Податкові органи України

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Апреля 2013 в 12:07, курсовая работа

Краткое описание

Интернет-сайты позволили использовать в работе законодательную базу с последними изменениями, готовящимися изменениями, а также материалы об истории налоговых органов Украины, структуре налоговых администраций.
Цели и задачи определили структуру курсовой работы из введения, трех глав основной части и заключения.

Содержание

Введение 3
1. История становления налоговых органов Украины 5
2.Система налоговых органов Украины 9
2.1.Функции и полномочия налоговых органов 10
2.2 Налоговые администрации 12
2.3.Налоговая милиция 14
3.Правовое регулирование деятельности налоговых органов Украины 17
Выводы 23
Приложение 1 24
Приложение 2 26
Приложение 3 30
Список использованных источников и литературы 31

Вложенные файлы: 1 файл

!НАЛОГОВЫЕ ОРГАНЫ_КУРС.doc

— 214.00 Кб (Скачать файл)

Лица вспомогательного состава  обеспечивают деятельность должностных  лиц и лиц оперативного состава (технические секретари и т. п.).

2.3. Налоговая милиция

 

Создание налоговой милиции в 1998 году стало необходимым условием формирования эффективной налоговой системы. Наряду с Государственной таможенной службой, подразделениями по борьбе с экономическими преступлениями Министерства внутренних дел налоговая милиция являются частью сил, которые обеспечивают экономическую безопасность Украины.

По своему содержанию полномочия органов  налоговой милиции аналогичны полномочиям  других правоохранительных органов, в  частности, органов внутренних дел, Службы безопасности. Однако они отличаются своим предметом и основными направлениями деятельности. Иногда полномочия органов налоговой милиции несколько шире. Это касается, например, административных полномочий в финансовой сфере.

Закон Украины от 5 декабря 1998 года внес важные изменения в Закон Украины «О Государственной налоговой службе в Украине» и закрепил в составе органов государственной налоговой службы соответствующие специальные подразделения по борьбе с налоговыми правонарушениями — налоговую милицию (ст. 1). Появился новый (5-й) раздел «Налоговая милиция». Согласно ему налоговая милиция является специфическим правоохранительным органом по борьбе с налоговыми правонарушениями, действующим в составе соответствующих органов государственной налоговой службы, и осуществляет контроль за соблюдением налогового законодательства, выполняет оперативно-розыскную, уголовно-процессуальную и охранительную функции. Если деятельность налоговых администраций связана с уплатой налогов, то налоговая милиция осуществляет взыскание налоговых платежей.

Широкий перечень задач, которые стоят  перед органами налоговой милиции, можно сгруппировать в два  блока:

— предупреждение и пресечение налоговых  правонарушений, прежде всего преступлений;

— предупреждение и пресечение правонарушений в системе налоговых органов.

Обязанности налоговой милиции  могут быть разделены на следующие  четыре группы:

а) обязанности по выявлению и  пресечению налоговых правонарушений (например, проводить в соответствии с законодательством оперативно-розыскные  мероприятия, дознание и предварительное следствие с целью выявления и пресечения налоговых преступлений, осуществлять поиск лиц, которые совершили указанные преступления или подозреваются в их совершении, а также принимать меры по возмещению нанесенного государству убытка; осуществлять в рамках своей компетенции производство по делам о налоговых преступлениях и нарушениях, и т. п.);

б) обязанности по охране налоговых  органов (например, обеспечивать безопасность деятельности государственных налоговых  инспекций, защищать их сотрудников при выполнении ими служебных обязанностей);

в) обязанности по борьбе с коррупцией (например, проводить работу по выявлению  и пресечению фактов коррупции в  налоговых органах и органах  налоговой милиции);

г) обязанности по взаимодействию (например, выполнять в рамках своей компетенции решения судов, постановления судий, письменные поручения прокуроров, следователей о проведении розыскных и других предусмотренных законом действий, оказывать им содействие в проведении отдельных процессуальных действий; оказывать содействие налоговым органам, органам прокуратуры, предварительного следствия, государственной безопасности, внутренних дел и другим государственным органам в выявлении, предупреждении и пресечении преступлений и нарушений в сфере налогового законодательства; и т. п.);

д) обязанности по охране (например, сотрудники налоговой милиции обязаны  хранить государственную, служебную, коммерческую тайну, тайну сведений о взносах физических лиц и  другую информацию, полученную ими  при исполнении служебных обязанностей).

Права органов налоговой милиции  можно классифицировать таким образом:

а) права по выявлению, раскрытию  и пресечению преступлений и других правонарушений (например, проводить  в соответствии с законодательством  оперативно-розыскные мероприятия  с целью выявления, предупреждения и пресечения фактов сокрытия доходов от налогообложения и уклонения от уплаты налогов, дознание и предварительное расследование по которым отнесены законом к ведению органов налоговой милиции, и т. п.);

б) права по применению мер принуждения (например, прекращать операции плательщиков налогов по счетам в банках и кредитных учреждениях на срок до одного месяца в случаях непредоставления документов, связанных с расчетом и уплатой налогов; решение о прекращении операций по указанным счетам принимает начальник органа налоговой милиции или его заместитель; налагать административный арест на имущество юридических и физических лиц с дальнейшей реализацией этого имущества в установленном порядке в случаях невыполнения указанными лицами обязанностей по уплате налогов, сборов и других обязательных платежей для обеспечения своевременного поступления сумм сокрытых налогов, сборов и других обязательных платежей в соответствующий бюджет, и т. п.);

в) права по реагированию на выявленные нарушения налогового законодательства (например, в соответствии с компетенцией органов налоговой милиции направлять в качестве предупреждения письменные требования руководителям, главным бухгалтерам и другим должностным лицам банков и других организаций независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, а также гражданам (физическим лицам) в целях устранения нарушений законодательства, своевременной и полной уплаты' налогов и других обязательных платежей, предоставления отчетной и иной документации в установленные сроки, ведения бухгалтерского учета в соответствии с законодательством, а при необходимости — восстановления бухгалтерского учета за счет собственных средств плательщика налогов, контролировать выполнение этих требований и т. п.);

г) права по наложению взысканий.

Место налоговой милиции в системе  правоохранительных органов определяется не только сходством отдельных ее задач с задачами других органов  власти, в частности отдельных  служб милиции, таможенного контроля, но и тождественностью приемов и методов их решения. Достаточно отметить, что сотрудник налоговой милиции, как и оперативные работники милиции, имеет право разрабатывать оперативно-розыскные мероприятия, возбуждать уголовные дела, которые относятся к их компетенции, проводить дознание, следствие, поиск лиц, подозреваемых в совершении преступлений, и т. д. Однако, если оперативные подразделения милиции имеют право осуществлять оперативно-розыскные мероприятия и возбуждать уголовные дела, которые относятся к компетенции следственных органов внутренних дел и прокуратуры, то органы налоговой милиции уполномочены вести оперативно-розыскные действия с целью выявления только налоговых преступлений. Выявление при этом других преступлений влечет за собой передачу соответствующей информации тем правоохранительным органам, в компетенцию которых они входят. В таком же положении находятся органы дознания таможенной службы.

 

 

 

3. Правовое регулирование  деятельности налоговых органов  Украины

 

В своей деятельности налоговые  органы Украины руководствуются  Конституцией Украины, Законами Украины, Указами Президента Украины, Постановлениями  Кабинета Министров Украины и  другими нормативно-правовыми актами, особенно законодательством, регламентирующим деятельность налоговых органов, в т.ч. налоговой милиции, порядок начисления и уплаты отдельных видов налогов и сборов, а также уголовным, уголовно-процессуальным, административным, административно-процессуальным, хозяйственным, хозяйственно-процессуальным, гражданским и гражданско-процессуальным законодательством Украины.

Первоначально статус, функции и  правовые основы деятельности органов  государственной налоговой службы (далее  - ГНС) Украины определил принятый 4 декабря 1990 года № 509-ХІІ Закон Украинской ССР "О государственной налоговой службе в Украинской ССР" (который  с рядом изменений действует и поныне).

Этот закон устанавливает систему  госналогслужбы, её задания (1-й раздел), функции (2-й раздел), права, обязанности, ответственность (3-й раздел), организационные вопросы, вопросы правовой и социальной защиты должностных лиц налоговой службы (4-й раздел), а также вопросы, связанные с функционированием налоговой милиции (5-й раздел).

Законом Украины от 7 июля 1992 года № 2555-ХІІ "О внесении изменений в  Закон Украинской ССР "О государственной  налоговой службе в Украинской ССР" определено, что государственная  налоговая служба в Украине создавалась  при Министерстве финансов Украины  в составе Главной государственной налоговой инспекции Украины и государственных налоговых инспекций в республике Крым, областях, районах, городах и районах в городах.

На начальном этапе в основу построения организационной структуры  органов ДПС Украины была заложена структура жесткой вертикальной централизации с привязкой к административно-территориальному устройству государства.

Законом Украины от 25 июня 1991 года № 1251-ХІІ "О системе налогообложения" определены принципы построения системы  налогообложения в Украине, налоги и сборы, (обязательные платежи) к бюджетам и к государственным целевым фондам, а также права, обязанности и ответственность налогоплательщиков.

С целью корректирования налоговой  политики соответственно основным направлениям экономических реформ в Украине, защиты интересов отечественного товаропроизводителя, усиление налоговой и платежной дисциплины, обеспечение своевременных поступлений в доходную часть бюджета издан Указ Президента Украины от 31 июля 1996 года № 621/96 "О мерах по реформированию налоговой политики".

22 августа 1996 года Президентом  Украины издан Указ № 760/96 "Об  образовании Государственной налоговой  администрации Украины и местных  государственных налоговых администраций"  и Указ от 30 октября 1996 года  № 1013/96 "Вопросы государственных налоговых администраций", что было обусловлено объективной необходимостью, а именно:

  • не достигалась главная цель, которая относилась перед органами ДПС Украины, - обеспечение своевременных поступлений в бюджет средства, необходимых для финансирования государственных расходов;
  • ГНС Украины действовала преимущественно как фискальный орган, который направляя свои усилия на легальный бизнес.

Данными указами предполагалось, что  Государственная налоговая администрация  Украины является центральным органом исполнительной власти, а государственные налоговые администрации в областях, районах, городах и районах в городах - самостоятельными единицами, которые не входят в состав местных государственных администраций.

В августе 1996 года в соответствии с указанным выше Указом Президента Украины от 22 августа 1996 года № 760/96 в составе Государственной налоговой администрации Украины была создана налоговая полиция, которая с февраля 1998 года начала называться налоговой милицией.

В феврале 1998 года Верховная Рада Украины одобрила новую редакцию Закона Украины "О государственной налоговой службе в Украине" и Закон Украины "О внесении изменений и дополнений в Уголовно-процессуальный кодекс Украины и некоторых других законодательных актов Украины в связи с образованием налоговой милиции", в состав которой вошли:

  • Главное управление налоговой милиции,
  • Следственное управление налоговой милиции,
  • Управление по борьбе с коррупцией в органах ГНС Украины.

Таким образом, была создана качественно  новая система органов ГНС Украины, в состав которой вошли:

  • Государственная налоговая администрация Украины (далее - ГНА Украины);
  • государственные налоговые администрации в АР Крым, областях, городах Киеве и Севастополе;
  • государственные налоговые инспекции в районах, городах, районах в городах.

Создание стабильной налоговой  системы, которая бы в своей основе имела четкую организацию порядка  стабильной уплаты налогов, сборов и  других обязательных платежей, было актуальным с первых дней независимости Украины.

На этапе становления налоговой системы Украины в условиях развития рыночного отношения первоначально сформировалась централизованная вертикальная система органов ГНС с выраженной специализацией по видам налогов. Такая организационная структура была объективной необходимостью в период разработки основ налогового законодательства страны, создание методологической базы его реализации на практике, отладка механизма начисление и взыскание налогов.

С 1997 года ГНА Украины была выработана единая целенаправленная идеология развития ГНС Украины, которая состояла в обеспечении соответствия реформам в общественной и экономической жизни страны.

Вместе с тем оказалась  необходимость комплексной модернизации органов ГНС Украины.

В действующей организационной  структуре не существовало типичной организационно-функциональной структуры районного и областного уровня, что препятствовало эффективному управлению деятельности налоговых органов.

В результате реорганизации  центрального аппарата ДПС Украины  были заложены важные организационные предпосылки для развития методологии относительно функциональной деятельности и созданы новые управления: принудительного взыскания налогов; по работе с плательщиками налогов; Государственного реестра физических лиц; АИС "Налоги" юридических лиц; апелляций; организации документальных проверок; налоговой полиции; по борьбе с коррупцией; организационно-распорядительное; экономического анализа.

В марте 1998 года была утверждена типичная организационная структура государственных  налоговых администраций и инспекций (приказ ГНА Украины от 06.03.98 № 97 "Об утверждении организационной структуры государственных налоговых администраций и инспекций"), что разрешило вместе с внедрением типичной организационной структуры органов ДПС Украины целеустремленно проводить работу относительно максимального удешевления функции государства по мобилизации налогов, собрания, обязательных платежей.

Информация о работе Податкові органи України