Оценка налогового потенциала Кировской области

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Сентября 2013 в 02:32, курсовая работа

Краткое описание

Целью настоящей работы является изучение понятия «налоговое планирование» и оценка налогового потенциала Кировской области.
В соответствии с целью были поставлены следующие задачи:
изучить теоретические и правовые основы налогового планирования на макроуровне;
2) дать краткую социально-экономическую характеристику Кировской области
3) дать предварительную оценку налогового потенциала Кировской области
Объектом исследования в данной курсовой работе является Кировская область, предметом исследования – налоговое планирование.

Содержание

Введение……………………………………………………………………3
1.Теоретические и правовые основы налоговое планирование на макроуровне ……………………………………………………………………..5
2. Краткая социально-экономическая характеристика Кировской области …………………………………………………………………………...14
3 Оценка налогового потенциала Кировской области………………..19
3.1 Бюджетная и налоговая политика Кировской области…….19
3.2 Участники и механизм планирования объема налоговых поступлений……………………………………………………………………..23
3.3 Расчет контингентов отдельных налогов……………………34
Заключение………………………………………………………………..43
Список литературы……………………………………………………….46

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая по налогам.docx

— 92.23 Кб (Скачать файл)

Содержание

Введение……………………………………………………………………3

1.Теоретические и правовые  основы налоговое планирование  на макроуровне ……………………………………………………………………..5

2. Краткая социально-экономическая   характеристика  Кировской области  …………………………………………………………………………...14

3 Оценка налогового потенциала Кировской области………………..19

3.1 Бюджетная и налоговая  политика Кировской области…….19

3.2 Участники и механизм  планирования объема налоговых  поступлений……………………………………………………………………..23

3.3 Расчет  контингентов  отдельных налогов……………………34

Заключение………………………………………………………………..43

Список литературы……………………………………………………….46

 

Введение 

 

Планирование на макроуровне  охватывает сферу налогового планирования в масштабе федерального, регионального и местного бюджетов. Территориальные бюджеты (бюджет субъектов РФ) формируются также за счет налоговых поступлений, доля которых составляет более 50%, а неналоговые доходы формируют его на 8 –12%.

На практике налоговые  поступления составляют высокую  долю в доходах практически во всех консолидированных бюджетах субъектов РФ этого уровня. Поэтому любые сбои в мобилизации плановых объектов налогов, прежде всего федеральных в данных условиях, могут крайне отрицательно сказаться на исполнении расходной части бюджета любого уровня.

Основными налогами, определяющими  особенности структуры доходов  бюджета субъекта РФ, являются: налог  на прибыль (доход) предприятий, налог  на доходы с физических лиц, НДС и акцизы. То есть успешное функционирование и развитие экономики и инфраструктуры субъекта РФ, его социальной сферы в определяющей степени зависит от налоговой политики, разрабатываемой на федеральном уровне и уровне самого субъекта федерации, а также практических мер, форм и методов ее реализации руководством субъекта РФ.

Целью настоящей работы является изучение понятия «налоговое планирование» и оценка налогового потенциала Кировской области.

В соответствии с целью  были поставлены следующие задачи:

  1. изучить теоретические и правовые основы налогового планирования на макроуровне;

2) дать краткую социально-экономическую  характеристику Кировской области

3) дать предварительную оценку налогового потенциала Кировской области 

Объектом исследования в данной курсовой работе является Кировская область, предметом исследования – налоговое планирование.

В качестве исходной информационной базы привлекались теоретические материалы  исследований различных авторов, периодические  издания, учебники и учебные пособия, статистический материал, Законы о  бюджетах на очередной финансовый год (на федеральном уровне, региональном и местном).

 

1.Теоретические и правовые  основы налогового планирования на макроуровне

 

Процесс налогового планирования следует рассматривать как единство нескольких элементов. Во-первых, налоговое планирование основывается на научно обоснованной концепции построения налоговой системы государства, ее состава и структуры, соответствующих проводимым в экономике преобразованиям, В рамках данного направления устанавливаются цели, на достижение которых ориентирована система налогообложения государства, и методы движения к ним. Таким образом, налоговое планирование находит выражение в налоговой политике государства, определяющей организационно-правовые принципы функционирования системы налогообложения и методику исчисления конкретных налогов.

Второй составляющей налогового планирования является разграничение налоговых полномочий и доходных источников между органами власти и управления различных уровней. Определение конкретных пропорций распределения налогов между бюджетами и составляет основу для такого понимания налогового планирования. Нормативы отчислений налогов в бюджеты нижестоящего уровня бюджетной системы определяются законом о соответствующем бюджете.

Третьим направлением налогового планирования является расчет конкретных сумм – контингентов налогов, мобилизуемых на территории. Это один из важнейших элементов системы налогового и бюджетного планирования, так как оценка налоговых поступлений призвана обеспечить экономически обоснованные качественные и количественные параметры бюджетных показателей. Основной задачей этого этапа налогового планирования является определение объемов налоговых поступлений на краткосрочную и долгосрочную перспективу на основе прогнозных расчетов изменения доходности предприятий, отдельных отраслей, экономики в целом. Во многих странах, обладающих стабильно функционирующей налоговой системой, методическое обеспечение процесса налогового планирования основывается на экономических прогнозах с применением совершенного математического аппарата. Отечественный опыт составления таких расчетов невелик, что объясняется кардинальными изменениями системы платежей в бюджет и, следовательно, методов их оценки, произошедшими в период перехода к рыночным отношениям.

То есть налоговое планирование – составная часть налогового процесса, представляющая собой деятельность органов государственной власти, местного самоуправления и налогоплательщиков по определению на заданный временной период экономически обоснованного размера поступлений налогов в соответствующий или консолидированный бюджет, а также объема налогов, подлежащих уплате конкретным хозяйствующим субъектом. Таким образом, планирование налогов можно и нужно рассматривать как с позиций государства и органов местного самоуправления в лице их уполномоченных органов, так и с позиций конкретного хозяйствующего субъекта.

Планирование налогов  на уровне государства и органов  местного самоуправления (планирование налогов на макроуровне) служит основой  для выработки прогноза социально-экономического развития страны в целом, субъектов  федерации (в федеративных государствах) и муниципальных образований  на среднесрочный и долгосрочный периоды, для своевременного и обоснованного  составления проектов федерального, региональных и местных бюджетов на предстоящий год, для принятия необходимых политических, экономических  и социальных решений в ходе исполнения соответствующих бюджетов.

В то же время планирование налогов осуществляется в строгом  соответствии с прогнозом важнейших  макроэкономических и социально-экономических  показателей развития национальной экономики и ее ведущих отраслей, таких как валовой внутренний продукт, чистый национальный продукт, национальный доход в целом по экономике и в разрезе отраслей, доходы населения, платежный баланс и т. д., а также показателей развития экономики субъектов федерации.

Каждый из этих показателей  служит основой для расчета как общей суммы налоговых поступлений, так и отдельных групп и видов налогов.

В частности, на основе показателя валового внутреннего продукта (ВВП) прогнозируется общий размер налоговых  поступлений, поскольку именно этот показатель формирует налоговую  базу.

Показатели чистого национального  продукта и национального дохода, дополняя показатель ВВП, позволяют  строить прогноз поступлений, соответственно, косвенных налогов и прямых налогов.

В соответствии с показателями доходов населения и прибыли  определяются размеры единого социального  налога, налога на доходы и налога на прибыль.

С помощью показателей, формирующих  платежный баланс, определяется влияние  внешнеэкономических факторов на формирование как налоговой базы в целом, так  и отраслей, ориентированных на экспорт  и импорт, а также планируется  объем налогов, собираемых при пересечении  государственной границы.

Осуществляют налоговое  планирование на макроуровне, как правило, Министерство финансов и финансовые органы (по соответствующим уровням  бюджетов). Принимают в этом участие  также другие экономические ведомства.

При планировании поступления  налогов государственные органы ориентированы на максимально высокий  уровень их поступления, что связано  с постоянно растущими потребностями  государства, вызванными как объективными, так и субъективными причинами. Не случайно одним из перспективных  направлений совершенствования  налогового планирования в настоящее  время является методика количественной оценки реальной налоговой базы бюджетов на основе налогового потенциала. Налоговый потенциал представляет собой максимально возможную сумму налоговых поступлений на определенной территории на душу населения за определенный промежуток времени (обычно финансовый год) в условиях действующего налогового законодательства. Иными словами, это – потенциальная способность территории обеспечить максимальные налоговые доходы бюджета.

К объективным причинам, обуславливающим необходимость  планирования роста налоговых доходов, относятся, в частности, естественный прирост населения, необходимость  развития научно-технического прогресса, поддержание на должном уровне безопасности и обороноспособности страны, повышение жизненного уровня населения и некоторые другие. Субъективные причины связаны со стремлением органов управления, а также соответствующих ведомств иметь более высокие финансовые возможности.

Вместе с тем потребности  увеличения расходов и вызванное  этим ориентирование на максимальное изъятие средств налогоплательщиков имеют определенные экономические  ограничения, связанные с возможностями  роста национальной экономики и  отдельных отраслей, повышения ее эффективности. Кроме того, планирование налогов в размерах, превышающих  предельно допустимые нормы, может  привести к усилению действия налогового мультипликатора, сокращению вследствие этого эффективного спроса и в  конечном итоге к снижению объемов  производства. При этом действие этих факторов, как правило, проявляется  в последующих налоговых периодах в силу общего инерционного характера  макроэкономических процессов.

Таким образом, ограничителем  также является уровень налоговых  изъятий, за пределом которого налоги могут не только оказывать негативное влияние на развитие экономики, но и  при определенных условиях привести к свертыванию предпринимательской  деятельности. Поэтому в процессе планирования налогов все эти  факторы должны непременно учитываться.

Основными налогами, определяющими  особенности структуры доходов  бюджета субъекта РФ, являются: налог  на прибыль (доход) предприятий, налог  на доходы с физических лиц, НДС и  акцизы. То есть успешное функционирование и развитие экономики и инфраструктуры субъекта РФ, его социальной сферы  в определяющей степени зависит  от налоговой политики, разрабатываемой  на федеральном уровне и уровне самого субъекта федерации, а также практических мер, форм и методов ее реализации руководством субъекта РФ.

Различают текущее (оперативное, краткосрочное) и перспективное (среднесрочное, долгосрочное) налоговое планирование.

Оперативное налоговое планирование осуществляется на месяц или квартал. Оно призвано обеспечить реальное поступления налогов на ближайшее время для определения лимитов финансирования (в рамках утвержденного бюджета) в разрезе экономической классификации, а также министерств, ведомств, территорий и государственных программ.

Оперативное планирование одновременно решает и задачу подготовки аналитических  материалов для осуществления краткосрочного (на год) налогового планирования, поскольку  в ходе его выявляются позитивные и негативные стороны исполнения доходной части утвержденного на текущий год бюджета, уровень  налоговых изъятий, состояние расчетов в хозяйстве и их влияние на рост или снижение налоговых поступлений. Именно в процессе оперативного планирования налогов обеспечивается и закладывается  фундамент будущих предложений  по совершенствованию налогового законодательства. В процессе оперативного налогового планирования наряду с финансовыми органами активно участвуют и налоговые органы, которые на основе анализа налогооблагаемой базы и прогноза поступлений налогов на очередной месяц и квартал вместе с выработкой предложений по улучшению действующего налогового законодательства определяют тактику контрольной работы, а также сферу своего воздействия: конкретные предприятия, подлежащие проверке в ближайшее время, и перечень налогов, подлежащих документальной проверке.

Краткосрочное налоговое  планирование служит основой для  составления проектов бюджетов соответствующих  уровней власти на очередной год. Главными для него являются показатели социально-экономического прогноза страны на предстоящий год, а также анализ налоговых поступлений в текущем  году как в целом, так и по отдельным налогам. Краткосрочное планирование осуществляется непосредственно Минфином России и финансовыми органами по соответствующим бюджетам при непосредственном участии налоговых и других экономических органов.

Информация о работе Оценка налогового потенциала Кировской области