Податкові органи України

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Апреля 2013 в 12:07, курсовая работа

Краткое описание

Интернет-сайты позволили использовать в работе законодательную базу с последними изменениями, готовящимися изменениями, а также материалы об истории налоговых органов Украины, структуре налоговых администраций.
Цели и задачи определили структуру курсовой работы из введения, трех глав основной части и заключения.

Содержание

Введение 3
1. История становления налоговых органов Украины 5
2.Система налоговых органов Украины 9
2.1.Функции и полномочия налоговых органов 10
2.2 Налоговые администрации 12
2.3.Налоговая милиция 14
3.Правовое регулирование деятельности налоговых органов Украины 17
Выводы 23
Приложение 1 24
Приложение 2 26
Приложение 3 30
Список использованных источников и литературы 31

Вложенные файлы: 1 файл

!НАЛОГОВЫЕ ОРГАНЫ_КУРС.doc

— 214.00 Кб (Скачать файл)

С целью дальнейшего внедрения в органах государственной налоговой службы основных положений Концепции административной реформы в Украине, организационного усовершенствования, рационального использования кадрового ресурса на местном уровне, максимального удешевления функций государства в вопросах сбора налогов и поэтапного внедрения проекта консолидации органов государственной налоговой службы Украины, предусмотренного Стратегическим планом развития ГНС на период до 2013 года, а также проектом "Программы модернизации государственной налоговой службы Украины" и во исполнение требований приказа ГНА Украины от 29.04.2004 года № 254 "Об утверждении Программы реорганизации государственных налоговых инспекций с штатной численностью до 70 единиц с 2004 года в составе органов государственной налоговой службы в областях действуют:

-  государственные налоговые  администрации (областные),  
- специализированные государственные налоговые инспекции; 
- государственные налоговые инспекции в районах  
- объединенные государственные налоговые инспекции  
- межрайонные государственные налоговых инспекции  
           Стало ясно: от того, как будет работать налоговая администрация, а в ее составе - налоговая милиция, много что зависит - развитие экономики, социальной сферы, благосостояние граждан. Таким образом, в 1996 году была создана единая налоговая структура.


2. Система налоговых  органов

Государственная налоговая служба Украины создана как единая система  управления и контроля за соблюдением  налогового законодательства, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет налогов и других обязательных платежей, установленных законодательством. Налоговые инспекции есть в каждом районе, в каждом городе областного подчинения. Они не зависят от других институтов исполнительной власти на местах, но по некоторым вопросам (например, по постановке на налоговый учет налогоплательщиков, регистрации предпринимательской деятельности) работают в тесном взаимодействии с ними. Спектр обязанностей налоговых инспекций довольно широкий — от постановки налогоплательщиков на учет до выявления и принудительного взыскания неуплат по налогам и сборам.

Государственное управление налогообложением и налоговый контроль как часть  государственного управления и финансового  контроля вообще отличаются от других форм управления и контроля тем, что их объектом являются различные виды налогов, организация функционирования системы уплаты налогов. Государственные налоговые органы организуют работу и выполняют основные функции по обеспечению полноты, правильности и своевременности внесения налогов в бюджеты, предотвращению налоговых нарушений и привлечению к ответственности за нарушение налогового законодательства. Государственная налоговая служба является единой системой органов управления и контроля за соблюдением налогового законодательства. Основные функции управления и контроля в налоговой сфере направлены на обеспечение правильности исчисления, полноты и своевременности внесения в соответствующие бюджеты налогов и других обязательных платежей, установленных законодательством.

Вряд ли справедливо видеть главное  содержание деятельности налоговых  органов в контроле или сборе  налогов. Как правило, налоги уплачиваются плательщиками самостоятельно и  налоговые органы лишь управляют  этим процессом, контролируют его, поэтому непосредственно сбором они не занимаются. Нельзя говорить и исключительно о контрольных функциях, особенно когда речь идет о разработке форм отчетности, разъяснении применения налогового законодательства. Правильнее определить содержание деятельности органов как управление процессом поступления налогов и сборов в бюджеты и целевые фонды.

Общей налоговой компетенцией наделены именно налоговые инспекции и  администрации, которые выступают  уполномоченной стороной по поводу уплаты (взыскания) налогов и сборов, осуществляющие налоговый контроль, привлечение плательщиков к ответственности за осуществление налогового правонарушения от лица государства.

Специальной налоговой компетенцией наделены несколько органов. Налоговая  милиция наделена специальными полномочиями в области налогообложения, которые применяет в случае совершения преступлений, административных правонарушений при уплате налогов; осуществляет защиту работников налоговых органов и расследование случаев коррупции в системе налоговых органов.

2.1.Функции и полномочия налоговых  органов

Характеристике функций государственных  налоговых органов посвящен Закон  Украины от 5 февраля 1998 года. Они  дифференцируются в зависимости  от уровня налоговых органов. К ним  относятся:

1. Учет налогоплательщиков.

2. Контроль за выполнением налогоплательщиками  законодательства.

3. Обеспечение бухгалтерского учета.

4. Утверждение форм расчетов  и отчетности.

5. Разработка направлений, форм  и методов налоговых проверок  и их осуществление.

6. Применение мер ответственности к нарушителям законодательства о налогах.

Все права и обязанности, формирующие полномочия налоговых органов, распределяются на две группы. Во-первых, это группа, которая корреспондируется и согласуется с правами и обязанностями плательщиков (обязанность давать информацию относительно налогообложения, связанная с правом налогоплательщиков на такую информацию). Во-вторых, группа самостоятельных прав и обязанностей, которые реализуются при взаимодействии с другими органами или при наложении санкций. Очень важно закрепление исчерпывающего перечня прав и обязанностей налоговых органов. Именно это может ограничить противозаконное применение действий относительно плательщиков налогов, а у последних создать уверенность в защите со стороны государства, которое рассматривает налогоплательщика не как потенциального правонарушителя, а как партнера.

Исходя из функций налоговых  органов, можно выделить следующие  группы полномочий:

1) Полномочия по учету налогоплательщиков.

2)Полномочия по контролю за выполнением налогоплательщиками налогового законодательства (например, проверка документов, связанных с исчислением и уплатой налогов и других обязательных платежей на предприятиях, в учреждениях, организациях любых форм собственности и любых организационно-правовых форм, а также гражданами;

3) Полномочия налоговых органов по расчету окладных налогов (например, требовать бесплатного предоставления информации, необходимой для исчисления налогов, от органов, осуществляющих учет и оценку налогооблагаемого имущества (ведение имущественных кадастров); требовать от органов, осуществляющих юридически значимые действия, которые служат основанием для привлечения плательщиков налогов к уплате налогов, бесплатного своевременного предоставления информации об этих действиях, и т. п.);

4) Полномочия по ведению оперативно-бухгалтерского учета сумм налогов и других платежей.

5) Полномочия по применению мер, направленных на прекращение (предотвращение) нарушений налогового законодательства (например, прекращать операции предприятий и граждан по текущим и другим счетам в банках и других финансово-кредитных учреждениях в случае непредоставления или отказа предоставить государственным налоговым инспекциям и их должностным лицам бухгалтерских отчетов, балансов, расчетов, деклараций и других документов, связанных с расчетом или уплатой налогов и других обязательных платежей в бюджет, и т. п.);

6) Полномочия по применению мер по предотвращению или ликвидации убытков, нанесенных плательщику налогов или бюджету (например, взимать недоимку по налогам; проводить возврат или зачет в счет будущих платежей излишне взысканной или уплаченной суммы налога, и т. п.);

7) Полномочия по применению мер ответственности к нарушителям налогового законодательства (например, налагать административные взыскания, финансовые санкции на юридические и физические лица и т. п.);

8) Полномочия по контролю выполнения субъектами предпринимательской деятельности требований законодательства относительно наличного денежного обращения (например, регистрировать контрольно-кассовые аппараты, используемые при осуществлении денежных расчетов с населением; проверять документы, связанные с применением контрольно-кассовых аппаратов, получать объяснения, справки и сведения по вопросам, возникающим при проверках, и т. п.);

9) Полномочия налоговых органов в сфере валютного контроля.

10) Полномочия налоговых инспекций по взысканию сумм штрафов, наложенных другими государственными инспекциями И контрольными органами.

11) Полномочия по изданию инструктивных и методических указаний по применению законодательства о налогах'.

2.2. Налоговые администрации (инспекции)

 

Государственная налоговая администрация  Украины является органом исполнительной власти, возглавляемым Председателем  который по должности является министром. Председатели государственных налоговых администраций в Автономной Республике Крым, областях, городах Киеве и Севастополе назначаются и освобождаются Президентом Украины.

Главными задачами Государственной  налоговой администрации Украины  является:

осуществление контроля за соблюдением налогового законодательства, правильностью исчисления и уплаты налогов; принятие решений по наложению финансовых санкций и административных штрафов; принятие нормативных и методических документов по вопросам налогообложения.

Анализ законодательства позволяет выделить следующие общие функции всех подразделений Государственной налоговой службы (общие функции налоговых органов):

1) обеспечивать учет плательщиков  налогов;

2) обеспечивать контроль за выполнением  плательщиками налогов и другими  участниками налоговых отношений налогового законодательства;

3) осуществлять расчет окладных  налогов;

4) вести оперативно-бухгалтерский  учет сумм налогов и других  платежей;

5) применять меры к прекращению  (предотвращению) нарушений налогового  законодательства;

6) осуществлять контроль за исполнением  субъектами предпринимательской  деятельности требований законодательства  относительно наличного денежного  обращения;

7) применять восстановительные  меры по предотвращению или  ликвидации убытков, нанесенных  бюджету или плательщику налогов;

8) применять меры ответственности  к нарушителям налогового законодательства;

9) осуществлять учет, оценку и  реализацию конфискованного, бесхозного  имущества, имущества, которое  перешло по пра-ву наследования  к государству, и кладов;

10) выступать агентом валютного контроля:

11) выступать исполнительным органом  по применению мер взыскания,  налагаемых государственными инспекциями  и другими контролирующими органами.

Государственная налоговая администрация  Украины включает три уровня:

— высшее звено — Государственная налоговая администрация;

—среднее звено — государственные налоговые администрации Автономной Республики Крым, областей и городов с районным делением;

— низовое (базовое) звено — государственные налоговые инспекции районов (сельских и городских) и городов областного подчинения.

На высшее звено возлагается  задача организации, инструктивного и  методического обеспечения налоговой  работы в стране, а также контроль за деятельностью налоговых органов.

Типичная структура среднего звена  — государственных налоговых инспекций Автономной Республики Крым, областей, городов Киева и Севастополя отвечает их главным функциям и включает: управление обслуживания плательщиков налогов;

управление налогов и сборов; управление аудита; управление налоговых расследований; отдел учета и отчетности; отдел компьютеризации; отдел организации работы налоговых инспекций и внутриведомственного контроля; юридический отдел; валютную инспекцию; специальный отдел; бухгалтерию; отдел кадров;

административно-хозяйственный отдел. Задача отдельных подразделений налоговых администраций этого звена в целом идентична функциям соответствующих подразделений Государственной налоговой администрации.

Структурное построение налоговых  инспекций базового уровня отражает их основную функцию — ведение налоговой работы. Она имеет два варианта — расширенный и суженный. Расширенный предусматривает наличие как функциональных, так и обеспечивающих подразделении. Этот вариант предназначен для районов в городах, что объясняется значительным объемом работы. Этот вариант предусматривает такую же структуру, как и на уровне среднего звена (без отдела организации работы налоговых инспекций и внутриведомственного контроля).

Суженный вариант типичной структуры  государственной налоговой инспекции  установлен для сельского района и города областного подчинения (без районного деления) и предусматривает такие подразделения: управление (отдел) обслуживания налогоплательщиков; управление налогов и сборов; управление аудита; отдел учета и обработки данных; отдел налоговых расследований; валютная инспекция.

Ключевым должностным лицом  налоговых органов является налоговый  инспектор. Основной объем прав и  обязанностей налоговых органов  реализуется этими лицами. Инспектора осуществляют все основные формы  работы с налогоплательщиками — от приема налоговых расчетов до проведения документальных проверок.

Информация о работе Податкові органи України