Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Ноября 2014 в 18:32, курсовая работа
Целью курсовой работы является исследование земельного налога.
Цель исследования определила необходимость постановки и решения следующих задач:
Описать теоретические основы исчисления и уплаты земельного налога;
обобщить порядок налогообложения земельных участков в РФ;
показать состав налоговой декларации по земельному налогу;
Это правило касается не только сроков уплаты налогов и сборов, но и любых других сроков, установленных законодательством о налогах и сборах, например сроков подачи декларации.
По истечении налогового периода (календарного года) налогоплательщики уплачивают суму налога, исчисленную в порядке, предусмотренном п. 5 ст. 396 НК РФ.
Земельный налог и авансовые платежи по налогу уплачиваются в бюджет по месту нахождения земельных участков, признаваемых объектом налогообложения согласно ст. 389 НК РФ.
Глава 3. Анализ исчисления налогообложения по земельному налогу
3.1. Выявление и анализ трудностей, возникающих при расчете
земельного налога
Расчет земельного налога не во всех случаях прост, рассмотрим примеры расчета земельного налога, вызывающие некоторые трудности на примере ООО «Ювента».
Налогоплательщики, для которых муниципалитет установил в качестве отчетного периода I, II и III кварталы, сумму авансового платежа рассчитывают как 1/4 произведения установленной ставки налога на кадастровую стоимость участка8 (п. 6 ст. 396 НК). В тех случаях, когда земля находится в общей собственности, рассчитывать налог нужно пропорционально той доле, на которую фирма имеет право.
Пример 1
Кадастровая стоимость земельного участка на 1 января 2014 года составляет 1 500 000 руб. В собственности ООО «Ювента» находится 80 процентов данного надела. Ставка налога на землю в регионе максимальная – 0,3 процента. Таким образом, ООО «Ювента» обязана уплачивать налог со стоимости 1 200 000 руб. (1 500 000 х 80%).
Авансовый платеж за 9 месяцев 2014 года составит:
1 200 000 х 0,3% х 1/4 = 900 руб.
Следует учесть и такой фактор, как срок нахождения земли в собственности, ведь совершенно не обязательно, что участок куплен именно в начале календарного года.
Так, если налогоплательщик владеет наделом неполный год, то для исчисления налога применяется коэффициент использования земельного участка К2. Он определяется как отношение числа полных месяцев, в течение которых данный земельный участок находился в собственности налогоплательщика, к числу календарных месяцев в отчетном периоде. При определении «полноты» месяцев немаловажное значение имеет дата возникновения (прекращения) права собственности на земельный участок или его долю. Так, если в период с января по сентябрь текущего года получение (прекращение) права имело место до 15-го числа месяца включительно, то за полный принимается месяц его возникновения. Если же это произошло после 15-го числа, то за полный считают месяц прекращения права (п. 7 ст. 396 НК).
Значение коэффициента использования земельного участка применяется для исчисления налога в десятичных дробях с точностью до сотых долей.9 Порядок расчета земельного налога и авансовых платежей по нему с учетом доли в собственности применяется и к участкам, которые находятся под приобретаемыми фирмами зданиями, строениями и сооружениями, а также являются необходимыми для их использования. Ведь при переходе права собственности на имущество, расположенное на чужом участке, покупатель автоматически получает право пользования данным наделом, причем на тех же условиях и в том же объеме, что и прежний собственник.10А значит, новоиспеченный владелец переходит в ранг «земельных» налогоплательщиков.
Отдельным категориям плательщиков налога предоставляется возможность уменьшить «земельную» базу на 10 000 рублей. Такое право предусмотрено в пункте 5 статьи 391 Налогового кодекса.
Кроме того, отдельные земельные участки могут быть и вовсе освобождены от налогообложения. Условия для такого поворота событий оговорены в статье 395 Налогового кодекса. Однако здесь существенно то, что налоговые поблажки не носят «пожизненного» характера, то есть потерять право на льготу можно практически в любой момент. Как же в такой ситуации рассчитывать сумму налога, подлежащего уплате в бюджет?
Подсказка содержится в пункте 10 статьи 396 Налогового кодекса, который предписывает в подобных случаях применять специальный коэффициент К1. Он определяется как отношение количества полных месяцев, в течение которых отсутствует налоговая льгота, к числу календарных месяцев в отчетном периоде. Значение данного коэффициента необходимо зафиксировать в строке 180 раздела 2 авансового расчета.
Для исчисления «земельной» базы с применением К1 следует использовать следующую формулу:
Налоговая база = КСТ – Дплощ x (1 – К1), где
КСТ – кадастровая стоимость земельного участка;
Дплощ – доля необлагаемой площади земельного участка;
К1 – коэффициент использования налоговой льготы.
Значение К1 необходимо определять в десятичных дробях с точностью до сотых долей. Также стоит иметь в виду, что для расчета данного коэффициента месяц возникновения или прекращения права на льготу принимается за полный (п. 10 ст. 396 НК).
В случае, когда под действие льготы подпадает совладелец земельного участка, базу по налогу на землю следует рассчитывать так:
Налоговая база = (КСТ x Д) – (КСТ x Д) x Дплощ x (1 – К1),
где Д – доля налогоплательщика в праве на земельный участок.
Разумеется, не стоит забывать и о том, что уплачивается все-таки аванс, а не налог в целом, поэтому полученную сумму нужно будет умножить на 1/4.
При расчете авансового платежа по налогу на землю собственникам угодий, которые планируют осуществлять на участках жилищное строительство (кроме индивидуального), следует также учесть положения пункта 15 статьи 396 Налогового кодекса. Данной нормой предусмотрено исчисление сумм налога с использованием различных коэффициентов в зависимости от срока проектирования и строительства вплоть до государственной регистрации прав на построенный объект недвижимости. Так, если срок жилищного строительства не превышает трех лет, то фирма должна применять налоговую ставку с коэффициентом 2. Если же стройка затянулась больше, чем на три года, то необходимо использовать коэффициент 4. Период проектирования и строительства также отражается в авансовом расчете, для чего используется строка 040 раздела 2.
ООО «Ювента» 10 июля 2012 года приобрело земельный участок для жилищного строительства. Кадастровая стоимость такого надела составила 1 400 000 рублей. Муниципальные власти установили налоговую ставку для подобных объектов в размере 0,1 процента. Причем никаких льгот на данный участок не предусмотрено (К1 = 1).
Так как период проектирования и строительства еще не превысил трех лет, ООО «Ювента» должна применить ставку с коэффициентом 2. Кроме того, с учетом приобретения участка до 15 июля этот месяц будет считаться полным. Следовательно, К2 будет равен 0,33 (3 мес. : 9 мес.).
Сумма аванса по налогу на землю составит:
1 400 000 руб. х 0,1% х 0,33 х 2 х 1/4 = 231 руб.
На применение данных коэффициентов покупателями земли в целях жилищного строительства обратило внимание и главное финансовое ведомство. Так, в письме Минфина от 10 мая 2013 г. № 03-05-06-02/41 чиновники подчеркнули, что действие пункта 15 статьи 396 Налогового кодекса распространяется лишь на те правоотношения по налогообложению земельных участков, которые возникли после 1 января 2010 года. Кроме того, финансисты указали, что обозначенный срок проектирования и строительства следует отсчитывать с даты начала выполнения соответствующих работ.
Расчет налога по земельным участкам, права на которые возникли в течение налогового периода
ООО «Ювента» приобрела в собственность два земельных участка сельскохозяйственного назначения. Участки расположены рядом, их кадастровая стоимость одинакова и составляет по 1 000 000 руб. Права на один из участков (участок А) зарегистрированы 14 августа, на другой (участок В) - 16 августа. В муниципальном образовании, где расположены эти участки, ставка земельного налога по землям сельскохозяйственного назначения составляет 0,3%.
1. По земельному участку А период владения участком считается начиная с 1 августа, по земельному участку В - начиная с 1 сентября.
2. Поправочные коэффициенты для расчета земельного налога составят:
- по участку А: - по участку В:
- за 9 месяцев - 2/9; - за 9 месяцев - 1/9;
- за год - 5/12; - за год - 4/12.
Сумма земельного налога, которую организация должна будет доплатить по итогам 2014 г., составляет:
- по участку А - 1083 руб. (1250 руб. - 167 руб.);
- по участку В - 917 руб. (1000 руб. - 83 руб.).
3.2. Земельный налог как источник формирования местных
бюджетов в РФ
Уровень жизни населения, проживающего в пределах территории муниципального образования Большереченского района, во многом зависит от эффективности получения органами местного самоуправления собственных доходов. Вопросы формирования доходных статей местных бюджетов всегда носили практический характер, поскольку от их решения напрямую зависит уровень расходов, которые муниципальное образование может произвести без ущерба для себя на удовлетворение нужд своих жителей.
В соответствии со ст. 15 Налогового кодекса Российской Федерации земельный налог является одним из двух видов налогов, 100% поступлений от которого направляются в местный бюджет (вторым подобным налогом является налог на имущество физических лиц).
Учитывая многообразие и разнородность регионов России в зависимости от природных, демографических, экономических и т.п. факторов, возможности местных органов ряда регионов по получению собственных доходов значительно отличаются. Сбалансированность пополнения местных бюджетов может быть достигнута соответственно либо путем их "выравнивания" за счет средств, выделяемых из государственного бюджета, либо путем нахождения такого рода источника их пополнения, доходы от которого в меньшей мере колебались бы в зависимости от индивидуальных особенностей региона.
Критериям подобного рода стабильного источника местных доходов в большей степени отвечает земля. Помимо того, что в соответствии с Конституцией РФ земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в РФ как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории, земля в экономическом аспекте понимания также является основным объектом недвижимости.
По справедливому утверждению ряда ученых, эксплуатация природных ресурсов приносит экономическую ренту - высокий доход, обусловленный объективными факторами, а не усилиями хозяйствующих субъектов, наиболее простая и понятная система, не требующая большого исполнительского аппарата, основана на налоге на землю и должна принадлежать обществу и таким образом стать надежным и устойчивым источником местного и республиканского бюджетов.
Говоря о земле как объекте налогообложения с точки зрения интересов муниципального образования, нельзя не учесть тот факт, что структура земельного фонда каждого из подобных образований неоднородна. Структура земельного фонда влияет на оценку налогового потенциала, так как земельный налог, единый сельскохозяйственный налог, арендная плата за землю и порядок их распределения различны в зависимости от принадлежности земель организациям различных форм собственности и физических лиц 15. Со вступлением в силу положений Федерального закона N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ", в соответствии с которыми количество муниципальных образований в РФ увеличится во много раз, проблема разнородности структуры земельного фонда обострится приблизительно во столько же раз. Связано это в первую очередь с тем, что в различных поселениях, округах, районах и т.п. муниципальных единицах преобладают земли, находящиеся либо в государственной, либо в частной собственности, земли, исключенные из объектов налогообложения земельным налогом, либо в отношении которых устанавливаются различные льготы (например, земли, изъятые из оборота, или участки земель, на которых находятся сооружения, предназначенные для общего пользования, такие, как автодороги). В то же время функции по содержанию подобных объектов с муниципальных образований никто не снимал. Возникает очевидный вопрос: где взять средства для содержания земельных участков, не приносящих доход муниципалитету? Очевидно, что, если территория муниципального образования состоит из подобного рода земель, собственных доходов оно будет лишено, следовательно, средствами на их содержание могут быть только дотации.
Другие коренные изменения, заложенные в основу указанной главы Налогового кодекса РФ, касающиеся определения налоговой базы земельного налога, вызвали ряд проблем при их практической реализации. В соответствии с НК РФ налоговая база при исчислении земельного налога определяется теперь как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения (ст. 390 НК РФ). Соответственно все регионы, на территории которых устанавливается земельный налог, обязаны произвести кадастровую оценку своих земель. Однако на практике собственники земель - физические лица отказываются проводить ее за свой счет. В целях необходимости проведения подобной оценки муниципальные образования вынуждены проводить ее за счет местных бюджетов с последующей компенсацией этих расходов или за счет дополнительных финансовых ресурсов из федерального бюджета, что несомненно представляет определенные трудности.
Таким образом, подводя итог, можно сказать, что многочисленные законодательные нововведения, касающиеся местных бюджетов и местного налогообложения, поставили перед практиками и теоретиками значительное количество вопросов, требующих скорейшего разрешения в целях обеспечения благополучия муниципальных образований. В связи с тем, что приведенные выше новеллы законодательства пока не нашли своего применения на практике, в рамках данной работы мной были лишь обозначены проблемы, выявленные в ходе проведенного исследования законодательства.
Информация о работе Порядок исчисления и уплата земельного налога