Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Января 2014 в 20:14, курсовая работа
Среди экономических рычагов, при помощи которых государство воздействует на рыночную экономику, важное место отводится налогам. В условиях рыночной экономики любое государство широко использует налоговую политику в качестве определенного регулятора воздействия на негативные явления рынка. Налоги, как и вся налоговая система, являются мощным инструментом управления экономикой в условиях рынка. Налог не только важный, но и жизнеопределяющий компонент современных экономик. Цель - рассмотреть становление и развитие налоговой системы КР, выявить проблемы ее функционирования, анализ и оценка состояния налогового бремени, основные направления оптимизации налогового бремени.
Введение………………………………………………………………………………………………2
Глава 1. Налоговая система в Кыргызской Республике и этапы его становления…..4
1.1 Этапы становления налоговой системы КР……………………………………………4
1.2. Классификация налогов………………………………………………………………… .11
Глава 2. Анализ и оценка состояния налогового бремени в КР…………………………14
2.1. Понятие, расчет и методы оптимизации налогового бремени………………………14
2.2. Анализ налоговой емкости (бремени) в КР……………………………………………..18
Глава 3. Основные направления оптимизации налогового бремени в КР……………..23
3.1. Существующие проблемы налоговой системы…………………………………………23
3.2. Пути оптимизации налогового бремени………………………………………………..24
Заключение………………………………………………………………………………………28
Список использованной литературы…………………………………………………………..29
Начиная с декабря 2003 года были дифференцированы и установлены в привязке к розничным ценам ставки акцизного налога на табачные изделия. Установление гибкой шкалы ставок, как показала практика, способствовало значительному повышению эффективности фискального администрирования. Свидетельством тому является обеспечение значительного роста сборов на фоне относительного сохранения структуры рынка табачных изделий и средней стоимости сигарет. Так, по итогам 2004 года поступления налогов от импорта и производства табачных изделий выросли на 27,5 процента или на 116,8 млн. сомов, в том числе акцизные сборы - на 16,9 процента или на 43,3 млн. сомов.
В рамках реформирования налоговой системы с 2002 года отдельные виды предпринимательской деятельности были переведены на обязательное налогообложение на патентной основе. Данная мера привела в 2002 году к дополнительным поступлениям в размере 63,2 млн. сомов. В течение 2003-2004 годов поступления доходов от обязательного патентирования ежегодно возрастали на 27,4 процента или порядка на 20 млн. сомов.
В связи с увеличением в 2002 году предельной ставки налога с розничных продаж до 4 процентов и в результате улучшения налогового администрирования прирост налога за 2002-2004 годы составил 0,2 процентных пункта ВВП или в среднем за год более чем на 20 процентов.
С 1 января 2005 года вступил в силу новый Таможенный кодекс Кыргызской Республики, который включил в себя принципиально новые положения о применении современных таможенных процедур, и положения, значительно упрощающие процедуры таможенного оформления и контроля товаров и транспортных средств, перемещаемых через таможенную границу Кыргызской Республики.
В целях стимулирования хозяйствующих субъектов на погашение налоговой задолженности был принят Закон Кыргызской Республики "О реструктуризации задолженности по начисленным налогам, процентам, финансовым и штрафным санкциям", предусматривающий списание задолженности по процентам и финансовым санкциям хозяйствующих субъектов, погасивших основную задолженность по налогам.
Кроме того, в целях создания эффективных механизмов борьбы с коррупцией и злоупотреблением должностными полномочиями был принят Закон Кыргызской Республики "О декларировании и публикации сведений о доходах, обязательствах и имуществе лиц, замещающих политические и иные специальные государственные должности, а также их близких родственников", предусматривающий введение системы декларирования и публикации доходов и имущества лиц, занимающих высшие государственные должности.
13
января 2004 года в соответствии с распоряжением Президента
В целях исполнения вышеуказанного распоряжения,
были созданы две группы исполнителей:
Координаторы исполнения Рабочего плана
и Исполнители на уровне экспертов. В эти группы
входили не только работники государственных
Этими группами была разработана структура нового Налогового кодекса. За основу структуры был взят действующий Налоговый кодекс, который был дополнен такими разделами, как «Налоги за использование недр», «Налог за пользование автомобильными дорогами», «Отчисления средств для предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций» и «Специальные налоговые режимы» (где были включены главы «Налог на вменный доход», «Упрощенная система налогообложения субъектов малого предпринимательства», «Свободные экономические зоны», «Налоги при исполнении соглашения о разделе продукции принедропользовании» и «Налогообложение концессии при пользовании недрами»).
Следует отметить, что если действовавший Налоговый кодекс Кыргызской Республики состоял из 207 статей, то проект новой редакции Налогового кодекса содержал уже 406 статей.
Разработка проекта новой редакции Налогового кодекса Кыргызской Республики проводилась в рамках задач и приоритетов, поставленных Комиссией перед Экспертной группой:
- устранение противоречий в
- приведение Налогового Кодекса
в соответствие с другими
- создание документа прямого
При
разработке новой редакции Налогового
кодекса Экспертной группой учитывался
положительный международный
При работе над новой редакцией Налогового кодекса КР было выполнено следующее:
1. Проведено более 200
заседаний Рабочей комиссии по
2. Проведено более 70 семинаров, круглых столов, встреч с заинтересованными лицами;
3. Проведено более 40 встреч с МВФ;
4. Подготовлено и проведено 11 заседаний Комиссии по разработке новой редакции НК КР;
5. Подготовлено и проведено 9
выездных заседаний по обсуждению
За период с февраля 2004 года по 2008 год в Экспертную группу поступило более двух тысяч предложений и замечаний от заинтересованных лиц и организаций, из которых около полутора тысяч предложений по предоставлению налоговых льгот, увеличению вычетов, предоставлению отсрочек, уменьшению процентов за просроченное налоговое обязательство и т.д.
В процессе рассмотрения этих предложений и замечаний, они были проанализированы и учтены Экспертной группой в новой редакции Налогового кодекса. В случае не согласия с заинтересованными организациями Экспертная группа выносила данный вопрос на рассмотрение Рабочей группы.
Кроме того, при разработке новой редакции проведен ряд встреч с экспертами МВФ, в ходе которых Экспертная группа постатейно обсудила проект новой редакции со специалистами МВФ и внесла в проект соответствующие изменения.
1.2. Классификация налогов.
К основным элементам налога относятся:
Объект налога - доход или имущество,
с которого начисляется налог
(заработная плата, совокупный
доход, доходы от ценных бумаг,
Субъект налога - налогоплательщик или лицо, на которое законом возложена обязанность платить налоги.
В Кыргызской Республике в настоящее время взимаются следующие налоги, предусмотренные Налоговым кодексом. В нашей республике взимаются общегосударственные и местные налоги.
По платежеспособности налоги классифицируют на прямые и косвенные.
Прямые налоги прямо взимаются
с субъекта налога (подоходный
налог с населения, подоходный
налог с предприятий,
Косвенные налоги - это налоги
на определенные товары и
Для финансовой системы в
Общегосударственные налоги:
• налог на прибыль;
• подоходный налог;
• налог на добавленную стоимость;
• акцизный налог;
• налог за пользование недрами;
• налог с продаж.
Местные налоги:
• земельный налог;
• налог на имущество.
Налоги классифицируются по 5 признакам:
1. Об объекте обложения и
а) Прямые (налог на прибыль, налог на имущество, налог на землю, подоходный налог).
б) Косвенные (налог на добавленную стоимость, акцизный налог, таможенная пошлина)
2. По признаку использования:
а)Общие (поступление в бюджет)
б)Специальный
3. В зависимости от органа
а) государственные налоги
б) местные налоги сборы
4. По экономическому признаку
а) Налог на доходы (налоги получаемые плательщиком от любого объекта обложения)
б) Налоги на потребление (налоги на расходы, которые уплачиваются при потреблении товаров).
5. По степени оценки объекта обложения
а) реальные (земельный, на имущество, на ценные бумаги)
б) личные (налог на прибыль, подоходный налог, налог с наследств и дарений).
Приведены следующие трактовки налогов
1.Налог на
добавленную стоимость - взимаемый
с предприятия налог на сумму
прироста стоимости на данном
предприятии, исчисляемую в
2.Налог на
прибыль корпораций. Объектом налогообложения
является валовая прибыль
3.Налог на
прирост капитала - налог на доходы
юридических и физических лиц,
получаемый от имущественных
сделок в виде продажи,
4.Поземельный
налог - основная форма платы
за пользование земельными
5.Налог на
личное имущество - налог на
собственность физических лиц,
распространяющих свое действе
на отдельные виды частной
собственности граждан (дома, строения,
транспортные средства). Налог на
ценные бумаги налог,
6.Акциз - это
один из видов налога, представляющий
не связанный с получением
дохода продавцом. Косвенный
7.Налог на
экспорт и импорт - налог, выплачиваемый
экспортерами и импортерами в
процентах к стоимости
8.Налог на имущество предприятий - это налог на имущество юридических лиц, поступающий в федеральный и местный бюджеты.
9.Налог с
наследства и дарений - налог,
уплачиваемый юридическими и
физическими лицами при
10.К таможенным пошлинам относятся:
Таможенная пошлина - обязательный
взнос (платеж), взимаемый таможенными
органами страны при ввозе
(вывозе) товара на ее таможенную
территорию и являющийся
Антидемпинговая пошлина - вид
ввозных пошлин, обеспечивающих
защиту внутреннего рынка