Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Февраля 2014 в 11:08, курсовая работа
Государственное регулирование экономики и международных экономических отношений имеет важное значение для экономического и социального развития страны. При этом, осуществляя данное регулирование, государство, использует широкий набор средств и методов воздействия на экономику таких, как бюджет, кредитно-денежная политика, экономическое законодательство и, конечно же, налоги.
Налоги являются важной ''кровеносной артерией'' финансово-бюджетной системы. Очевидно также то, что они имеют огромное значение в развитии и регулировании международных экономических отношений.
Обеспечение экономического
роста и стабильности невозможно
без реализации эффективной
Вступая в различного рода
экономические группировки, государство
берет на себя обязательства по поддержанию
и осуществлению
Добровольность, осознанная необходимость и экономическая готовность к объединению – обязательные принципы экономической интеграции.
Выработка согласованной налоговой политики осложняется внутренним сущностным противоречием, заложенным в категории «налог». Аккумулируя в себе полюсные интересы государства и налогоплательщика при реализации налоговой политики межгосударственного образования, налоги создают дополнительные противоречия, связанные с возможным несовпадением государственных национальных и межгосударственных общих интересов. Оптимальность налоговой политики экономического союза определяется не только выбором эффективных налоговых инструментов, отвечающих целям интеграционного образования, но и соответствием этих целей реальному экономическому базису, а также интересам всех субъектов налоговых отношений. [1, стр.241]
Разнообразие экономических интересов субъектов налоговых отношений не позволяет безоговорочно проецировать национальные налоговые механизмы на объединенную экономику. Поэтому выработка международного механизма налогообложения интеграционного объединения, создание благоприятного для всех участников налогового климата – задача первостепенной важности, диктуемая согласованной налоговой политикой.
Согласно теории налогообложения,
любой налоговый механизм представлен
тремя основными
Все эти блоки должны присутствовать
и в налоговом механизме
Совершенствование и реформирование
налоговых систем новых независимых
государств – в прошлом советских
республик, их адаптация к новым
видам деятельности и рыночным институтам
происходят достаточно активно. Но в
национальных налоговых законодательствах
государств, вступивших на путь экономических
преобразований и реформ, еще крайне
редко применяются научно-
Совместное налоговое планирование целесообразно использовать при планировании объема совместного межгосударственного бюджета. Такая форма организации общегосударственных финансов пока реализует только Республика Беларусь и Российская Федерация при составлении союзного бюджета, который формируется не за счет налоговых поступлений, а на основании вкладов участников объединений и определяется объемом финансирования общих проектов и программ.
Налоговое регулирование в современных условиях является стержнем межгосударственного налогового механизма и опосредуется как внутренними, так и межгосударственными законодательными актами. [10, стр.270]
Как свидетельствует опыт международных интеграционных образований, интересы экономического объединения требуют унификации налоговых законодательств его участников. И если определить гармонизацию как основное направление совместной налоговой политики, т.е. ее стратегию, то унификация должна рассматриваться как основной механизм осуществления этой цели, а именно – тактика налоговых преобразований. [10, стр.270]
Главной задачей унификации налоговых систем является координация налоговой политики всех государств, сближение принципов и методов налогообложения, установление одинаковых налоговых ставок, т.е. придание налоговым системам единообразия, а в идеале — создание идентичных налоговых систем.
Целью унификации налоговых
систем в свете глобализации мировой
экономики является создание единого
рынка со здоровой конкуренцией, без
предоставления преимуществ каким-либо
отдельным участникам международного
хозяйственного оборота, со всеми характеристиками,
присущими развитым рыночным системам,
включая справедливое распределение
фискального бремени между
Основными направлениями унификации являются: унификация налоговых систем в отношении косвенных налогов; унификация в отношении прямых налогов, а также универсальная унификация налоговых систем.
Унификация косвенного налогообложения. Наиболее ярким примером унификации налоговых систем является пример Европейского Союза, в рамках которого ведется интенсивная работа по гармонизации налогового законодательства. В первую очередь, конечно, необходимо отметить создание Таможенного союза — единая система налога на добавленную стоимость: единообразная база исчисления налога, к которой многочисленными последующими директивами приняты изменения и дополнения.
Унификация прямого налогообложения. В первую очередь задачу унификации прямого налогообложения выполняют соглашения об устранении двойного налогообложения, основой которых является Типовая конвенция Организации экономического сотрудничества и развития.
Универсальная унификация налоговых систем. На достижение этой цели направлен проект Основ мирового налогового кодекса, подготовленный Уордом М. Хасси и Дональдом С. Любиком, участниками Международной налоговой программы Гарвардского университета 1993 года. Идея создания ОМНК родилась в связи с потребностями развивающихся стран и стран, осуществляющих переход к рыночной экономике, в определенной модели законодательства, которая позволит создать эффективную налоговую систему, учитывающую отличия этих стран от экономически развитых капиталистических государств.
Большая работа в настоящее
время ведется также в
В настоящее время прилагаются огромные усилия экономического, политического и правового характера, направленные на устранение недобросовестной конкуренции путем унификации условий налогообложения, пока еще не получившие формального закрепления.
С точки зрения правомочий налоговую унификацию можно классифицировать как внутреннюю (национальную) и внешнюю (межгосударственную).
Внутренняя унификация подразумевает универсализацию национальной налоговой системы по основным направления:
Внешняя унификация направлена в первую очередь на приведение действующей налоговой системы государства в соответствие с налоговыми системами стран – торговых партнеров и участников экономических союзов. С этой целью необходимо решать следующие задачи:
Упрощение налогообложения
не исключает возможность
Достижение общего уровня налогообложения, унификация отдельных инструментов невозможны без организации действенной системы налогового администрирования в рамках интеграционного объединения. Это предполагает создание органов не только контроля и согласования налоговой политики на меж- и наднациональном уровнях, но и управление налоговыми потоками в рамках объединения.
Основные цели и задачи
согласованной налоговой
Перспективы создания единой налоговой системы Союзного государства Беларуси и России
Работа по унификации налоговых законодательств Беларуси и России проводится в соответствии с Программой действий Республики Беларусь и Российской Федерации по реализации положений Договора о создании Союзного государства (1999), согласно которой конечной целью унификации налогового законодательства является принятие Налогового кодекса Союзного государства.
Подписанное Соглашение между Правительством Республики Беларусь и Правительством Российской Федерации о создании унифицированного законодательства и проведении единой налоговой политики Союзного государства поставил на качественно новый уровень проводимую работу по унификации налоговых законодательств двух союзных государств, закрепил основные подходы и направления по унификации налоговых законодательств, определил сроки и органы сторон, ответственных за ее проведение.
Основные принципы построения Налогового кодекса Союзного государства. При разработке Налогового кодекса Союзного государства предполагается исходить из необходимости создания оптимальных правовых условий в области налогообложения на территории Союзного государства, а также основополагающих элементов унифицированного налогового законодательства - единых принципов и правил налогообложения, единых терминов и понятий, единого перечня основных налогов, единых прав и обязанностей налогоплательщиков на территории Союзного государства.
В целях обеспечения условий
по завершению унификации и гармонизации
налогового законодательства Беларуси
и России проект Налогового кодекса
Союзного государства по основным параметрам
не должен принципиально отличаться
от других действующих и разрабатываемых
документов аналогичного характера. Принимая
во внимание действующий Налоговый
кодекс Российской Федерации, проекты
разрабатываемого Налогового кодекса
Республики Беларусь и модельного Налогового
кодекса для государств-
Первая часть проекта
Налогового кодекса Союзного государства
содержит в себе основные правовые
и понятийные нормы налогового законодательства,
которые с введением ее в действие
будут действовать на территории
Союзного государства. Этой частью определяется
закрытый перечень тех налогов и
сборов, которые будут установлены
к взиманию на территории Беларуси
и России и которые не должны изменяться
национальными налоговыми законодательствами
двух государств. При закреплении
в проекте Налогового кодекса
Союзного государства понятий и
терминов как обязательных атрибутов
любой отрасли права, в том
числе и налоговой, необходимо добиться
их однозначной трактовки, предельной
ясности в понимании и
В первой части проекта
Кодекса будут ясно и однозначно
закреплены отношения, которые предполагается
регулировать этим документом. Поскольку
сфера действия Налогового кодекса
Союзного государства будет
Проектом Налогового кодекса Союзного государства будет установлен круг институтов из числа государственных органов Республики Беларусь и Российской Федерации, уполномоченных совершать правовые действия в сфере налоговых отношений. К ним будут относиться не только органы, контролирующие порядок и полноту уплаты налогов и сборов, но и иные институты, необходимые для полноценного функционирования налоговой системы.
Своеобразным центром, без
которого не может функционировать
ни одна налоговая система, является
законодательное определение
Первая часть Налогового кодекса будет определять и такие специфические вопросы, как механизм налогового контроля, процедуру исполнения налоговых обязательства, систему налогового учета и отчетности, процедуру налоговых проверок, обжалование действий (бездействий) налоговых органов и их должностных лиц.
Особым и потому весьма
важным вопросом проекта Налогового
кодекса Союзного государства будет
являться закрепление положения
об установлении ответственности за
нарушение плательщиками