Роль экологических налогов в охране окружающей среды

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Октября 2012 в 22:22, курсовая работа

Краткое описание

Целью работы является определение роли экологических налогов в охране окружающей среды.
Для достижения этой цели были поставлены и решены следующие задачи:
-изучены теоретические основы экологического налогообложения природных ресурсов;
- рассмотрена сущность и понятие экологических налогов;
- произведён анализ экологических налогов на территории РФ;
- рассмотрена эффективность применения экологических налогов на территории РФ;
- обобщён опыт применения экологических налогов в других странах и возможная оценка применения в российских условиях;
- выявлены проблемы использования экологического налогообложения в России.
Объектом исследования является механизм налогообложения природных ресурсов.
Предметом исследования являются инструменты экологических налогов и направления совершенствования данных налогов на современном этапе.
Цели и задачи исследования определили структуру работы, которая состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы.

Содержание

Введение………………………………………………………............................ 3
Глава 1. Экологические налоги. Теоретические основы…………………… 6
1.1 Понятие и сущность экологических налогов……………………………….6
1.2 Существующие экологические налоги на территории Российской Федерации…………………………………………………………………………9
Глава 2. Анализ и оценка эффективности экологических налогов в охране окружающей среды……………………………………………………………...16
2.1 Анализ экологического налогообложения на территории РФ……………16
2.2 Практика применения экологических налогов в зарубежных странах…..22
2.3. Оценка применения зарубежного опыта на территории Российской Федерации………………………………………………………………………..30
Заключение……………………………………………………………………….32
Список литературы………………………………………………………………34

Вложенные файлы: 1 файл

рооль эк.налогов в охране окружающей среды.docx

— 80.08 Кб (Скачать файл)
  • полезных ископаемых в части нормативных потерь полезных ископаемых;
  • попутный газ;
  • подземных вод, содержащих полезные ископаемые (промышленных вод);
  • полезных ископаемых при разработке некондиционных или ранее списанных запасов полезных ископаемых;
  • полезных ископаемых, остающихся во вскрышных, вмещающих (разубоживающих) породах, в отвалах или в отходах перерабатывающих производств в связи с отсутствием в Российской Федерации промышленной технологии их извлечения;
  • исключен. - Федеральный закон от 29.05.2002 N 57-ФЗ;
  • подземных вод, используемых налогоплательщиком исключительно в сельскохозяйственных целях;
  • нефти на участках недр, расположенных полностью или частично в границах Республики Саха (Якутия), Иркутской области, Красноярского края, до достижения накопленного объема добычи нефти 25 млн. тонн на участке недр;
  • сверхвязкой нефти, добываемой из участков недр, содержащих нефть вязкостью более 200 мПа x с (в пластовых условиях);
  • нефти на участках недр, расположенных севернее Северного полярного круга полностью;
  • нефти на участках недр, расположенных полностью или частично в Азовском и Каспийском морях;
  • нефти на участках недр, расположенных полностью или частично на территории Ненецкого автономного округа, полуострове Ямал в Ямало-Ненецком автономном округе.

Земельный налог - местный налог, плательщиками которого являются физические и юридические лица, которым земля предоставлена в собственность, владение или пользование. В РФ земельный налог есть форма платы за пользование земельными ресурсами.

Объектом налогообложения признаются земельные участки, расположенные  в пределах муниципального образования (городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга), на территории которого введен налог.

Налоговая база определяется как кадастровая  стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 настоящего Кодекса. Кадастровая  стоимость земельного участка определяется в соответствии с земельным законодательством  Российской Федерации.

1. Налоговые ставки устанавливаются  нормативными правовыми актами  представительных органов муниципальных  образований (законами городов  федерального значения Москвы  и Санкт-Петербурга) и не могут  превышать:

1) 0,3 процента в отношении земельных  участков:

  • отнесенных к землям сельскохозяйственного назначения или к землям в составе зон сельскохозяйственного использования в населенных пунктах и используемых для сельскохозяйственного производства;
  • занятых жилищным фондом и объектами инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса (за исключением доли в праве на земельный участок, приходящейся на объект, не относящийся к жилищному фонду и к объектам инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса) или приобретенных (предоставленных) для жилищного строительства;
  • приобретенных (предоставленных) для личного подсобного хозяйства, садоводства, огородничества или животноводства, а также дачного хозяйства;

2) 1,5 процента в отношении прочих  земельных участков.

2. Допускается установление дифференцированных  налоговых ставок в зависимости  от категорий земель и (или)  разрешенного использования земельного  участка.11

 

Глава 2. Анализ и оценка эффективности  экологических налогов в охране окружающей среды.

2.1 Анализ экологического налогообложения на территории РФ.

На протяжении долгих лет  осуществляется оптимизация налогообложения  природных ресурсов. Анализ налогообложения  природных ресурсов будет проводим с 2004 по 2010 гг.12

По мнению Е.С.Рязановой  и М.М.Юммаева одним из важнейших инструментов регулирования в сфере охраны окружающей среды, являются платежи за пользование природными ресурсами. С их помощью государство перераспределяет доходы от использования природных ресурсов и формируют финансовую базу для компенсации государственных расходов на восстановление, охрану и защиту природных ресурсов. Одним из основных препятствий на пути реформирования налогообложения природопользования, на её взгляд, является отсутствие системного понятийного аппарата в сфере природопользования, и, как следствие, в сфере налогообложения природопользования. Одна из проблем в том, что понятие «природопользование» в действующем законодательстве не определено ни как сфера деятельности, ни как область законодательства, не смотря на то, что это понятие широко используется как в законодательных, так и нормативно-правовых актах РФ, и конституции РФ.

Не является ясным так  же вопрос о том, какие объекты, согласно законодательству РФ, относятся к  природным ресурсам. Чёткого перечня  природных ресурсов РФ не установлено  ни в конституции РФ, ни в других законодательных актах.13 По их мнению, это сделать необходимо в целях формирования единого правового поля в сфере природопользования. Отсутствие чёткого перечня объектов, являющихся природными ресурсами РФ, и, таким образом, составляющих её национальное богатство, даёт возможность отдельным лицам использовать природные ресурсы в своих частных интересах, не компенсируя государству и обществу, наносимый окружающей среде ущерб. Наличие данного перечня, вкупе с формированием соответствующего механизма, позволит расширить сферу государственного контроля в данной сфере, и, соответственно, увеличить количество видов деятельности при осуществлении которых необходимо уплачивать платежи за пользование природными ресурсами.

Помимо этого, Елена Сергеевна  предлагает закрепить данный перечень в конституции РФ, поскольку данный вопрос имеет чрезвычайную важность. При этом перечень нужно оставить открытым, со ссылкой на законодательство, регулирующее отношение в сфере  природопользования, чтобы дальнейшем иметь возможность этот перечень дополнять. Так же законодательство в сфере природопользования противоречит законодательству о налогах и  сборах в том, что основным во взаимоотношениях природопользователей и государства устанавливает принцип платности природопользования. Налоговым кодексом используются новые неопределённые законодательно термины для обозначения уже существующих понятий.14

Эти предложения были рассмотрены  и выдвинуты в 2004 году. Данные нововведения предлагалось внести в Конституцию  РФ , но их положение было закреплено в не менее важном нормативном документе РФ. Если просматривать хронологическую последовательность изменений в Налоговом Кодексе РФ, то мы можем заметить, что с 1 января 2005 года вводятся водный и земельный налог, а так же чёткий перечень объектов природных ресурсов, налоплательщиков и налоговой ставки. Это помогает государству более чётко контролировать налоговые выплаты в данной сфере. И не только распределять доходы от данных поступлений, но и по возможности восстанавливать и улучшать охрану природной среды.

Однако, не смотря на то, что  одна из проблем была решена, система  налоговых выплат далеко не идеальна. Это показывает практика налогообложения  экологических налогов на территории РФ за последние годы. Рассмотрим данный пробел в НК РФ на примере отчислений НДПИ по Костромской области в  2007г.

В ходе проверок 128 из 670 действующих  предприятий – недропользователей было выявлено 184 нарушителей, предложено 120 рекомендаций природоохранного характера. Выполнено предписаний за отчётный период - 79, не выполнено предписаний - 41.

Из числа предприятий 74 не имели лицензий, и на 41 объекте  выявлены нарушения по выполнению условий  и требований выданных лицензий в  отношении платежей за пользование  недрами. Таким образом, среди всех проверенных 128 предприятий - недропользователей 115  (96%) нарушителей. Общая сумма неплатежей составила 4 273,1 тыс. руб.

К недропользователям, допустившим  неплатежи, были приняты следующие  меры:

  • направлены сообщения в органы налоговой инспекции;
  • выданы предписания с указаниями конкретных сроков и требований представления графиков погашения задолженности по платежам.

По 74 случаям безлицензионного пользования недрами были приняты  следующие меры:15

  • даны подписания для получения лицензий;
  • направлены сообщения в органы налоговой инспекции и Госгортехнадзора;
  • к 38 нарушителям применены штрафные санкции на сумму 3,2 тыс. руб., взыскано 1,2 тыс. руб.

Здесь и просматривается  несовершенство НК РФ. Используемые к неплательщикам штрафные санкции, из-за ничтожности сумм штрафов, не являются наказанием, а наоборот открывают возможность вообще не платить налоги за недропользование. Именно поэтому следует ужесточать меры наказания. Например, вводить ограничения на использования природных ресурсов, задержание используемой техники, привлечение к гражданской ответственности. Так же вариантом усиления борьбы может стать создание подразделений природоохранной полиции.

Н. В. Герасименко подробно анализирует правовую природу платежей за пользование природными ресурсами и рассматривает пути совершенствования системы этих платежей. Одной из проблем Герасименко в своей статье является плата за нормативные и сверхнормативные выбросы и сбросы вредных веществ, размещение отходов и экологический налог.16

На современном этапе  введение в систему налогообложения  природных ресурсов платы за загрязнение  окружающей среды оказало существенное влияние на совершенствование хозяйствующего механизма природопользования. Плата  выполняет функцию ресурсосбережения. Однако , эти платежи не в полной мере реализуют фискальную и стимулирующие функции.

Так же в статье рассматривалось  введение земельный налог, целью  которого является – стимулирование рационального использования, охраны и освоения земель и т.д. Всё это используется на территории РФ.

Немаловажную роль играет плата за пользование водными  объектами. Данный вопрос рассматривает  В.В.Борисов. По его мнению особое внимание должно уделяться проблеме нормирования негативного воздействия на водные объекты.

К сожалению, зарубежный опыт, а так же последние разработки отечественных учёных по совершенствованию  платежей не нашли практического  применения в России.

Помимо всего этого, я считаю, что нужно ввести налогообложение лесных ресурсов, как федеральный налог и закрепить его в НК РФ, т. к. ресурс наиболее уязвим из всех рассматриваемых. Хотя лесные ресурсы – одни из важнейших видов природных ресурсов, которые включают в себя запасы леса и недревесные ценности. По моему мнению, такое невнимание несправедливо. Лесные ресурсы тяжело возобновимы. Уровень платежей в лесопользовании продолжает оставаться чрезвычайно низким, не обеспечивает финансирования лесохозяйственных мероприятий. Одно из решений данной проблемы находит А. Ш. Тимерьянов.17 Он приходит к выводу, что существующая система платного лесопользования выполняет чисто фискальные  функции. Для основной части лесопользователей, эксплуатирующих низкорентабельные лесосеки, эта плата, относимая на финансовые результаты предприятий, увеличивает себестоимость лесозаготовок, приводит к снижению их уровня, убыткам.  В результате, государство недополучает даже символические суммы налогов. Для другой части налогоплательщиков, ведущих лесозаготовки на рентабельных лесосеках, платежи при использовании лесосырьевых ресурсов увеличивают себестоимость незначительно. За счет лучших породно-размерной структуры и местоположения лесосек у лесозаготовительных предприятий образуется рентный доход.

Так же стоит возобновить  лесничества, которые помогут нам  оптимизировать  систему налогообложения  лесных ресурсов,  предотвратить  полную потерю и восстановить баланс лесных ресурсов.

 

2.2 Практика применения экологических налогов в зарубежных странах.

Международный опыт проведения налоговых преобразований показывает, что практически все развитые страны прошли через переосмысление политики ставления налоговых льгот. Анализ налоговой политики западных стран показывает, что главной задачей было экономическое стимулирование, а также поступательное развитие экономических систем по всем основным показателям18.

Информация о работе Роль экологических налогов в охране окружающей среды