Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Октября 2014 в 10:39, курсовая работа
Актуальность темы исследования. Действовавшее до принятия главы 25 Налогового кодекса налоговое законодательство по налогу на прибыль способствовало массовому уклонению от уплаты налогов, уходу экономики «в тень», уменьшению инвестиционной активности, в конечном счете — падению конкурентоспособности российского бизнеса.
Возникла необходимость в вынесении предложения об обязательном переходе на метод начисления при определении доходов и расходов, который предусмотрен главой 25 НК РФ.
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………………..…2
1 ОСНОВЫ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ ПРИБЫЛИ КОММЕРЧЕСКОГО БАНКА……4
1.1 Понятие и сущность коммерческих банков, их цели и роль…………………....4
1.2 Особенности определения доходов банков…………………………………..….8
1.3 Особенности определения расходов банков……………………………………13
1.4 Налоговая база и налоговый учет доходов и расходов банка………………....18
2 ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ ПРИБЫЛИ КОММЕРЧЕСКИХ БАНКОВ В РФ……………………………………………………23
2.1 Проблемы налогообложения коммерческих банков и пути их решения…….23
2.2 Пути совершенствования системы налогообложения коммерческих банков .26
2.3 Механизм реализации мероприятий по оптимизации налогообложения коммерческих банков……………………………………………….………………..31
2.4 Построение системы критериев оптимальности налогообложения коммерческих банков: предпосылки и перспективы формировании......................36
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………..……41
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………………………….…………
Несмотря на остроту вопроса о построении унифицированной системы критериев эффективности и оптимальности налогообложения, а также его обширное обсуждение в литературе, единых взглядов на сегодняшний день не выработано. Актуальность данной проблемы отмечена в частности Ю.М. Лермонтовым[25]: по результатам исследования, проведенным центром экономической конъюнктуры при Правительстве РФ, в качестве из одной основных проблем, препятствующей деятельности банков, более чем половиной руководителей банков была озвучена неэффективная налоговая политика. Последняя напрямую связана с оптимизацией налогообложения: при оптимальном налогообложении в рамках налоговой политики проводится минимальное количество мероприятий, направленных на поддержание в долгосрочной и краткосрочной перспективе установившегося баланса интересов. И наоборот, если проводимая налоговая политика эффективна – то есть мероприятия реализуются в полном объеме с максимально возможным положительным эффектом – оптимизация налогообложения нужна в минимальном объеме, поскольку в кратчайшие сроки будет достигнуто равновесие (или незначительное отклонение от него).
При разработке основ системы критериев оптимальности налогообложения необходимо основываться на выработанном перечне особенностей, обусловленных отраслевой специфики функционирования заданной категории налогоплательщиков.
Еще одним фактором, который необходимо учесть при разработке критериев оптимальности налогообложения, является несопоставимость целей, методов, результатов и субъектов оптимизации налогообложения. Приведенное в статье «Оптимизация налогообложения: сходство и различия во взглядах на природу процесса»[18] определение оптимизации налогообложения коммерческих банков позволяет сделать вывод, что критерии оптимальности будут различаться в зависимости от того, о каком виде оптимизации идет речь. Приведем следующий пример.
В практической деятельности можно выделить качественную и количественную оптимизацию налогообложения. При это при количественной оптимизации осуществляется определение наиболее приемлемого размера денежного потока посредством корректировки порядка его расчета, в рамках же качественной оптимизации происходит пересмотр основ налогообложения рассматриваемой категории налогоплательщиков. Если количественную оптимизацию может проводить, как государство, так и налогоплательщики, то качественную оптимизацию может проводить исключительно государство, поскольку именно оно обладает правом устанавливать нормы действующего законодательства и вносить в них поправки. Соответственно факт в различий в возможностях реализации оптимизационных мероприятий, а, как следствие, критериев оптимальности и эффективности.
На основе выборочного подхода к определению, под основным критерием оптимальности налогообложения коммерческих банков целесообразно понимать установление баланса между показателями величин налоговых доходов (обязательств), которые с одной стороны позволяют удовлетворить потребность государства в ресурсах, необходимых для реализации функций, возложенных на него, а с другой – будут минимально законно исчисленными и уплаченными коммерческими банками. При этом необходимость соблюдения баланса интересов хотя и была отмечена в публикациях[16, 32], в качестве основополагающего критерия оптимальности налогообложения не выделялась или была сформулирована недостаточно четко[21]. Так, И.А. Майбров отмечает, что «оптимизация налогообложения предусматривает достижение определенного баланса конкурирующих целей; этот баланс не является постоянной величиной , одинаковой для всех времен и народов, он должен согласовываться с нормами общественной морали, свойственной тому или другому народу, которая определяет его отношение к проблемам эффективности и справедливости».
Для того, чтобы данный критерий мог быть применим на практике, необходимо понять, какую величину готовы утвердить в качестве оптимальной налогоплательщики с одной стороны и налоговые органы и государство с другой. Поскольку именно количественная оптимизация ориентируется на величину денежных потоков, параметрами для определения выполнения (степени выполнения) основного критерия оптимальности налогообложения будут являться показатели именно этого вида оптимизации.
При этом важным условием становится возможность стоимостного выражения показателей. Именно в силу этого положение, приведенное И.А. Майбуровым, представляется спорным, поскольку количественный показатель, «определяющий отношение к проблемам эффективности и справедливости», выведен быть не может, так как отражает субъективную, во многом психологическую сторону процесса налогообложения.
Можно встретить мнение[21], когда в части эффективности налоговой системы в целом следует ориентироваться на налоговые доходы федерального бюджета, налоговые доходы регионального и местных бюджетов; объемы налоговых поступлений в федеральный, региональный и местные бюджеты по видам налогов и др. В качестве основных индикаторов, их использование тем не менее представляется нецелесообразным в силу следующего:
Если в качестве основы анализа на предмет необходимости проведения оптимизационных мероприятий используются структурные (долевые) показатели, то необходимо отметить, что это будет в большинстве случаев сопряжено с необходимостью осуществлять постоянный контроль за их динамикой, что также влечет за собой проведение дополнительных мероприятий.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Налогообложение коммерческих банков представляет собой специфическую подсистему российской системы налогообложения организаций, определяемую особенностями функционирования банковского сектора экономики и их ролью в воспроизводственных процессах.
Вопрос надежности и ликвидности коммерческих банков- это не только атрибут современной политики их выживания, но и стратегия развития коммерческих банков. Коммерческие банки являются одним из наиболее крупных инвесторов в реальной части бюджета РФ за счет роста числа налогоплательщиков и создания дополнительных материальных благ.
Необходимо формирования такой системы налогообложения банков, которая стимулировала бы деятельность коммерческих банков в направлении увеличения кредитных ресурсов и инвестиций в реальный сектор экономики, способствовало бы росту доходов и прибыли после налогообложения, увеличению собственных средств (капитал) кредитных организаций.
В связи с этим систему налогообложения следует рассматривать не только как механизм изъятия в бюджет денежных средств, но и как способ регулирования деятельности коммерческих банков.
Действующая налоговая система является одним из факторов, сдерживающим рост объемов кредитования коммерческими банками реального сектора экономики. Необходимо усиление регулирующего воздействия системы налогообложения на банковский сектор с целью повышения его надежности и активизации участия в обеспечении экономического развития.
В результате исследования данной работы были рассмотрены такие вопросы, как основы налогообложения прибыли коммерческих банков и пути совершенствования налогообложения прибыли коммерческих банков. Из выше изложенного материала можно сделать следующие выводы:
- проанализировав действующее законодательство по налогу на прибыль и особенности учета доходов и расходов коммерческого банка для целей налогообложения прибыли; выявить основные направления и способы совершенствования системы налогообложения прибыли банка.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Информация о работе Пути совершенствования системы налогообложения коммерческих банков