номер платежно-расчетного
документа в случае получения авансовых
или иных платежей в счет предстоящих
поставок товаров (выполнения работ, оказания
услуг);
наименование поставляемых
(отгруженных) товаров (описание выполненных
работ, оказанных услуг) и единица измерения
(при возможности ее указания);
количество (объем) поставляемых
(отгруженных) по счету-фактуре товаров
(работ, услуг), исходя из принятых по нему
единиц измерения (при возможности их
указания);
цена (тариф) за единицу измерения
(при возможности ее указания) по договору
(контракту) без учета НДС, а в случае применения
государственных регулируемых цен (тарифов),
включающих в себя налог, с учетом суммы
НДС;
21
стоимость товаров (работ, услуг),
имущественных прав за все количество
поставляемых (отгруженных) по счету-фактуре
товаров (выполненных работ, оказанных
услуг), переданных имущественных прав
без НДС;
сумма акциза по подакцизным
товарам;
налоговая ставка;
сумма НДС, предъявляемая покупателю
товаров (работ, услуг), имущественных
прав, определяемая исходя из применяемых
налоговых ставок;
стоимость всего количества
поставляемых (отгруженных) по счету-фактуре
товаров (выполненных работ, оказанных
услуг), переданных имущественных прав
с учетом суммы НДС;
страна происхождения товара;
номер таможенной декларации.
В счете-фактуре, выставляемой
при получении оплаты, частичной оплаты
в счет предстоящих поставок товаров (выполнения
работ, оказания услуг), передачи имущественных
прав, должны быть указаны:
порядковый номер и дата составления
счета-фактуры;
наименование, адрес и идентификационные
номера налогоплательщика и покупателя;
номер платежно-расчетного
документа;
наименование поставляемых
товаров (описание работ, услуг), имущественных
прав; наименование валюты;
сумма оплаты, частичной оплаты
в счет предстоящих поставок товаров (выполнения
работ, оказания услуг), передачи имущественных
прав;
налоговая ставка;
сумма налога, предъявляемая
покупателю товаров (работ, услуг), имущественных
прав, определяемая исходя из применяемых
налоговых ставок.
22
Счет-фактура подписывается
руководителем и главным бухгалтером
организации либо иными лицами, уполномоченными
на то приказом (иным распорядительным
документом) по организации или доверенностью
от имени организации.
При выставлении счета-фактуры
индивидуальным предпринимателем счет-фактура
подписывается индивидуальным предпринимателем
с указанием реквизитов свидетельства
о государственной регистрации этого
индивидуального предпринимателя.
Счет-фактура, составленная
в электронном виде, подписывается электронной
цифровой подписью руководителя организации
либо иных лиц, уполномоченных на это приказом
(иным распорядительным документом) по
организации или доверенностью от имени
организации, индивидуального предпринимателя
в соответствии с законодательством Российской
Федерации [9, с.145].
2.5 Сумма налога,
подлежащая уплате в бюджет; порядок и
сроки уплаты налога в бюджет, порядок
возмещения налога на добавленную стоимость
В соответствии с п.1 ст.173 Налогового
кодекса РФ сумма НДС, подлежащая уплате
в бюджет, исчисляется по итогам каждого
налогового периода, как уменьшенная на
сумму налоговых вычетов (за исключением
налоговых вычетов, по операциям, облагаемым
по нулевой ставке) общая сумма налога,
исчисляемая в установленном порядке,
исходя из налоговой базы (ст.166 НК РФ).
Налог в бюджет = Налог (ст.166)
- Вычет (ст.171), где
Налог в бюджет - сумма налога,
подлежащего уплате в бюджет;
Налог (ст.166) - сумма налога,
исчисленная по правилам ст.166 НК РФ;
23
Вычет (ст.171) - сумма налоговых
вычетов, предусмотренных ст.171 НК РФ
Если сумма налоговых вычетов
в каком-либо налоговом периоде превышает
общую сумму налога, исчисленную исходя
из налоговой базы, то положительная разница
между суммой налоговых вычетов и общей
суммой налога, исчисленного по операциям,
признаваемым объектом налогообложения
(подп.1-2 п.1 ст.146 Налогового кодекса РФ),
подлежит возмещению налогоплательщику
в порядке и на условиях, которые предусмотрены
ст.176 Налогового кодекса РФ.
Указанная разница не подлежит
возмещению в случае, когда налоговая
декларация подана налогоплательщиком
по истечении трех лет после окончания
соответствующего налогового периода.
Прежде всего, отметим, что сумма
НДС по операциям реализации товаров (работ,
услуг), облагаемых по нулевой налоговой
ставке, исчисляется отдельно по каждой
операции. Сумма налога, подлежащая уплате
в бюджет по указанным операциям, определяется
по итогам каждого налогового периода,
как уменьшенная на сумму соответствующих
налоговых вычетов сумма налога, исчисляемая
по соответствующей налоговой базе. Условно
общую сумму налога, подлежащего уплате
в бюджет, можно представить как сумму
следующих показателей:
Налог 1 в бюджет = (Налог 1 (ст.166)
- Вычет 1 (ст.171))
Налог 2 в бюджет = (Налог 2 (ст.166)
- Вычет 2 (ст.171))
Налог 3 в бюджет = (Налог 3 (ст.166)-
Вычет 3 (ст.171))
где,
Налог 1 в бюджет
Налог 2 в бюджет - сумма налога
по каждой операции.
24
Налог 3 в бюджет
Превышение сумм налоговых
вычетов над суммами налога, подлежит
возмещению налогоплательщику в порядке,
предусмотренном ст.176 Налогового кодекса
РФ.
Определение НДС, подлежащего
уплате в бюджет, по прочим операциям.
Особенностью данных операций
является то, что сумма НДС, подлежащая
уплате в бюджет, исчисляется непосредственно
с налоговой базы без учета вычетов. Просто
вычетов в данных случаев не предусмотрено.
1) Сумма налога, подлежащая
уплате при ввозе товаров на
таможенную территорию РФ, исчисляется
в соответствии с п.5 ст.166 Налогового
кодекса РФ.
2) При реализации товаров (работ,
услуг) иностранными организациями, не
состоящими на налоговом учете, сумма
налога, подлежащая уплате в бюджет, определяется
и уплачивается в полном объеме налоговыми
агентами за счет средств, подлежащих
перечислению налогоплательщику или другим
лицам, указанным налогоплательщиком.
Определение НДС, подлежащего
уплате в бюджет, налогоплательщиками,
освобожденными от уплаты налога
В пункте п.5 ст.173 Налогового
кодекса РФ рассмотрена ситуация, когда
лица, освобожденные от НДС, выставляют
покупателю счета-фактуры с выделением
суммы налога. К данным лицам относятся:
1) организации и индивидуальные
предприниматели, не являющимися
налогоплательщиками, или налогоплательщиками,
освобожденными от исполнения
обязанностей налогоплательщика, связанных
с исчислением и уплатой налога;
25
2) налогоплательщиками при
реализации товаров (работ, услуг), операции
по реализации которых не подлежат
налогообложению.
Если такая ситуация имеет место,
то эти лица обязаны уплатить налог в бюджет.
При этом сумма налога, подлежащая уплате
в бюджет, определяется как сумма налога,
указанная в соответствующем счете-фактуре,
переданном покупателю товаров (работ,
услуг). Следует учесть, что право на какой-либо
вычет для подобных случаев не предусмотрено.
3. ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ
НАЛОГА НА ДОБАВЛЕННУЮ СТОИМОСТЬ.
Практически все основные налоги,
собираемые на территории России, имеют
множество противоречий и недоработок.
В том числе и действие налога на добавленную
стоимость. НДС это один из наиболее критикуемых
действующих налогов.
В условиях инфляционных процессов
и огромной ставки НДС этот налог стал
сегодня одним из решающих факторов сдерживания
развития производства в связи с нарушением
расчетов в народном хозяйстве. Так как
НДС перспективен в рыночной экономике,
то согласиться с предложениями о его
ликвидации нельзя. Нужно отрабатывать
его механизм, имея в виду существенное
снижение ставки. Снижение ставки НДС,
в свою очередь, нацелено на увеличение
объемов производства, работ и услуг, что,
как показывают расчеты, может значительно
расширить ограниченные возможности бюджета.
Кроме того, этого же можно было бы добиться
при оправданном увеличении ставок налога
на имущество предприятий.
Налог на добавленную стоимость
дополняется акцизами на отдельные виды
продукции. Это сравнительно новая для
России, но
26
общепринятая в мировой практике
форма изъятия сверхприбыли, получаемой
от производства товаров со значительной
разницей между ценой, определяемой потребительной
стоимостью, и фактической себестоимостью.
Рыночная экономика неизбежно порождает
необходимость в акцизах.
Косвенные налоги на потребление
действуют практически во всех странах
с развитой рыночной структурой. Обычно
они выступают в двух основных формах:
налог на добавленную стоимость или налог
с продаж. Поэтому имеет смысл сравнить
ставки на целевое назначение этого налога
в различных странах. [10. стр.68]
Добавленная стоимость товара (на которую
начисляется налог) включает в себя амортизационные
отчисления. При приобретении основных
средств и нематериальных активов у предприятия
возникает право на возмещение из бюджета
уплаченной суммы НДС с момента ввода
в эксплуатацию основных средств и принятия
на учет нематериальных активов. Сумма
уплаченного налога в этом случае возвращается
предприятию из бюджета или используется
в виде уменьшения текущих сумм налога,
подлежащих взносу в бюджет, что соответствует
инвестиционной льготе, сокращающей сроки
возврата НДС из бюджета.
Добавленная стоимость формируется на
региональном уровне, но НДС, как федеральный
налог, формирует только федеральный бюджет.
Дочерние предприятия крупных объединений,
холдингов свои полученные суммы НДС уплачивают
по месту головных предприятий, т.е. происходит
изъятие налоговых доходов с территории
края в другие регионы, следовательно,
необходимо рассмотреть вопрос об учете
и отчетности по месту формирования добавленной
стоимости и закрепление части НДС за
территориальным бюджетом. [9. стр.5]
27
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Данная работа посвящена исследованию
НДС - одного из наиболее сложных в исчислении
налогов. Он имеет огромное фискальное
значение, являясь значительным источником
пополнения доходов бюджета. В то же время
налог на добавленную стоимость выполняет
регулирующую функцию путем воздействия
на механизм ценообразования. Значение
НДС для отечественной экономики сложно
переоценить.
В результате рассмотрения
и анализа действующей практики исчисления
и взимания НДС в Российской Федерации
можно сделать следующие выводы.
НДС является сравнительно
молодым налогом. Он был разработан
экономистом М. Лоре в середине ХХ века
и впервые веден во Франции в 1954 году. Исторически
НДС предшествовал сходный с ним по характеру
налог с оборота, который взимался многократно
на каждой стадии движения товара от производителя
к потребителю.
НДС относится к федеральным
налогам и действует на всей территории
РФ. Согласно Закону «О НДС» налог представляет
собой форму изъятия в бюджет части добавленной
стоимости, создаваемой на всех стадиях
производства и определяемой как разница
между стоимостью реализованных товаров,
работ и услуг и стоимостью материальных
затрат, отнесенных на издержки производства
и обращения.
Плательщиками данного налога
являются юридические и физические лица,
осуществляющие производственную и иную
коммерческую деятельность.
При обложении налогом на добавленную
стоимость предусматривается широкий
спектр налоговых льгот, действующих на
всей территории России. 28
Льготы по НДС действуют по
двум направлениям. С одной стороны, являясь
косвенным налогом, НДС затрагивает, прежде
всего, конечного потребителя товаров,
работ, услуг, поэтому ослабление налогового
бремени с помощью льгот содействует повышению
платежеспособного спроса населения.
С другой стороны, этот налог в условиях
рынка обеспечивает предприятиям повышение
конкурентоспособности в связи со снижением
цен на сумму льгот.
Важнейшим элементом налога,
без которого невозможно исчисление суммы
налогового платежа, является ставка.
Налоговые ставки устанавливаются в законодательном
порядке, они едины и действуют на всей
территории РФ. Основная ставка установлена
на уровне 18%, льготные (для продовольственных
и детских товаров по перечню) - 10% и 0%. Также
применяются расчетные ставки - соответственно
18/118% и 10/110%.
Проанализировав действующий
механизм обложения НДС в РФ, стало очевидным,
что налог на добавленную стоимость прочно
вошел в налоговую систему Российской
Федерации. Он, безусловно, имеет свои
достоинства и недостатки. С его помощью
не удалось сразу решить все финансовые
проблемы, накопившиеся в стране. Опираясь
на опыт, можно сказать, что это вряд ли
было возможно, так как послужить их решению
может только масштабный комплекс мер.
Но в целом налог имеет позитивное значение
и тенденции его развития в последнее
время позволяют сделать вывод, что за
ним и дальше сохранится ведущая роль
среди прочих налогов и платежей в Российской
Федерации.