Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2014 в 16:28, курсовая работа
Целью курсовой работы является изучение действующей практики исчисления и уплаты косвенных налогов и определение дальнейшего пути их развития.
Исходя из цели исследования, основными задачами настоящей работы являются:
- изучит теоретические аспекты косвенного налогообложения;
- проанализировать действующую систему косвенного налогообложения в РФ;
- определить пути развития косвенного налогообложения.
Введение 5
1 Теоретические аспекты косвенного налогообложения 7
История возникновения и развития косвенного налогообложения в России и за рубежом 7
Место и роль косвенного налогообложения в налоговой системе 10
Исследование проблем косвенного налогообложения в РФ 15
2. Анализ действующей системы косвенного налогообложения на материалах УФНС по Республике Мордовия 24
2.1 Анализ динамики показателей поступления налога на добавленную стоимость в бюджет 24
2.2 Исследование действующего механизма акцизного налогообложения 29
2.3 Оценка организации и проведения налогового контроля в области косвенного налогообложения 44
3 Перспективы развития косвенного налогообложения в РФ 49
3.1 Совершенствование механизма взимания налога на добавленную
стоимость в Российской Федерации 50
3.2 Совершенствование системы акцизного налогообложения 50
3.3 Использование зарубежного опыта косвенного налогообложения в российской практике 55
Заключение 60
Список использованных источников
ФНС России в 2009 году по сравнению с 2008 годом снизило поступления администрируемых доходов в бюджет Российской федерации с 10032,8 млрд. руб. до 8379,3 млрд. руб., снижение составило 16,5% (Приложение А) [35].
Всего в 2009 году (по предварительным данным) в федеральный бюджет поступило 3 012,4 млрд. рублей администрируемых доходов, что на 26% меньше, чем в 2008 году (рисунок 2.1).
Показатели, заложенные на 2009 год в Федеральном законе «О федеральном бюджете на 2009 год и на плановый период 2010 и 2011 годов» в части ФНС России, выполнены. Бюджет получил дополнительно 402 млрд. рублей.
Рисунок 2.1- Поступление администрируемых ФНС доходов в федеральный бюджет
Основная масса администрируемых ФНС России доходов федерального бюджета обеспечена поступлениями НДС (39%), налога на добычу полезных ископаемых (33%), ЕСН (17%) и налога на прибыль (6%) (рисунок 2.2).
Рисунок 2.2 – Структура поступления администрируемых ФНС доходов в федеральный бюджет
Поступления налога на прибыль организаций в федеральный бюджет в 2009 году составили 195,4 млрд. рублей. По сравнению с 2008 годом поступления снизились в 3,9 раза.
Снижение поступлений обусловлено ухудшением результатов финансово-хозяйственной деятельности организаций и снижением с 2009 года ставки налога, зачисляемого в федеральный бюджет, с 6,5% до 2 процентов.
Поступления единого социального налога, зачисляемого в федеральный бюджет, в 2009 году составили 509,8 млрд. рублей и по сравнению с 2008 годом выросли на 3 млрд. рублей, или на 1%.
Поступления налога на добавленную стоимость на товары (работы, услуги), реализуемые на территории Российской Федерации, в 2009 году составили 1 176,6 млрд. рублей и по сравнению с 2008 годом выросли на 18%.
Налога на добавленную стоимость на товары, ввозимые на территорию Российской Федерации из Республики Беларусь, поступило в 2009 году 30,6 млрд. рублей, что на 24% меньше, чем в 2008 году.
Управление ФНС России по Республике Мордовия сообщает, что за январь-декабрь 2009 года в федеральный бюджет поступило налогов и сборов в сумме 3 820,0 млн. рублей (с учетом ЕСН).
Основная
доля доходов, поступивших в федеральный
бюджет, обеспечена поступлениями НДС
(50,2%), ЕСН (42,1%) и налога на прибыль (4,5 %).
Основные поступления в федеральный бюджет
за январь-декабрь 2009 года составили:
- налог на прибыль организаций в сумме 172,3 млн. рублей;
- налог на добавленную стоимость в сумме 1 917,3 млн. рублей;
- ЕСН, зачисляемый в доход федерального бюджета – 1 610,9 млн. руб.
По сравнению с аналогичным периодом прошлого года поступления сократились на 2 991,0 млн. рублей, или на 43,9 процента. Основные налоги, по которым произошло снижение, - налог на прибыль (снижение на 1 030,9 млн. рублей), НДС (снижение на 1 802,5 млн. рублей), акцизы (снижение на 199,5 млн. рублей).
Во внебюджетные
фонды (без ЕСН в федеральный бюджет) поступило
5 428,9 млн. рублей, что на 116,9 млн. рублей
больше поступлений соответствующего
периода прошлого года (темп роста 102,2%).
Общая сумма акцизов, поступивших в федеральный
бюджет за январь – декабрь 2009 года составила
46,1 млн. рублей, что на 199,5 млн. рублей меньше,
чем в январе – декабре 2008 года.
Плановые показатели за январь – декабрь 2009 года по поступлениям в федеральный бюджет (без МРИ ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам) выполнены на 104 %, в том числе по налогу на прибыль – на 82 %, по НДС – на 109 %, по акцизам – на 124 %, по единому социальному налогу – на 102 %, по ресурсным платежам – на 96 процентов.
2.2 Исследование действующего
С 1 января 2001 года, в связи с введением в действие части второй Налогового кодекса Российской Федерации (НК РФ) и признанием Закона об акцизах утратившим силу, перечень подакцизных товаров регламентируется пунктом 1 статьи 181 главы 22 "Акцизы" НК РФ.
Согласно НК РФ подакцизными товарами признаются:
1) спирт
этиловый из всех видов сырья,
за исключением спирта
2) спиртосодержащая продукция (растворы, эмульсии, суспензии и другие виды продукции в жидком виде) с объемной долей этилового спирта более 9 процентов.
Не рассматриваются как подакцизные товары следующая спиртосодержащая продукция:
• лекарственные, лечебно-профилактические, диагностические средства и препараты, если они внесены в Государственный реестр лекарственных средств и изделий медицинского назначения, лекарственные, лечебно-профилактические средства (включая гомеопатические препараты), изготавливаемые аптечными учреждениями по индивидуальным рецептам и требованиям лечебных организаций. Аналогично не облагаются препараты ветеринарного назначения, внесенные в Государственный реестр ветеринарных препаратов, разлитые в сосуды вместимостью не более 100 мл;
• парфюмерно-косметическая продукция, прошедшая государственную регистрацию, если вместимость сосуда, в который она разлита, не превышает 270 мл;
• спиртосодержащие товары бытовой химии в металлической аэрозольной упаковке;
• подлежащие дальнейшей переработке и (или) использованию для технических целей отходы, образующиеся при производстве спирта этилового из пищевого сырья, водок, ликероводочных изделий, соответствующие нормативной документации и внесенные в Государственный реестр этилового спирта из пищевого сырья, алкогольной и алкогольсодержащей продукции в РФ;
3) алкогольная продукция (спирт питьевой, водка, ликероводочные изделия, коньяки, вино и иная пищевая продукция с объемной долей этилового спирта более 1,5 процента, за исключением виноматериалов);
4) пиво;
5) табачная продукция;
6) автомобили
легковые и мотоциклы с
7) автомобильный бензин;
8) дизельное топливо;
9) моторные масла для дизельных и (или) карбюраторных (инжекторных) двигателей.
10) прямогонный бензин. Под прямогонным бензином понимают бензиновые фракции, полученные в результате переработки нефти, газового конденсата, попутного нефтяного газа, природного газа, горючих сланцев, угля и другого сырья, а также продуктов их переработки, за исключением бензина автомобильного.
Налогоплательщиками акциза признаются организации, индивидуальные предприниматели, совершающие операции, подлежащие обложению акцизами, включая лица, признаваемые плательщиками акцизов в связи с перемещением подакцизных товаров через таможенную границу РФ.
Для организаций и индивидуальных предпринимателей налоговый период составляет один календарный месяц.
В соответствии с п. 1 ст. 193 НКРФ налогообложение подакцизных товаров и подакцизного минерального сырья осуществляется по следующим единым на территории Российской Федерации налоговым ставкам (приложение А).
Налоговым кодексом РФ установлен особый режим налогового склада в отношении алкогольной продукции. Под режимом налогового склада понимается комплекс мероприятий налогового контроля, осуществляемый налоговыми органами в отношении алкогольной продукции с момента окончания ее производства и поступления на акцизный склад до момента ее отгрузки (передачи) покупателям. Под действием режима налогового склада находится территория, на которой расположены производственные помещения, используемые для производства алкогольной продукции, а также находящиеся вне этой территории акцизные склады для ее хранения. Алкогольная продукция, находящаяся в режиме налогового склада, хранится под контролем сотрудников налоговых органов в специально обустроенных помещениях до момента ее отгрузки (акцизные склады).
Должностные лица акцизного склада обязаны:
• вести учет хранящихся на складе подакцизных товаров и представлять налоговым органам отчетность об этих товарах;
• обеспечивать невозможность выбытия с акцизного склада подакцизных товаров без контроля сотрудников налоговых органов;
• обеспечивать невозможность доступа на акцизный склад посторонних лиц;
• выполнять требования налоговых органов по обустройству склада, обеспечению доступа сотрудников налогового органа к хранящимся товарам и предоставлению указанным сотрудникам безвозмездно оборудованных помещений и средств связи в целях обеспечения налогового контроля;
• по требованию налоговых органов оборудовать склад двойными запорными устройствами, одно из которых должно находиться в ведении налогового органа.
В связи с действием режима налогового склада в отношении производства и реализации алкогольной продукции налогообложение производится по следующим ставкам:
• при реализации покупателям, не являющимся акцизными складами, по обычным ставкам;
• при реализации на акцизные склады оптовых организаций — в размере 50 % от действующих ставок;
• при реализации оптовыми организациями с акцизных складов конечным потребителям — в размере 50 % от действующих ставок;
• при реализации оптовыми организациями с акцизных складов на акцизные склады других оптовых организаций акцизы не взимаются.
При реализации подакцизной продукции налогоплательщик обязан предъявлять сумму налога покупателю. В расчетных документах, в том числе в реестрах чеков и аккредитивов, первичных учетных документах, счетах-фактурах, сумма акциза выделяется отдельной строкой, за исключением случаев реализации подакцизной продукции за пределы территории Российской Федерации.
Вместе с тем продавцы подакцизных товаров, которые не являются налогоплательщиками акцизов, не обязаны выделять сумму акциза в расчетных документах и счетах-фактурах. Поэтому, если в указанных документах акциз не будет выделен, у налогоплательщика акцизов, использующих в процессе производства подакцизные товары, приобретаемые у продавцов, не являющихся их непосредственными производителями, не будет оснований для налоговых вычетов.
При уплате акцизов налогоплательщик вправе уменьшить сумму налога, подлежащую перечислению в бюджеты, на некоторые вычеты. Так, например, вычетам подлежат суммы акцизов, уплаченные при приобретении или ввозе подакцизных товаров, если в дальнейшем они используются в качестве сырья для дальнейшей обработки. Вычитаются также суммы уплаченных ранее акцизов при возврате покупателями подакцизных товаров или отказе от них. Алкогольная продукция подлежит обязательной маркировке марками акцизного сбора.
Постановлением Правительства РФ от 29 декабря 2001 г. № 915 «Об установлении ставок авансового платежа, уплачиваемого при покупке региональных специальных марок по подакцизным товарам, подлежащим обязательной маркировке» ставки авансового платежа определены в следующих размерах:
• на алкогольную продукцию с объемной долей этилового спирта до 25 % включительно — 0,3 руб. за марку;
• на алкогольную продукцию с объемной долей этилового спирта свыше 25 % — 0,8 руб. за марку.
Стоимость авансового платежа, уплаченного при приобретении специальных акцизных либо региональных марок, также подлежит вычету. Вычетам подлежат суммы акциза, уплаченные на территории РФ по спирту этиловому, произведенному из пищевого сырья, использованному для производства виноматериалов, в дальнейшем использованных для производства алкогольной продукции. При этом вычету подлежит сумма налога в размере, не превышающем сумму налога, исчисленную по формуле:
С = (А х К) : 100 %) х О,
где: С — сумма акциза, уплаченная по спирту этиловому, использованному для производства вина;
А — налоговая ставка на 1 литр стопроцентного (безводного) этилового спирта;
К — крепость вина;
О — объем реализованного вина.
Если к вычету предъявлена сумма, превышающая величину, рассчитанную по этой формуле, сумма превышения (отрицательная разница) относится на убытки предприятия.
К вычету принимаются только суммы, фактически уплаченные налогоплательщиком при условии наличия подтверждающих счетных документов и счетов-фактур, выставленных продавцами подакцизной продукции. Суммы акцизов по подакцизным товарам, использованным в качестве сырья для производства других подакцизных товаров, принимаются к вычету при односменном соблюдении двух условий: их фактической оплаты и списания стоимости использованных подакцизных товаров на затраты по производству реализованных подакцизных товаров.
Если сумма налоговых вычетов в каком-либо налоговом периоде превысит общую сумму акциза по реализованным подакцизным товарам, то в этом периоде акциз не уплачивается. Сумма превышения налоговых вычетов подлежит зачету в следующем налоговом периоде. Если и после зачета останется некоторая сумма превышения, то она может быть направлена на исполнение налоговых обязательств по другим налогам и сборам, на уплату пени, на погашение недоимки и присужденных санкций в рамках одного бюджета. По истечении трех налоговых периодов, следующих за отчетным, сумма, которая не была зачтена, подлежит возврату налогоплательщику по его заявлению.
По основной массе подакцизной продукции дата реализации определяется как день отгрузки указанной продукции. При реализации дизельного топлива, бензина с октановым числом ниже 80, моторных масел для дизельных и карбюраторных двигателей и природного газа дата реализации определяется на день оплаты. Датой реализации алкогольной продукции с акцизного склада является день завершения действия режима налогового склада.
Информация о работе Перспективы развития косвенного налогообложения в РФ