Понятие и виды налоговых проверок

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2013 в 21:03, реферат

Краткое описание

Цель данной работы – наиболее полно рассмотреть и раскрыть правовые основы и особенности проведения налогового контроля. Данная цель достигается посредством следующих задач:
1) раскрыть понятие и значение налогового контроля;
2) раскрыть формы и виды налогового контроля;
3) раскрыть понятие налоговых проверок и наиболее подробно рассмотреть такие виды налоговых проверок, как камеральные и выездные.

Содержание

Введение 3
Глава 1 Понятие и значение налогового контроля 4
Глава 2 Формы и виды налогового контроля 8
Глава 3 Понятие и виды налоговых проверок 13
3.1 Камеральные налоговые проверки 13
3.2 Выездные налоговые проверки 16
Заключение 22
Список литературы использованной 24

Вложенные файлы: 1 файл

Реферат готовый.docx

— 55.11 Кб (Скачать файл)

 

3.2 Выездные  налоговые проверки           

      

Выездные  налоговые проверки – наиболее сложная  и эффективная форма налогового контроля.

Выездная  налоговая проверка проводится на территории налогоплательщика, что закреплено в подп. 1 п. 1 ст. 89 НК РФ. Подпункт 2 той же статьи предусматривает исключение из данного правила: выездная налоговая проверка может проводиться по месту нахождения налогового органа в случае, если у налогоплательщика отсутствует возможность предоставить помещение для проведения выездной налоговой проверки. При этом должностные лица налогового органа вправе убедиться в отсутствии помещений для проведения проверки путем осмотра помещений налогоплательщика, используемых для осуществления предпринимательской деятельности (п. 2 ст. 91, ст. 92 НК РФ). Налогоплательщик же не имеет права препятствовать работе сотрудников налоговых органов, предъявивших ему служебные удостоверения и решение о проведении проверки.

В пункт 2 ст. 89 НК РФ внесено уточнение относительно того, какой именно налоговый орган  принимает решение о налоговой  проверке и соответственно проверяет  налогоплательщика. Теперь установлено, что налогоплательщиков имеет право проверять только инспекция, расположенная по месту нахождения организации. При этом внесено важное уточнение: решение о проведении выездной налоговой проверки организации, отнесенной к категории крупнейших налогоплательщиков, выносит только налоговый орган, осуществивший постановку этой организации на учет в качестве крупнейшего налогоплательщика.

О том, что  именно хотят проверить налоговые  органы, руководители организации узнают из решения о проведении проверки. Этот документ, который проверяющие  обязаны предъявить перед началом  проверки, оформляется на бланках  установленного образца. В статье 89 НК РФ определены все существенные сведения, которые должны содержаться  в решении о проведении выездной налоговой проверки:

  • полное и сокращенное наименования либо фамилия, имя, отчество налогоплательщика;
  • предмет проверки, т. е. налоги, правильность исчисления и уплаты которых подлежит проверке;
  • периоды, за которые проводится проверка;
  • должности, фамилии и инициалы сотрудников налогового органа, которым поручается проведение проверки.

Предметом выездной налоговой проверки являются первичные документы, которые дают представление о соответствии заявленных сведений фактическим. Необходимо помнить, что налоговые службы могут проверить только те вопросы и за тот период, которые указаны в решении о проведении проверки. Если же они потребуют документы, не относящиеся к проверке, то налогоплательщик вправе им отказать.

Проверка  может проводиться по одному или  нескольким налогам. Этот факт законодательно закреплен в п. 3 ст. 89 НК РФ.

Четкое  определение предмета проверки защитит  налогоплательщика от повторных  проверок по аналогичным основаниям.

НК РФ не наделяет налоговые органы правом вносить изменения в уже принятое решение о проведении проверки, в  частности, указывать иной предмет  проверки. Налоговый орган может  вынести новое решение о проведении проверки, где будут названы не охваченные ранее налоги, но это  будет уже другая проверка.

Следует учитывать, что в НК РФ четко прописана  зависимость предмета выездной налоговой  проверки от проверяемого объекта. Так, если проверяется налогоплательщик, то в соответствии с п. 4 ст. 89 НК РФ предмет проверки могут составлять все виды налогов (федеральные, региональные, местные). А если проходит самостоятельная  проверка филиала (представительства) налогоплательщика, то предметом проверки могут быть только уплачиваемые им региональные и местные налоги (п. 7 ст. 89 НК РФ).

Выездной  налоговой проверкой может быть охвачен период, не превышающий трех календарных лет, предшествующих году, в котором вынесено решение о  проведении проверки (п. 4 ст. 89 НК РФ). Такой  порядок определения проверяемого периода позволяет налоговым  органам фактически увеличивать  на один год временные рамки налоговых 

В пункте 8 ст. 89 НК РФ указано, что датой начала выездной проверки является дата вынесения  налоговым органом решения о  проведении выездной проверки. Таким  образом, проверка начинается еще до того, как налогоплательщик узнал  о ней.

Выездная  налоговая проверка обычно не может  продолжаться более двух месяцев (п. 6 ст. 89 НК РФ), но она может быть продлена до четырех месяцев, а в исключительных случаях — до шести месяцев (ст. 89 НК РФ). Необходимо учесть, что не четыре (шесть) месяцев прибавляются к начальным двум месяцам проверки, а весь срок удлиняется до четырех (шести) месяцев т. е. максимальный срок проверки при продлении может составлять четыре (шесть) месяцев, а не шесть (восемь) месяцев.

С 1 января 2007 г. введено ограничение  на количество проводимых проверок. В  отношении одного налогоплательщика (плательщика сборов, налогового агента) налоговые органы не вправе проводить более двух выездных налоговых проверок в течение календарного года, за исключением случаев принятия решения руководителем ФНС России о необходимости проведения выездной налоговой проверки налогоплательщика сверх указанного ограничения.

Также налоговые органы не вправе проводить две и более выездные налоговые проверки по одним и  тем же налогам за один и тот  же период.

Проведение повторных выездных налоговых проверок по одним и  тем же налогам, подлежащим уплате или  уплаченным налогоплательщиком за уже  проверенный налоговый период, запрещается. Исключение составляют случаи, когда  проверка проводится: в связи с  реорганизацией или ликвидацией  организации-налогоплательщика; вышестоящим  налоговым органом в порядке  контроля за деятельностью налогового органа, проводившего проверку.13

По окончании выездной налоговой  проверки проверяющими составляется справка, в которой указываются предмет  проверки и сроки ее проведения. Главное назначение справки - зафиксировать  дату окончания проверки. НК РФ не содержит нормы, обязывающей налоговый орган  представить справку налогоплательщику для ознакомления. Таким образом, справка является важнейшей гарантией от проведения незаконной повторной проверки.

Согласно ст. ст. 100, 101 и 101.1 НК РФ результаты выездной налоговой проверки оформляются актом, который выносится не позднее двух месяцев после составления справки о проведенной налоговой проверке. Акт выездной налоговой проверки должен содержать: а) систематизированное изложение документально подтвержденных фактов налоговых правонарушений, выявленных в процессе проверки, или указание на отсутствие таковых; б) выводы и предложения проверяющих по устранению выявленных нарушений; в) ссылки на статьи НК РФ, предусматривающие ответственность за данный вид налоговых правонарушений.

Акт выездной налоговой проверки состоит  из трех частей: вводной, описательной и итоговой. Вводная часть представляет собой общие сведения о проводимой проверке и проверяемом налогоплательщике, его филиале или представительстве. Описательная часть содержит факты  налоговых правонарушений, выявленных в ходе проверки, или указание на отсутствие таковых, и связанные  с этими фактами обстоятельства, имеющие значение для принятия правильного  решения по результатам проверки. Итоговая часть включает: а) сведения об общих суммах, выявленных при  проведении проверки неуплаченных (не полностью уплаченных) налогов и  сборов, а также обобщенные сведения о других установленных проверкой  фактах налоговых и иных правонарушений; б) предложения проверяющих по устранению выявленных нарушений; в) выводы проверяющих  о наличии в деяниях налогоплательщика  признаков налоговых правонарушений с обязательной ссылкой на статьи НК РФ, предусматривающие ответственность  за данный вид налоговых правонарушений.

Нарушение требований к содержанию акта налоговой проверки не влечет безусловного признания судом решения  о привлечении к налоговой  ответственности, принятого на основании  такого акта недействительным. В данном случае суды оценивают характер допущенных нарушений и их влияние на законность, и обоснованность решения налогового органа.14

Акт налоговой проверки вручается  налогоплательщику под расписку или передается иным способом. В  случае направления акта по почте  заказным письмом датой его вручения считается шестой день, начиная с  даты отправки. В случае несогласия с фактами, изложенными в акте проверки, а также с выводами и  предложениями проверяющих налогоплательщик вправе в двухнедельный срок со дня  получения акта проверки представить  в налоговый орган либо письменное объяснение мотивов отказа подписать акт, либо возражения по акту в целом или по его отдельным положениям. Если налогоплательщик не представил свои возражения в установленные сроки, он не лишается права сделать это в дальнейшем.

По истечении двухнедельного срока, предоставленного налогоплательщику  на подготовку возражений, руководитель (заместитель руководителя) налогового органа в срок не более 14 дней рассматривает  акт налоговой проверки, а также  документы и материалы, представленные налогоплательщиком. Если акт налоговой  проверки по каким-либо причинам не составлялся, то считается, что проверка проведена  и налоговых правонарушений не обнаружено, поэтому при отсутствии акта выездной налоговой проверки решение о  привлечении налогоплательщика  к налоговой ответственности  следует рассматривать как вынесенное без наличия законных оснований. Нарушение налоговым органом  двухмесячного срока на составление  акта проверки и 14-дневного срока на рассмотрение возражений налогоплательщика  не влечет безусловного признания недействительным решения о привлечении налогоплательщика  к ответственности, поскольку эти  сроки не являются пресекательными. 15

Таким образом, в ходе проведения выездной налоговой проверки сотрудники налоговых органов имеют обширные процессуальные права, в частности: изымать документы, свидетельствующие о факте налогового правонарушения; вызывать и допрашивать свидетелей; привлекать специалистов и переводчиков; привлекать понятых; назначать экспертизу. По окончании выездной налоговой проверки контрольный орган составляет справку о проведенных процессуальных мероприятиях, в которой отражаются предмет проверки и сроки ее проведения.

Не позднее двух месяцев после  составления данной справки должностное  лицо налогового органа обязано оформить результаты выездной налоговой проверки в виде акта, в котором фиксируются  выявленные налоговые правонарушения либо отсутствие таких фактов. Акт  подписывается должностным лицом  налогового органа, проводившим проверку, а также руководителем проверяемой  организации.

Заключение

 

Таким образом, рассмотрев налоговый  контроль, его виды, его формы  и особенности проведения, можно  сделать выводы. Налоговый контроль является самостоятельным правовым институтом налогового права – подотрасли финансового права.

В ходе написания курсовой работы выяснилось, что налоговый контроль представляет собой деятельность налоговых  органов по контролю за правильностью  и своевременностью уплаты законно  установленных в Российской Федерации  налогов и сборов, осуществляемую в пределах своей компетенции.

Предметом налогового контроля выступают  валютные и кассовые операции, сметы  предприятий, налоговые декларации, использование налоговых льгот, бухгалтерская документация и т. д.

Объектами налогового контроля являются движение денежных средств в процессе аккумулирования публичных денежных фондов, а также материальные, трудовые и иные ресурсы налогоплательщиков.

Субъектами налогового контроля являются налоговые органы, органы внутренних дел и таможенные органы.

Цель налогового контроля может  быть определена как обеспечение  законности и эффективности налогообложения.

Форма налогового контроля - способ конкретного  выражения и организации контрольных  действий. Основными формами налогового контроля являются: налоговые проверки; получение объяснений фискально-обязанных  лиц; проверки данных учета и отчетности; осмотр помещений и территорий, используемых для извлечения дохода (прибыли); контроль за расходами физических лиц и  др.

Налоговый контроль классифицируется по различным основаниям на несколько  групп. По времени проведения налоговый  контроль подразделяется на предварительный, текущий и последующий. В зависимости  от субъектов выделяют контроль: а) налоговых органов; б) таможенных органов; в) органов государственных внебюджетных фондов. В зависимости от места  проведения выделяют выездной и камеральный  налоговый контроль.

Налоговые проверки являются самым  важным элементом системы налогового контроля. Именно с их помощью осуществляется непосредственный контроль за полнотой и правильностью исчисления налогов  и сборов, который может быть реализован только путём сопоставления представляемых налогоплательщиком налоговых расчётов (деклараций) с фактическими данными  о его финансово-хозяйственной  деятельности.

Камеральная проверка - это проверка представленных налогоплательщиком налоговых деклараций и иных документов, служащих основанием для исчисления и уплаты налогов, а также проверка других имеющихся у налогового органа документов о деятельности налогоплательщика, проводимая по месту нахождения налогового органа.

Информация о работе Понятие и виды налоговых проверок