгот.

За неисполнение обязанностей по уплате налогов налогоплательщики могут быть привлечены к административной (включая налоговую) и уголовной ответственности.

 

В России общую линию налогового законодательства определяет Государственная Дума, Совет Федерации, Президент РФ и Правительство РФ. Государственная Дума рассматривает вопросы налогового законодательства и принимает законы о налогообложении, которые с одобрения Совета Федерации после подписи Президента РФ вступают в силу.

Главным федеральным органом исполнительной власти Российской Федерации, на который возложены основные функции по надзору и контролю соблюдения действующего на территории страны налогового законодательства, является Федеральная налоговая служба России (ФНС).

Федеральная налоговая служба также обязана следить за правильностью и полнотой исчисления налогов и прочих обязательных платежей. Своевременностью налогов и сборов внесения в бюджеты соответствующих уровней, в случаях, предусмотренных действующим законодательством РФ.

Налоговые органы действуют в пределах своей компетенции и в соответствии с законодательством Российской Федерации. Налоговые органы осуществляют свои функции и взаимодействуют с федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и государственными внебюджетными фондами посредством реализации полномочий, предусмотренных НК РФ и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Таким образом, правовое регулирование налоговой системы РФ осуществляется на основе Налогового кодекса РФ и принятых в соответствии с ним нормативно-правовых актов. Основу эффективности налоговой системы составляют принципы ее построение, несоблюдение которых приводит к существенным проблемам.

2.2 Структура  действующей налоговой системы  в РФ

В состав налоговой системы входят:

1)виды  налогов, установленные на территории  государства;

2)субъекты  налога (налогоплательщики);

3)законодательная  база - законы и нормативно-правовые  акты, регулирующие налоговые отношения;

4)органы  государственной власти, на которые  возложена обязанность по взиманию  налогов и сборов с налогоплательщиков  и контролю за своевременной  и полной уплатой соответствующих  налогов и сборов.

В первой части Налогового Кодекса РФ дан перечень действующих налогов и сборов.

В Российской Федерации устанавливаются следующие виды налогов и сборов: федеральные, региональные и местные.

1. Федеральными  налогами и сборами признаются  налоги и сборы, которые установлены  НК РФ и обязательны к уплате  на всей территории РФ.

Федеральные налоги:

1)налог  на добавленную стоимость;

2)акцизы;

3)налог  на доходы физических лиц;

4)налог  на прибыль организаций;

5)налог  на добычу полезных ископаемых;

6)водный  налог;

7)сборы  за пользование объектами животного  мира и за пользование объектами  водных биологических ресурсов;

8)государственная  пошлина.

2. Региональными  налогами и сборами признаются  налоги, которые установлены НК  РФ и законами субъектов РФ  о налогах и обязательны к  уплате на территориях соответствующих  субъектов РФ.

Региональные налоги:

1)налог  на имущество организаций;

2)налог  на игорный бизнес;

3)транспортный  налог.

3. Местными  налогами и сборами признаются  налоги, которые устанавливаются  НК РФ и нормативными правовыми  актами представительных органов  муниципальных образований о  налогах и обязательны к уплате  на территориях соответствующих  муниципальных образований, если  иное не предусмотрено НК РФ.

Местные налоги:

1)земельный  налог;

2)налог  на имущество физических лиц.

При этом следует отметить, что принадлежность налога (сбора) к конкретному уровню системы налогов и сборов не означает, что он является источником доходов только федерального бюджета, или региональных бюджетов, или местных бюджетов.

Налоговым кодексом устанавливаются также специальные налоговые режимы:

1.Система  налогообложения для сельскохозяйственных  товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный  налог)

2.Упрощённая  система налогообложения;

-Единый  налог на вменённый доход;

-Система  налогообложения при выполнении  соглашений о разделе продукции.

Данные специальные налоговые режимы, согласно с действующим законодательством, могут предусматривать возможность освобождения от уплаты некоторых действующих налогов и сборов.

2.3 Анализ  налоговых поступлений Российской  Федерации в 2010-2012 гг.

Согласно динамике поступлений налогов, сборов и иных обязательных платежей в консолидированный бюджет РФ по данным государственной статистики можно видеть следующее.

По оперативным данным Федеральной налоговой службы, в консолидированный бюджет Российской Федерации в январе-сентябре 2012г. поступило налогов, сборов и иных обязательных платежей, администрируемых ФНС России, на сумму 8025,7 млрд. рублей, что на 11,5% больше, чем за соответствующий период предыдущего года. В сентябре 2012г. поступления в консолидированный бюджет составили 772,4 млрд. рублей и увеличились по сравнению с предыдущим месяцем на 1,0%.

Таблица 1

Поступление налогов, сборов и иных обязательных платежей

  в консолидированный бюджет Российской  Федерации 

  по видам:

  Наименование налога | Январь-сентябрь2012г. | В % к  январю-сентябрю 2011г. |

  | консолидированный бюджет | федеральный бюджет | Консолидированные бюджеты субъектов РФ | консолидированный бюджет | федеральный бюджет | консолидированные бюджты субъектов РФ |

  Всего | 8025,7 | 3885,0 | 4140,7 | 111,5 | 116,5 | 107,1 |

  налог на прибыль  | 1731,3 | 286,4 | 1444,9 | 97,7  | 109,8  | 95,6 |

  НДФЛ | 1565,4 | - |   1565,4 | 113,6  | - | 113,6 |

  НДС на товары, реализуемые  на  территории РФ,  ввозимые из  Республики Беларусь и  Республики  Казахстан | 1513,1 | 1513,1 | - | 107,5  | 107,5  | - |

  из него НДСна товары,  реализуемые на территории  РФ | 1438,2 | 1438,2 | - | 107,3  | 107,3  | - |

  акцизы по подакцизным товарам , производимым на  территории РФ | 578,6 | 246,2  | 332,4  | 128,8  | 144,2  | 119,3 |

  налоги на имущество | 554,1 | - | 554,1  | 110,2 | - | 110,2 |

  налоги, сборы и регулярные платежи  за пользование природными ресурсами | 1857,4 | 1828,0 | 29,4  | 123,0 | 123,2  | 108,7 |

  из них налог на добычу  полезных  ископаемых | 1838,0 | 1810,6 | 27,3  | 124,2  | 124,5 | 110,4 |

 

В январе-сентябре 2012г. в консолидированный бюджет Российской Федерации поступило федеральных налогов и сборов 7244,3 млрд.рублей (90,3% от общей суммы налоговых доходов), региональных - 446,0 млрд.рублей (5,6%), местных - 108,3 млрд.рублей (1,4%), налогов со специальным налоговым режимом - 224,1 млрд.рублей (2,8%).

Поступление налога на прибыль организаций в консолидированный бюджет Российской Федерации в январе-сентябре 2012г. составило 1731,3 млрд.рублей и уменьшилось по сравнению с соответствующим периодом предыдущего года на 2,3%. В общей сумме поступлений по данному налогу в январе-сентябре 2012г. доля налога на прибыль организаций, зачисляемого в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации по соответствующим ставкам, снизилась по сравнению с соответствующим периодом предыдущего года на 2,0 процентного пункта и составила 92,9%; доля налога с доходов, полученных в виде дивидендов, увеличилась на 1,7 процентного пункта и составила 5,6%. В сентябре 2012г. поступление налога на прибыль организаций составило 75,3 млрд.рублей и снизилось по сравнению с предыдущим месяцем на 56,5%.

Информация о работе Особенности современной налоговой системы в России: проблемы развития и совершенствования