Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Мая 2013 в 18:27, курсовая работа
Целью курсовой работы является рассмотрение проблемы соотношения прямого и косвенного налогообложения.
Задачами курсовой работы является:
- рассмотрение теоретических основ проблемы соотношения прямых и косвенных налогов;
- анализ соотношения прямого и косвенного налогообложения в современной России;
- исследование путей совершенствования соотношения прямого и косвенного налогообложения России.
ВВЕДЕНИЕ …………………………………………………………………… 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРЯМЫХ И КОСВЕННЫХ НАЛОГОВ…………………………………………………………………….. 5
1.1.Прямые налоги………………………………………..………….… 5
1.2.Косвенные налоги, их значение в налоговой системе РФ…...….. 9
ГЛАВА 2. ХАРАКТЕРИСТИКА СИСТЕМЫ НАЛОГОБЛОЖЕНИЯ В РФ…………………………………………………...………………………….. 11
2.1. Косвенные и прямые налоги в бюджетной системе РФ………… 11
2.2.Анализ налоговых поступлений по бюджетам всех уровней: доля прямых и доля косвенных налогов………………………...…………………. 15
2.3.Анализ поступления налогов в Федеральный бюджет…………..
ГЛАВА 3. ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ В РОССИИ ......................................................................................................... 19
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ………...………………………………………......... 22
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ …….………………………..……………... 24
1) не учитывается материально-
2) тяжело платить налоги малоимущим слоям.
Косвенные налоги выполняют две функции:
- по оперативной мобилизации
доходов граждан в
- фискальную функцию —
по регулированию экономики
Косвенные налоги дают стабильный приток средств в бюджет. В бюджете 2000 г. доля косвенных налогов в налоговых доходах бюджета составила 85%.
Налог на добавленную стоимость (НДС)
Важным элементом налоговой системы является налог на добавленную стоимость (НДС), введенный Законом РФ «О налоге на добавленную стоимость» от 6 декабря 1991 г., действовавшим с изменениями и дополнениями до недавнего времени. Одновременно с 1 января 1992 г. был отменен налог с оборота, установленный еще во времена налоговой реформы 1930 г. и являющийся тогда основным источником государственного бюджета. Существующая в настоящее время система налогообложения значительно отличается от прежней, которая действовала до 31 декабря 1991 г. В НК РФ (часть вторая, гл. 21) закреплены основные положения об НДС.
НДС — универсальный косвенный налог, в наибольшей мере отвечающий условиям рыночной экономики. Несмотря на сравнительно низкие ставки, он является одним из основных источников бюджетных доходов. В развитых странах НДС имеет широкое распространение, так как касается практически всех видов продукции. Ставка налога в этих странах находится в пределах 14-22%,а в среднем по ЕЭС — 18%.
НДС представляет собой форму взимания в бюджет части добавленной стоимости, создаваемой на всех этапах производства и реализации продукции. Рассчитывается он как произведение ставки налога на разницу между стоимостью реализованной продукции (товаров, работ, услуг) и материальными затратами, отнесенными на издержки производства и реализации продукции.
Плательщиками НДС являются:
• организации;
• индивидуальные предприниматели;
•лица, признаваемые в соответствии с Таможенным кодексом Российской Федерации плательщиками налога в связи с перемещением товаров через таможенную границу Российской Федерации.
Организация-плательщик налога
подлежит обязательной постановке на
учет в налоговом органе по месту
нахождения и по месту своего нахождения
каждого обособленного
Индивидуальные
Постановка на учет в налоговом
органе организаций и индивидуальных
предпринимателей в качестве налогоплательщиков
осуществляется независимо от наличия
обстоятельств, которые в соответствии
с гл.21 НК РФ влекут возникновение
обязанностей по исчислению и уплате
налога. Постановка на учет организаций
и индивидуальных предпринимателей
в качестве налогоплательщиков осуществляется
налоговыми органами самостоятельно в
течение 15 дней с момента их государственной
регистрации. Основанием для этого
являются сведения, поступающие в
налоговые органы от организаций, осуществляющих
государственную регистрацию
Иностранные организации имеют право встать на учет в налоговых органах в качестве налогоплательщиков по месту нахождения своих постоянных представительств в Российской Федерации. Постановка на учет осуществляется налоговым органом на основании письменного заявления иностранной организации.
Организации и индивидуальные предприниматели могут быть освобождены от исполнения обязанностей налогоплательщика, связанных с исчислением и уплатой налога, если в течение предшествующих трех последовательных налоговых периодов их налоговая база, исчисленная по операциям, признаваемым объектом налогообложения, без учета налога на добавленную стоимость и налога с продаж не превысила 1 млн руб. Такая мера применяется только в отношении обязанностей, возникающих в связи с выполнением операций по реализации товаров (работ, услуг), и не распространяется на операции, связанные с ввозом товаров на таможенную территорию Российской Федерации.
Лица, претендующие на освобождение от исполнения обязанностей налогоплательщика, должны представить в налоговый орган по месту своего учета соответствующее письменное заявление и сведения, подтверждающие право на такое освобождение.
Срок представления документов — не позднее 20-го числа того налогового периода, начиная с которого эти лица претендуют на освобождение от исполнения обязанностей налогоплательщика. При правильном исполнении всех условий организации и индивидуальные предприниматели освобождаются от обязанностей налогоплательщика на срок, равный двенадцати последовательным налоговым периодам. По истечении указанного срока организации и индивидуальные предприниматели, претендующие на продление освобождения, представляют в налоговые органы письменное заявление и документы, подтверждающие соответствие суммы их выручки от реализации товаров (работ, услуг) требованиям процедуры освобождения.
В течение 10 дней со дня представления документов налоговые органы проводят их проверку и выносят решение об освобождении налогоплательщика от исполнения обязанностей налогоплательщика, о продлении освобождения либо о доначислении суммы налога.
В случае превышения суммы фактической выручки от реализации товаров (работ, услуг), полученной налогоплательщиком за период, в течение которого он был освобожден от обязанностей налогоплательщика, а также непредставления им надлежащих документов, сумма налога подлежит восстановлению и уплате в бюджет в установленном порядке с взысканием с налогоплательщика соответствующих сумм штрафов и пеней.
Наряду с податями акцизы являются самой древней формой налогообложения. Еще правители Римской империи единолично использовали этот вид налога в качестве основного источника пополнения государственной казны. В царской России в 1901 г. акцизы составляли более половины доходов от всего объема собираемых косвенных налогов.
В Российской Федерации акцизы
были введены Федеральным законом
«Об акцизах» от 6 декабря 1991 г. № 1993-1
(ред. от 2 января 2000). Как и налог
на добавленную стоимость, они имеют
широкое распространение в
Термин «акциз» происходит от латинского assedere (обрезать). Будучи косвенным налогом, акциз имеет определенное сходство с налогом на добавленную стоимость (НДС), но имеет отличительные особенности, индивидуальные для каждого конкретного товара. Например, в Германии подакцизными являются сигареты, пиво, соль, чай, уксус, игральные карты. В других странах Запада под эту категорию подпадают обычно товары массового внутреннего потребления.
Акцизы увеличивают цену продукции и оплачиваются потребителем. Если НДС облагается лишь часть стоимости, которая создается на всех стадиях производства и реализации продукции (товаров, работ, услуг) и определяется как разница между стоимостью продукции и стоимостью материальных затрат относимых на издержки ее производства и реализации, то акцизом облагается вся стоимость товаров, включая материальные затраты.
Следует заметить, что взимаемый в государственный бюджет акциз не отражает ни эффективности производства, ни потребительских свойств продукции, а является следствием особых условий ее производства и реализации. Если бы отсутствовал указанный налог, то предприятие — изготовитель подакцизной продукции получало бы незаслуженно высокую прибыль. По сравнению с другими предприятиями оно имело бы предпочтительные условия. Например, розничные цены на вино-водочные изделия в нашей стране такие, что если бы не было акцизного налога, то рентабельность предприятий — изготовителей этой продукции измерялось бы сотнями процентов.
Акцизы — это косвенные налоги, включаемые в цену товара и в результате этого фактически оплачиваемые покупателем, хотя юридически плательщиками в казну выступают организации, производящие и реализующие товары.
Плательщиками акциза признаются (ст. 179 НК РФ):
• организации;
• индивидуальные предприниматели;
• лица, признаваемые плательщиками налога в связи с перемещением товаров через таможенную границу Российской Федерации, определяемые в соответствии с Таможенным кодексом РФ.
Организации и иные лица, указанные в настоящей статье, признаются плательщиками налога, если они совершают операции, подлежащие налогообложению.
Налогоплательщики — участники договора простого товарищества (договора о совместной деятельности) несут солидарную ответственность по исполнению обязанности уплаты налога.
В качестве лица, исполняющего обязанности по исчислению и уплате всей суммы налога, исчисленной по операциям, признаваемым объектом налогообложения, осуществляемым в рамках договора простого товарищества (договора о совместной деятельности), признается лицо, ведущее дела простого товарищества. Если ведение дел простого товарищества (договора о совместной деятельности) осуществляется совместно всеми участниками простого товарищества, то участники догори вора простого товарищества самостоятельно определяют участника, исполняющего обязанности по исчислению и уплате всей суммы налога по операциям, признаваемым объектами налогообложения. Указанное лицо несет все права и исполняет обязанности налогоплательщика в отношении указанной суммы налога. Оно обязано не позднее дня совершения первой операции, признаваемой объектом налогообложения, повторно встать на учет в качестве налогоплательщика, ведущего общие дела простого товарищества, независимо от постановки на учет в качестве налогоплательщика, ведущего собственную деятельность.
При полном и своевременном исполнении обязанности по уплате налога лицом, исполняющим обязанности по уплате налога в рамках простого товарищества (договора о совместной деятельности), обязанность по уплате налога остальными участниками договора, считается исполненной. Подакцизными товарами признаются:
1) спирт этиловый из
всех видов сырья, за
2) спиртосодержащая продукция
(растворы, эмульсии, суспензии и
другие виды продукции в
• лекарственные, лечебно-профилактические, диагностические средства, а также лекарственные, лечебно-профилактические средства (включая гомеопатические препараты), изготавливаемые аптечными организациями по индивидуальным рецептам;
•препараты ветеринарного назначения, разработанные для применения в животноводстве на территории Российской Федерации;
• парфюмерно-косметическая продукция, разлитая в емкости не более 270 мл;
• подлежащие дальнейшей переработке и (или) использованию для технических целей отходы, образующиеся при производстве спирта этилового из пищевого сырья, водок, ликероводочных изделий;
•товары бытовой химии в аэрозольной упаковке;
3) алкогольная продукция
(спирт питьевой, водка, ликероводочные
изделия, коньяки, вино и иная
пищевая продукция с объемной
долей этилового спирта более
1,5%,за исключением
4) пиво;
5) табачная продукция;
6) ювелирные изделия.
В целях настоящей главы ювелирны
Не признаются ювелирными изделиями государственные награды, медали, знаки отличия и различия, статус которых определен законами Российской Федерации или указами Президента Российской Федерации, монеты, имеющие статус законного платежного средства и прошедшие эмиссию, предметы культа и религиозного назначения (за исключением обручальных колец), предназначенные для использования в храмах при священнодействии и (или) богослужении, ювелирная галантерея;
7) автомобили легковые и мотоциклы;
8) автомобильный бензин;
9) дизельное топливо;
10) моторные масла для
дизельных и (или)
Подакцизным минеральным сырьем признаются:
• нефть и стабильный газовый конденсат;
• природный газ.
Объектом налогообложения призн
1) реализация на территории
Российской Федерации лицами
произведенных ими подакцизных
товаров, в том числе
Информация о работе Прямое и косвенное налогообложение: проблема соотношения