Понятие и виды налоговых проверок

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2013 в 21:03, реферат

Краткое описание

Цель данной работы – наиболее полно рассмотреть и раскрыть правовые основы и особенности проведения налогового контроля. Данная цель достигается посредством следующих задач:
1) раскрыть понятие и значение налогового контроля;
2) раскрыть формы и виды налогового контроля;
3) раскрыть понятие налоговых проверок и наиболее подробно рассмотреть такие виды налоговых проверок, как камеральные и выездные.

Содержание

Введение 3
Глава 1 Понятие и значение налогового контроля 4
Глава 2 Формы и виды налогового контроля 8
Глава 3 Понятие и виды налоговых проверок 13
3.1 Камеральные налоговые проверки 13
3.2 Выездные налоговые проверки 16
Заключение 22
Список литературы использованной 24

Вложенные файлы: 1 файл

Реферат готовый.docx

— 55.11 Кб (Скачать файл)

Формы налогового контроля имеют большое  значение, поскольку от правильного  выбора контролирующими субъектами конкретных действий и процедур зависит  достижение конечного результата и  эффективность контроля. С другой стороны, адекватное применение приемов  и способов налогового контроля гарантирует  соблюдение прав и законных интересов  подконтрольных субъектов, позволяет  не препятствовать нормальному функционированию их финансово-хозяйственной деятельности.

Наличие у налогового контроля разнообразных  целей и задач обусловливает  и дифференцированные подходы к  их решению, т. е. необходимость использования  тех или иных способов проверок, оценок и анализа финансового  состояния подконтрольных субъектов. Применение определенной формы зависит  и от других факторов:

  • правового положения и особенностей деятельности контролирующих органов;
  • объектов контроля;
  • оснований возникновения налогово-контрольных правоотношений;
  • особенностей ведения бухгалтерского учета;
  • финансово-правового режима доходов и расходов подконтрольного субъекта и т. д.

Налоговый контроль классифицируется по различным основаниям на несколько групп.

 

1. По времени проведения:

1.1 Предварительный;

1.2 Текущий;

1.3 Последующий;

2. В зависимости от субъектов:

2.1 налоговых органов;

2.2 таможенных органов;

2.3 органов государственных внебюджетных фондов;

3. В зависимости от места проведения:

3.1 выездной;

3.2 камеральный.

По времени проведения налоговый  контроль подразделяется на предварительный, текущий и последующий.

Предварительный налоговый контроль проводится до отчетного периода по конкретному виду налога либо до предоставления налогоплательщику налоговых льгот, изменения сроков уплаты налогов и т. д. Например, обязательным условием предоставления налогового кредита является проведение предварительной проверки финансового состояния налогоплательщика со стороны уполномоченного государственного органа.

Важное значение предварительный  контроль имеет при оценке экономических, правовых и политических последствий  налоговых законопроектов; при введении в действие новых финансово-правовых норм, регулирующих налогообложение  хозяйствующих субъектов. Предварительная  реализация контрольными органами своих  функций играет важную роль в предупреждении правонарушений и способствует укреплению финансовой дисциплины.

Внешне результаты предварительного налогового контроля могут быть оформлены  в виде экспертных заключений по проектам договоров о предоставлении налоговых  льгот, налоговых кредитов, отсрочки или рассрочки уплаты налогов  и т. д.

Текущий налоговый контроль проводится во время отчетного налогового периода. Особенностью этого вида контроля является его проведение в ходе реализации хозяйственных или финансовых операций, т. е. в процессе ежедневной работы налогоплательщиков. Поэтому текущий налоговый контроль иначе называют оперативным. Он основывается на бухгалтерском и налоговом учетах, первичных документах, инвентаризациях, порядке ведения кассовых операций, что позволяет и контролирующим органам, и подконтрольным субъектам быстро реагировать на изменения в финансовой деятельности, предупреждать нарушения налогового законодательства и, таким образом, предотвращать финансовые потери государственной или муниципальной казны.

Последующий налоговый контроль проводится после завершения отчетного периода путем анализа и ревизии бухгалтерской и финансовой документации.

Главной целью последующего налогового контроля является оценка своевременности  и полноты исполнения налоговой  обязанности со стороны фискально-обязанных  лиц. Основным критерием последующего налогового контроля следует считать  максимальную полноту охвата проверками, ревизиями и другими методами всех сторон финансово-хозяйственной  деятельности подконтрольного субъекта.

В ходе осуществления налогового контроля по окончании отчетного налогового периода определяется состояние  финансовой дисциплины, выявляются налоговые  правонарушения и в конечном итоге  закладывается база для дальнейшего  совершенствования государственной  и муниципальной финансовой деятельности. Последующий налоговый контроль отличается углубленным анализом финансово-хозяйственной  деятельности фискально-обязанного лица за определенный период и позволяет  определить степень эффективности  проведенных ранее предварительного и текущего контроля.

Налоговый контроль одновременно выступает  разновидностью и финансовой, и управленческой деятельности государства в налоговой  сфере, поэтому в зависимости  от субъектов выделяют контроль:

а) налоговых органов;

б) таможенных органов;

в) органов государственных внебюджетных фондов.

В зависимости от места проведения выделяют налоговый контроль:

а) выездной (фактический) – в месте расположения налогоплательщика;

б) камеральный (документальный) – по месту нахождения налогового органа.

В зависимости от того, является ли налоговый контроль документальным (камеральным) или фактическим (выездным), методы его могут существенно различаться. В частности, применительно к документальному налоговому контролю выделяются следующие основные методы осуществления налогового контроля:

  • формальная, логическая и арифметическая проверка документов;
  • юридическая оценка хозяйственных операций, отраженных в документах;
  • встречная проверка, основывающаяся на том, что проверяемая операция находит отражение в аналогичных документах организации-контрагента и в других документах и учетных записях;
  • экономический анализ.9

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 3 Понятие и виды налоговых проверок                                    

3.1 Камеральные  налоговые проверки  

 

Налоговая проверка является основной формой налогового контроля. Налоговую  проверку можно определить как совокупность контрольных действий налогового органа по документальной и фактической  проверке законности исчисления, удержания  и перечисления налогов и сборов налогоплательщиками и налоговыми агентами. Право на проведение налоговых проверок предоставлено налоговым органам статьей 31 НК РФ и регламентировано главой 14 «Налоговый контроль».

Налоговые органы вправе проверять  любые организации независимо от их организационно-правовой формы, состава  учредителей, формы собственности, ведомственной подчиненности и  других характеристик. Результаты налоговых  проверок являются основанием для применения мер обеспечения, взыскания недоимок, пеней, налоговых санкций.10

Налоговые органы проводят следующие  виды налоговых проверок налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых  агентов:

1) камеральные налоговые проверки;

2) выездные налоговые проверки.

Целью камеральной и выездной налоговых  проверок является контроль за соблюдением  налогоплательщиком, плательщиком сборов или налоговым агентом законодательства о налогах и сборах.11

Камеральная налоговая проверка проводится по месту нахождения налогового органа на основе налоговых деклараций и документов, представленных налогоплательщиком, служащих основанием для исчисления и уплата налога, а также других документов о деятельности налогоплательщика, имеющихся у налогового органа.

Поверка проводится уполномоченным должностными лицами налогового органа в соответствии с их служебными обязанностями (без  специального решения руководителя налогового органа) в течение трех месяцев со дня фактической даты представления проверяемым соответствующих документов. Указанная дата является началом проверки.

Проверяется правильность расчетов представленной отчетности (декларации), служащих основанием для исчисления и уплаты налогов, полнота и четкость заполнения всех реквизитов, а также  соблюдение установленных правил составления  форм отчетности и сопоставимость их показателей. При недостаточности  информации налоговые органы имеют  право потребовать у налогоплательщика (плательщика сбора, налогового агента) дополнительные сведения, получить объяснения и документы, подтверждающие правильность исчисления и своевременность уплаты налогов. Лицо, которому адресовано требование о представлении документов, обязано  направить или выдать их налоговому органу в 5-тидневный срок.12 Отказ налогоплательщика (плательщика сбора, налогового агента) от представления требуемых документов или непредставление их в установленные сроки признается налоговым правонарушением и влечет ответственность, предусмотренную ст. 126 НК РФ. В соответствии с указанной статьей непредставление в установленный срок налогоплательщиком документов и (или) иных сведений влечет взыскание штрафа в размере 200 рублей за каждый непредставленный документ.

В ходе проверки налоговые органы имеют право вызвать налогоплательщиков (плательщиков сборов или налоговых  агентов) письменным уведомлением в  налоговые органы для дачи необходимых  пояснений (ст. 31 НК РФ). Кроме того, если необходимо получить информацию о деятельности налогоплательщика (плательщика сбора), связанную с иными лицами, налоговый  орган может потребовать у  этих лиц документы, относящиеся  к деятельности проверяемого налогоплательщика  или плательщика сбора (встречная  проверка).

Составление акта при камеральной  проверке законодатель не требует. Если в ходе проверки выявляются ошибки в заполнении документов или противоречия между сведениями, содержащимися  в представленных документах, то об этом сообщается налогоплательщику с требованием внести соответствующие исправления в установленный срок.

На суммы доплат по налогам, выявленным в ходе камеральной проверки, налоговый  орган направляет требование об уплате соответствующей суммы налога и  пени. При неисполнении требования в установленный срок в отношении  налогоплательщика (плательщика сборов, налогового агента) может быть принять  решение о принудительном взыскании  сумм налога и пени. Решение о  взыскании сумм налога и пени в  бесспорном порядке в соответствии со ст. 46 НК РФ принимается не позднее 60 дней после истечения срока, установленного для исполнения обязанности по уплате налога. Если решение о взыскании  принимается после истечения  указанного срока, то оно считается  недействительным и исполнению не подлежит.

Решение о взыскании доводится  до сведения налогоплательщика (налогового агента) в срок не позднее 5 дней после  вынесения решения о взыскании  необходимых денежных средств.

Таким образом, налогоплательщикам следует  обратить внимание на ряд существенных моментов, касающихся камеральных налоговых  проверок, которые впервые нашли  отражение в НК РФ:

  • Проверкой может быть охвачено не более трех лет деятельности налогоплательщика, предшествовавших году проведения проверки;
  • На проведение камеральной проверки отводится три месяца. По истечении данного срока налоговый орган не вправе требовать от налогоплательщика представления каких-либо документов;
  • Специального решения руководителя налогового органа на проведение камеральной проверки не требуется;
  • В ходе проверки налоговые органы могут требовать дополнительные документы и сведения от налогоплательщика, а также вызывать последнего для получения объяснений по возникающим вопросам;
  • Результатом камеральной проверки может быть внесение налогоплательщиком изменений в представленные налоговому органу документы; вынесение налоговым органом решения о взыскании недоимки по налогам, пени и штрафных санкций.

В целях устранения возникших между  налоговыми органами и налогоплательщиками (плательщиками сборов, налоговыми агентами) разногласий, а также в  целях получения более объективной  информации о финансово-хозяйственной  деятельности последних налоговый  орган вправе принять решение  о проведении выездной налоговой  проверки.

Таким образом, Эта проверка проводится по месту нахождения налогового органа должностными лицами этого органа на основе налоговых деклараций и документов, представленных налогоплательщиком, служащих основанием для исчисления уплаты налога, а также других документов о деятельности налогоплательщика, имеющихся у  налогового органа.

Для проведения камеральной налоговой  проверки какого-либо специального разрешения не требуется.

Срок проверки ограничивается тремя  месяцами со дня предоставления налогоплательщиком налоговой декларации и документов, служащих основанием для исчисления и уплаты налога.

Если камеральной налоговой  проверкой выявлены ошибки в заполнении документов или противоречия между  сведениями, содержащимися в представленных документов, об этом сообщается налогоплательщику  с требованием внести соответствующие  исправления в установленный  срок.

Информация о работе Понятие и виды налоговых проверок