Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Марта 2013 в 22:09, реферат
Цель данного реферата заключается в раскрытии понятия и сущности налога, исследовании и характеристике его видов посредством изучения нормативно-правовой базы с учетом последних изменений и дополнений, а также научных подходов исследователей, обратившихся к данной проблеме.
Для достижения цели, были поставлены следующие задачи:
- раскрытие сущности налога; - изучение конструкции налога;
- характеристика основных элементов налога; - сравнительный анализ различных классификаций налога;
Введение…………………………………………………………………………...3
1 Экономическое содержание и сущность налогов……………………………4
1.1 Понятие налога……………………………………………………………….4
1.2 Основные признаки налога…………………………………………………6
2 Конструкция и элементы налога ……………………………………………8
3 Классификационный состав налогов и их характеристика……………….11
Заключение………………………………………………………………………16
Список использованных источников…………………………………………17
Под организациями понимаются юридические лица Республики Беларусь, иностранные юридические лица и международные организации, хозяйственные группы (п.2 ст.13 НК), хозяйственные товарищества. По месту нахождения организации подразделяются на белорусские и иностранные. Белорусские организации имеют статус налоговых резидентов Республики Беларусь и несут полную налоговую обязанность по доходам от источников в Республике Беларусь, от источников, находящихся за пределами Республики Беларусь, по имуществу. Иностранные организации не являются налоговыми резидентами Республики Беларусь. Несут налоговую обязанность за деятельность которая осуществляется в Республике Беларусь, от источников в Республике Беларусь, по имуществу на территории Республики Беларусь. Помимо непосредственно юридических лиц к организациям относятся их структурно обособленные подразделения (филиалы, представительства).
Физические лица – граждане Республики Беларусь, иностранные граждане и лица без гражданства (п.6 ст.13 НК).
Налоговыми резидентами в соответствии с п.1 ст. 17 НК признаются физические лица, которые фактически находятся на территории Республики Беларусь не менее 183 дней в году. В качестве физического лица под налогоплательщиком (п.1 ст.19 НК) выделяют индивидуальных предпринимателей.
Элемент «плательщик налога» часто соседствует с понятиями «налоговый агент», «представитель» и «носитель налога».
В налоговой сфере обязанность по исчислению и уплате налогов с целью упрощения налогового администрирования иногда целесообразно возлагать не на плательщиков, а на налоговых агентов. В соответствии с НК, налоговыми агентами признаются организации или физические лица, которые являются источником выплаты доходов плательщику и на которых в силу законодательства возлагаются обязанности по исчислению, удержанию у плательщика и перечислению в бюджет налоговых платежей [7, с.75-76].
Плательщик может участвовать в отношениях, регулируемых налоговым законодательством, самостоятельно либо через своего представителя. Данное право он может реализовать через законных и уполномоченных представителей. Законные представители наделяются полномочиями на ведение всех налоговых дел плательщика на основании законодательства или учредительных документов. К ним можно отнести: родителей и опекунов несовершеннолетних детей (ст. 25 Гражданского кодекса Республики Беларусь) [8], руководителя организации и иное должностное лицо, на которых согласно учредительным документам возложены управленческие функции и др.
Уполномоченные представители наделяются полномочиями на ведение только тех вопросов налогообложения, которые плательщик передал им по доверенности.
Налогоплательщик стремится
восполнять свои налоговые потери,
включая в цену реализации суммы
налоговых платежей или источники
для их уплаты, а также выставляя
уплаченные налоги к возмещению. Потому
бремя уплаты налоговых платежей
в итоге несет на себе не столько
плательщик, сколько потребитель
товаров, работ и услуг. Потребитель,
или фактический плательщик, может
не иметь законодательной
Объекты налогообложения. В
соответствии с п.1 ст. 28 НК объектами
налогообложения признаются обстоятельства,
с наличием которых у плательщика
возникают налоговые
Налоговая база. В соответствии с п.1 ст.41 НК налоговая база – это стоимостная физическая или иная характеристика объекта налогообложения. Налоговая база – количественная характеристика предмета налога. Однако, когда сам объект определен в виде в виде финансового показателя (например, доход или добавленная стоимость), мало сказать, что его характеризует налоговая база. В этом случае уместно признать, что налоговая база может быть равна объекту обложения или его части (за вычетом возможных налоговых изъятий).
Налоговый период. В соответствии с п.1 ст.42 НК налоговый период – это календарный год или иной период времени, по окончании которого исчисляются сумы налогов, сборов и пошлин.
Налоговая ставка – величина налоговых начислений на единицу налогообложения (п.2 ст.41 НК).
Порядок исчисления налогов – процессуальное действие, в соответствии с которым налогоплательщик самостоятельно исчисляет сумы налогов на основании налоговой базы, налоговой ставки, а также налоговых льгот. Сума налога, подлежащая уплате, определяется путем умножения исчисленной налоговой базы на налоговую ставку.
Порядок уплаты налогов. В соответствии с п.1 ст.46 НК уплата налогов производится путем разовой уплаты всей причитающейся сумы или ином порядке, предусмотренном указом президента и т.д.
Сроки уплаты налогов. Срок
– установленный налоговым
Факультативные элементы. К ним относятся налоговые льготы.
В соответствии с п.1 ст.43 НК налоговые льготы – предоставляемые отдельным категориям плательщиков преимущества, включая возможность неуплаты налога, сборов либо пошлин, либо уплаты в меньшем размере.
Налоговые льготы устанавливаются в следующих видах:
1)освобождение от налогов, сборов и пошлин
2)понижение размера налоговой ставки
3)возмещение суммы
4)в виде дополнительных
по отношению к учитываемым
при определении налоговой
Законодатель предоставил право устанавливать Президенту Республики Беларусь дополнительные льготы отдельным категориям налогоплательщиков временно или постоянно.
Льготы, как правило, не носят индивидуальный характер. В исключительных случаях по решению Президента Республики Беларусь они могут быть установлены индивидуально [6, с.197].
3 Классификационный состав налогов и их характеристика
На сегодняшний день налоги очень разнообразны по видам и образуют довольно разветвленную совокупность. Налоги можно классифицировать следующим образом:
1. по объекту обложения
и взаимоотношению
- прямые налоги устанавливаются на доходы и имущество плательщиков, при этом юридический и фактический плательщики совпадают. При прямом налогообложении денежные отношения возникают между государством и самим плательщиком (подоходный налог с физических лиц, налоги на доходы и прибыль, налог на недвижимость и др.). Прямые налоги взимаются в процессе приобретения и накопления материальных благ. В свою очередь прямые налоги делятся на личные и реальные.
Личные налоги уплачиваются с действительно полученного налогоплательщиком дохода (прибыли), отражая при этом фактическую платежеспособность плательщика налога. К ним относятся налог на прибыль, подоходный налог с физических лиц и др.
Реальными налогами облагаются не действительные доходы, а предполагаемый средний доход, получаемый от того или иного объекта налогообложения (единый налог для производителей сельскохозяйственной продукции; единый налог с индивидуальных предпринимателей и иных физических лиц, осуществляющих реализацию товаров, работ (услуг) и др.) [7, с.33-34].
- косвенные налоги включаются в отпускную цену товаров (работ, услуг) в виде надбавки. Здесь фактическим плательщиком является потребитель товаров (работ, услуг), а юридическая обязанность внесения их в бюджет возлагается на продавца. Субъектом налога выступает продавец товара (услуги), который выступает посредником между государством и плательщиком (потребителем товара или услуги). Такими налогами являются акцизы, налог на добавленную стоимость. Косвенные налоги взимаются в процессе расходования материальных благ. В данном случае объектом налогообложения являются такие действия, порождающие налоговое обязательство как, реализация товаров (услуг, работ), их передача и другие.
В свою очередь косвенные налоги в зависимости от объекта обложения подразделяются на:
- косвенные индивидуальные, которыми облагаются определенные группы товаров (акцизы);
- косвенные универсальные, которыми облагаются все (за исключением тех, на которые распространяются налоговые льготы) товары, работы, услуги (налог на добавленную стоимость).
2. В зависимости от плательщика:
- налоги, взимаемые с физических лиц (подоходный налог с физических лиц и др.);
- налоги, взимаемые с организаций (налог на прибыль, налог на игорный бизнес, налог на доходы от осуществления лотерейной деятельности и др.);
- смешанные налоги, которые уплачивают как организации, так и физические лица (земельный налог, налог на недвижимость и др.).
3. По степени закрепленности за конкретным бюджетом:
закрепленные - налоги, которые на длительный период полностью закреплены как доходный источник конкретного бюджета. Например, суммы налога на добавленную стоимость и акцизов на товары, ввозимые на таможенную территорию, государственная пошлина и другие платежи в соответствии с законом о республиканском бюджете полностью поступают в республиканский бюджет; подоходный налог с физических лиц полностью зачисляется в бюджеты областей и г. Минска.
- регулирующие налоги поступают одновременно в бюджеты различных уровней в пропорции, установленной законом о республиканском бюджете. Регулирующие налоги ежегодно перераспределяются между бюджетами различных уровней с целью их сбалансированности. Распределение сумм этих налогов происходит в форме процентных отчислений общегосударственных налогов в местные бюджеты областей и города Минска. Размер процентных отчислений ежегодно устанавливается в законе о бюджете. Примером таких налогов являются налог на добавленную стоимость (за исключением взимания налога на добавленную стоимость при перемещении товаров через границу Республики Беларусь), экологический налог (в части установленных платежей) [10, с. 56-57].
4. В зависимости
от характера использования
- общие налоги вводятся для формирования бюджета в целом (налог на добавленную стоимость, налог на прибыль и др.)
- целевые налоги вводятся для покрытия конкретных расходов.
5. По степени регулярности:
- регулярные налоги взимаются
с установленной
- разовый налог – его
уплата связывается с
6. в зависимости от органа, который вводит налог:
- республиканские
- налоги, сборы (пошлины), установленные
Налоговым кодексом либо
1) налог на добавленную стоимость;
2) акцизы;
3) налог на прибыль;
4) налог на
доходы иностранных
5) подоходный налог с физических лиц;
6) налог на недвижимость;
7) земельный налог;
8) экологический налог;
9) налог за добычу (изъятие) природных ресурсов;
10) сбор при
ввозе на территорию
11) сбор за
проезд автомобильных
12) сбор за
выдачу разрешений на проезд
автомобильных транспортных
13) оффшорный сбор;
14) гербовый сбор;
15) консульский сбор;
16) государственная пошлина;
17) патентные пошлины;
18) таможенные пошлины и таможенные сборы.
Установление, введение
и прекращение действия республиканских
налогов, сборов (пошлин) осуществляются
принятием закона о внесении изменений
и (или) дополнений в Налоговый кодекс,
а по вопросам изменения плательщиков
и отдельных элементов
- местные налоги
устанавливаются решениями
1) налог за владение собаками;
2) курортный сбор;
3) сбор с заготовителей.
Установление, введение, изменение и прекращение действия местных налогов и сборов осуществляются в соответствии с Налоговым Кодексом принятием нормативного правового акта (решения):