Понятие и виды налоговых проверок

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2013 в 21:03, реферат

Краткое описание

Цель данной работы – наиболее полно рассмотреть и раскрыть правовые основы и особенности проведения налогового контроля. Данная цель достигается посредством следующих задач:
1) раскрыть понятие и значение налогового контроля;
2) раскрыть формы и виды налогового контроля;
3) раскрыть понятие налоговых проверок и наиболее подробно рассмотреть такие виды налоговых проверок, как камеральные и выездные.

Содержание

Введение 3
Глава 1 Понятие и значение налогового контроля 4
Глава 2 Формы и виды налогового контроля 8
Глава 3 Понятие и виды налоговых проверок 13
3.1 Камеральные налоговые проверки 13
3.2 Выездные налоговые проверки 16
Заключение 22
Список литературы использованной 24

Вложенные файлы: 1 файл

Реферат готовый.docx

— 55.11 Кб (Скачать файл)

Оглавление:

 

Введение                                                                                                                   3                                        

Глава 1  Понятие и значение налогового контроля                              4                              

Глава 2  Формы и виды налогового контроля                       8

Глава 3 Понятие и виды налоговых  проверок                13                      

3.1 Камеральные налоговые проверки                         13

3.2 Выездные налоговые проверки                                                                      16

Заключение                                                                                                             22

Список литературы использованной                                                                   24

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Налоговый контроль является самостоятельным  правовым институтом налогового права  – подотрасли финансового права.

В состав налогового контроля входят не только нормы, регулирующие отношения в  области учета налогоплательщиков и проведения контрольных налоговых  мероприятий, но и нормы, регулирующие отношения в области налогового контроля за крупными расходами физических лиц.

Налоговый контроль можно определить как составную  часть формируемого государством организационно-правового  механизма управления, представляющую собой особый вид деятельности специально уполномоченных государственных органов, в результате которой обеспечивается установленное нормами налогового права исполнение обязанностей лиц в сфере налогообложения, исследование и выявление оснований для осуществления принудительных налоговых изъятий в бюджетную систему, а также установление оснований для применения мер ответственности за совершение налоговых правонарушений.

Цель данной работы – наиболее полно рассмотреть и раскрыть правовые основы и особенности проведения налогового контроля. Данная цель достигается посредством следующих задач:

1) раскрыть понятие и значение налогового контроля;

2) раскрыть формы и виды налогового контроля;

3) раскрыть понятие налоговых проверок и наиболее подробно рассмотреть такие виды налоговых проверок, как камеральные и выездные.

При написании данной работы использовались законы, Налоговый Кодекс, учебная литература, справочно-правовые системы и интернет-источники.

Работа выполнена на 24 листах, включает в себя введение, три главы, заключение и список использованной литературы.

 

 

 

Глава 1  Понятие и значение налогового контроля

 

Особое  внимание к налоговому контролю со стороны государства обусловлено тем, что налоги выступают основным источником бюджетных доходов. Налоговые правоотношения изначально конфликтны. Фискальным задачам государства сформировать централизованные денежные фонды противостоит здесь естественное стремление налогоплательщика максимально уменьшить размер своих налоговых платежей. То есть интересы государства и налогоплательщиков в рамках налоговых отношений противоположны. Поэтому контрольной деятельности в сфере налогообложения государство придает важнейшее значение. Вместе с тем правовой институт налогового контроля еще только начинает складываться. До введения в действие части первой НК РФ его нормативный механизм практически отсутствовал. Отдельные вопросы проведения налоговых проверок и оформления их результатов регулировались инструкциями и информационными письмами Госналогслужбы РФ. Все это приводило к многочисленным спорам между налогоплательщиками и налоговыми органами.

Впервые, с выходом Федерального Закона от 27.07.2006г. № 137-ФЗ, в ст.82 НК РФ приведено понятие «налоговый контроль», а сама статья переименована, теперь она называется «Общие положения о налоговом контроле». Так, налоговым контролем признается деятельность уполномоченных органов по контролю за соблюдением налогоплательщиками, налоговыми агентами и плательщиками сборов законодательства о налогах и сборах в порядке, установленном НК РФ.1

В современной  научной литературе существует множество  трактовок налогового контроля. Так, для сравнения следует привести ряд наиболее часто встречающихся определений, даваемых этому виду контрольной деятельности российскими учеными.

Т.Ф. Юткина пишет: «Налоговый контроль – это  элемент финансового контроля и  налогового механизма. Налоговый контроль пронизывает экономику по вертикали и по горизонтали, обеспечивая соблюдение правил бухгалтерского учета и отчетности, законодательных основ налогообложения».2

Жидкова Е.Ю. определяет налоговый контроль как комплекс мероприятий по анализу причин отклонений от запланированной величины налоговых  поступлений в целях принятия решений о проведении корректирующих мероприятий в области налогообложения, направленных на приближение фактического исполнения к запланированному.3

Заслуживает внимание определение налогового контроля, как установленной нормативными актами совокупности приемов и способов по обеспечению налогового законодательства и налогового производства, данное Е.Н. Евстигнеевым.4

Т.А. Гусева считает, что налоговый контроль – это специализированный (только в отношении налогов и сборов) надведомственный (вне рамок ведомства) государственный контроль, сущность которого состоит не только в проверке соблюдения законодательства о налогах и сборах, но и в проверке правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты налогов и сборов.5

Из вышеприведенных  определений налогового контроля можно  сделать вывод, что авторы, раскрывая понятие данного феномена, сходятся в том, что целью налогового контроля является обеспечение режима законности в сфере налогообложения. Государство должно регулярно проверять, насколько правомерно действуют участники налоговых правоотношений, и при необходимости обеспечивать соблюдение налогового законодательства путем применения государственно-правовых мер убеждения и принуждения.

Перед налоговым  контролем стоят следующие задачи:

  • обеспечить полноту и своевременность выполнения налоговых обязательств перед бюджетом;
  • содействовать правильному ведению бухгалтерского и составлению налогового учета и отчетности;
  • обеспечить соблюдение действующего налогового законодательства;
  • выявить и пресечь налоговые правонарушения.

Следовательно, важной задачей налогового контроля является не только пресечение правонарушений, но и принятие мер, направленных на устранение причин и условий, способствующих их совершению. В конечном счете, речь идет об укреплении налоговой дисциплины налогоплательщиков и совершенствовании налогово-правовой культуры общества в целом.

Следует отметить, что понимание контроля содержит указание на отличие его от надзора, которое заключается в том, что контролирующий вправе проверять не только законность, но и целесообразность деятельности контролируемого. Очевидно, что надзор в системе налогового контроля осуществляется налоговыми органами путем систематического сбора, обобщения, анализа и обработки информации о деятельности организаций и физических лиц в качестве налогоплательщиков. Это своего рода налоговый мониторинг, непрерывное отслеживание состояния дел в сфере налогообложения. Организационно-правовыми формами налогового надзора являются государственные реестры, ведение которых возложено на органы ФНС России.

В процессе налогового контроля проверяется исключительно  законность, но не целесообразность деятельности налогоплательщика. НК РФ и другие акты налогового законодательства, определяющие компетенцию налоговых органов, не закрепляют за ними право осуществлять проверку финансово-хозяйственной деятельности налогоплательщиков с точки зрения целесообразности.

Субъектами налогового контроля выступают участники налоговых правоотношений: налоговые, таможенные, финансовые органы; сборщики налогов; органы государственных внебюджетных фондов, которые действуют в рамках своей компетенции.

Объектами налогового контроля выступают действия (бездействие) налогоплательщиков, налоговых агентов, сборщиков налогов и сборов.

Однако  субъектам налогового контроля запрещено  вмешиваться в оперативно-хозяйственную деятельность налогоплательщиков. Не допускается сбор, хранение, использование и распространение информации, полученной в нарушение положений Конституции РФ, действующего законодательства, а также в нарушение принципа сохранности информации, составляющей профессиональную тайну иных лиц - адвокатскую тайну, аудиторскую тайну. Причинение неправомерного вреда при проведении налогового контроля недопустимо.

Согласно  ст. 103 НК РФ убытки, причиненные неправомерными действиями налоговых органов или их должностных лиц при проведении налогового контроля, подлежат возмещению в полном объеме, включая упущенную выгоду (неполученный доход).6

Очевидно, что для охраны своих имущественных  интересов в налоговой сфере государство должно, во-первых, создать специальный государственный орган или органы и наделить их соответствующими властными полномочиями по отношению к лицам, обязанным уплачивать налоги и сборы. Во-вторых, законодательным путем установить порядок, формы и методы осуществления деятельности созданных уполномоченных органов, а также виды воздействия данных органов на поведение обязанных лиц, обеспечивающие в совокупности не только надлежащее поведение налогоплательщиков, но и поступление налоговых платежей в соответствующий бюджет. При этом государство путем законодательного регулирования системы взаимоотношений уполномоченных органов и налогоплательщика (а также иных обязанных лиц) должно обеспечить определенный баланс публичного и частного интереса, учитывая конституционные ограничения на вмешательство в экономическую деятельность субъекта налоговых правоотношений в условиях рыночной экономики.

Таким образом, из вышесказанного вытекает необходимость  существования системы налогового контроля, а также в общем, виде отражается юридическая основа ее построения.

 

 

 

 

Глава 2  Формы и виды налогового контроля

 

Налоговый контроль реализуется посредством  процедурно-процессуальной деятельности налоговых органов, основу которой  составляют обоснованные и адаптированные конкретные приемы, средства или способы, применяемые при осуществлении  контрольных функций.

Форма налогового контроля – это способ конкретного выражения и организации контрольных действий. Под формой можно понимать и отдельные аспекты проявления сущности контроля в зависимости от времени проведения контрольных мероприятий.7

Основными формами налогового контроля являются:

  • налоговые проверки;
  • получение объяснений фискально-обязанных лиц;
  • проверки данных учета и отчетности;
  • осмотр помещений и территорий, используемых для извлечения дохода (прибыли);
  • контроль за расходами физических лиц и др.

В процессе осуществления указанных  форм налогового контроля, в частности, производится:

  • проверка исполнения налогоплательщиками требований законодательства о постановке на налоговый учет и иных связанных с учетом обязанностей;
  • проверка исполнения налоговыми агентами обязанностей по исчислению, удержанию у налогоплательщиков и перечислению в соответствующий бюджет (государственный внебюджетный фонд) налогов и сборов;
  • проверка соблюдения налогоплательщиками и иными лицами процессуального порядка, предусмотренного налоговым законодательством;
  • проверка соблюдения банками обязанностей, предусмотренных налоговым законодательством;
  • проверка правильности применения контрольно-кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением;
  • предупреждение и пресечение нарушений законодательства о налогах и сборах;
  • выявление нарушителей налогового законодательства и привлечение их к ответственности.8

Контроль за деятельностью налогоплательщиков может осуществляться и в иных формах, предусмотренных Налоговым  Кодексом РФ.

Информация о работе Понятие и виды налоговых проверок