Понятие «налог». Необходимость налогов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Февраля 2014 в 11:08, курсовая работа

Краткое описание

Государственное регулирование экономики и международных экономических отношений имеет важное значение для экономического и социального развития страны. При этом, осуществляя данное регулирование, государство, использует широкий набор средств и методов воздействия на экономику таких, как бюджет, кредитно-денежная политика, экономическое законодательство и, конечно же, налоги.
Налоги являются важной ''кровеносной артерией'' финансово-бюджетной системы. Очевидно также то, что они имеют огромное значение в развитии и регулировании международных экономических отношений.

Вложенные файлы: 1 файл

основная часть курсач.docx

— 89.13 Кб (Скачать файл)

Несмотря на то, что функции  налогов взаимосвязаны и взаимообусловлены, каждая из них имеет определенные границы самостоятельности и  обособленности. Это проявляется  при рассмотрении различных видов  налогов, например, акцизы на табак  и алкогольные напитки преследуют в основном фискальные цели, а налог  на землю имеет в большей мере стимулирующую цель.

  1. налоговая система государства

    1. Налоговая система, ее понятие и определение. Принципы построения налоговых систем

В современном мире налоговая система любой страны выступает важнейшим звеном не только финансовой системы государства, неотъемлемой частью которой она является, но и общей системы экономического регулирования. Налоговые системы используются как действенный инструмент реализации финансово-экономической политики государства. С помощью налогов регулируются социально-экономические процессы, поощряется или, напротив, сдерживается развитие тех или иных отраслей экономики и видов деятельности в интересах структурной перестройки экономики, поддерживаются общие темпы социально-экономического развития и уровень занятости населения.

Налоговая система представляет собой совокупность налогов и обязательных платежей, принципов, форм и методов их установления, изменения, отмены, уплаты, взимания, а также форм и методов налогового контроля и ответственности за нарушение налогового законодательства.

Налоговые системы современных  государств есть результат их многовековой эволюции. В каждом государстве национальная налоговая система индивидуальна, так как нет абсолютно одинаковых государств с точки зрения структуры  экономики, институтов государственной  власти, правовой доктрины, а именно они придают колорит национальным налоговым системам. Однако правительства  при формировании налоговых систем ориентируются на общие черты  и организационные принципы построения, налоговый инструментарий и институциональное  оформление, следуя которым можно  добиться воздействия на общественное воспроизводство, его динамику и  структуру, темпы научно-технического прогресса.

Сколько веков существует государство, столько же веков существует и налоги, и столько же государство  ищет принципы и способы оптимального налогообложения, т.е. как организовать сбор налогов таким образом, чтобы  налогоплательщики платили налоги, а казна получала все больше доходов. Шотландский экономист и философ  А. Смит сформулировал четыре основополагающих (ставших классическими) принципа налогообложения, желательных в любой экономической  системе:

Подданные государства должны участвовать в содержании правительства  соответственно доходу, каким они  пользуются под покровительством и  защитой государства. Соблюдение этого принципа или, наоборот, пренебрежение им приводит к равенству (справедливости) или неравенству в налогообложении.

Налог, который обязан уплатить определенный субъект налога, должен быть точно определен (срок уплаты, способ платежа, сумма платежа).

Каждый налог должен взиматься  в то время и тем способом, когда  и как плательщику удобнее  всего оплатить.

Каждый налог должен быть задуман и разработан таким образом, чтобы он брал и удерживал из кармана народа возможно меньше сверх того, что он приносит казначейству государства (в противном случае, сбор налога потребует такой большой армии чиновников, что заработная плата их может поглотить значительную долю того, что приносит налог).

Кроме того, схема уплаты налога должна быть доступна для восприятия налогоплательщика, а объект налога должен иметь защиту от двойного, тройного обложения.

В современных условиях государства  с рыночной экономикой при построении системы налогообложения опираются  на ряд несколько иных, более конкретизированных принципов, среди которых можно  выделить:

  1. обязательность – принудительность и неизбежность изъятия для финансового обеспечения государства и местных органов власти;
  2. принцип справедливости (равенства) налогообложения, справедливость по отношению ко всем налогоплательщикам;
  3. всеобщность – охват всех субъектов, располагающих доходами;
  4. административная простота – налоговая система должна быть простой и понятной, а административные издержки по управлению налогами – минимальными;
  5. гибкость – налоговая система должна реагировать на изменение социально-экономических условий;
  6. стабильность – устойчивость во времени;
  7. эффективность – стремление к эффективному распределению ресурсов, установление необлагаемого минимума доходов и др. [1, стр.233]

Общепризнанно, что при  всей важности каждого из этих принципов  главным из них является принцип справедливости, однако понимается он по-разному. Проблема здесь заключается в том, что справедливость – категория, прежде всего социальная, нравственно-этическая; в экономике же она является "чужеродным" элементом, понятием весьма относительным, субъективным по своей сути и поэтому далеко неоднозначным. Различные понятия о справедливости вызывают различные понятия экономической и налоговой справедливости.

В настоящее время в  мировой налоговой теории имеются  две основные точки зрения на справедливость налогов; остальные мнения обычно приближаются либо к той, либо к другой позиции. Первая состоит в том, что налоги должны строиться на основе вертикального  и горизонтального равенства, т.е. должны быть равными для всех налогоплательщиков независимо от объема их доходов, условий  их получения и каких-либо других факторов. Уровень налоговых ставок должен быть при этом минимальным (низким, насколько это возможно), льготы также должны быть сведены к минимуму, а в идеале – их не должно быть совсем.

В соответствии с другой позицией, напротив, считается, что номинальный  уровень налоговых ставок не имеет  принципиального значения (он может  быть весьма высоким). Налоги же должны содержать разветвленную сеть льгот  и дифференциацию налоговых ставок в зависимости от уровня дохода. В данном случае провозглашаются  принципы горизонтальной и вертикальной справедливости, соблюдение которых  достигается путем выравнивания доходов налогоплательщиков.

В соответствии с этими  двумя позициями принцип справедливости формулируется в первом случае как  принцип вертикального и горизонтального  равенства налогов, основанный на пропорциональном обложении доходов при постоянной налоговой ставке, независящей от величины облагаемого дохода.

Во втором случае принцип  справедливости понимается как сочетание  двух принципов:

  • принципа вертикальной справедливости, в соответствии с которым субъекты, находящиеся в различных условиях, должны трактоваться налоговыми законами по-разному;
  • принципа горизонтальной справедливости - субъекты, находящиеся в одинаковых условиях, должны трактоваться налоговыми законами одинаково.

Реализация этого принципа достигается путем прогрессивного налогообложения, при котором налоговые  ставки увеличиваются в зависимости  от роста уровня облагаемого дохода налогоплательщика.

Та и другая позиция  в налоговой теории обосновываются достаточно аргументирование, поэтому  каждая из них имеет право на существование. Если же обратиться к практике развитых стран, то налоговые системы строятся большей частью на принципах вертикальной и горизонтальной справедливости. Дифференциация ставок основных налогов – явление широко распространенное: как в прямой форме – в виде прогрессивных налоговых ставок в зависимости от уровня доходов (как, например, взимаются основные подоходные налоги в США), так и в скрытой - преимущественно через систему льгот, иногда в прямой и скрытой форме одновременно.

К настоящему времени сформировались две основные концепции налогообложения. Концепция полученных благ (принцип выгоды) рассматривает налоги как способ финансирования государственных расходов на создание общественных благ и услуг. Ее сторонники утверждают, что тот, кто получает больше выгоды от государства, должен уплачивать и более высокие налоги. Эта концепция на практике не оправдывает себя, так как в этом случае люди, получающие пенсии, пособия, должны выплачивать в виде налогов суммы больше, чем те, кто их получает. Вместе с тем в отдельных случаях данный подход приемлем (например, целесообразно дорожным налогом облагать тех, кто пользуется автомобилем).

Концепция платежеспособности утверждает, что размер налогов должен зависеть от получаемого дохода: у кого он больше, тот и уплачивает большую сумму налогов. Такой принцип помогает сделать распределение доходов в обществе более справедливым.

В зависимости от степени  разделения власти в стране налоговая  система может быть двух- или трехзвенной. В стране с федеральным устройством налоговая политика осуществляется на трех уровнях: правительственном, региональном и местном; в государствах с унитарным устройством – на двух: общегосударственном и местном. Налоговая система Республики Беларусь первоначально, в 1992 г. была сформирована на основе нескольких законов, установивших общий порядок исчисления и уплаты каждого конкретного налога. В дополнение к законам утверждены Методические указания по исчислению каждого платежа. Министерством финансов и Государственным налоговым комитетом разработаны разъяснения, уточняющие отдельные положения. Налоговая система гарантировала формирование доходов бюджета и тем самым сыграла положительную роль в обеспечении перехода Беларуси как самостоятельной республики на путь рыночных реформ. [1, стр.234]

 

Сегодня в системе налогового контроля Республики Беларусь главным  контролирующим органом является Министерство по налогам и сборам, осуществляющее регулирование и управление в сфере налогообложения; инспекции Министерства по налогам и сборам по областям и городу Минску, инспекции Министерства по налогам и сборам по городам, инспекции Министерства по налогам и сборам по районам и инспекции Министерства по налогам и сборам по районам в городах.

Основу налоговой системы  Республики Беларусь составляют Налоговый  кодекс Республики Беларусь [5], Закон "О налогах и сборах, взимаемых в бюджет Республики Беларусь" (определяет общие принципы построения налоговой системы в РБ, налоги, сборы, пошлины и другие платежи, а также права, обязанности и ответственность налогоплательщиков и налоговых органов. В нем в частности говорится, что под налогами, сбором, пошлиной и другим платежом понимается обязательный взнос в бюджет соответствующего уровня или во внебюджетный фонд, осуществляемый плательщиками в порядке и на условиях, определяемыми законодательными актами [6], а также специальные акты налогового законодательства, касающиеся взимания отдельных видов налогов.

Первый законодательный  уровень - это сам Налоговый кодекс и принятые в соответствии с ним  законы, регулирующие вопросы налогообложения, а также правовые акты Президента Республики Беларусь, содержащие вопросы  налогообложения, второй - все остальные  нормативные правовые акты, принимаемые  в соответствии с актами первого  уровня и обеспечивающие, как правило, их применение.

 

Налоговый кодекс упорядочивает  финансовые отношения налогоплательщика  и государства. Налогоплательщику  он указывает меры его обязанности, а государственному налоговому органу - меру дозволенного поведения. Кодекс выполняет роль важнейшего механизма  непрямого государственного воздействия  на товаропроизводителей в интересах  всего общества. Он является выразителем  налоговой политики, от обоснованности которой во многом зависит общественный прогресс и рост благосостояния населения [7, с. 52].

В основу налоговой системы  Республики Беларусь положены следующие  принципы:

  • однократность обложения, то есть один и тот же объект одного вида налогов облагается только один раз за определенный законом период;
  • оптимальное сочетание прямых и косвенных налогов;
  • одинаковый подход ко всем хозяйствующим субъектам обложения;
  • установленный порядок введения и отмены органами власти разного уровня налогов, их ставок, налоговых льгот;
  • четкая классификация налогов, взимаемых на территории страны, в основу которой положена компетенция соответствующей власти;
  • обоснование и точное распределение налоговых доходов между бюджетами разных уровней;
  • стабильность ставок налога в течение довольно длительного периода и простота исчисления платежа.

 

Эти принципы не всегда соблюдаются. Так, однократность нарушается при  взимании НДС с импортных товаров, за которые уже уплачены таможенные пошлины. Нет четкой классификации  в зависимости от уровней органов  государственной власти, когда все  большая часть республиканских  налогов является регулирующей по отношению  к местным органам власти. Нередко  действие закона, подписанного в середине года, распространяется на весь год.

    1. Выбор видов налогов, методы управления ими. Способы взимания налогов. Методы уплаты налогов

Государство использует для  косвенного воздействия на экономику  и формирования своих доходов  целую совокупность налогов, которая  требует своего упорядочения и классификации  – группировки налогов по их видам. В современной практике развитых государств используется несколько классификаций налогов. Основными критериями классификации могут выступать различные признаки: способ взимания налогов, субъект – налогоплательщик, характер применяемых ставок, источник и объект налогообложения, орган, устанавливающий налоги, порядок введения налога, уровень бюджета, в который зачисляется налог, целевая направленность налога и др. 

Информация о работе Понятие «налог». Необходимость налогов