Изменен порядок признания
процентов по долговым обязательствам
при отсутствии долговых обязательств,
выданных на сопоставимых условиях. Предельная
величина процентов, признаваемых расходом
при определении налогооблагаемой
прибыли, принимается:
с 1 января по 31 декабря 2010 года
включительно -- равной ставке процента,
установленной соглашением сторон,
но не превышающей ставку рефинансирования
ЦБ РФ, увеличенную в 1,8 раза (ранее --
в 1,1 раза), при оформлении долгового
обязательства в рублях и равной
15 процентам -- по долговым обязательствам
в иностранной валюте, если иное
не предусмотрено пунктом 1.1 статьи
269 «Особенности отнесения процентов
по долговым обязательствам к расходам»
Налогового кодекса;
с 1 января 2011 года по 31 декабря
2012 года включительно -- равной ставке
процента, установленной соглашением
сторон, но не превышающей ставку рефинансирования
ЦБ РФ, увеличенную в 1,8 раза, при
оформлении долгового обязательства
в рублях и равной произведению ставки
рефинансирования Центрального банка
Российской Федерации и коэффициента
0,8 -- по долговым обязательствам в иностранной
валюте.
Для расходов в виде процентов,
которые были начислены по рублевым
долговым обязательствам, полученным
до 1 ноября 2009 года, и учитывались
в расходах с 1 января по 30 июня 2010 года,
действует специальная норма, сохранившая
применение коэффициента 2 к ставке
рефинансирования ЦБ РФ.
С 1 января 2010 года в статью
54 «Общие вопросы исчисления нологовой
базы» Налогового кодекса были внесены
изменения, согласно которым налогоплательщик
вправе исправлять ошибки прошлых периодов
путем корректировки текущей
налоговой базы [9,198]. Однако это возможно,
только если нельзя определить период
совершения ошибки либо если допущенные
в прошлом ошибки привели к
переплате налога. Соответственно,
необходимость подачи "уточненок"
за прошлые периоды отпадает, а
учесть расходы можно в текущем
периоде. Обратите внимание также, что
уточнять можно только те расходы, которые
относятся к предыдущим 3 годам. При
этом следует помнить, что в 2007 м
и 2008 году ставка налога на прибыль
была 24 процента. В связи с этим
выгоднее подать "уточненку" за те
периоды, когда расходы не были учтены
при определении налогооблагаемой
прибыли, чем отразить их в текущем
периоде. Важно также помнить, когда
у организации возникает право
на применение статьи 54 Налогового кодекса.
Оно напрямую связано с наличием
налоговой базы и суммы налога
в предыдущих налоговых периодах.
Например, если по итогам 2009
года получена прибыль, то при выявлении
неучтенных расходов за прошлый период
(2009 г.) организация вправе как подать
уточненную декларацию, так и учесть
их в текущем периоде (2010 г.).
3 Перспективы развития
и реформирования прямого налогообложения
в РФ
Основные направления
налоговой политики Российской Федерации
на 2010 год и на плановый период 2011
и 2012 годов разработаны Минфином
России в рамках цикла подготовки
проекта федерального бюджета на
очередной период и являются одним
из документов, которые необходимо
учитывать в процессе бюджетного
проектирования, как при планировании
федерального бюджета, так и при
подготовке проектов бюджетов субъектов
Российской Федерации.
В трехлетней перспективе 2010
- 2012 годов приоритеты Правительства
Российской Федерации в области
налоговой политики остаются такими
же, как и ранее - создание эффективной
налоговой системы, сохранение сложившегося
к настоящему моменту налогового
бремени. Таким образом, Основные направления
налоговой политики составлены с
учетом преемственности ранее поставленных
базовых целей и задач [10,2].
Однако при этом следует
принимать во внимание, что налоговая
политика, с одной стороны, будет
направлена на противодействие негативным
эффектам экономического кризиса, а
с другой стороны, - на создание условий
для восстановления положительных
темпов экономического роста. В этой
связи важнейшим фактором проводимой
налоговой политики будет являться
необходимость поддержания сбалансированности
бюджетной системы.
Сокращение объемов промышленного
производства, негативная тенденция
изменения иных макроэкономических
показателей может привести к
росту задолженности по налогам
и сборам перед бюджетной системой
Российской Федерации и увеличению
масштабов уклонения от уплаты налогов.
В целях минимизации указанных
рисков потребуется повышение качества
налогового администрирования, а также
развитие института изменения срока уплаты
налогов и сборов (инвестиционный налоговый
кредит, рассрочки и отсрочки).
В рамках антикризисных мер
налогового стимулирования в 2010 году в
оперативном порядке были внесены
целый ряд уточнений и изменений
в законодательство о налогах
и сборах. В частности, увеличены
размеры налоговых вычетов по
налогу на доходы физических лиц, снижена
ставка налога на прибыль организаций,
увеличена "амортизационная премия"
по налогу на прибыль организаций.
Совершенствование налога на
прибыль организаций.
Изменения, внесенные в
Налоговый кодекс Российской Федерации
(далее по тексту - Кодекс) в 2008 году,
предусматривали следующее:
- начиная с 1 января 2009 года ставка
налога на прибыль организаций снижена
с 24 процентов до 20 процентов;
- в четвертом квартале
2008 года, вопреки общему правилу
и не дожидаясь начала нового налогового
периода, налогоплательщики получили
право перейти на уплату налога по фактически
полученной прибыли и отказаться, таким
образом, от уплаты авансовых платежей,
рассчитанных исходя из достигнутого
уровня прибыли за предыдущий отчетный
период (9 месяцев);
- в период с 1 сентября
2008 г. по 31 декабря 2009 г. предельная
величина процентов по долговым
обязательствам, которая может быть
учтена в расходах для целей
налогообложения прибыли, установлена
в размере ставки рефинансирования
Центрального банка Российской
Федерации, увеличенной в 1,5 раза,
- при оформлении долгового обязательства
в рублях и равной 22 процентам
- по долговым обязательствам
в иностранной валюте. Ранее по долговым
обязательствам в рублях она равнялась
ставке рефинансирования Центрального
банка Российской Федерации, увеличенной
в 1,1 раза, а по обязательствам в иностранной
валюте - 15 процентам.
Изменения, внесенные в
Кодекс в 2008 году, позволили увеличить
объем относимых на расходы при
налогообложении прибыли экономически
обоснованных затрат организации по
обучению, лечению, пенсионному обеспечению
работников.
Начиная с 2009 года взносы по
договорам добровольного личного
страхования, предусматривающим оплату
страховщиками медицинских расходов
застрахованных работников, включаются
в состав расходов в размере, не превышающем
6 % от суммы расходов на оплату труда
вместо 3 % по ранее действовавшему законодательству.
С 2009 года расширены условия
для принятия в расходы, уменьшающие
налоговую базу по налогу на прибыль
организаций, затрат налогоплательщика
на обучение по основным и дополнительным
профессиональным образовательным
программам, профессиональную подготовку
и переподготовку работников, а также
физических лиц, не являющихся сотрудниками
организаций - налогоплательщиков, заключивших
с ними договор, предусматривающий
обязанность такого физического
лица отработать у налогоплательщика
по трудовому договору не менее одного
года. Соответствующая оплата обучения
также не будет включаться в базу для налогообложения
налогом на доходы физических лиц и единым
социальным налогом.
В части пенсионного обеспечения
следует отметить, что с 2009 года в
состав расходов включаются суммы дополнительных
взносов работодателей, уплачиваемых
в соответствии с Федеральным
законом от 30 апреля 2008 г. N 56-ФЗ "О
дополнительных страховых взносах
на накопительную часть трудовой
пенсии и государственной поддержке
формирования пенсионных накоплений".
Начиная с 2009 года реализована
возможность учета при определении
налоговой базы по налогу на прибыль организаций
расходов на возмещение затрат работников
по уплате процентов по займам (кредитам)
на приобретение и (или) строительство
жилого помещения. Данная мера носит временный
характер (действует до 1 января 2012 года),
при этом сумма таких расходов не должна
превышать 3% от суммы расходов на оплату
труда (соответствующая оплата также не
подлежит налогообложению налогом на
доходы физических лиц и единым социальным
налогом).
В последние годы был принят
ряд мер, направленных на стимулирование
расходов организации на научные
исследования и опытно-конструкторские
разработки. В качестве дополнительной
меры с 2009 года установлена возможность
использования повышающего коэффициента
(1,5) в целях ускоренного учета
текущих затрат на научные исследования
и разработки. Вместе с тем одобренный
Правительством Российской Федерации
перечень соответствующих научных
исследований и опытно-конструкторских
разработок потребует уточнения
с точки зрения возможности его
администрирования налоговыми органами.
В рамках совершенствования
амортизационной политики, начиная
с 2009 года, концептуально пересмотрен
подход к начислению амортизации
в налоговых целях. Кодексом для
налогоплательщиков налога на прибыль
организаций предусмотрена возможность
отказа от пообъектного начисления амортизации
и переход к начислению амортизации
методом убывающего остатка по укрупненным
амортизационным группам (пулам). При
применении нелинейного метода начисления
амортизации налогоплательщики
получили возможность относить на расходы
до 50 процентов первоначальной стоимости
амортизируемого имущества в
первую четверть срока его полезного
использования. При этом у налогоплательщиков
сохраняется право выбора одного
из двух методов начисления амортизации.
Одновременно для основных
средств, относящихся к 3 - 7 амортизационным
группам, величина так называемой "амортизационной
премии" (то есть, возможности относить
на расходы текущего периода до начала
начисления амортизации определенную
долю расходов на приобретение или
создание основных средств) была увеличена
с 10 процентов до 30 процентов. Таким
образом, при комбинации нелинейного
метода начисления амортизации и
амортизационной премии по 3 - 7 амортизационным
группам налогоплательщики получили
возможность относить на расходы
основную часть стоимости приобретаемых
основных средств, что является существенной
льготой, оправданной во многих случаях
в условиях высокой инфляции и
отсутствия переоценки основных средств
в целях начисления амортизации.
Основными направлениями
налоговой политики Российской Федерации
на 2012 год и на плановый период 2013
и 2014 годов в области совершенствования
налога на прибыль является:
1. Уточнение порядка налогового
учета доходов от реализации
имущества, права на которые
подлежат государственной регистрации
в соответствии с законодательством
Российской Федерации
При применении метода начисления
датой получения дохода от реализации
признается дата реализации товаров (работ,
услуг, имущественных прав). Переход
права собственности на объекты
недвижимого имущества подлежит
государственной регистрации. В
связи с тем, что регистрация
права собственности может занимать
достаточно продолжительное время,
при приобретении таких объектов
в целях налогообложения прибыли
предусмотрена возможность начисления
амортизации с момента введения
основного средства в эксплуатацию
и подачи документов на государственную
регистрацию прав.
Целесообразно законодательно
закрепить порядок признания
дохода от реализации такого имущества
в налоговом учете на более
раннюю из следующих дат:
- дата передачи по передаточному
акту или иному документу о
передаче недвижимого имущества;
- дата реализации недвижимого
имущества.
2. Уточнение порядка признания
убытков в виде безнадежных
долгов для целей налогообложения
прибыли
Кодексом не предусмотрено
особого порядка признания безнадежными
долгов перед налогоплательщиком, подлежащих
уплате должником на основании решения
суда, вступившего в законную силу.
При окончании исполнительного
производства обязательство должника
перед кредитором не прекращается.
При этом в связи с тем, что
кредитором реализовано право на
судебную защиту по иску, признание
данной задолженности на основании
истечения срока исковой давности
невозможно.
В связи с этим необходимо
внесение изменения в статью 266 Кодекса
в части уточнения, что безнадежными
долгами признаются долги, невозможность
взыскания которых подтверждена
постановлением судебного пристава
- исполнителя об окончании исполнительного
производства, вынесенным в порядке,
установленном Федеральным законом
от 2 октября 2007 г. № 229-ФЗ «Об исполнительном
производстве», в случаях:
- если невозможно установить
местонахождение должника, его имущества
либо получить сведения о наличии
принадлежащих ему денежных средств
и иных ценностей, находящихся
на счетах, во вкладах или на
хранении в банках или иных
кредитных организациях;
- если у должника отсутствует
имущество, на которое может
быть обращено взыскание, и
все принятые судебным приставом-исполнителем
допустимые законом меры по
отысканию его имущества оказались
безрезультатными.
Совершенствование налога на
доходы физических лиц
В целях создания благоприятных
налоговых условий для формирования
добровольных пенсионных накоплений с
привлечением государственного софинансирования
было предусмотрено исключение из базы
по налогу на доходы физических лиц
взносов на софинансирование формирования
пенсионных накоплений, направляемых
для обеспечения реализации государственной
поддержки формирования пенсионных
накоплений, установлено освобождение
от обложения налогом на доходы физических
лиц и единым социальным налогом
взносов работодателя, уплачиваемых
в соответствии с Федеральным законом
от 30 апреля 2008 г. N 56-ФЗ "О дополнительных
страховых взносах на накопительную часть
трудовой пенсии и государственной поддержке
формирования пенсионных накоплений"
и с 2009 года увеличен размер социального
налогового вычета по налогу на доходы
физических лиц со 100 000 рублей до 120 000 рублей.