Понятие и виды налогов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Марта 2013 в 22:09, реферат

Краткое описание

Цель данного реферата заключается в раскрытии понятия и сущности налога, исследовании и характеристике его видов посредством изучения нормативно-правовой базы с учетом последних изменений и дополнений, а также научных подходов исследователей, обратившихся к данной проблеме.
Для достижения цели, были поставлены следующие задачи:
- раскрытие сущности налога; - изучение конструкции налога;
- характеристика основных элементов налога; - сравнительный анализ различных классификаций налога;

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3
1 Экономическое содержание и сущность налогов……………………………4
1.1 Понятие налога……………………………………………………………….4
1.2 Основные признаки налога…………………………………………………6
2 Конструкция и элементы налога ……………………………………………8
3 Классификационный состав налогов и их характеристика……………….11
Заключение………………………………………………………………………16
Список использованных источников…………………………………………17

Вложенные файлы: 1 файл

реферат логист..docx

— 48.82 Кб (Скачать файл)

СОДЕРЖАНИЕ

 

 

Введение…………………………………………………………………………...3

1 Экономическое  содержание и сущность налогов……………………………4

1.1 Понятие налога……………………………………………………………….4

1.2 Основные признаки налога…………………………………………………6

2  Конструкция и элементы налога ……………………………………………8

3 Классификационный состав налогов и их характеристика……………….11

Заключение………………………………………………………………………16

Список использованных источников…………………………………………17

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

 

Налоги - важный источник доходной части государственного бюджета. Они представляют собой обязательные платежи, взимаемые центральными и местными органами государственной власти с юридических и физических лиц и поступающие в бюджеты различных уровней.

 Налоги – это экономическая  база содержания государственного  аппарата, армии, непроизводственной  сферы. Но они не только обеспечивают  финансовую базу для общегосударственных  расходов, но и активно используются государственной властью в качестве механизма косвенного управления общественными отношениями в сфере экономики, политики, социальной защиты граждан.

Цель данного реферата заключается в раскрытии понятия и сущности налога, исследовании и характеристике его видов посредством изучения нормативно-правовой базы с учетом последних изменений и дополнений, а также научных подходов исследователей, обратившихся к данной проблеме.

    Для достижения  цели, были поставлены следующие  задачи:

- раскрытие сущности налога;

- изучение конструкции налога;

- характеристика основных элементов налога;

-  сравнительный анализ различных классификаций налога;

Теме данного реферата посвящали свои труды такие ученые как Гаврилюк  Р.А., Кишкевич А.Д., Химичева Н.И. и множество других авторов. Особо актуальное значение имеют и публикации ученых и практических работников как: Гуреев В.И, Заяц Н. Е.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1 Экономическое  содержание и сущность налогов

 

1.1 Понятие налога

 

Налоги известны людям  с глубокой древности, когда они  фигурировали в форме дани, подати. Возникновение налогов связано  с необходимостью содержания государства.

Государство прибегает  к  разным источникам формирования своих доходов, но  основными являются налоги. Государство объективно не может выполнять многочисленные внутренние и внешние функции без изъятия и распределения  определенной  части  национального  дохода  между  отраслями экономики, территориями и группами населения.

 Для того чтобы государство имело возможность проводить социальную политику, защищать своих граждан от внешних и внутренних врагов, выполнять другие возложенные на него функции, ему необходимы финансовые ресурсы. В государствах с тоталитарным или авторитарным политическими режимами, когда преобладает государственная форма собственности на средства производства, финансовые ресурсы аккумулируются в централизованном государственном бюджете по распоряжению соответствующего уполномоченного органа. Предприятия, принадлежащие государству, становятся перед фактом изъятия у них определенной суммы. Впоследствии накопленные таким образом финансовые ресурсы централизованно распределялись между звеньями бюджетной системы государства.

 В государствах с рыночной экономикой перераспределение денежных средств осуществляется при помощи налогов, которые устанавливаются государством и представляют собой процесс отчуждения собственности юридических и физических лиц на основании предписания закона, исключающий судебный порядок таких изъятий. В связи с изложенным уяснение сущности налога, его понятия и структуры, осознание необходимости всеми членами общества отчуждения денежных средств на государственные (общественные) потребности имеют чрезвычайно важное значение.

Налоги – это синтетическая  категория, имеющая как экономическое, так и юридическое значение.

В экономическом смысле под  налогами понимаются обязательные индивидуально-безвозмездные  денежные  платежи в бюджет,  взимаемые с плательщиков в законно установленных порядке и размерах.

Налоги  как  экономическая  категория  выражают  общие  закономерности финансовых  отношений.  Процесс  распределения  и  перераспределения  национального  дохода, опосредуемый движением денежных средств и формирующий  обратные связи в экономике, представляет собой совокупность финансовых  отношений. Но  в  это же  время  они  обладают  устойчивыми  внутренними свойствами, закономерностями развития и особенностями проявления. Именно это обуславливает их общественное содержание.

Кроме общественного содержания налоги имеют материальную основу, ведь отчуждению подлежат денежные доходы, другие материальные ценности.  Государство  распределяет  эти  доходы по  своему  усмотрению, не  согласовывая  с  каждым плательщиком. Материальное и  общественное  содержание налогов дополняет друг друга. 

Юридическая природа налогов  обусловлена  обязательностью их уплаты.

В этой связи между тем, кто уплачивает налоги и тем, кто их получает, возникают определенные общественные отношения, которые нуждаются в правовом  оформлении.  Обязательность  уплаты налогов вызывается  законодательным  закреплением  ее за плательщиками [1, с.7-8].

 Так, в статье 56 Конституции Республики Беларусь закреплено, что граждане Республики Беларусь обязаны принимать участие в финансировании государственных расходов путем уплаты государственных налогов, пошлин и иных платежей [2].

  В  мировой теории  и  практике  налогообложения  выработаны  два  основных  подхода  к решению проблемы юридического определения налога. 

Первый  из  них  предполагает  рассмотрение  налога  в  широком  смысле

слова, при котором к  налогу относятся любые изъятия средств для финансирования публичных  расходов. Такой подход подразумевает  отнесение  к понятию налога любого взноса, отчисления, сбора, тарифа.

Второй подход основан  на рассмотрении налога как одной из разновидностей фискальных платежей, отвечающей определенным требованиям. В этом случае никакие  взносы, платежи,  сборы, отчисления,  за исключением непосредственно налогов, в понятие налогов не включаются.

 Согласно п. 1 ст. 6 Общей  части Налогового кодекса Республики  Беларусь (далее - НК), налогом признается обязательный индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в республиканский и (или) местные бюджеты [3].

В научной и учебной  литературе имеется достаточно большое  количество определений налогов, согласно которым:

- налоги – это обязательные безвозмездные платежи (взносы), установленные законодательством и осуществляемые плательщиком в определенном размере и в определенный срок [1, с.9];

- налоги – это обязательные  платежи юридических и физических  лиц в бюджет, устанавливаемые  и принудительно изымаемые государством  в форме перераспределения части  общественного продукта, используемого  для удовлетворения общегосударственных потребностей [4, с.7];

- налоги – это индивидуально  безвозмездные платежи физических  и юридических лиц, установленные  представительными (законодательными) органами государственной власти или местного самоуправления для зачисления в государственную казну с определением их размеров и сроков уплаты [5, с.25].

Приведенные определения  сводятся к объяснению данного феномена как принудительного, одностороннего, индивидуального, безответного платежа  или взноса, законодательно установленного государством и взимаемого им с юридических  и физических лиц в государственный  бюджет. 
Наибольшего внимания заслуживает определение налогов, выведенное Л. Н. Морозом. Налоги, по его мнению, представляют собой отчуждаемые для общественных и государственных нужд в соответствии с требованиями правовых норм части собственности юридических и физических лиц путем исполнения закрепленных за ними законами обязанностей или взятых по налоговым договорам обязательств уплачивать в установленном порядке определенные суммы от доходов и других подлежащих налогообложению стоимостей; государство обязано бережно, в основном по целевому назначению использовать получаемые платежи и обеспечивать защиту прав, свобод и интересов налогоплательщиков.

 

1.2 Основные признаки  налога

 

Налог объективно существует со времени принятия первых правовых норм независимо от экономических условий  жизнедеятельности человечества. С  развитием социума, сменой общественно-экономических  формаций изменялась внутренняя структура  налога, вводились и отменялись всевозможные его виды, однако сам налог как  процесс отчуждения собственности  физических и юридических лиц  во внесудебном порядке оставался  не зыблем.

Охарактеризуем понятие  налога, выделив его основные, наиболее существенные признаки:

1.Права собственности на денежные средства переходят к государству.

В данном случае не столь  важно, в какой бюджет или внебюджетный фонд поступают деньги. Они становятся собственностью государства;

2. Законность его установления и введения.

В соответствии со статьей 133 Конституции Республики Беларусь налоги должны быть установлены законом, но поскольку статья 85 Конституции  Республики Беларусь приравнивает нормативные  акты Президента Республики Беларусь к законам, то налоги могут устанавливаться  указами и декретами Президента [2].

Поэтому установление налога законом или декретом является его  обязательным признаком и любые  обязательные платежи, не предусмотренные  этими правовыми актами, не могут  считаться налогом.

3. Обязательность уплаты налога.

Обязанность по уплате налога является конституционной. Она обеспечивается силой и средствами государства  через специально созданные органы.

4. Исключительно денежная форма.

Уплата налога путем передачи имущества кроме денег законодательством  не предусмотрена.

    1. Индивидуальная безвозмездность уплаты, т.е. эквивалентность.
    2. Безвозвратность налога.

Характеризуется как невозможность  вернуть денежные средства налогоплательщику, так как они становятся собственностью государства и расходуются по его усмотрению.

  1. Налоги – это абстрактные платежи, которые не имеют целевого назначения. Они предназначены для финансового обеспечения деятельности государства через бюджетную систему.
  2. Налоги должны быть точно определены (их размер) и уплачены в строго определенные сроки.

Не допускается как  просрочка платежа, так и внесение его в неполном объеме [6, с.187].

Таким образом, налог – это установленный правовыми нормами и обеспечиваемый силой государства многоступенчатый, имеющий сложную структуру процесс отчуждения во внесудебном порядке части собственности юридических или физических лиц, выраженной в виде дохода, полученного от осуществления предпринимательской или трудовой деятельности под покровительством государственной власти, или в виде стоимости иного имущества и направляемой на выполнение возложенных на государство функций.

Данное комплексное определение  наиболее глубоко отражает сущность налога, характеризует его как  процесс, имеющий сложную структуру, состоящую из взаимосвязанных элементов, раскрывает налог с позиции права.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2 Конструкция и элементы налога 

 

Правовая конструкция  налога – это закрепление всех элементов налога для признания  его законно установленным средством  платежа. В соответствии с п.5 ст.6 НК налог считается установленным в том случае, когда определены плательщики, а также следующие элементы налогообложения:

1) объект налогообложения

2) налоговая база

3) налоговый период

4) налоговые ставки

5) порядок исчисления  налога

6) порядок и сроки уплаты  налогов

Плательщиками налогов  признаются организации и физические лица, на которых в соответствии с Налоговым  кодексом Республики Беларусь, Таможенным кодексом Республики Беларусь и (или) актами Президента Республики Беларусь, международными договорами Республики Беларусь, в том числе международными договорами Республики Беларусь, формирующими договорно-правовую базу таможенного союза, возложена обязанность уплачивать налоги, сборы (пошлины) (ч.1 ст. 13 НК).

Информация о работе Понятие и виды налогов