Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Ноября 2013 в 19:23, курсовая работа
Целью курсовой работы является исследование теоретических основ прямых налогов и выявление роли прямых налогов в бюджетной системе Российской Федерации.
Объектом исследования является налоговая система РФ.
Предметом - основные тенденции и особенности прямого налогообложения в Российской Федерации.
Введение
1 Теоретические основы прямого налогообложения
1.1 Прямые налоги: понятие, сущность и виды
1.2 Прямые личные налоги и их роль в налоговой системе
1.3 Зарубежный опыт формирования доходной базы бюджетов всех уровней за счет прямых налогов
2 Анализ и оценка роли прямых налогов в бюджетной системе России
2.1 Динамика и роль прямых налогов в формировании федерального бюджета
2.2 Динамика и роль прямых налогов в формировании бюджета Краснодарского края
2.3 Налог на прибыль и практика его применения в России
3 Перспективы развития и реформирования прямого налогообложения в РФ
Заключение
Список использованных источников
Однако, если еще в 2008 году была видна тенденция увеличения поступления налога на прибыль в федеральный бюджет РФ относительно предыдущих лет, то в 2009 году поступления наоборот стали сокращаться. В 2008 году в налоговых доходах федерального бюджета этот налог занимал первое место (31%), а в 2009 - третье (20%). В 2010 году доля налога на прибыль составила 23% и он стал вторым по величине после налога на доходы физических лиц.
Поступления налога на прибыль организаций в федеральный бюджет в 2009 году составили 195 млрд. рублей, что в 3,3 раза меньше, чем годом ранее. В 2010 году, поступление налога на прибыль в федеральный бюджет возросло на 30,5%. Как поясняет Федеральная налоговая служба России (ФНС), снижение поступлений обусловлено ухудшением результатов финансово-хозяйственной деятельности организаций (ростом количества убыточных организаций и суммы полученного убытка с одновременным снижением количества прибыльных организаций и суммы полученной ими прибыли) и снижением с 2009 года ставки налога, зачисляемого в федеральный бюджет, с 6,5% до 2%.
Поступления налога на доходы физических лиц в консолидированный бюджет Российской Федерации в 2008 и 2009 годах оставались практически неизменными. В 2009 году в бюджет поступило 1665 млрд. рублей налога на доходы физических лиц, что на 0,04% меньше, чем за соответствующий период предыдущего года. В 2010 году в консолидированный бюджет поступило 1789,6 милрд. рублей, что на 124,6 милрд. или 7,5% больше, чем в соответствующий период 2009 года.
Налог на прибыль организации и налог на доходы физических лиц являются одними из ведущих налогов, взимаемых в Российской Федерации. Общая доля налога на прибыль и налога на доходы физических лиц в консолидированном бюджете Российской федерации в 2010 году составила 3563,9 милрд. рублей или 46%.
Таким образом, по итогам 2010 года, наблюдается стабильный рост налоговых поступлений в консолидированный бюджет Российский Федерации. Среди причин увеличения можно отметить самые важные: рост номинальных доходов населения в связи с общим повышением цен; увеличение реальных доходов; рост деловой активности российских предприятий, увеличением их прибыли, легализацией выплат, а также ростом добычи нефти и газа, и среднегодового курса доллара и евро.
В то же время нельзя не учиывать негативное влияние финансового кризиса, отразившегося на экономических процессах в стране, который корректирует рост налоговых поступлений.
2.2 Динамика и роль прямых
налогов в формировании
Консолидированный бюджет Краснодарского края является сбалансированным и относительно независимым от внешних источников. Доходы бюджета имеют устойчивую тенденцию роста.
В начале 2010 года был разработан комплекс
мер, направленный на увеличение доходной
части бюджета края и обеспечение
финансовой стабильности. Реализация
указанных мероприятий
Основная доля доходов консолидированного
бюджета формируется за счет поступлений
налога на доходы физических лиц и
налога на прибыль организаций. Налог
на доходы физических лиц составляет
36,1% или 45898,5 млн. рублей, а налог на
прибыль организаций 25,6% или 27374,9 млн.
рублей от общих налоговых поступлений.
Их общая доля в бюджете края составляет
73192,9 млн. рублей или 43,4%. Состав и структура
налоговых доходов
Таблица 3 - Поступление администрируемых ФНС России доходов в консолидированный бюджет Краснодарского края в 2008-2010 гг.
в миллионах рублей
Показатели |
2008 г. |
2009 г. |
в % к 2008 году |
2010 г. |
в % к 2009 году |
|
Доходы бюджета-всего |
140021,4 |
152407,3 |
108,8 |
168647,3 |
120,4 |
|
налоговые поступления-всего |
109412,3 |
111223 |
101,7 |
126974,7 |
114,1 |
|
НДФЛ |
39871,3 |
41841,7 |
104,9 |
45898,5 |
109,7 |
|
налог на прибыль организаций |
26483,4 |
22731,3 |
85,8 |
27374,9 |
120,4 |
|
Всего в 2010 году в доходную часть консолидированного бюджета Краснодарского края поступило 168647,3 млн. рублей. По сравнению с 2008 годом доходы увеличились на 28625,9 млн. рублей или на 20,4%.
Рост налоговых поступлений
отмечен практически по всем бюджетообразующим
налогам, за исключением платежей по
налогу на прибыль, по которому поступления
в 2009 году снизились на 14,2% или 3887,2 млн.
рублей, что и повлекло общее снижение
поступлений в
Стоит также отметить, что наблюдается
и уменьшение удельного веса налога
на прибыль в налоговых
Таблица 4 - Динамика удельного веса налоговых поступлений
в миллионах рублей
Показатели |
2008 г. |
Удельный вес (%) |
2009 г. |
Удельный вес (%) |
2010 г. |
Удельный вес (%) |
|
Доходы бюджета-всего |
140021,4 |
100 |
152407,3 |
100 |
168647,3 |
100 |
|
налоговые поступления-всего |
109412,3 |
78,1 |
111223 |
78 |
126974,7 |
75,3 |
|
НДФЛ |
39871,3 |
28,5 |
41841,7 |
27,5 |
45898,5 |
27,2 |
|
налог на прибыль организаций |
26483,4 |
18,9 |
22731,3 |
14,9 |
27374,9 |
16,2 |
|
Основными факторами падения поступлений
налога на прибыль в 2008 - 2010 годах
стало вступление новых положений
Налогового кодекса РФ, относящихся
к данному налогу. Сложно предсказать
поведение бизнеса в связи
с последними изменениями, разрешающими
отнесение на затраты 10% амортизационной
премии по вновь вводимым объектам
основных средств и снятие ограничений
по переносу убытков на будущие периоды.
Эти изменения могут
Трудно прогнозировать поступления налога на прибыль от тех компаний, особенно крупных, головные офисы которых находятся в других регионах. Зачастую региональные власти вообще не имеют информации о финансовых планах и планах развития таких компаний даже на ближайший год.
Существенное снижение поступлений налога на прибыль возможно за счет применения крупными компаниями внутренних или корпоративных цен, перетекания средств между головной организацией и дочерними подразделениями, а также за счет других методов манипулирования налоговой базой. Четкие правила определения цен для целей налогообложения пока отсутствуют.
Значительный рост суммы поступлений по налогу на доходы физических лиц связан с постановкой на учет новых налогоплательщиков данного налога.
Показатель поступления налога на доходы физических лиц в консолидированном бюджете субъекта РФ в 2008 - 2010 годах увеличился на 6027,2 млн. рублей, что составляет доли удельного веса в 28,5% в 2008 году и 27,2% в 2010 году. Достижению таких результатов в определенной степени способствовала деятельность комиссий по легализации теневой зарплаты и работе с убыточными организациями. В связи, с чем увеличение фонда оплаты труда вызвало рост налога на доходы физических лиц.
Давние споры вызывает порядок
зачисления налога на доходы физических
лиц в доходы того субъекта, где
они работают. Подсчитано, что 15% населения
страны работает не там, где живет. Многие
регионы, прежде всего Московская и
Ленинградская области, давно предлагают
перейти на уплату этого налога по
месту жительства физических лиц, чтобы
налог поступал в бюджет того региона,
где человек получает бюджетные
услуги. При современной технике
учета доходов каждого
Проведенный анализ поступлений прямых налогов в доходы бюджета Краснодарского края показал, что прямые налоги занимают существенную долю, более 75 % всех налоговых доходов. При этом основным налоговым доходным источником бюджета Краснодарского края в 2010 году являются налог на прибыль организаций, и налог на доходы физических лиц, удельный вес которых в совокупности составляет 43,4 %.
2.3 Налог на прибыль и практика его применения в России
В июле был принят Федеральный закон
N 229 ФЗ, который вносит многочисленные
поправки в Налоговый кодекс. В
закон включили множество важных
изменений главы 25 «Налог на прибыль
организаций» Налогового кодекса. Одни
исправляют неточности и решают вопросы,
возникшие в последние годы в
правоприменительной практике. Другие
устанавливают новые
Информация о работе Перспективы развития и реформирования прямого налогообложения в РФ