Проблемы и перспективы развития налога на добавленную стоимость

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Июня 2014 в 18:20, контрольная работа

Краткое описание

Основное место в российской налоговой системе занимают косвенные налоги, к которым относятся: налог на добавленную стоимость, акцизы. В составе доходов бюджета они играют определяющую роль.
Налог на добавленную стоимость — косвенный налог, влияющий на процесс ценообразования и структуру потребления. В моделях западных экономических систем он выполняет важную роль в регулировании товарного спроса. Переход к косвенному налогообложению в нашей стране обусловлен необходимостью решения следующих задач: ориентации на гармонизацию налоговых систем стран Европы; обеспечения стабильного источника доходов в бюджет; систематизации доходов.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………....3
1 СУЩНОСТЬ НАЛОГА НА ДОБАВЛЕННУЮ СТОИМОСТЬ, ЕГО РОЛЬ И ЗНАЧЕНИЕ В НАЛОГОВОЙ СИСТЕМЕ РФ…………………………………………………………………………………..5
2 ОСНОВНЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ НАЛОГА НА ДОБАВЛЕННУЮ СТОИМОСТЬ……………………………………………………………………10
2.1 Налогоплательщики и объект налогообложения………………………..10
2.2 Налоговая база и порядок ее определения……………………………….12
2.3 Налоговый период и налоговые ставки………………………………….15
2.4 Счет фактура и порядок ее оформления ………………………………….20
2.5 Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет; порядок и сроки уплаты налога в бюджет, порядок возмещения налога на добавленную стоимость…………………………………………………………………………23
3 ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ НАЛОГА НА ДОБАВЛЕННУЮ СТОИМОСТЬ……………………………………………..26
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….28
ПРИЛОЖЕНИЕ 1………………………………………………………………30
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………………………31

Вложенные файлы: 1 файл

СОДЕРЖАНИ1.docx

— 52.31 Кб (Скачать файл)

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………....3

1   СУЩНОСТЬ НАЛОГА НА ДОБАВЛЕННУЮ СТОИМОСТЬ, ЕГО РОЛЬ И ЗНАЧЕНИЕ В НАЛОГОВОЙ СИСТЕМЕ РФ…………………………………………………………………………………..5

2  ОСНОВНЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ  НАЛОГА НА ДОБАВЛЕННУЮ СТОИМОСТЬ……………………………………………………………………10

2.1 Налогоплательщики и  объект налогообложения………………………..10

2.2 Налоговая база и  порядок ее определения……………………………….12

2.3 Налоговый период и  налоговые ставки………………………………….15

2.4 Счет фактура и порядок ее оформления ………………………………….20

2.5 Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет; порядок и сроки уплаты налога в бюджет, порядок возмещения налога на добавленную стоимость…………………………………………………………………………23

3 ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ  РАЗВИТИЯ НАЛОГА НА ДОБАВЛЕННУЮ  СТОИМОСТЬ……………………………………………..26

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….28

ПРИЛОЖЕНИЕ 1………………………………………………………………30

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………………………31

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Основное место в российской налоговой системе занимают косвенные налоги, к которым относятся: налог на добавленную стоимость, акцизы. В составе доходов бюджета они играют определяющую роль.

Налог на добавленную стоимость — косвенный налог, влияющий на процесс ценообразования и структуру потребления. В моделях западных экономических систем он выполняет важную роль в регулировании товарного спроса. Переход к косвенному налогообложению в нашей стране обусловлен необходимостью решения следующих задач: ориентации на гармонизацию налоговых систем стран Европы; обеспечения стабильного источника доходов в бюджет; систематизации доходов.

Для функционирования НДС необходимы соответствующие информационная база, система учета и контроля. В отечественных бухгалтерских регистрах не предусмотрен порядок отражения величины добавленной стоимости, что не позволяет достоверно определить налогооблагаемый оборот и одновременно усложняет методику исчисления налога. Теоретически этот налог определяется как форма изъятия в бюджет части добавленной стоимости.

 Добавленная стоимость  создается на всех стадиях  производства и обращения и  определяется в виде разницы  между стоимостью реализованных  товаров (работ, услуг) и стоимостью  материальных затрат, относимых  на издержки производства и  обращения, В то же время методические  положения относительно базы  налогообложения НДС, которыми руководствуются  на практике, не совпадают с  понятием «добавленная стоимость», что приводит к значительному  расширению объекта налогообложения.

 

3

 За период существования  налога на добавленную стоимость действующий механизм его исчисления и взимания претерпел существенные

изменения. В связи с этим у налогоплательщиков возникает множество вопросов по толкованию и разъяснению порядка обложения, данным налогом. Это обстоятельство, главным образом, и обуславливает актуальность избранной темы.

Целью работы является изучение и анализ налога на добавленную стоимость.

Для достижения этой цели были поставлены следующие задачи:

1. Определить сущность  налога на добавленную стоимость, так же его роль и значение  в налоговой системе РФ.

2. Рассмотреть основные  элементы налога на добавленную  стоимость.

3. Изучить проблемы и  перспективы развития налога  на добавленную стоимость.

Теоретической и методологической основой  курсовой работы послужили труды отечественных и зарубежных ученых в области анализа и диагностики (А.З. Дадашева, М.А Климовой), нормативно-правовые акты Российской Федерации, материалы периодической печати.

При выполнении данной работы был  использован сравнительный анализ поступлений НДС в федеральный бюджет за 2011-2013 гг.

 

 

4

 

 

1   СУЩНОСТЬ НАЛОГА НА ДОБАВЛЕННУЮ СТОИМОСТЬ, ЕГО РОЛЬ И ЗНАЧЕНИЕ В НАЛОГОВОЙ СИСТЕМЕ РФ

Налог на добавленную стоимость (НДС) является основным и наиболее стабильным источником налоговых поступлений в бюджет. Это универсальный косвенный налог, поскольку уплачивается не за счет прибыли налогоплательщиков, а за счет средств, получаемых от покупателей товаров (работ, услуг), реализуемых налогоплательщиками. Этим налогом облагается доход, идущий на конечное потребление. НДС, в отличие от других косвенных налогов, позволяет государству получать часть дохода на каждой стадии производственного и распределительного цикла. При этом конечный доход государства от этого налога не зависит от количества промежуточных производителей. [10. стр.48]

НДС в определенной степени стимулирует расширение производства товаров, идущих на экспорт, поскольку при продаже продукции за рубеж применяется минимально возможная ставка.

В Российской Федерации налог на добавленную стоимость (НДС) был введен с 1992 г. Законом РФ от 06.12.1991 г. № 1992-1 «О налоге на добавленную стоимость» (в настоящее время этот закон признан утратившим силу). С 1 января 2001 г. согласно ст. 1 Вводного закона Налогового кодекса РФ (гл. 21 ч. II) налог на добавленную стоимость исчисляется по новым правилам, намного превзойдя другие налоги по своему влиянию на экономику, формирование доходов бюджета, ценовых пропорций и на финансы предприятий и организаций.

Введение НДС в нашей стране совпало с началом проведения масштабной экономической реформы, внедрением в экономику рыночных отношений, переходом к свободным ценам на большинство товаров, работ, услуг. В настоящее время НДС в России является не только основным

5

косвенным налогом, но и главным в формировании доходной части бюджетов всех уровней.

В России НДС действует с 1992 года. Порядок исчисления налога и его уплаты первоначально был определён законом "О налоге на добавленную стоимость", с 2001 года регулируется главой 21 Налогового кодекса РФ. Отдельные категории налогоплательщиков и отдельные виды операций не подлежат обложению налогом. В целом изъятий и льгот по НДС в НК РФ более 100. В момент введения ставка НДС составляла 28 %, затем была понижена до 20 %, а с 1 января 2004 года и по сегодня составляет 18 %.

В связи с мировым финансовым экономическим кризисом и снижением конъюнктуры наблюдалось значение снижения всех налогов и в том числе НДС.

На сегодняшний день, вопрос, касающийся налогообложения, остро стоит перед многим количеством государств. Общество не хочет платить налоги, т. к. не видит в этом смысла. Естественно, подобная ситуация является виной власти, но и населению нужно также и за собой следить и выполнять свои обязанности перед страной.

С тех пор, как появились налог на добавленную стоимость и акцизы в налоговой системе, косвенные налоги стали занимать главенствующую позицию при мобилизации доходов в бюджет. В консолидированном бюджете поступления от НДС уступают только одному налогу на добычу полезных ископаемых и составляют около четверти всех доходов. Превосходя по размеру все налоговые доходы, НДС товаров, которые реализуются в России (в т. ч. НДС при ввозе товаров на территорию РФ), стоит на первом месте.

Итак, немаловажно указать на то, что НДС играет важную роль при формировании дохода бюджета РФ. Для подтверждения этой позиции

6

необходимо провести сравнительный анализ поступлений НДС в федеральный бюджет доходов, администрируемых УФНС России по Алтайскому краю  за 2011-2013 гг. (Таблица 1).

Таблица 1

Сравнительный анализ поступлений НДС в федеральный бюджет за 2011-2013 гг.

Период

Поступило НДС в доходы федерального бюджета в млрд. руб.

2011 г.

1328,75

2012 г.

 

1753,24

11 мес. 2013 г.

 

1886,14

Всего

 

4968,13


 

 

Согласно данным таблицы, видно, что в целом, поступления НДС в федеральный бюджет возрастают. Между тем, рост поступлений этого налога объясняется увеличением выручки из-за роста цены на нефть, ростом налога к уплате по предприятиям, являющимся налоговыми агентами, а также уменьшением суммы налога, заявленной к возмещению, снижением доли налоговых вычетов. По мнению специалистов УФНС России по Алтайскому краю, положительный тренд роста поступлений в бюджет сохранится.

НДС имеет важное фискальное значение, являясь при этом существенным источником пополнения доходов бюджета. Также, немаловажно указать на тот факт, что НДС выполняет и регулирующую

7

функцию с помощью воздействия на механизм ценообразования.

И все же, львиную долю бюджета составляют два ключевых налога – на прибыль и НДС, характеризующих здоровье экономики. На НДС приходится более 40% доходов. Сложнейший в администрировании: длинная цепочка начисления НДС не позволяет фискалам оперативно отслеживать налог. Самый «криминальный»: половина правонарушений в налоговой сфере связана именно с НДС. Для бизнеса, пожалуй, наиболее неприятный налог ввиду высокой ставки, сложной отчетности и мучительной процедуры возврат.

В финансовом ведомстве считают, что существенная часть вычетов и возмещений по НДС не связана с изменением законов, а является результатом уклонения от налогов. Есть десятки схем, позволяющих предприятиям не платить НДС и незаконно получать его возмещение. Самые популярные – фирмы-однодневки, которые возникают в товарной цепочке, концентрируют у себя начисленный НДС и исчезают, а также «лжеэкспорт», при котором фирма декларирует перемещение товаров через таможню, а на самом деле этого не происходит. Налоговики и таможенники ведут перманентную борьбу с уклонистами, но как показывает статистика по НДС, без особого результат. Ежегодный ущерб бюджета от махинаций с НДС оценивается в 10-30 млрд. руб.

Теоретически, НДС более прогрессивный и правильный налог, чем налог с продаж, с оборота или акциз. Но эта правильная теоретическая модель может работать, только если в стране НДС платят все и по одной ставке. Если в цепочке контрагентов попадется хотя бы один, имеющий льготы, то часть НДС в бюджет не поступи. Наши законодатели хорошо потрудились в этом направлении, внеся в закон сотню поправок и льгот, создав свободные зоны. Чтобы как-то бороться с этим, сегодня предлагается

8

ввести солидарную ответственность – в цепочке контрагентов честно работающие предприятия должны будут отвечать за тех, кто с помощью льгот присвоил себе НДС.

Чтобы разрешить проблемы, связанные с НДС, представлены следующие предложения:

Оставляя данный налог, необходимо снизить его ставку до минимальной – 5%, но абсолютно для всех, без каких-либо льгот, и прекратить возврат экспортерам. Отсутствие льгот и возврата прекратит 95% преступлений, связанных с этим налогом. Оборотные средства организаций и реальные доходы населения возрастут как минимум на 10%. Это естественно не говорит о том, что сразу снизятся цены, но инфляция надолго остановится. Экспортеры не пострадают от 5%-го повышения цен. Сократится минимизация, т. к. нет смысла минимизировать 5% налога, распределенного по цепочке контрагентов. Сохранится, правда, ряд других проблем, в т. ч. сложность администрирования и отчетности, особенно для малого бизнеса. Долги государства по возврату НДС необходимо зачесть в счет части будущих выплат этого налога.

Если же все-таки отменить НДС, то можно будет заменить его налогом с реализации или оборота. Реально предложить комбинированную схему: минимальный налог с оборота 1% плюс минимальный налог с реализации (конечному потребителю) 3%. Всего лишь 1% с оборота минимизирует кумулятивный эффект. А минимальная ставка налога на реализацию устранит основной его недостаток – уклонение от уплаты или «тенезацию». Но опять-таки, платить должны абсолютно все и без каких-либо льгот. Тогда и граждане станут богаче, и бюджет будет наполнен. В этом случае, система налогов станет совершенно простая и прозрачная, сократится количество преступлений, коррупции и затрат по администрированию.

9

2  ОСНОВНЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ  НАЛОГА НА ДОБАВЛЕННУЮ СТОИМОСТЬ

2.1 Налогоплательщики  и объект налогообложения

Налогоплательщиками НДС являются:

 – организации;

 – индивидуальные  предприниматели;

 – лица, признаваемые  налогоплательщиками НДС в связи  с перемещением товаров через  таможенную границу Российской  Федерации, определяемые в соответствии  с ТК.

 До вступления в  силу гл. 21 НК индивидуальные предприниматели  не являлись плательщиками НДС.

 Объект налогообложения:

 – реализация товаров (работ, услуг) на территории РФ;

 – передача на территории  РФ товаров (выполнение работ, оказание  услуг) для собственных нужд, расходы  на которые не принимаются  к вычету (в том числе через  амортизационные отчисления) при  исчислении налога на прибыль  организаций;

 – выполнение строительно-монтажных  работ для собственного потребления;

 – ввоз товаров  на таможенную территорию РФ. [2. стр.8]

  Налоговая база при реализации товаров (работ, услуг) определяется налогоплательщиком в соответствии с гл. 21 НК в зависимости от особенностей реализации произведенных им или приобретенных на стороне товаров (работ, услуг). Налоговая база устанавливается отдельно при совершении каждой операции по реализации товаров (работ, услуг) на территории РФ.

10

При ввозе товаров на таможенную территорию РФ налоговая база определяется налогоплательщиком в соответствии с гл. 21НКиТК.

 При определении налоговой  базы выручка от реализации  товаров (работ, услуг) исчисляется  исходя из всех доходов налогоплательщика, связанных с расчетами по оплате  указанных товаров (работ, услуг), полученных  им в денежной и (или) натуральной  формах, включая оплату ценными  бумагами. [5. стр.222]

Для НДС предусмотрено три вида налоговых ставок:

 – 0 % (льготная ставка);

 – 10 % (льготная ставка);

 – 18 % (основная ставка).

  Порядок исчисления налога. Сумма налога исчисляется как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы, а при раздельном учете – как сумма налога, полученная в результате сложения сумм налогов, исчисляемых отдельно как соответствующие налоговым ставкам процентные доли конкретных налоговых баз.

Информация о работе Проблемы и перспективы развития налога на добавленную стоимость