Проблемы и перспективы развития налога на добавленную стоимость
Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Июня 2014 в 18:20, контрольная работа
Краткое описание
Основное место в российской налоговой системе занимают косвенные налоги, к которым относятся: налог на добавленную стоимость, акцизы. В составе доходов бюджета они играют определяющую роль. Налог на добавленную стоимость — косвенный налог, влияющий на процесс ценообразования и структуру потребления. В моделях западных экономических систем он выполняет важную роль в регулировании товарного спроса. Переход к косвенному налогообложению в нашей стране обусловлен необходимостью решения следующих задач: ориентации на гармонизацию налоговых систем стран Европы; обеспечения стабильного источника доходов в бюджет; систематизации доходов.
Содержание
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………....3 1 СУЩНОСТЬ НАЛОГА НА ДОБАВЛЕННУЮ СТОИМОСТЬ, ЕГО РОЛЬ И ЗНАЧЕНИЕ В НАЛОГОВОЙ СИСТЕМЕ РФ…………………………………………………………………………………..5 2 ОСНОВНЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ НАЛОГА НА ДОБАВЛЕННУЮ СТОИМОСТЬ……………………………………………………………………10 2.1 Налогоплательщики и объект налогообложения………………………..10 2.2 Налоговая база и порядок ее определения……………………………….12 2.3 Налоговый период и налоговые ставки………………………………….15 2.4 Счет фактура и порядок ее оформления ………………………………….20 2.5 Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет; порядок и сроки уплаты налога в бюджет, порядок возмещения налога на добавленную стоимость…………………………………………………………………………23 3 ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ НАЛОГА НА ДОБАВЛЕННУЮ СТОИМОСТЬ……………………………………………..26 ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….28 ПРИЛОЖЕНИЕ 1………………………………………………………………30 СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………………………31
Общая сумма налога исчисляется
по итогам каждого налогового периода
применительно ко всем операциям, признаваемым
объектом налогообложения, дата реализации
(передачи) которых относится к соответствующему
налоговому периоду, с учетом всех изменений,
увеличивающих или уменьшающих налоговую
базу в определенном налоговом периоде.
Сумма налога, подлежащая уплате
в бюджет по операциям реализации (передачи,
выполнения, оказания для собственных
нужд) товаров (работ, услуг) на территории
Российской Федерации, уплачивается по
месту учета
11
налогоплательщика в налоговых
органах. Налоговые агенты производят
уплату суммы налога по месту своего нахождения.
[6. стр.112]
Налоговая отчетность.
Налогоплательщики (налоговые агенты)
обязаны представить в налоговые
органы по месту своего учета
соответствующую налоговую декларацию
в срок не позднее 20-го числа
месяца, следующего за истекшим
налоговым периодом, если иное
не предусмотрено НК.
Налогоплательщики, уплачивающие
налог ежеквартально, представляют
налоговую декларацию в срок
не позднее 20-го числа месяца,
следующего за истекшим кварталом.
2.2 Налоговая база и порядок ее определения
Налоговая база по НДС определяется
с учетом следующих особенностей ее формирования.
Налоговая база при реализации товаров
(работ, услуг) определяется налогоплательщиком
в зависимости от особенностей реализации
произведенных им или приобретенных на
стороне товаров (работ, услуг). При применении
налогоплательщиками при реализации (передаче,
выполнении, оказании для собственных
нужд) товаров (работ, услуг) различных
налоговых ставок налоговая база определяется
отдельно по каждому виду товаров (работ,
услуг), облагаемых по разным ставкам при
применении одинаковых ставок налога
налоговая база определяется суммарно
по всем видам операций, облагаемых по
этой ставке.
В выручку от реализации товаров
(работ, услуг) и передаче имущественных
прав включаются все доходы, полученные
налогоплательщиком и напрямую связанные
с расчетами по их оплате и передаче, как
в натуральной, так и в денежной форме,
включая оплату ценными бумагами. [6. стр.53]
12
Выручка в иностранной валюте
пересчитывается в рубли по курсу банка
России, который действовал на дату фактической
реализации товаров (работ, услуг) и передачи
имущественных прав или на дату осуществления
расходов.
Цены на реализуемую продукцию
устанавливаются налогоплательщиком
по согласованию с покупателем, отражаются
в соответствующем договоре и в этом размере
включаются в налоговую базу. В зависимости
от особенностей реализации товаров (работ,
услуг) налоговая база определяется в
особом порядке (ст. 155–160 НК РФ):
- при передаче имущественных
прав;
- при получении дохода на основе
договоров поручения, договоров комиссии
или агентских договоров;
- при осуществлении транспортных
перевозок и реализации услуг международной
связи;
- при реализации предприятия
в целом как имущественного комплекса;
- при совершении операций по
передаче товаров (выполнению работ, оказанию
услуг) для собственных нужд и выполнению
строительно-монтажных работ для собственного
потребления;
- при ввозе товаров на территорию
РФ.
Особый порядок предусмотрен
также при определении налоговой базы
налоговыми агентами, при определении
налоговой базы с учетом сумм, связанных
с расчетами по оплате товаров (работ,
услуг), и при реорганизации организаций
(ст. 161–162.1 НК РФ).
Правила установления момента
определения налоговой базы регулируются
ст. 167 НК РФ.
13
Моментом определения налоговой
базы в общем случае является наиболее
ранняя из следующих дат:
- день отгрузки (передачи)
товаров (работ, услуг), имущественных
прав;
- день оплаты, частичной
оплаты в счет предстоящих
поставок товаров (выполнения работ,
оказания услуг), передачи имущественных
прав.
Таким образом, налогоплательщик
не может выбирать и закреплять в учетной
политике для целей налогообложения метод
определения выручки от реализации товаров,
работ или услуг (начислений или кассовый)
— момент определения налоговой базы
не будет зависеть от выбранного метода.
Право на выбор метода определения
выручки от реализации и финансового результата
для целей бухгалтерского учета и налогообложения
в целях обложения налогом на прибыль
за налогоплательщиками сохранено.
Пунктом 13 ст. 167 НК РФ установлены
особенности определения налоговой базы
налогоплательщиком - изготовителем товаров
(работ, услуг) по суммам оплаты, частичной
оплаты в счет предстоящих поставок товаров
(выполнения работ, оказания услуг), длительность
производственного цикла изготовления
которых составляет свыше 6 месяцев, налогоплательщики
имеют право определять момент определения
налоговой базы как день отгрузки (передачи)
указанных товаров (выполнения работ,
оказания услуг), т. е. не исчислять и не
уплачивать налог с сумм поступившей частичной
или полной оплаты предстоящих поставок.
[6. стр.200]
Обязательными условиями, при
выполнении которых данное право может
быть реализовано, являются: - включение
налогоплательщика в Перечень, определяемый
Правительством РФ; - организация и ведение
14
раздельного учета осуществляемых
операций и сумм налога по приобретаемым
товарам (работам, услугам), в том числе
по основным средствам и нематериальным
активам, имущественным правам, используемым
для осуществления операций по производству
товаров (работ, услуг) длительного производственного
цикла и других операций; - представление
в налоговый орган контракта с покупателем
(копии такого контракта, заверенной подписью
руководителя и главного бухгалтера),
а также документ, подтверждающий длительность
производственного цикла товаров (работ,
услуг), с указанием их наименования, срока
изготовления, наименования организации
- изготовителя и т. п., заверенный соответствующим
органом отраслевого управления.
В соответствии со ст. 56 НК РФ
льготами по налогам признаются предоставляемые
отдельным категориям налогоплательщиков
предусмотренные законодательством о
налогах и сборах преимущества по сравнению
с другими налогоплательщиками, включая
возможность не уплачивать налог либо
уплачивать в меньшем размере.
Т.о., под определение налоговых
льгот фактически подпадают нормы главы
21 НК РФ: регулирующие порядок освобождения
от исполнения обязанностей налогоплательщика
(ст. 145 НК РФ); устанавливающие перечень
операций, освобождаемых от налогообложения
(ст. 149 НК РФ); устанавливающие пониженные
налоговые ставки для отдельных видов
товаров (ст. 164 НК РФ).
2.3 Налоговый период
и налоговые ставки
Налоговый период (в том числе
для налогоплательщиков, исполняющих
обязанности налоговых агентов) устанавливается
как квартал (ст. 163 НК РФ).
15
В настоящее время действуют
пять ставок налога на добавленную стоимость.
Три ставки в размерах 0, 10 и 18% — основные
и две ставки 10/110 и 18/118 — расчетные (ст.
164 НК РФ).
Перечень товаров (работ, услуг),
реализация которых облагается НДС по
ставке 0%, содержится в п. 1 ст. 164 НК РФ.
Ставку 0% при реализации таких
товаров (работ, услуг) можно применить,
в случае предоставления в налоговый орган
подтверждающих документов. Их перечень
содержится в ст. 165 НК РФ.
Ставка НДС в размере 0% применяется
при реализации товаров, вывезенных в
таможенной процедуре экспорта, а также
товаров, помещенных под таможенную процедуру
свободной таможенной зоны (пп. 1 п. 1 ст.
164 НК РФ).
Перечень документов, необходимых
для подтверждения нулевой ставки, указан
в п. 1 ст. 165 НК РФ, а также в п. 2 (при реализации
товаров через посредника) и п. 3 (при реализации
товаров в счет погашения задолженности
Российской Федерации и бывшего СССР или
в счет предоставления государственных
кредитов иностранным государствам) данной
статьи.
Согласно пп. 2.1 п. 1 ст. 164 НК РФ
по ставке 0% облагаются услуги по международной
перевозке товаров. Международными признаются
перевозки, при которых пункт отправления
или пункт назначения находится за пределами
РФ. При этом товары могут перевозиться
морскими или речными судами, судами смешанного
(река — море) плавания, воздушными судами,
железнодорожным либо автотранспортом.
16
Положения пп. 2.1 п. 1 ст. 164 НК
РФ распространяются также на следующие
услуги, оказываемые российскими организациями
или индивидуальными предпринимателями:
— услуги по предоставлению
принадлежащего на праве собственности
или на праве аренды (в том числе финансовой
аренды (лизинга) железнодорожного подвижного
состава и (или) контейнеров для осуществления
международных перевозок;
— транспортно-экспедиционные
услуги, оказываемые на основании договора
транспортной экспедиции при организации
международной перевозки. В целях настоящей
статьи к транспортно-экспедиционным
услугам относятся участие в переговорах
по заключению контрактов купли-продажи
товаров, оформление документов, прием
и выдача грузов, завоз-вывоз грузов, погрузочно-разгрузочные
и складские услуги, информационные услуги,
подготовка и дополнительное оборудование
транспортных средств, услуги по организации
страхования грузов, платежно-финансовых
услуг, услуги по таможенному оформлению
грузов и транспортных средств, а также
разработка и согласование технических
условий погрузки и крепления грузов,
розыск груза после истечения срока доставки,
контроль за соблюдением комплектной
отгрузки оборудования, перемаркировка
грузов, обслуживание и ремонт универсальных
контейнеров грузоотправителей, обслуживание
рефрижераторных контейнеров и хранение
грузов в складских помещениях и на открытых
площадках экспедитора.
Ставка 10% применяется только
в отношении электронных периодических
и продолжающихся изданий (журналы, сборники,
бюллетени) информационных агентств (п.
4 Перечня). В остальных случаях реализация
в электронной форме периодических изданий
и книжной продукции облагается НДС в
общем порядке по ставке 18% (Письмо Минфина
России
17
от 01.08.2012 N 03-07-11/213);
При реализации медицинских
товаров, предусмотренных пп. 4 п. 2 ст. 164
НК РФ, согласно Перечню кодов медицинских
товаров в соответствии с Общероссийским
классификатором продукции, облагаемых
налогом на добавленную стоимость по налоговой
ставке 10 процентов при их реализации,
утвержденному Постановлением Правительства
РФ от 15.09.2008 N 688 (см. также Письма Минфина
России от 23.11.2011 N 03-07-07/73, от 24.05.2011 N 03-07-07/26,
УФНС России по г. Москве от 23.03.2010 N 16-15/029771,
от 23.01.2009 N 19-11/004817);
при реализации услуг
по передаче племенного скота
и птицы во владение и пользование
по договорам финансовой аренды
(лизинга) с правом выкупа (ст. 26.3
Федерального закона от 05.08.2000 N 118-ФЗ)
;
Ставка НДС 18% применяется во
всех случаях, особо не оговоренных ст.
164 НК РФ. Данная ставка не применяется
при реализации товаров (работ, услуг),
предусмотренных п. п. 1, 2, 4 ст. 164 НК РФ.
По налогу на добавленную стоимость
установлены две расчетные ставки, которые
соответствуют ставкам 10 и 18%. Расчетные
ставки определяются как процентное отношение
основной налоговой ставки (10 или 18%) к
налоговой базе, принятой за 100 и увеличенной
на соответствующий размер налоговой
ставки (10 или 18%) (п. 4 ст. 164 НК РФ).
Таким образом, расчетные ставки
определяются по следующим формулам:
CНДС = (Тс+Тп+А)*Н/100%,
где Тс – таможенная стоимость
товара;
Тп – сумма ввозной таможенной
пошлины;
А – сумма акциза;
18
Н – налоговая ставка.
Для безакцизных товаров сумма
НДС рассчитывается по той же формуле,
но без акцизного слагаемого:
CНДС = (Тс+Тп)*Н/100%.
Согласно п. 4 ст. 164 НК РФ расчетные
ставки применяются в следующих случаях:
1) при получении денежных
средств, связанных с оплатой
товаров (работ, услуг), предусмотренных
ст. 162 НК РФ;
2) при получении авансов
в счет предстоящей поставки
товаров (работ, услуг), передачи имущественных
прав;
3) при удержании налога
налоговыми агентами;
4) при реализации имущества,
приобретенного на стороне и
учитываемого с налогом в соответствии
с п. 3 ст. 154 НК РФ;
5) при реализации сельскохозяйственной
продукции и продуктов ее переработки
в соответствии с п. 4 ст. 154 НК РФ;
6) при реализации автомобилей,
которые приобретены для перепродажи
у физических лиц, в соответствии
с п. 5.1 ст. 154 НК РФ;
7) при передаче имущественных
прав в соответствии с п. п.
2 — 4 ст. 155 НК РФ.
В Приложении 1 приведена краткая
характеристика основных элементов НДС:
объект налогообложения, налоговая база
и налоговая ставка.
19
2.4 Счет фактура
и порядок ее оформления
Счета-фактуры должны быть составлены
и выставлены в соответствии с установленным
порядком с указанием необходимых реквизитов
и при наличии подписей уполномоченных
лиц (руководителя и главного бухгалтера
или лиц, уполномоченных на то приказом),
либо индивидуального предпринимателя.
В противном случае они не могут являться
основанием для принятия предъявленных
покупателю сумм налога на добавленную
стоимость к вычету или возмещению. [6.
стр.99]
Налогоплательщик обязан составлять
счета-фактуры, вести журналы учета полученных
и выставленных счетов-фактур, книги покупок
и книги продаж при совершении операций,
признаваемых объектом налогообложения,
в том числе не подлежащих налогообложению
или освобождаемых от налогообложения.
Счета-фактуры не составляются:
налогоплательщиками по операциям
реализации ценных бумаг (за исключением
брокерских и посреднических услуг);
банками, страховыми организациями
и негосударственными пенсионными фондами
по операциям, не подлежащим налогообложению
(освобождаемым от налогообложения).
Если по условиям сделки обязательство
выражено в иностранной валюте, то суммы,
указываемые в счете-фактуре, могут быть
выражены в иностранной валюте.
Порядок и правила заполнения
и выставления счетов-фактур, ведения
журнала учета полученных и выставленных
счетов-фактур, книг покупок и книг продаж
устанавливается Правительством Российской
Федерации и регулируется статьей 169 НК
РФ, а также постановлением Правительства
от 11 мая 2006 г. № 283, в постановлении 194
Правительства РФ и Налоговом
20
кодексе РФ.
Счет-фактура может быть составлена
и выставлена на бумажном носителе и (или)
в электронном виде. Счета-фактуры составляются
в электронном виде по взаимному согласию
сторон сделки и при наличии у указанных
сторон совместимых технических средств
и возможностей для приема и обработки
этих счетов-фактур в соответствии с установленными
форматами и порядком. [2. стр.48]
В соответствии с п.5 ст. 169 НК
РФ в счете-фактуре должны быть указаны:
порядковый номер и дата составления
счета-фактуры;
наименование, адрес и идентификационные
номера налогоплательщика и покупателя;
наименование и адрес грузоотправителя
и грузополучателя;