Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Января 2014 в 20:14, курсовая работа
Среди экономических рычагов, при помощи которых государство воздействует на рыночную экономику, важное место отводится налогам. В условиях рыночной экономики любое государство широко использует налоговую политику в качестве определенного регулятора воздействия на негативные явления рынка. Налоги, как и вся налоговая система, являются мощным инструментом управления экономикой в условиях рынка. Налог не только важный, но и жизнеопределяющий компонент современных экономик. Цель - рассмотреть становление и развитие налоговой системы КР, выявить проблемы ее функционирования, анализ и оценка состояния налогового бремени, основные направления оптимизации налогового бремени.
Введение………………………………………………………………………………………………2
Глава 1. Налоговая система в Кыргызской Республике и этапы его становления…..4
1.1 Этапы становления налоговой системы КР……………………………………………4
1.2. Классификация налогов………………………………………………………………… .11
Глава 2. Анализ и оценка состояния налогового бремени в КР…………………………14
2.1. Понятие, расчет и методы оптимизации налогового бремени………………………14
2.2. Анализ налоговой емкости (бремени) в КР……………………………………………..18
Глава 3. Основные направления оптимизации налогового бремени в КР……………..23
3.1. Существующие проблемы налоговой системы…………………………………………23
3.2. Пути оптимизации налогового бремени………………………………………………..24
Заключение………………………………………………………………………………………28
Список использованной литературы…………………………………………………………..29
Содержание:
Введение…………………………………………………………
Глава 1.
Налоговая система в Кыргызской
Республике и этапы его становления…..4
1.1 Этапы становления налоговой системы
КР……………………………………………4
1.2. Классификация налогов………………………
Глава 2. Анализ и оценка состояния налогового бремени в КР…………………………14
2.1. Понятие, расчет и методы оптимизации налогового бремени………………………14
2.2. Анализ налоговой емкости
(бремени) в КР…………………………………………
Глава 3. Основные направления оптимизации налогового бремени в КР……………..23
3.1. Существующие проблемы
3.2. Пути оптимизации налогового бремени………………………………………………..24
Заключение……………………………………………………
Список использованной
литературы……………………………………………………
ВВЕДЕНИЕ.
Среди экономических рычагов, при помощи
которых государство воздействует на
рыночную экономику, важное место отводится
налогам. В условиях рыночной экономики
любое государство широко использует
налоговую политику в качестве определенного
регулятора воздействия на негативные
явления рынка. Налоги, как и вся налоговая
система, являются мощным инструментом
управления экономикой в условиях рынка.
Налог не только
важный, но и жизнеопределяющий компонент
современных экономик.
Страны, ориентированные на рыночные отношения
внимательно отслеживают свою налоговую
политику и постоянно корректируют её
в соответствие с текущим положением
вещей в мировой экономике. В условиях
перехода от административно - директивных
методов управления к экономическим резко
возрастают роль и значение налогов как
регулятора рыночной экономики, поощрения
и развития приоритетных отраслей народного
хозяйства, через налоги государство может
проводить энергичную политику в развитии
наукоемких производств и ликвидации
убыточных предприятий.
Налоговая
политика страны меняется с учетом политических,
экономических и социальных требований,
предъявляемых к ней. Налоги из простого
инструмента мобилизации доходов бюджетов
государства превращаются в основной
регулятор всего воспроизводственного
процесса, влияя на все пропорции, темпы
и условия функционирования экономического
процесса.
Эффективность
в налоговой политике, в конечном счете,
сводится к тому, что в процессе налоговой
реформы важно учитывать, какие именно
параметры налогообложения оказывают
существенное воздействие на экономическую
эффективность субъекта и конечный результат.
Вместе с тем важно не забывать об общей
сложности налоговой системы и о возможности
соблюдения налоговых правил.
Для непосредственных
участников производства, которые, с одной
стороны, являются рабочей силой, а с другой
- инвесторами, верхние пределы ставки
налогообложения доходов должны быть
снижены, чтобы сгладить отрицательные
последствия для предложения рабочей
силы. Когда действуют высокие налоговые
ставки на доходы в виде заработной платы,
не облагаемые доходом виды экономической
деятельности, отказ от трудовой деятельности
и операции черного рынка имеют тенденцию
к росту и тем самым сокращают налоговую
базу. Поэтому необходимо найти оптимальные
ставки налогообложения.
Переход
на рыночные отношения обусловил новый
подход к реализации микро и макроэкономической
политики государства. Макроэкономическая
политика характеризуется наличием четырех
главных направлений:
*налогово-бюджетная;
*кредитно-денежная;
*внешнеэкономическая; политика
доходов.
Особое место
в регулировании экономики любого государства
занимает налогово-бюджетная политика.
Именно путем бюджетного перераспределения
валового внутреннего продукта и национального
дохода государство стремится достичь
создания такой структуры общественного
производства и народнохозяйственных
пропорций, которые адекватны рыночному
механизму хозяйствования. Посредством
налогово-бюджетного механизма возможно
воздействие государства на развитие
таких макроэкономических процессов,
как экономический подъем страны, укрепление
социальной сферы, ускорение темпов научно-технического
прогресса, коренное переоснащение материально-технической
базы производства, развитие инновационных
процессов, снижение уровня безработицы
и увеличение занятости в республике.
Актуальность
данной темы обусловлена тем что, особое
место в регулировании экономики любого
государства занимает налоговая система.
А именно, наше исследование актуально
в силу многих причин. Вот некоторые из
них:
- экономика переходного периода всегда
мобильна и многогранна;
- несоответствие и/или противоречие законодательных
актов с принципами налоговой системы;
- зацикленность налоговой системы на
фискальной функции, что тормозит развитие
экономики;
-постоянные изменения налоговой системы
и ее уязвимость.
Разработка
этапов перехода налоговой системы специально
для переходного периода предполагает
эволюционное реформирование для продвижения
к идеальной структуре. Таким образом,
чтобы учесть прошлые административные
и институциональные проблемы и особенности
необходимо уделять больше внимания макроэкономическим
последствиям бюджетного дефицита, неизбежно
возникающего в результате слишком частых
налоговых реформ.
Цель курсовой
работы - рассмотреть становление и развитие
налоговой системы КР, выявить проблемы
ее функционирования, анализ и оценка
состояния налогового бремени, основные
направления оптимизации налогового бремени.
В Кыргызстане, как и в каждом государстве,
налоговая система претерпевает множество
изменений. Все эти реформы направлены
на регулирование экономики и повышение
уровня жизни населения.
Исходя,
из данной цели формируются следующие
задачи:
·*рассмотреть сущность и функции налогов
·*проанализировать состояние налогового
бремени;
·*выявить основные направления оптимизации
налогового бремени.
Курсовая
работа состоит из введения, трех глав
и заключения. В первой главе раскрыты
теоретические аспекты налоговой системы,
виды налогов и роль в регулировании экономики
страны. Во второй главе проделан анализ
состояния налогового бремени в КР.
В последней главе выявлены основные направления
оптимизации налогового бремени в КР.
Информационной
базой явились учебники по налогообложению,
методические пособия и статистические
данные государственного комитета по
налогам и сборам, сборник нормативных
актов КР, пособия «Центра Обучения Налоговых
Консультантов», официальные данные Государственного
комитета по Налогам и Сборам, данные Национального
Статистического комитета, Налоговый
Кодекс и многие другие источники.
Глава 1. Налоговая
система в Кыргызской Республике и этапы
его становления.
1.1 Этапы становления налоговой системы
КР.
Существенные изменения в налоговой политике
Кыргызстана, получившие законодательное
подтверждение, начали производиться
в конце 1991, когда республика избрала курс
перехода от административно-хозяйственной
системы к рыночной экономике. Основа изменений в налоговой политике
государства касалась действовавших в то
время налогов, которые были присущи административно-
При централизованном планировании налоговые поступления в основном складывались из трёх источников:
-налог с оборота,
-налог на прибыль
-налог с заработной платы.
Существовали значительные льготы предприятиям. В ходе ре формирования были введены следующие принципиально новые виды налогов:
Были упразднены налог с оборота, налог с фонда оплаты колхозников, затем временно действовавший 5% налог с оборота. В 1993 году Правительство Кыргызской Республики вместе с другими странами — членами СНГ понизило ставку НДС до 20%.
С 1 июля 1996 начал действовать Налоговый кодекс Кыргызской Республики, определяющий:
- основные принципы налоговой системы,
- методологию налогового учёта и налогообложения,
- перечень общегосударственных
-полномочия центральных
- правовые основы
- ответственность
- единые методы налогообложения юридических и частных лиц.
Таким образом, принятый в 1996 году Налоговый Кодекс систематизировал и определил законоположения по всем налогам и их администрированию, действиям налогоплательщиков на территории Кыргызской Республики.
Основной целью налоговых реформ являлось формирование фискальной системы и госбюджета, контроль доходов и расходов государственных средств, устранение препятствий для развития бизнеса. В целом же налоговая политика не стала совершенной, так как разрабатывалась в сжатые сроки и в отсутствие практического опыта, а также в нее вносились многочисленные поправки, которые зачастую повышали роль фискальных органов.
Тем не менее, введение в действие Налогового Кодекса 1996 года позволило адаптировать к налогам предприятия и предпринимателей и проводить системную работу по формированию республиканского бюджета и улучшить собираемость налогов.
В последствии, с целью повышения роли налогов, были внесены изменения и поправки в Конституцию КР (в 1998 году), оговоренные в статье 11 п.2 и п.З. В этих статьях закреплено положение о том, что расходы республиканского бюджета формируются за счет устанавливаемых законом налогов, других обязательных платежей и утверждение о том, что на территории Кыргызской Республики действует единая налоговая система.
Кроме того, в Конституции однозначно сказано: «Право установления налогов принадлежит Жогорку Кенешу КР. Законы, устанавливающие новые налоги и ухудшающие положения налогоплательщиков, обратной силы не имеют».
Все это позволило значительно
В области доходов бюджета
Главным источником, обеспечившим рост бюджетных доходов, явились налоговые поступления. Объем налоговых сборов увеличился за эти годы на 2,5 процентных пункта ВВП с 12,4 процента до 14,9 процента ВВП. Среднегодовой темп роста налоговых доходов в этот период составил 116,2 процента при среднегодовом номинальном росте производства ВВП на 9,6 процента. Более того, в структуре бюджетных доходов доля налоговых сборов возросла практически на 4 процентных пункта, достигнув отметки 77,1 процента от общих доходов, в то время как в 2001 году этот показатель составлял 73,3 процента.
В целях снижения бремени прямых налогов и стимулирования деятельности хозяйствующих субъектов ставка налога на прибыль юридических лиц в 2002-2003 годах была снижена с 30 до 20 процентов (в 2002 году - для всех предприятий, за исключением субъектов естественных и разрешенных монополий, и в 2003 году - для монополистов).
Несмотря на номинальное сокращение сборов
налога (порядка на 2,5 процента - 7,5 процента
в сравнении с объемом 2001 года), анализ представленных
деклараций по итогам финансовой деятельности
предприятий за 2002-2003 годы показал, что снижение
ставки позволило увеличить
Важным и ощутимым как для физических лиц, так и для бюджета и экономики в целом было изменение в 2002 году шкалы начисления подоходного налога с физических лиц. Для легализации теневых доходов максимальная ставка подоходного налога была снижена с 33 до 20 процентов. В отличие от ранее действующей четырехуровневой шкалы ставок (5 процентов - 33 процента) установлены две ставки в 10 процентов и 20 процентов с одновременным увеличением размера необлагаемого минимума с 400 до 650 сомов минимальной месячной заработной платы, принятым в целях защиты малоимущих слоев населения.
Несмотря на
снижение максимальной ставки налога,
поступления подоходного
Стабильность
поступлений была обеспечена также расширением патентной системы
налогообложения. Перечень видов экономической
деятельности, налогообложение которых
осуществляется на патентной основе, был расширен
до 130 видов. За период 2001-2004 годы количество
выданных патентов возросло на 26,8 процента
с 477,5 тыс. штук до 605,5 тыс. штук. В результате
этого по итогам 2004 года поступления от
патентной системы налогообложения в
С учетом роста налога от всех источников доля подоходного налога в объеме ВВП в 2004 году возросла на 0,1 процентных пункта ВВП и составила 1,5 процента ВВП.
Признавая необходимость усиления
роли косвенного налогообложения, за период
2001-2004 годы принимались меры, направленные
на использование потенциальных
Для повышения уровня налогового администрирования и обеспечения полного учета товаров с мая 2003 года была внедрена система счетов-фактур по НДС как бланков строгой отчетности.
В целях снижения
налогового бремени хозяйствующих субъектов
В рамках совершенствования
Положительное воздействие на динамику объемов импорта и поступления налогов оказало снижение ставок акцизного налога на бензин и дизельное топливо. В течение 2003-2004 годов ставка акцизного налога на бензин была снижена с 3000 до 800 сомов за тонну, на дизельное топливо - с 800 до 200 сомов за тонну. В результате снижения ставок акцизного налога облагаемые объемы импорта бензина и дизельного топлива за последние два года выросли практически в три раза. При этом данная мера обеспечивала ежегодно более 30 процентов от общего увеличения налогов на импорт или порядка 340 млн. сомов в среднем за год. Снижение акциза на бензин и дизельное топливо оказало также позитивное влияние на увеличение объемов товарооборота горюче-смазочных материалов внутри республики, включая розничную и оптовую торговлю.