Пути совершенствования системы налогообложения коммерческих банков

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Октября 2014 в 10:39, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность темы исследования. Действовавшее до принятия главы 25 Налогового кодекса налоговое законодательство по налогу на прибыль способствовало массовому уклонению от уплаты налогов, уходу экономики «в тень», уменьшению инвестиционной активности, в конечном счете — падению конкурентоспособности российского бизнеса.
Возникла необходимость в вынесении предложения об обязательном переходе на метод начисления при определении доходов и расходов, который предусмотрен главой 25 НК РФ.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………………..…2
1 ОСНОВЫ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ ПРИБЫЛИ КОММЕРЧЕСКОГО БАНКА……4
1.1 Понятие и сущность коммерческих банков, их цели и роль…………………....4
1.2 Особенности определения доходов банков…………………………………..….8
1.3 Особенности определения расходов банков……………………………………13
1.4 Налоговая база и налоговый учет доходов и расходов банка………………....18
2 ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ ПРИБЫЛИ КОММЕРЧЕСКИХ БАНКОВ В РФ……………………………………………………23
2.1 Проблемы налогообложения коммерческих банков и пути их решения…….23
2.2 Пути совершенствования системы налогообложения коммерческих банков .26
2.3 Механизм реализации мероприятий по оптимизации налогообложения коммерческих банков……………………………………………….………………..31
2.4 Построение системы критериев оптимальности налогообложения коммерческих банков: предпосылки и перспективы формировании......................36
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………..……41
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………………………….…………

Вложенные файлы: 1 файл

КУРСАЧЧЧЧ.doc

— 242.00 Кб (Скачать файл)

Порядок ведения налогового учета расходов в виде процентов по ценным бумагам и другим долговым обязательствам установлен ст. 328 НК РФ. В соответствии с этой статьей в аналитическом учете налогоплательщик самостоятельно отражает сумму расходов (доходов) причитающихся согласно условиям договоров (по ценным бумагам - с учетом условий эмиссии, по векселям - условий выпуска или передачи (продажи), отдельно по каждому виду долгового обязательства.

Сумма расхода в виде процентов по долговым обязательствам учитывается исходя из установленной по каждому виду долговых обязательств доходности и срока действия обязательства в отчетном периоде на дату признания расходов, определяемую на основании ст. 271-273 настоящего Кодекса.     

Существуют  и другие расходы, также непосредственно связанные с конкретными банковскими операциями. Например, почтовые и телеграфные расходы по платежам клиентов и др. Эти затраты называют прочими операционными расходами.     

Расходы по обеспечению деятельности банка. К этой группе относят расходы, которые связаны с обеспечением функционирования банка, но не могут быть прямо отнесены на конкретную операцию. В экономической теории их называют, косвенными, или условно-постоянными, издержками.

К связанным с осуществлением банковской деятельности относятся:

  1. расходы (убытки) от проведения операций с иностранной валютой, осуществляемых в наличной и безналичной формах, включая комиссионные сборы (вознаграждения) при операциях по покупке или продаже иностранной валюты, в т.ч. за счет и по поручению клиента, от операций с валютными ценностями и расходы по управлению и защите от валютных рисков (пп. 4 п. 2 ст. 291 НК РФ).
  2. Для определения расходов банков от операций продажи (покупки) иностранной валюты в отчетном (налоговом) периоде принимается отрицательная разница между доходами, определенными в соответствии с п. 2 ст. 250 НК РФ, и расходами на основании пп. 6 п. 1 ст. 265 НК РФ;
  3. суммы страховых взносов банков, установленных в соответствии с Федеральным законом о страховании вкладов физических лиц в банках Российской Федерации (пп. 20.1 п. 2 ст. 291 НК РФ).

 

     В небольших и средних по размеру  активов банках сумма этих расходов бывает сопоставима с суммой операционных расходов. У крупных банков с большими объемами привлеченных и размешенных ресурсов расходы по обеспечению деятельности банка растворяются в массе операционных затрат и могут составлять 10—12% обшей суммы расходов.     

Каждый  банк по-своему, с различной степень детализации классифицирует эти расходы в зависимости от выбранной системы бюджета. К примеру, в составе расходов по обеспечению деятельности банка можно выделить следующие статьи:

  1. расходы на персонал ;
  2. расходы на здания и помещения ;
  3. расходы по оснащению рабочих мест (приобретение, ремонт, содержание и обслуживание банковского оборудования, на приобретение хозяйственного инвентаря, канцелярских товаров и проч.);
  4. расходы на рекламу и стимулирование сбыта;
  5. расходы на информационное обеспечение деятельности банка;
  6. расходы на связь и телекоммуникации ;
  7. транспортные расходы;
  8. прочие расходы по обеспечению деятельности банка (расходы на аудиторские проверки, организацию собраний акционеров, оплата нотариальных и юридических услуг, относимые на затраты налоги и др.).

 

     Расходы по обеспечению деятельности банка  можно также подразделить по различным критериям на следующие группы:     

• текущие расходы и расходы капитального характера (приобретение основных средств);      

• производительные и непроизводительные расходы;     

• расходы, относимые на затраты, и расходы, осуществляемые из чистой прибыли;     

• нормируемые и ненормируемые расходы.      

В условиях экономического кризиса и инфляции обычно происходит быстрый рост административно-управленческих расходов, главным образом заработной платы, при недостаточном росте прибыли. Банку необходимо следить, чтобы производимые расходы, обусловленные банковской деятельностью, окупались в установленные сроки, а расходы непроизводительного характера обеспечивались соответствующим приростом доходов.     

Прочие  расходы. По аналогии с доходами к категории прочих расходов относит случайные затраты, вызванные непредвиденными обстоятельствами. Иначе их можно назвать расходами на покрытие рисков в деятельности банка. Эти расходы либо не включаются в смету затрат банка, либо в смете предусматривается определенная сумма на непредвиденные расходы исходя из уровня, сложившегося за предыдущие периоды.      

К прочим расходам относятся:     

• штрафы, пеня;     

• расходы прошлых лет, выявленные в отчетном периоде:     

• расходы по реализации (выбытию) имущества банка;     

• расходы по списанию недостач, хищений денежной наличности, материальных ценностей, сумм по фальшивым денежным билетам, монетам;      

• расходы по списанию дебиторской задолженности;      

• расходы, связанные со списанием неполностью амортизированных основных средств;     

• расходы, связанные со списанием задолженности по кредитам, при отсутствии (недостаточности) средств резервов и резервного фонда;     

• расходы, связанные с выплатой сумм по претензиям клиентов;     

• судебные издержки и расходы по арбитражным делам, связанным с деятельностью банка, и др.     

Во  избежание существенного роста прочих расходов банки должны направлять определенные средства на создание резервов ст. 291 НК РФ - для покрытия сомнительных и убыточных операций, а также формировать резервный фонд. Это позволит избежать убытков в случае возникновения серьезных рисков.

Не включаются в расходы банка суммы отрицательной переоценки средств в иностранной валюте, поступивших в уплату уставных капиталов кредитных организаций.

 

 

    1. Налоговая база и налоговый учет доходов и расходов банка

 

Налоговой базой для целей налогообложения признается денежное выражение прибыли. Доходы и расходы налогоплательщика учитываются в денежной форме. При определении налоговой базы прибыль, подлежащая налогообложению, исчисляется нарастающим итогом с начала налогового периода. В случае, если в отчетном (налоговом) периоде налогоплательщиком получен убыток, то в данном отчетном (налоговом) периоде налоговая база признается равной нулю. Расчет налоговой базы за отчетный (налоговый) период составляется плательщиком самостоятельно. Расчет налоговой базы должен содержать следующие данные:

1)   период, за который определяется налоговая база (с начала налогового периода нарастающим итогом);

2)   сумму доходов от реализации, полученных в отчетном (налоговом) периоде;

3)   сумму расходов, произведенных в отчетном (налоговом) периоде, уменьшающих сумму доходов от реализации;

4)   прибыль (убыток) от реализации;

5)   сумму внереализационных доходов;

6)   сумму внереализационных расходов;

7)   прибыль (убыток) от внереализационных операций;

8)   налоговую базу итого за отчетный (налоговый период).

Налогоплательщики исчисляют налоговую базу по итогам каждого отчетного налогового периода на основе данных налогового учета.

Налоговый учет – система обобщения информации для определения налоговой базы по налогу на прибыль (ст.313 НК РФ) на основе первичных документов, сгруппированных в соответствии с порядком, предусмотренным настоящим Кодексом[30]. Налоговый учет осуществляется в целях формирования полной и достоверной информации о порядке учета для целей налогообложения хозяйственных операций, осуществляемых налогоплательщиком в течение отчетного (налогового) периода, а также обеспечения информацией внутренних и внешних пользователей для контроля за правильностью исчисления и уплаты налога в бюджет.

Система налогового учета организуется налогоплательщиком самостоятельно, исходя из принципа последовательности применения норм и правил налогового учета, то есть применяется последовательно от одного налогового периода к другому. Порядок ведения налогового учета устанавливается налогоплательщиком в учетной политике для целей налогообложения, утверждаемой соответствующим приказом (распоряжением) руководителя. Налоговые и иные органы не в праве устанавливать для налогоплательщиков обязательные формы документов налогового учета[30].

Изменение порядка учета отдельных хозяйственных операций и (или) объектов в целях налогообложения осуществляется налогоплательщиком в случае изменения законодательства о налогах и сборах или применяемых методов учета.

Налогоплательщики-банки ведут налоговый учет доходов и расходов, полученных от (понесенных при) осуществления банковской деятельности, на основании отражения операций и сделок в аналитическом учете в соответствии с установленным настоящей главой  порядком признания доходов и расходов.

Аналитический учет доходов и расходов, полученных (понесенных) в виде процентов по долговым обязательствам, ведется в соответствии с порядком, предусмотренным статьей 328 настоящего Кодекса[30].

Банки учет доходов и расходов, полученных в виде процентов по долговым обязательствам, ведет отдельно по каждому виду долговых обязательств:

А) в виде процентов по ценным бумагам;

Б) по полученным и выданным кредитам и займам;

В) по банковским вкладам;

Г) по иным образом оформленным долговым обязательствам.

При этом по договорам, срок действия которых не превышает отчетного периода, проценты уплачиваются на дату признания дохода по соответствующему договору. По договорам со сроком действия более отчетного периода доход признается полученным на последний день каждого отчетного периода либо на дату выплаты, если она была раньше. По ценным государственным бумагам в доход включается часть накопленного купонного дохода. Доход исчисляется в виде разницы между суммой купонного дохода, полученной от покупателя, и суммой купонного дохода, уплаченной продавцу, и данный доход налогооблагается в соответствии с условиями договора. При сроке более одного квартала – на последний день отчетного периода.

Доходы и расходы по хозяйственным и другим операциям, относящимся к будущим отчетным периодам, по которым были произведены в текущем отчетном периоде авансовые платежи, учитываются в сумме средств, подлежащих отнесению на расходы при наступлении того отчетного периода, к которому они относятся. Аналитический учет доходов и расходов по хозяйственным операциям ведется в разрезе каждого договора с отражением даты и суммы полученного (выплаченного) аванса и периоде, в течение которого указанная сумма относится на доходы и расходы.

Комиссионные сборы за услуги по корреспондентским отношениям, уплаченные налогоплательщиком, расходы по расчетно-кассовому обслуживанию, открытию счетов в других банках и другим аналогичным операциям относятся на расходы на дату совершения операции, если в соответствии с договором предусмотрены расчеты по каждой конкретной операции, либо на последний день отчетного (налогового) периода. В аналогичном порядке налогоплательщиком ведется учет по доходам, связанным с осуществлением операций по расчетно-кассовому обслуживанию клиентов[30].

Сумма положительных (отрицательных) разниц, возникающих при переоценке учетной стоимости драгоценных металлов при ее изменении, включается в состав доходов в виде суммы сальдо превышения положительной переоценки над отрицательной, а в состав расходов – в виде сальдо превышения отрицательной переоценки над положительной на последний день отчетного (налогового) периода. При реализации драгоценных металлов доходом признается положительная разница между ценой реализации и учетной стоимостью таких драгоценных металлов на дату их реализации, а расходом – отрицательная разница. Под учетной стоимостью драгоценных металлов понимается их покупная стоимость с учетом переоценки, проводимой в течение срока нахождения таких металлов у налогоплательщика в соответствии с требованием Центрального банка РФ.[30]

При учете операций с финансовыми инструментами срочных сделок, базисным активом которых являются иностранная валюта и драгоценные металлы, требования и обязательства определяются с учетом переоценки стоимости базисного актива в связи с ростом (падением) курса иностранных валют к российскому рублю и цен на драгоценные металлы, устанавливаемых Центральным банком РФ. По сделкам, связанным с операцией купли-продажи драгоценных камней, налогоплательщик отражает в налоговом учете количественную и стоимостную (массу и цену) характеристику приобретенных и реализованных драгоценных камней. Переоценка покупной стоимости драгоценных камней на прейскурантные цены не признается доходом (расходом) налогоплательщика. При выбытии реализованных драгоценных камней доход (убыток) определяется в виде разницы между ценой реализации и учетной стоимостью. Под учетной стоимостью понимается цена приобретения драгоценных камней. Аналитический учет ведется по каждому договору купли-продажи драгоценных камней. В аналитическом учете отражаются даты совершения операций купли-продажи, цена покупки, цена продажи, количественные и качественные характеристики драгоценных камней[30].

Информация о работе Пути совершенствования системы налогообложения коммерческих банков