Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Апреля 2013 в 12:07, курсовая работа
Интернет-сайты позволили использовать в работе законодательную базу с последними изменениями, готовящимися изменениями, а также материалы об истории налоговых органов Украины, структуре налоговых администраций.
Цели и задачи определили структуру курсовой работы из введения, трех глав основной части и заключения.
Введение 3
1. История становления налоговых органов Украины 5
2.Система налоговых органов Украины 9
2.1.Функции и полномочия налоговых органов 10
2.2 Налоговые администрации 12
2.3.Налоговая милиция 14
3.Правовое регулирование деятельности налоговых органов Украины 17
Выводы 23
Приложение 1 24
Приложение 2 26
Приложение 3 30
Список использованных источников и литературы 31
- -
МІНІСТЕРСТВО ОСВІТИ ТА НАУКИ УКРАЇНИ
ДНІПРОПЕТРОВСЬКІЙ НАЦІОНАЛЬНИЙ УНІВЕРСИТЕТ
Виконав: студент групи
ЗЮП-2002-03 (4)
Терещенко Р.В.
Науковий керівник:
Доц. Данількевич М.І.
Введение 3
1. История становления налоговых органов Украины 5
2.Система налоговых органов Украины 9
2.1.Функции и полномочия налоговых органов 10
2.2 Налоговые администрации
2.3.Налоговая милиция
3.Правовое регулирование
деятельности налоговых
Выводы 23
Приложение 1 24
Приложение 2 26
Приложение 3 30
Проблема налогов - одна из наиболее сложных и противоречивых в мировой практике ведения народного хозяйства, т.к. налоги – основной источник бюджетных поступлений и, следовательно, финансирования социальных и других общегосударственных программ. Особенно актуальна эта проблема для Украины и других стран СНГ, где формирование налоговых систем и налоговых органов еще продолжается. Несовершенство налоговых механизмов ведет к тому, что сокрытие налогов составляет более 50%, в то время, как в развитых странах – не более 10-15%.
Налог — это сбор, устанавливаемый государством и взимаемый на основании законодательно закрепленных правил для удовлетворения общественных потребностей. Налоги связаны с существованием государства. Оно определяет общественные потребности, в том числе и их структуру. Поэтому роль налогов вторична. Системы налогообложения и налоговых органов в разных странах отличаются друг от друга: по структуре, набору налогов, способам их взимания, налоговым ставкам, фискальным полномочиям различных уровней власти, налоговой базе, налоговым льготам. Это закономерно, так как налоговые системы складывались и продолжают складываться под воздействием разных экономических, политических и социальных условий.
Одно из центральных
мест в системе налогообложения
любого государства, в т.ч. и Украины,
занимают налоговые органы. Поэтому
целью данной работы является анализ
системы налоговых органов
В качестве источников были использованы монография проф.Кучерявенко Н.П. «Налоговое право», учебное пособие под редакцией проф.Князева В.Г. и проф. Черника Д.Г. «Налоговые системы зарубежных стран» и ряд сайтов, в т.ч. органов государственной власти, в Интернете. Труд проф.Кучерявенко Н.П. отличает фундаментальность, разностороннесть, однако ряд его положений устаревает в связи с изменениями законодательной базы в последнее время. Проф.Кучерявенко Н.П. также подробно рассматривает, кроме собственно налоговых органов (в узком смысле) и условно (или формально) налоговые – таможенные органы, Министерство финансов, Нацбанк Украины, госказначейство. Книга Князева В.Г. изобилует фактическим и справочным материалом, однако материал в ней недостаточно систематизирован, например, в главе об Испании подробно расписана деятельность налоговых органов, чего нет совсем в других главах. Также было бы интересно увидеть в ней и материалы о странах, в своё время начинавших «с нуля»: Корее, Тайване, Балтийских государствах, странах Восточной Европы.
Интернет-сайты позволили использовать в работе законодательную базу с последними изменениями, готовящимися изменениями, а также материалы об истории налоговых органов Украины, структуре налоговых администраций.
Цели и задачи определили структуру курсовой работы из введения, трех глав основной части и заключения.
Во все времена и во всех народов государственно организованное общество не могло и не может обходиться без такого важного социального института, как система налогообложения. Благодаря налогам государство имеет возможность накапливать и сосредоточивать материально-финансовые ресурсы, необходимые для ее функционирования: управление общественными делами, поддержание общественного правопорядка, решение разнообразных социальных проблем, в частности и области образования.
На территории Украины первые сведения об обязательных сборах с населения относятся к 9 веку, когда здесь с местных жителей собиралась дань в пользу соседнего Хазарского каганата. С образованием в 9 веке Русского государства со столицей в Киеве дань собиралась уже киевскими князьями методом «полюдья» при ежегодном объезде подконтрольных территорий князем с дружиной.
На протяжении XIII века в различных княжествах проводятся переписи населения с целью определения, как мы сейчас говорим налоговой базы и более полного сбора дани. Так, в 1245 г. ордынцы проводят перепись населения Великого киевского княжества. Собираемая на основе переписей дань постепенно сосредоточивается в руках великого князя, т.к. именно русские князья были сборщиками налогов, в т.ч. и для золотоордынских ханов. На протяжении XIV – XV вв. со свободного населения помимо ордынской дани взимается особая дань, которая прямо направляется в княжескую казну.
В период нахождения украинских земель в составе Великого Княжества Литовского и Речи Посполитой (14-18 вв.) налоговые правоотношения регулировались здесь в основном положениями Литовских Статутов и Магдебургского права.
В 17-18 вв. основная часть Украины оказалась в составе Российской империи. С этим периодом связано учреждение общероссийской Ближней канцелярии, в которую все приказы и Ратуша обязаны были ежемесячно и ежегодно представлять отчеты о всяких окладных и неокладных приходах и расходах, роспись государственных доходов и расходов стала составляться каждый год. В 1704 г. был образован специальный штат "прибыльщиков", в обязанность которых входило придумывание новых налогов.
В 1708 г. было учреждено 8 губерний (позже 11), целью чего было территориальное распределение военных и иных расходов. С 1715 г. губернии делились на доли по 5536 дворов или около того, "как удобнее по расстоянию места". В соответствии с количеством долей производилась разверстка по губерниям государственных повинностей. Управителем каждой доли (кроме дел городского управления) назначался особый ландрат. С ландратов, высылавших меньше предусмотренного окладом, жалование взыскивалось обратно. На созданный в 1711 г. Правительствующий Сенат были возложены задачи высшего распоряжения и надзора за управлением, в первую очередь финансовым. Тем же указом было определено "учинить фискалов во всяких делах". Доносительство было прямой служебной обязанностью фискалов всех уровней. Указом 12 декабря 1715г. было образовано 9 коллегий. Денежными делами ведала Камер-коллегия, счет и рассмотрение всех государственных приходов и расходов было возложено на Ревизион-коллегию, Штат-контора занималась расходами и предоставляла ежегодно генеральный экстракт, где "на одной странице все доходы кратко означены, а на другой странице листа все расходы: також вкратце объявлены быть имеют".
В 1719 г. были произведены реформы в местном управлении. Губернии теперь делились на провинции, заменившие ландратские доли. Во главе провинций были поставлены воеводы, которым подчинялись земские камериры, ответственные за сбор казенных доходов.
Необходимо отметить, что в петровские времена количество налогов и их величина значительно возрасли, что явилось следствием петровских реформ, не всегда до конца продуманных, и его военных авантюр.
В России в разные периоды, начиная с XV века, существовали таможенные, соляные и винные откупы. Откупы представляли собой специфическую модель сбора налогов с населения, при которой государство передавало право на сбор определенных налогов частным лицам – откупщикам. Наиболее широкое распространение получили винные откупы в XVIII – XIX вв., фактически представлявшие одну из возможных форм реализации государственной винной монополии. Восстановленные в 30-х годах XIX века винные откупы просуществовали до 1863 г., когда были заменены акцизами на алкогольную продукцию.
В советские времена
Совет Министров СССР был обеспокоен несовершенством системы контроля за соблюдением законодательства о налогах, полноте и своевременности внесения платежей в бюджет, слабой ответственностью предприятий, организаций и населения за выполнение налоговых обязательств. Таким образом, возникла настоятельная необходимость реорганизации финансовой системы, результатом чего стало постановление Совета Министров СССР "О государственной налоговой службе в составе Министерства финансов СССР" от 24 января 1990 года, во исполнение которой было принято и соответствующее постановление Правительства УССР от 12 апреля 1990 года, о создании в системе Минфина Государственной налоговой службы. В ее состав вошли Главная государственная налоговая инспекция, а также госналогинспекции в областях, районах и городах. История сегодняшней налоговой службы начинается именно из этих исторически важных документов.
Поступления налогов в бюджеты всех уровней и в современной Украине контролируются государственной налоговой службой.
Создание Государственной
Первым руководителем главной ГНИ Украины был назначен Тентюк Виктор Петрович. Под его непосредственным руководством подбирались руководители областных налоговых служб, кандидатуры которых утверждались коллегией Министерства финансов.
Следует отметить, что налоговые органы, хотя и были в 1990 году выделены в отдельную государственную организацию, остались в структуре Министерства финансов, которое не предоставляло им настоящей самостоятельности так нужной для выполнения задач, поставленных государством. Учитывая требования времени, необходимость достижения мобильности службы, возможности вынесения быстрых взвешенных решений, 22 августа 1996 года появляется Указ Президента Украины о создании Государственной налоговой администрации, которую возглавил Николай Янович Азаров. Только после этого Указа налоговая служба получила стимулы для дальнейшего развития, т.к. все условия для успешной работы были созданы.
До 1996 года документальные проверки проводили налоговые органы, а процессуальное оформление налоговых преступлений для принятия санкций возлагалось на специальные подразделения Управления внутренних дел. Работа проводилась разрозненно, существовал разрыв в цепи доведения дел к логическому правовому завершению. Назрела потребность иметь оперативную, высокомобильную структуру - налоговую милицию, которая была создана Указом Президента Украины Л.Д.Кучмы №1013/96 от 30 октября 1996 года. В составе Государственной налоговой администрации Украины было образовано Главное управление налоговой милиции.
Подразделения налоговой полиции с первого дня своего существования в новой структуре активно включились в работу и доказали правильность принятого решения. Значительно активизировалась борьба с "теневой" экономикой, намного результативнее стали финансовые проверки после привлечения к ним сотрудников налоговой полиции. Функции налоговой милиции состоят из проведения оперативно-розыскной работы, проверки бухгалтерских документов, раскрытия преступлений в налоговой сфере.
Приказом ГНА Украины от 9 августа 2001 года № 320 в составе государственной налоговой службы Украины образован Департамент по вопросам администрирования акцизного сбора и контроля за производством и оборотом подакцизных товаров. Приказ выдан во исполнение Указа Президента Украины "Об усилении государственного контроля за производством и оборотом спирта, алкогольных напитков и табачных изделий" и на основании Постановления Кабинета Министров Украины от 7 августа 2001 года № 940. В каждой области Украины созданы Региональные управления Департамента, что позволило и в областях сконцентрировать в одной государственной структуре все вопросы, связанные с государственным регулированием и контролем на рынке алкоголя и табака и других подакцизных товаров.