Практические основы системы налоговых вычетов по налогу на доходы физических лиц

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2014 в 10:20, курсовая работа

Краткое описание

Объектом исследования является порядок исчисления и уплаты НДФЛ. Предметом исследования являются налоговые вычеты по налогу на доходы физических лиц. Целью исследования является определение значение системы налоговых вычетов в РФ, определение проблем систем налоговых вычетов. Для того чтобы решить данную цель, необходимо решить ряд последовательных задач:
изучить историю возникновения налога на доходы исторических лиц;
рассмотреть использование налоговых вычетов в зарубежных странах;
рассмотреть особенности контроля налогообложения доходов физических лиц;
изучить порядок предоставления стандартных налоговых вычетов;

Содержание

Введение ……………………………………………………………..........3
1 Теоретические основы формирования системы налоговых вычетов по налогу на доходы физических лиц.………….……………………………….6
1 История возникновения налога на доходы физических лиц ..…6
2 Особенности контроля налогообложения доходов физических лиц налоговыми органами ……………………………………………………….9
3 Особенности взимания подоходного налога и опыт использования налоговых вычетов в зарубежных странах …………………..14
2 Методические основы системы налоговых вычетов по налогу на доходы физических лиц ………………………………………………..……….19
1 Порядок предоставления стандартных налоговых вычетов .…19
2 Порядок предоставления социальных налоговых вычетов ….24
2. 3 Порядок предоставления имущественных и профессиональных налоговых вычетов …………………………………………………………….32
Практические основы системы налоговых вычетов по налогу на доходы физических лиц …………………………………………………...……39
1 Порядок определения налоговой базы по НДФЛ ………..……39
3. 2 Анализ структуры налоговых вычетов по налогу на доходы физических лиц и анализ динамики и структуры налога на доходы физических лиц. …………………………………………………………...…….42
3. 3 Проблемы системы налоговых вычетов по налогу на доходы физических лиц и рекомендации по совершенствованию системы налоговых вычетов …………………………………………………………………………..45
Заключение ……………………………………………………...………49
Список использованных источников ……………………..…………...51

Вложенные файлы: 1 файл

0328055_71B07_kursovaya_rabota_sistema_nalogovyh_vychetov_po_nalogu_na_doh.docx

— 135.23 Кб (Скачать файл)

- соблюдение порядка предоставления  налоговых льгот физическим лицам  на основании соответствующих  документов;

- соблюдение формы, полноты  и своевременности представления  сведений по форме 2-НДФЛ, в том  числе в случаях перерасчетов  по налогу за предшествующие годы; осуществлении выплат после увольнения; предоставлении стандартных налоговых вычетов;

- правильность определения  налоговой базы физических лиц, применения налоговых льгот и  ставок;

- соблюдение своевременности  и полноты перечисления в бюджет  удержанных сумм налога на  доходы физических лиц.

При составлении программы проверки наряду с изучением материалов предыдущей проверки проводится анализ информации, содержащейся в налоговой отчетности - сведениях о доходах и удержанных суммах налога.

По результатам анализа налоговой и бухгалтерской отчетности, а также с учетом другой имеющейся информации определяется окончательный перечень вопросов, подлежащих выездной налоговой проверке в конкретной организации [3, c.53].

Программа документальной проверки утверждается руководителем инспекции или его заместителем.

Выездная налоговая проверка начинается с ознакомления с учредительными документами, определяющими правовой статус юридического лица. В учредительных документах определены его наименование, место нахождения, порядок управления деятельностью, предмет и виды хозяйственной деятельности.

Помимо учредительных документов, знакомятся с утвержденным руководителем организации приказом по учетной политике, определяющим способы и порядок ведения бухгалтерского учета и отражения хозяйственных операций в соответствующих учетных регистрах.

В ходе документальной проверки изучается принятая в организации система и условия оплаты труда, зафиксированные в соответствующих положениях, коллективных и индивидуальных договорах и контрактах, заключаемых с работниками в соответствии с нормами трудового законодательства [13, c.32].

 При проверке знакомятся с действующей системой поощрения и закрепления работников, предоставления или оплаты за счет средств организации различного рода социальных и материальных благ, стоимость которых подлежит включению в совокупный доход физических лиц.

При проверке обоснованности списания с подотчетных лиц сумм, включая выданные на служебные командировки, следует иметь в виду, что в такие поездки на основании распоряжения руководителя проверяемой организации могут направляться только работники данной организации (основные и совместители), состоящие с ней в трудовых отношениях.

При проверке проверяется наличие списка работников организации, которым могут выдаваться в подотчет наличные деньги. Список должен быть утвержден приказом (распоряжением) руководителя. В список включаются только постоянно работающие лица, в том числе на условиях совместительства, либо выполняющие работы по договорам подряда.

Авансовые отчеты проверяются выборочно. Необоснованно списанные подотчетные суммы подлежат включению в налоговую базу физических лиц в установленном порядке.

Выявленные проверкой однородные нарушения группируются в ведомости и таблицы, прилагаемые к акту проверки. В акте приводят только итоговые данные и содержание нарушений со ссылкой на соответствующие приложения.

В случае невыполнения налоговым агентом, т. е. предприятием, возложенных на него законодательством о налогах и сборах обязанностей по удержанию с налогоплательщиков и (или) перечислению в бюджет удержанных сумм налогов в соответствии со ст. 123 НК РФ, с налогового агента взыскивается штраф в размере 20 % от суммы, подлежащей удержанию и перечислению [5, c.74].

По результатам выездной налоговой проверки не позднее двух месяцев после составления справки о проведенной проверке составляется в установленной форме акт налоговой проверки, который подписывается руководителем проверяемой организации.

В акте налоговой проверки указываются документально подтвержденные факты налоговых правонарушений, выявленные в ходе проверки, а также выводы и предложения по устранению выявленных нарушений и ссылки на статьи НК РФ (часть первая), предусматривающие ответственность за данный вид налоговых правонарушений [7, c.302].

Налогоплательщик вправе в случае несогласия с фактами, изложенными в акте проверки, а также с выводами и предложениями проверяющих в двухнедельный срок со дня получения акта проверки представить в соответствующий налоговый орган письменное объяснение мотивов отказа подписать акт или возражения по акту в целом или по его отдельным положениям. При этом налогоплательщик вправе приложить к письменному объяснению (возражению) или в согласованный срок передать налоговому органу документы (их заверенные копии), подтверждающие обоснованность возражений или мотивы не подписания акта проверки.

По истечении срока, в течение не более 14 дней руководитель налогового органа рассматривает акт налоговой проверки, а также документы и материалы, представленные налогоплательщиком.

По результатам рассмотрения материалов проверки руководитель налогового органа выносит решение о привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения

Копия решения налогового органа и требование вручаются налогоплательщику под расписку.

По выявленным налоговым органом нарушениям, за которые налогоплательщики - физические лица или должностные лица налогоплательщиков - организаций привлекаются к административной ответственности, составляется протокол об административном правонарушении. Рассмотрение дел об этих правонарушениях и применение административных санкций в отношении должностных лиц организаций - налогоплательщиков, виновных в их совершении, производятся налоговым органам в соответствии с Кодексом РФ об Административных правонарушениях.

Итак налоговая проверка осуществляется поэтапно, результатом которой является составление акта налоговой проверки.

 

  1. 3 Особенности взимания подоходного налога и опыт использования налоговых вычетов в зарубежных странах

 

В структуре доходов федерального бюджета США наибольший удельный вес (около 40%) занимает подоходный налог на физических лиц Налог взимается по прогрессивной шкале. Имеется необлагаемый налогом минимум доходов и пять налоговых ставок. Налогом может облагаться либо отдельный человек, либо семья. В последнем случае суммируются все виды доходов членов семьи за год. Исчисляется налог следующим образом. Для определения совокупного валового дохода суммируются все полученные доходы: заработная плата, доход от предпринимательской деятельности, пенсии и пособия, выплачиваемые частными пенсионными и страховыми фондами, государственные пособия свыше определенной суммы, доход от ценных бумаг и др. Доход от продажи имущества и ценных бумаг либо облагается специальным налогом, либо учитывается в составе личного дохода.

Из совокупного валового дохода вычитаются деловые издержки, связанные с его получением. К ним относятся расходы на приобретение и содержание капитальных активов: земельный участок, здание, оборудование, текущие производственные расходы и т.д. Эти затраты учитываются не только у предпринимателей, но и у людей свободных профессий. После вычитания затрат получается чистый доход плательщика. Из величины чистого дохода вычитаются индивидуальные налоговые льготы, прежде всего необлагаемый минимум доходов. Кроме необлагаемого минимума чистый доход уменьшается на взносы в благотворительные фонды, налоги, уплаченные властям штата, местные налоги, проценты, полученные от ценных бумаг правительств штатов и местных органов управления, суммы алиментов, расходы на медицинское обслуживание (в размерах, не превышающих 15% облагаемой суммы), проценты по личным долгам и по ипотечному долгу в залог недвижимости. Путем таких вычетов образуется налогооблагаемый доход.

В Великобритании принята несколько отличная от других cтран форма построения подоходного налога, которая предлагает деление дохода на части (шедулы, графики) в зависимости от источника дохода (жалование, дивиденды, рента и т.п.). Каждая “шедула” облагается особым порядком. Такое раздельное обложение преследует цель "настигнуть доход у источника". Действуют 5 шедул (графиков), причем некоторые из них имеют еще и внутреннюю градацию:

- график А — доходы  от имущества, например, квартплата  за сдаваемые в наем дома (квартиры);

- график С — доходы, получаемые от дивидендов по  государственным облигациям;

- график Д — основной, очень много разных видов доходов, поэтому он разделен на 6 частей:

- доходы, получаемые от  торговли или деловых операций (бизнеса), например, прибыль владельца  магазина;

- доходы, полученные в  результате предоставления профессиональных  услуг, например, доходы врача или  адвоката;

- полученные проценты  и алименты, подлежащие налогообложению;

- доходы от ценных бумаг, находящихся за рубежом;

- доходы от имущества, находящегося за рубежом;

- все доходы, не включенные  ни в одну из упомянутых  частей (например, гонорар);

- график Е — 3 широкие  группы доходов:

- из разных ведомств  и разных должностей;

- от пенсий, выплачиваемых  компаниями;

- от пособий, выплачиваемых  Министерством социального страхования  и подлежащих налогообложению;

- график F — дивиденды  и другие выплаты, осуществляемые 
компаниями Великобритании.

Подоходный налог удерживается с облагаемого дохода, представляющего собой совокупный годовой доход за вычетом разрешенных законом скидок и льгот. При этом он подразделяется на заработанный и инвестиционный (незаработанный). Подоходный налог с заработной платы удерживается у источника. При этом отпадает необходимость заполнять налоговую декларацию лицом наемного труда, живущим на доход только от заработной платы. В остальных случаях налогообложение доходов производится на основе декларации, предъявляемой в установленные законом сроки налогоплательщиками. Наиболее важной льготой при уплате налогов является личная скидка, право на которую имеют все налогоплательщики, независимо от источника дохода, и дополнительная семейная скидка, засчитываемая, как правило, при обложении главы семьи. Размеры личной и семейной скидок автоматически пересматриваются каждый финансовый год с учетом роста индекса розничных цен. Действуют три ставки подоходного налога (в зависимости от уровня годового дохода): 20, 25, 40%.

Следующую страну, которую мы рассмотрим это Франция. Важнейшее место в группе подоходных налогов Франции занимает подоходный налог с физических лиц (удельный вес в государственном бюджете превышает 18%). Налог взимается ежегодно с дохода, декларируемого в начале года по итогам финансового года. 
Под доходами понимаются все денежные поступления, полученные в течение отчетного года. В это понятие входят: заработная плата, вознаграждения, пенсия, пожизненная рента, доходы от движимого имущества, доходы от землевладений, доходы от сельскохозяйственной деятельности, доходы от промышленной или коммерческой деятельности, доходы некоммерческого характера, прибыль от операций с ценными бумагами. Принимаются в расчет также и разовые доходы, получаемые в случае передачи прав собственности. Из базы налогообложения вычитаются определенные законодательством расходы, например, целевые пособия на питание. Некоторые вычеты применяются к определенным социальным группам: пожилым людям, инвалидам и др. 
Подоходный налог на физических лиц носит прогрессивный характер со ставкой от 0 до 56,8%. Имеется минимальный необлагаемый доход. Во Франции существуют особые правила налогообложения доходов, полученных от операций с недвижимостью, с ценными бумагами и с прочим имуществом. Так, прибыль от продажи по высокой цене недвижимого имущества включается в доход, подлежащий налогообложению, в году фактической продажи. Но от налога освобождаются доходы от продажи основного жилища, а также от продажи жилища, находящегося в собственности не менее 32 лет. Различная ставка налога действует в зависимости от срока, в течение которого здание находилось в собственности у продавца. Максимальная ставка, если этот срок был менее 2 лет. Ставка может сокращаться до нуля в зависимости от срока. 
Прибыль, полученная от операций с ценными бумагами, включая сертификаты на акционерные права, облагается по ставке 16% в том случае, если ежегодный размер доходов от них превышает определенный предел, пересматривающийся достаточно часто.

Среди стран Востока рассмотрим Японию, наибольшую долю в бюджете Японии государству приносит подоходный налог с юридических и физических лиц. Он превышает 56% всех налоговых поступлений. Физические лица уплачивают государственный подоходный налог по прогрессивной шкале, имеющей пять ставок: 10; 20; 30; 40 и 50%. Кроме этого действует подоходный префектурный налог по трем ставкам: 5; 10 и 15%, а также существуют местные подоходные налоги. Сверх этого каждый независимо от величины дохода уплачивает налог на жителя в 3200 иен в год. Казалось бы, прямые подоходные налоги очень высоки. Но следует иметь в виду, что установлен довольно значительный необлагаемый минимум, который учитывает и семейное положение налогоплательщика. От уплаты налога освобождаются средства, затраченные на лечение. Дополнительные налоговые льготы имеют многосемейные. У среднеоплачиваемого человека может освобождаться от подоходного налога более 30% его доходов. Итак, во всех странах имеется подоходный налог. Подоходный налог занимает значительное место в формировании бюджета стран. Во всех странах имеется своя система льгот и налогообложения [11, c.6].

Информация о работе Практические основы системы налоговых вычетов по налогу на доходы физических лиц