- по курортному сбору
– Минского городского Совета
депутатов, Советов депутатов
базового территориального уровня;
- по местным налогам
и сборам, кроме курортного, –
областных и Минского городского
Советов депутатов.
7. В зависимости
от источника уплаты налоговых платежей и сборов:
- налоги и
отчисления, включаемые в выручку
от реализации продукции (работ, услуг);
- налоги и
отчисления, относимые на себестоимость
продукции (работ, услуг);
- налоги и
сборы, уплачиваемые за счет
прибыли (дохода) [13, с.51-53].
Рассмотрим основные виды
налогов:
- налог на доход –
форма изъятия в бюджет части
дохода предприятий;
- поземельный налог –
исчисление налога на землю
практически повсеместно осуществляется
в абсолютных суммах, взимаемых
с единицы земельной площади,
а источником уплаты налога
является текущий доход собственника
земли, объектом – земельная
площадь в натуральном выражении;
- налог на ценные бумаги
– конструкция налога внутренне
противоречива, поскольку он состоит
из 2 разнородных частей:
а) налога на эмиссию
акций, облигаций и других ценных
бумаг, взимаемого с акционерных
обществ;
б) налога на биржевые
сделки, взимаемого при переходе
права собственности на ценные
бумаги;
- акциз – классический
налог на цену товара, объектом
обложения является цена или
облагаемый оборот, источник уплаты
– доходы потребителей;
- налог с оборота –
объектом обложения является
облагаемый оборот, источник –
как доходы потребителей, так
и доходы производителей;
- налог на добавленную
стоимость – объект обложения
– добавленная стоимость на
каждой стадии производства и
реализации товаров, работ, услуг,
источник – как доходы потребителя,
так и доходы производителя
в зависимости от результатов
перераспределения налогового бремени.
Виды налогов различают
также в зависимости от характера
налоговых ставок. В зависимости
от налоговых ставок налоги
делятся на пропорциональные, прогрессивные,
регрессивные.
Налог называется пропорциональным,
если при налогообложении применяется
единая налоговая ставка. Она
неизменна, не зависит от величины
дохода, от масштаба объекта налогообложения.
В этом случае говорят о
твердых налоговых ставках на
единицу объекта. Пропорциональное
налогообложение сохранят неравенство
в доходах. Получающий более
высокий доход и после вычета
налога будет иметь больший
доход.
При прогрессивном
налоге ставка повышается по
мере возрастания величины объекта
налогообложения и сохраняет
неравенство в экономическом
положении. Однако прогрессивные
налоги делают распределение
после налоговых доходов более
равными, чем распределение до
вычета налогов.
Ставки регрессивного
налога, наоборот, понижаются по
мере увеличения объекта налогообложения
(например, дохода), и неравенство
в доходах после налогообложения
возрастает. Регрессивный налог
вводится с целью стимулирования
роста дохода, прибыли, имущества, облагаемых
налогом. Регрессивный налог могут носить
косвенные налог, которые непосредственно
к доходу не устанавливаются [7, с.36].
В зависимости от
того, кто взимает налог и в
какой бюджет он поступает,
налоги делятся на государственные
и местные. В свою очередь,
при федеральном устройстве государства
государственные налоги делятся
на федеральные налоги и налоги
субъектов федерации, именуемые
еще республиканскими.
Количество уровней
управления, перечень налогов, взимаемых
на каждом уровне, в разных
странах различны. Это зависит
от типа внутреннего административно-территориального
устройства, от уровня промышленного
развития страны, а также от
местной специфики.
Если в качестве
классификационного признака налогов
рассматривается, кто есть налогоплательщик,
то есть субъект налогообложения,
то различают налоги с юридических
и физических лиц.
В принципе следует
отличать собственно налоги, представляющие
непосредственно изъятие, не связанные
с предоставляемыми налогоплательщику
в настоящем или будущем ресурсами,
благами, услугами, и налоговые
платежи, сборы, отчисления, изымаемые
в качестве компенсации за
использование налогоплательщиком
природных ресурсов, за предоставление
ему благ и услуг в настоящем
или будущем времени, а также
целевые сборы на нужды тех
же налогоплательщиков [10, с. 58-59].
Налоги могут взиматься
следующими способами:
1) кадастровый (от
слова “кадастр” – таблица,
справочник), когда объект налога
дифференцирован на группы по
определенному признаку.
Перечень этих групп
и их признаки заносится в
специальные справочники. Для каждой
группы установлена индивидуальная
ставка налога. Такой метод характерен
тем, что величина налога не зависит
от доходности объекта. Примером такого
налога может служить земельный
налог. Он взимается по установленной
ставке в зависимости от
качества и месторасположения
земельного участка, независимо от того,
используется этот участок или нет.
2) на основе декларации
Характерной чертой такого
метода является то, что уплата налога
производится после получения дохода
и лицом получающим доход. Примером может
служить налог на прибыль.
3) у источника
Этот налог вносится лицом,
выплачивающим доход. Поэтому уплата
налога производится до получения
дохода, причём получатель дохода получает
его уменьшенным на сумму налога. Например,
подоходный налог с физических лиц. Этот
налог уплачивается организацией, в которой
работает физическое лицо. До выплаты,
например, заработной платы из
неё вычитается сумма налога
и перечисляется в бюджет. Остальная
сумма выплачивается работнику [10, с. 51].
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Таким образом, налоги являются
основным источником образования государственных
финансов. Об их сущности, значении и основных
характеристиках можно сделать следующие
выводы:
- налог как юридическая категория – это установленный правовыми нормами и обеспечиваемый силой государства многоступенчатый, имеющий сложную структуру процесс отчуждения во внесудебном порядке части собственности юридических или физических лиц, выраженной в виде дохода, полученного от осуществления предпринимательской или трудовой деятельности под покровительством государственной власти, или в виде стоимости иного имущества и направляемой на выполнение возложенных на государство функций.
- правовая конструкция налога – это закрепление всех элементов налога для признания его законно установленным средством платежа. Налог считается установленным в том случае, когда определены плательщики, а также объект налогообложения, налоговая база, налоговый период, налоговые ставки, порядок исчисления налога, порядок и сроки уплаты налогов
- налоги разнообразны по видам и содержат довольно широкую классификацию, которое имеет большое значение для организации рационального управления налогообложением.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ
ИСТОЧНИКОВ
- Майбуров, И.А. Теория и история налогообложения: учебник для студентов вузов / И.А. Майбуров. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2007. – 495 с.
- Конституция Республики Беларусь, 15 марта 1994 г.: с измен. и дополн., принятыми на республиканских референдумах 24.11.1996 г. и 17.10.2004 г. – Минск: Амалфея, 2008. – 48 с.
- Налоговый кодекс Республики Беларусь (Общая часть): Кодекс Респ. Беларусь, 19 декабря 2002 г., № 166-З: в ред. Закона Респ. Беларусь от 15.10.2010 г. // Консультант Плюс: Беларусь [Электронный ресурс] / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2012. – Дата доступа 21.02.2013.
- Мороз, Л.Н. Налоги: проблемы правового регулирования / Л.Н. Мороз, под ред. В.И. Семенкова. – Минск: Веды, 2001. – 356 с.
- Химичева, Н. И Налоговое право: учеб. / Н.И. Химичева. – М.:БЕК, 2002. – 336 с.
- Воробей, Г.А. Финансовое право Республики Беларусь: учеб. пособие / Г.А. Воробей. – Минск: Амалфея, 2006. – 430 с.
- Налоги и налогообложение: учеб. пособие / Е.Ф. Киреева [и др.]; под общ. ред. Е.Ф. Киреевой. – Минск: БГЭУ, 2012. – 447 с.
- Гражданский кодекс Республики Беларусь: Кодекс Респ. Беларусь, 7 дек. 1998 г., N 218-З: в ред. Закона Респ. Беларусь от 03.07.2011г. // Консультант Плюс: Беларусь [Электронный ресурс] / - Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2012. – Дата доступа 21.02.2013.
- Жук, М.Г. Правосубъектность лиц в контексте регулирования налоговых правоотношений / М.Г. Жук // Налоги и налогообложение. – 2004. – N 3. – С. 23.
- Кишкевич, А.Д. Налоговое право Республики Беларусь / А.Д. Кишкевич, А.А. Пилипенко. – Минск: Тесей, 2002. – 357с.
- Таможенный кодекс Республики Беларусь: Кодекс Респ. Беларусь, 4 января 2007 г. N 204-З: в ред. Закона Респ. Беларусь от 15.07.2009 г. // Консультант Плюс: Беларусь [Электронный ресурс] / - Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2012. – Дата доступа 21.02.2013.
- О таможенном тарифе: Закон Республики Беларусь, 3 февраля 1993 г. N 2151-XII: в ред. Закона Респ. Беларусь от 13.11.2008 // Консультант Плюс: Беларусь [Электронный ресурс] / - Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2012. – Дата доступа 23.02.2013.
- Заяц, Н. Е. Современное налогообложение и его развитие / Заяц Н. Е., Киреева Е. Ф., Заяц А. Н. // Финансы, учет, аудит. – 2000. – N 10. – С. 51-53.