Проблемы налоговой системы в Российской Федерации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2011 в 01:18, реферат

Краткое описание

Налоги являются необходимым звеном экономических отношений в обществе с момента возникновения государства. Развитие и изменение форм государственного устройства всегда сопровождаются преобразованием налоговой системы. В современном цивилизованном обществе налоги основная форма доходов государства. Помимо этой сугубо финансовой функции налоговый механизм используется для экономического воздействия государства на общественное производство, его динамику и структуру, на состояние научно-технического прогресса.

Содержание

Введение…………………………………..……………………………….3
Состояние налоговой системы в СССР……………………………....5
Состояние налоговой системы в 90 –годах……………………….....8
Анализ действующей налоговой системы РФ………………...…....11
Правовое регулирование налоговой системы РФ……...…………..14
Нестабильность налоговой системы………………………………..17
Заключение…………………………………………………………...….19
Литература…………………………………………………………...……22

Вложенные файлы: 1 файл

Документ Microsoft Office Word (8).docx

— 40.11 Кб (Скачать файл)

     5 Нестабильность налоговой системы России 

     В настоящее время налогоплательщики  сетуют, и вполне обоснованно, на нестабильность российских налогов, постоянную смену  их видов, ставок, порядка уплаты, налоговых  льгот и т. д., что объективно порождает  значительные трудности в организации  производства и предпринимательства, в анализе и прогнозировании  финансовой ситуации, определение перспектив, исчислении бюджетных платежей.

     Дело  в том, что 90-е годы является периодом возрождения и становления налоговой  системы России. Система налогов, введенная в 1990-1991 годах, была весьма слабо адаптирована к рыночным отношениям, не учитывала новых явлений и  тенденций, практически она устарела уже к моменту начала своего функционирования. Дело в том, что в условиях перехода к рынку применялись старые понятия  о налогах. Вносимые в курс экономической  реформы уточнения и дополнения неизбежно отражаются на необходимости  корректирования отдельных элементов  системы налогообложения. Этого  требуют и продолжающиеся в экономике  страны процессы инфляции, хотя теперь не такой динамичной, роста бюджетного дефицита, падения уровня производства в промышленности и сельском хозяйстве. Меняются ставки налогов, объекты налогообложения, отменяются одни льготы и вводятся новые, уточняются источники уплаты налогов. Многочисленные изменения  и дополнения вносятся в инструктивный  и методический материал по налогам. В декабре 1993 года президентским  указом было отменено положение о  норме, в соответствии с которой  региональные и местные органы власти в праве вводить или не вводить  лишь те налоги, которые оговорены  законом “Об основах налоговой  системы в Российской федерации”. В результате, как грибы после  дождя, стали появляться такие экзотические налоги как налог на падение объемов  производства или на инвестиции за пределами региона, за прогон скота  или на содержание футбольной команды. Тревожно, что на основании указа  внутри России возникли своеобразные таможенные барьеры в виде сборов за въезд или за ввоз товаров на территорию области или республики, а также за вывоз товаров за пределы региона. Это не только не стабилизирует налоговую систему, но и приводит в отчаяние те крупные предприятия, которые осуществляют свою деятельность в разных регионах страны или принимают решения об инвестициях в российскую экономику. Сегодня в стране ставки налогов устанавливаются без достаточного экономического анализа их воздействия на производство, на стимулирование инвестиций и т. д. Между тем при установлении ставок налогов необходимо учитывать их влияние не только на это, но и на ликвидацию условий, способствующих вполне легальному уходу налогоплательщика от уплаты налогов.

     Аксиомой  является тот факт, что последствия  уклонения от налогов меньше, если различные виды доходов облагаются по одинаковым ставкам. В противном  же случае наблюдается тенденция  к перераспределению доходов  в пользу тех, которые облагаются налогом по наименьшей ставке. Действующая  в стране налоговая система со слабо проработанными теоретически и экономически ставками налогов  вынуждает вводить новые (и подчас совсем не рыночные) виды изъятий, способные, по мнению властей, нивелировать негативные последствия, связанные с произвольностью  ставок налогов на отдельные доходы. Поэтому сейчас из-за более низкой ставки выгоднее направлять средства на оплату труда, нежели платить налог  с прибыли. Завтра это может привести к тому, что все доходы уйдут  в личное потребление. Поэтому важно, чтобы доходы облагались по одинаковым средним ставкам, чтобы при прочих равных условиях у предпринимателя  не было мотива перераспределять доходы в целях “легального” снижения размера уплачиваемого налога. Как  видим нестабильность наших налогов, постоянный пересмотр ставок, количества налогов, льгот и т. д. несомненно играет отрицательную роль, особенно в период перехода российской экономики  к рыночным отношениям, а также  препятствует инвестициям как отечественным, так и иностранным.

     Заключение 

     Налоговая система является одним из главных  элементов рыночной экономики. Она  выступает главным инструментом воздействия государства на развитие хозяйства, определения приоритетов  экономического и социального развития. В связи с этим необходимо, чтобы  налоговая система России была адаптирована к новым общественным отношениям, соответствовала мировому опыту.

     Нестабильность  наших налогов, постоянный пересмотр  ставок, количества налогов, льгот и  т. д. несомненно играет отрицательную  роль, особенно в период перехода российской экономики к рыночным отношениям, а также препятствует инвестициям  как отечественным, так и иностранным. Нестабильность налоговой системы  на сегодняшний день - главная проблема реформы налогообложения. Жизнь  показала несостоятельность сделанного упора на чисто фискальную функцию  налоговой системы: обирая налогоплательщика, налоги душат его, сужая тем самым  налогооблагаемую базу и уменьшая налоговую  массу.

     Однако  в сегодняшнее время необходима принципиально иная налоговая система, соответствующей нынешней фазе переходного  к рыночным отношениям периода. И  это не случайно, ибо оптимальную  налоговую систему можно развернуть только на серьезной теоретической  основе. На сегодняшний день существует огромный, причем теоретически обобщенный и осмысленный, опыт взимания и использования  налогов в странах Запада. Но ориентация на их практику весьма затруднена, поскольку  было бы совершенно неразумно не уделять  первостепенное внимание специфике  экономических, социальных и политических условий сегодняшней России, ищущей лучшие пути реформирования своего народного  хозяйства. Подчеркну, что пока не будет  выработано авторитетной целостной  концепции реформирования налогообложения  и его правовой формы, результаты любых изысканий в этой сфере останутся не более чем точкой зрения отдельных коллективов и специалистов.

     В настоящее время на роль нового, профессионально составленного, с  учётом предыдущих ошибок и неудач, налогового законодательства претендует Налоговый кодекс, разработанный  Правительством РФ, однако, как уже  говорилось он тоже не лишён недостатков  а его вторая часть до сих пор  находится на рассмотрении. Проблем  в сфере налогообложения накопилось слишком много, чтобы их можно  было решить в том порядке, в котором  они решались, отдельными указами  и поправками. Лишь незначительная их часть будет так или иначе  решена в недалеком будущем. А  до этого времени наша налоговая  система будет, практически, не способна выполнять те функции, которые на неё возложены, что, в свою очередь, будет препятствовать экономическому развитию страны. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Литература  

     
  1.  Слом  В. И. Что есть налоговое  законодательство? // Налоги. - 1996.
 
     
  1.  Хритиан  В. Ф. О направлениях развития  налоговой реформы. // Финансы. - 1997.
 
     
  1. Черник  Д. Г. Налоги. Учебное пособие. - М.: Финансы  и кредит, 1995.
 
     
  1.  Фишер,  Р. Дорнбуш, Р. Шмалензи “Экономика”-  М.:, “Дело”,1997г.
 
     
  1.  Линвуд  Т. Гайгер “Макроэкономическая  теория и переходная экономика” - Москва, “Инфра-М”, 1996г
 
     
  1.  Справочная  правовая система “Гарант” Законодательство  России; Налогообложение и бухучет.

Информация о работе Проблемы налоговой системы в Российской Федерации