Пути оптимизации налогового бремени

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Января 2014 в 20:14, курсовая работа

Краткое описание

Среди экономических рычагов, при помощи которых государство воздействует на рыночную экономику, важное место отводится налогам. В условиях рыночной экономики любое государство широко использует налоговую политику в качестве определенного регулятора воздействия на негативные явления рынка. Налоги, как и вся налоговая система, являются мощным инструментом управления экономикой в условиях рынка. Налог не только важный, но и жизнеопределяющий компонент современных экономик. Цель - рассмотреть становление и развитие налоговой системы КР, выявить проблемы ее функционирования, анализ и оценка состояния налогового бремени, основные направления оптимизации налогового бремени.

Содержание

Введение………………………………………………………………………………………………2
Глава 1. Налоговая система в Кыргызской Республике и этапы его становления…..4
1.1 Этапы становления налоговой системы КР……………………………………………4
1.2. Классификация налогов………………………………………………………………… .11
Глава 2. Анализ и оценка состояния налогового бремени в КР…………………………14
2.1. Понятие, расчет и методы оптимизации налогового бремени………………………14
2.2. Анализ налоговой емкости (бремени) в КР……………………………………………..18
Глава 3. Основные направления оптимизации налогового бремени в КР……………..23
3.1. Существующие проблемы налоговой системы…………………………………………23
3.2. Пути оптимизации налогового бремени………………………………………………..24
Заключение………………………………………………………………………………………28
Список использованной литературы…………………………………………………………..29

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая налог сист.docx

— 76.41 Кб (Скачать файл)

Содержание:

Введение………………………………………………………………………………………………2

Глава 1. Налоговая система в Кыргызской Республике и этапы его становления…..4 
 
1.1 Этапы становления  налоговой системы  КР……………………………………………4

1.2. Классификация налогов…………………………………………………………………  .11

Глава 2. Анализ и оценка состояния  налогового бремени в КР…………………………14

2.1. Понятие, расчет и  методы оптимизации налогового  бремени………………………14

2.2. Анализ налоговой емкости  (бремени) в КР……………………………………………..18

Глава 3. Основные направления оптимизации  налогового бремени в КР……………..23

 

3.1. Существующие проблемы налоговой  системы…………………………………………23

 

3.2. Пути оптимизации налогового  бремени………………………………………………..24

 

Заключение………………………………………………………………………………………28

 

Список  использованной литературы…………………………………………………………..29

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ.

         Среди экономических рычагов, при помощи которых государство воздействует на рыночную экономику, важное место отводится налогам. В условиях рыночной экономики любое государство широко использует налоговую политику в качестве определенного регулятора воздействия на негативные явления рынка. Налоги, как и вся налоговая система, являются мощным инструментом управления экономикой в условиях рынка. 
         Налог не только важный, но и жизнеопределяющий компонент современных экономик.                               

         Страны, ориентированные на рыночные отношения внимательно отслеживают свою налоговую политику и постоянно корректируют её в соответствие с текущим положением      вещей в мировой экономике. В условиях перехода от административно - директивных методов управления к экономическим резко возрастают роль и значение налогов как регулятора рыночной экономики, поощрения и развития приоритетных отраслей народного хозяйства, через налоги государство может проводить энергичную политику в развитии наукоемких производств и ликвидации убыточных предприятий.  
          Налоговая политика страны меняется с учетом политических, экономических и социальных требований, предъявляемых к ней. Налоги из простого инструмента мобилизации доходов бюджетов государства превращаются в основной регулятор всего воспроизводственного процесса, влияя на все пропорции, темпы и условия функционирования экономического процесса. 
          Эффективность в налоговой политике, в конечном счете, сводится к тому, что в процессе налоговой реформы важно учитывать, какие именно параметры налогообложения оказывают существенное воздействие на экономическую эффективность субъекта и конечный результат. Вместе с тем важно не забывать об общей сложности налоговой системы и о возможности соблюдения налоговых правил. 
          Для непосредственных участников производства, которые, с одной стороны, являются рабочей силой, а с другой - инвесторами, верхние пределы ставки налогообложения доходов должны быть снижены, чтобы сгладить отрицательные последствия для предложения рабочей силы. Когда действуют высокие налоговые ставки на доходы в виде заработной платы, не облагаемые доходом виды экономической деятельности, отказ от трудовой деятельности и операции черного рынка имеют тенденцию к росту и тем самым сокращают налоговую базу. Поэтому необходимо найти оптимальные ставки налогообложения. 
            Переход на рыночные отношения обусловил новый подход к реализации микро и макроэкономической политики государства. Макроэкономическая политика характеризуется наличием четырех главных направлений: 
    *налогово-бюджетная; 
    *кредитно-денежная; 
    *внешнеэкономическая; политика доходов. 
          Особое место в регулировании экономики любого государства занимает налогово-бюджетная политика. Именно путем бюджетного перераспределения валового внутреннего продукта и национального дохода государство стремится достичь создания такой структуры общественного производства и народнохозяйственных пропорций, которые адекватны рыночному механизму хозяйствования. Посредством налогово-бюджетного механизма возможно воздействие государства на развитие таких макроэкономических процессов, как экономический подъем страны, укрепление социальной сферы, ускорение темпов научно-технического прогресса, коренное переоснащение материально-технической базы производства, развитие инновационных процессов, снижение уровня безработицы и увеличение занятости в республике.  
          Актуальность данной темы обусловлена тем что, особое место в регулировании экономики любого государства занимает налоговая система. А именно, наше исследование актуально в силу многих причин. Вот некоторые из них: 
- экономика переходного периода всегда мобильна и многогранна;  
- несоответствие и/или противоречие законодательных актов с принципами налоговой системы; 
- зацикленность налоговой системы на фискальной функции, что тормозит развитие экономики; 
-постоянные изменения налоговой системы и ее уязвимость.  
          Разработка этапов перехода налоговой системы специально для переходного периода предполагает эволюционное реформирование для продвижения к идеальной структуре. Таким образом, чтобы учесть прошлые административные и институциональные проблемы и особенности необходимо уделять больше внимания макроэкономическим последствиям бюджетного дефицита, неизбежно возникающего в результате слишком частых налоговых реформ.  
          Цель курсовой работы - рассмотреть становление и развитие налоговой системы КР, выявить проблемы ее функционирования, анализ и оценка состояния налогового бремени, основные направления оптимизации налогового бремени.

          В Кыргызстане, как и в каждом государстве, налоговая система претерпевает множество изменений. Все эти реформы направлены на регулирование экономики и повышение уровня жизни населения. 
          Исходя, из данной цели формируются следующие задачи: 
·*рассмотреть сущность и функции налогов 
·*проанализировать состояние налогового бремени; 
·*выявить основные направления оптимизации налогового бремени. 
          Курсовая  работа состоит из введения, трех глав и заключения. В первой главе раскрыты теоретические аспекты налоговой системы, виды налогов и роль в регулировании экономики страны. Во второй главе проделан анализ состояния налогового бремени в  КР. В последней главе выявлены основные направления оптимизации налогового бремени в КР. 
          Информационной базой явились учебники по налогообложению, методические пособия и статистические данные государственного комитета по налогам и сборам, сборник нормативных актов КР, пособия «Центра Обучения Налоговых Консультантов», официальные данные Государственного комитета по Налогам и Сборам, данные Национального Статистического комитета, Налоговый Кодекс и многие другие источники. 
 
Глава 1. Налоговая система в Кыргызской Республике и этапы его становления. 
 
1.1 Этапы становления  налоговой системы  КР.  

 Существенные  изменения в налоговой политике Кыргызстана, получившие законодательное  подтверждение, начали производиться  в конце 1991, когда республика избрала  курс перехода от административно-хозяйственной  системы к рыночной экономике. Основа изменений в налоговой политике государства касалась действовавших  в то время налогов, которые были присущи административно-командной  системе, но не вполне приемлемы в  рыночной экономике.  

  При централизованном планировании налоговые  поступления в основном складывались из трёх источников:  

-налог  с оборота,   

-налог  на прибыль   

-налог  с заработной платы.    

Существовали  значительные льготы предприятиям. В  ходе ре формирования были введены  следующие принципиально новые  виды налогов:

  • налог на добавочную стоимость (НДС),
  • акцизный налог,
  • налог на имущество предприятий,
  • налог за пользование автомобильными дорогами,
  • отчисления в фонд ликвидации чрезвычайных ситуаций.

 

     Были  упразднены налог с оборота, налог  с фонда оплаты колхозников, затем  временно действовавший 5% налог с  оборота. В 1993 году Правительство Кыргызской Республики вместе с другими странами — членами СНГ понизило ставку НДС до 20%. 

    С 1 июля 1996 начал действовать Налоговый  кодекс Кыргызской Республики, определяющий:   

- основные принципы налоговой  системы,   

- методологию налогового учёта  и налогообложения,   

- перечень общегосударственных и  местных налогов,   

-полномочия центральных органов  власти и местных властей по  вопросам введения тех или  иных налогов,   

- правовые основы взаимоотношений  налоговых органов и налогоплательщиков,   

- ответственность налогоплательщиков, а также   

- единые методы налогообложения  юридических и частных лиц.  

    Таким образом, принятый в 1996 году Налоговый Кодекс систематизировал и определил законоположения по всем налогам и их администрированию, действиям налогоплательщиков на территории Кыргызской Республики.   

      Основной  целью налоговых реформ являлось формирование фискальной системы и  госбюджета, контроль доходов и расходов государственных средств, устранение препятствий для развития бизнеса. В целом же налоговая политика не стала совершенной, так как  разрабатывалась в сжатые сроки  и в отсутствие практического  опыта, а также в нее вносились  многочисленные поправки, которые зачастую повышали роль фискальных органов.  

   Тем не менее, введение в действие Налогового Кодекса 1996 года позволило адаптировать к налогам предприятия и предпринимателей и проводить системную работу по формированию республиканского бюджета и улучшить собираемость налогов.  

     В последствии, с целью повышения роли налогов, были внесены изменения и поправки в Конституцию КР (в 1998 году), оговоренные в статье 11 п.2 и п.З. В этих статьях закреплено положение о том, что расходы республиканского бюджета формируются за счет устанавливаемых законом налогов, других обязательных платежей и утверждение о том, что на территории Кыргызской Республики действует единая налоговая система.

          Кроме того, в Конституции однозначно сказано: «Право установления налогов принадлежит  Жогорку Кенешу КР. Законы, устанавливающие новые налоги и ухудшающие положения налогоплательщиков, обратной силы не имеют». 

    Все это позволило значительно улучшить законодательную основу налоговой  политики и отношений налогоплательщика с государством. С 2001 года налоговая политика проводилась  в рамках Концепции совершенствования  налоговой политики и Стратегии  фискальной реформы (с 2002 года). Основные изменения налогового законодательства, коренным образом повлиявшие на проведение налоговой реформы, были внесены  в 2001-2004 годах.  

        В области доходов бюджета последние  четыре года характеризовались тенденцией устойчивого роста бюджетных  поступлений. Доходы консолидированного бюджета за этот период возросли на 2,3 процента ВВП или с 17,0 процента в 2001 г. до 19,3 процента ВВП в 2004 году.  

 Главным источником, обеспечившим рост бюджетных  доходов, явились налоговые поступления. Объем налоговых сборов увеличился за эти годы на 2,5 процентных пункта ВВП с 12,4 процента до 14,9 процента ВВП. Среднегодовой темп роста налоговых доходов в этот период составил 116,2 процента при среднегодовом номинальном росте производства ВВП на 9,6 процента. Более того, в структуре бюджетных доходов доля налоговых сборов возросла практически на 4 процентных пункта, достигнув отметки 77,1 процента от общих доходов, в то время как в 2001 году этот показатель составлял 73,3 процента.  

     В целях снижения бремени прямых налогов  и стимулирования деятельности хозяйствующих  субъектов ставка налога на прибыль  юридических лиц в 2002-2003 годах  была снижена с 30 до 20 процентов (в 2002 году - для всех предприятий, за исключением  субъектов естественных и разрешенных  монополий, и в 2003 году - для монополистов).   

          Несмотря  на номинальное сокращение сборов налога (порядка на 2,5 процента - 7,5 процента в сравнении с объемом 2001 года), анализ представленных деклараций по итогам финансовой деятельности предприятий  за 2002-2003 годы показал, что снижение ставки позволило увеличить налогооблагаемую базу на 30-35 процентов. 

  Важным  и ощутимым как для физических лиц, так и для бюджета и  экономики в целом было изменение  в 2002 году шкалы начисления подоходного  налога с физических лиц. Для легализации  теневых доходов максимальная ставка подоходного налога была снижена  с 33 до 20 процентов. В отличие от ранее  действующей четырехуровневой шкалы  ставок (5 процентов - 33 процента) установлены  две ставки в 10 процентов и 20 процентов  с одновременным увеличением  размера необлагаемого минимума с 400 до 650 сомов минимальной месячной заработной платы, принятым в целях  защиты малоимущих слоев населения.  

   Несмотря  на снижение максимальной ставки налога, поступления подоходного налога, удерживаемого работодателями, за два  года выросли на 28 процентов, а поступления  налога с индивидуальных предпринимателей, декларирующих доходы, увеличились  более чем в 1,5 раза.  

    Стабильность  поступлений была обеспечена также  расширением патентной системы  налогообложения. Перечень видов экономической  деятельности, налогообложение которых  осуществляется на патентной основе, был расширен до 130 видов. За период 2001-2004 годы количество выданных патентов возросло на 26,8 процента с 477,5 тыс. штук до 605,5 тыс. штук. В результате этого  по итогам 2004 года поступления от патентной  системы налогообложения в сравнении  с уровнем 2003 года возросли на 33,4 процента. По сравнению с 2001 годом поступления  от выдачи патентов увеличились более  чем в 1,8 раза.  

С учетом роста налога от всех источников доля подоходного налога в объеме ВВП в 2004 году возросла на 0,1 процентных пункта ВВП и составила 1,5 процента ВВП.   

   Признавая необходимость усиления роли косвенного налогообложения, за период 2001-2004 годы принимались меры, направленные на использование потенциальных преимуществ налога на добавленную стоимость как одного из основных источников пополнения доходной части бюджета. 

      Для повышения уровня налогового администрирования  и обеспечения полного учета  товаров с мая 2003 года была внедрена система счетов-фактур по НДС как  бланков строгой отчетности.  

   В целях снижения налогового бремени  хозяйствующих субъектов отменен  НДС на лекарственные средства. Несмотря на некоторые потери бюджета (при  импорте и производстве лекарственных  средств), благодаря отмене НДС было достигнуто: 1) увеличение почти в 3 раза объема ввоза лекарственных средств; 2) частичная легализация теневого рынка лекарств; 3) высокое насыщение  рынка медикаментами.

       В рамках совершенствования законодательной  базы, в целях поддержки экспортного  потенциала страны и повышения прозрачности процедур возмещения налога на добавленную  стоимость в июле 2003 года было разработано  и утверждено новое Положение  о зачете, возврате и возмещении из бюджета сумм переплат по налогам  и платежам. Вследствие этого за последние два года наблюдалось  увеличение уровня возмещаемости НДС по экспортным поставкам. Так, если в 2001 году доля возмещения налога от предъявленной хозяйствующими субъектами суммы составляла 69,2 процента, в 2002 году 92,7 процента, то уже по итогам 2003 года предприятиям-экспортерам при фактически предъявленной сумме к возмещению в размере 257,3 млн. сомов было возмещено из бюджета 295,5 млн.сомов с учетом остатка невозмещенной суммы за предыдущие годы. В 2004 году предприятиям-экспортерам было возмещено из бюджета 409,4 млн. сомов НДС, превысив при этом уровень возмещаемости предыдущего года на 38,5 процента.

       Положительное воздействие на динамику объемов  импорта и поступления налогов  оказало снижение ставок акцизного  налога на бензин и дизельное топливо. В течение 2003-2004 годов ставка акцизного  налога на бензин была снижена с 3000 до 800 сомов за тонну, на дизельное  топливо - с 800 до 200 сомов за тонну. В  результате снижения ставок акцизного  налога облагаемые объемы импорта бензина и дизельного топлива за последние два года выросли практически в три раза. При этом данная мера обеспечивала ежегодно более 30 процентов от общего увеличения налогов на импорт или порядка 340 млн. сомов в среднем за год. Снижение акциза на бензин и дизельное топливо оказало также позитивное влияние на увеличение объемов товарооборота горюче-смазочных материалов внутри республики, включая розничную и оптовую торговлю.

Информация о работе Пути оптимизации налогового бремени