Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Октября 2012 в 22:22, курсовая работа
Целью работы является определение роли экологических налогов в охране окружающей среды.
Для достижения этой цели были поставлены и решены следующие задачи:
-изучены теоретические основы экологического налогообложения природных ресурсов;
- рассмотрена сущность и понятие экологических налогов;
- произведён анализ экологических налогов на территории РФ;
- рассмотрена эффективность применения экологических налогов на территории РФ;
- обобщён опыт применения экологических налогов в других странах и возможная оценка применения в российских условиях;
- выявлены проблемы использования экологического налогообложения в России.
Объектом исследования является механизм налогообложения природных ресурсов.
Предметом исследования являются инструменты экологических налогов и направления совершенствования данных налогов на современном этапе.
Цели и задачи исследования определили структуру работы, которая состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы.
Введение………………………………………………………............................ 3
Глава 1. Экологические налоги. Теоретические основы…………………… 6
1.1 Понятие и сущность экологических налогов……………………………….6
1.2 Существующие экологические налоги на территории Российской Федерации…………………………………………………………………………9
Глава 2. Анализ и оценка эффективности экологических налогов в охране окружающей среды……………………………………………………………...16
2.1 Анализ экологического налогообложения на территории РФ……………16
2.2 Практика применения экологических налогов в зарубежных странах…..22
2.3. Оценка применения зарубежного опыта на территории Российской Федерации………………………………………………………………………..30
Заключение……………………………………………………………………….32
Список литературы………………………………………………………………34
Платное водопользование
В настоящее время в большинстве стран мира в качестве одного из рычагов управления водопользованием применяются различные системы платы за воду. Принцип, на базе которого определяется денежное выражение цены на воду, заключается в возмещении затрат на строительство и эксплуатацию водохозяйственных объектов, а также на оплату труда и амортизационные отчисления.
За рубежом существуют следующие виды платы:
В Великобритании для забора воды из поверхностных и подземных источников необходимо иметь разрешение на отбор максимально допустимого количества воды на каждый год. Плата изменяется в зависимости времени года, качества водных ресурсов количества воды, на которое сократились ресурсы вследствие испарения, с учетом затрат государства на создание водохранилищ.
Во Франции установлена системе ты забора поверхностной воды, ее размеры определяются в зависимости от количества забираемой воды за вычетом ее та в источники с учетом затрат государства на создание водохранилищ в соответствии с законом о воде. Плата — один из основных источников финансирования водохозяйственных мероприятий в бассейне.
Плата за водоснабжение и водоотведение предусматривает полное покрытие расходов этих служб, включая капитальные вложения. Учитывая, что водохозяйственные системы в сельской местности обходятся дороже, часть средств от этой платы поступает в специальный государственный фонд, используемый для субсидирования сельских водохозяйственных систем. Расходы на поддержание и развитие водохозяйственного комплекса водных бассейнов покрываются водопользователями посредством платежей, взимаемых бассейновыми агентствами. Их размер устанавливается бассейновыми комитетами исходя из необходимых затрат на реализацию Генерального плана обустройства и управления водными ресурсами бассейна.
Плата за воду для нужд орошаемого земледелия устанавливается на основании заключаемого договора, определяющего условия тарификации и учитывающего ряд других финансовых условий: затраты на строительство новых гидротехнических сооружений, возмещение ущерба, причиненного водопользователям в результате неправильной эксплуатации водохозяйственных сооружений. Существуют различные виды тарифов: подрядный, дифференцированный, нисходящий и восходящий.
При подрядном тарифе плата взимается один раз в год либо по абонированной на обслуживании площади, либо по абонированному расходу. Дифференцированный тариф устанавливается в зависимости от вида культур и районов их выращивания; двухставочный является наиболее распространенным и состоит из двух ставок: постоянной и переменной.
Постоянная ставка не зависит от потребляемого объема воды. Ее величина устанавливается в таком размере, чтобы возместить затраты на строительство сети и постоянные эксплуатационные расходы. Переменный тариф применяется довольно часто. При этом предусматривается снижение цены на каждый кубометр воды, потребляемой сверх абонированного объема. Такой тариф предназначен для стимулирования выращивания малорентабельных культур с высоким водопотреблением.
Восходящий тариф применяется редко, в основном для ограничения водопотребления в маловодный период.
В США плата за забор поверхностных вод из водотоков не взимается, если не возникает необходимость в сооружении водохранилищ. В отношении такого водозабора установлены права на воду, а в некоторых штатах в настоящее время требуется разрешение и на забор воды из подземных источников.
Организации по водоснабжению устанавливают размер платы в зависимости от эксплуатационных издержек по обслуживанию сооружений. На практике широко применяется единообразная система цен, при которой плата является одинаковой в данном районе за данное время и для данной группы потребителей.
При установлении цены на воду для сельского хозяйства предусматривается полное покрытие эксплуатационных затрат, процента на капитал, а также получение средней нормы прибыли.
В Чехии и Словакии при заборе воды из водотоков взимается плата за забор воды из поверхностных источников, за забор воды исключительно для проточного охлаждения паровых (тепловых) электростанций и ТЭЦ при условиях, что отработанная вода вернется в тот же источник, потери ее составляют не более 1 % забранного объема, качество отработанных сточных вод не ухудшится, а температура не превысит установленный стандартом предел.
В Канаде права водопользования и порядок выдачи лицензий регулируются законодательством каждой провинции. В целом плата за воду определяется стоимостью оказанных услуг и в незначительной степени — объемом забранной воды.
Стимулирование охраны окружающей среды в развиты странах
В мировой практике налогового стимулирования экологической деятельности широко используется ускоренная амортизация основных фондов природоохранного назначения. Это может осуществляться путем увеличеличения:
Увеличение амортизационных отчислений с одной стороны, заинтересовывает предприятия обновлять природоохранное оборудование, поскольку оно окупается в более короткие сроки; с другой — повышенная амортизация через себестоимость продукции уменьшает налогооблагаемую базу налога на прибыль, повышая возможности предприятия в части вложения средств в природоохранное оборудование.
В Германии действует система ускоренной амортизации очистных сооружений и оборудования, а также оборудования, позволяющего снижать шумовое загрязнение. Введение ускоренной амортизации в зарубежных странах способствовало быстрейшему накоплению капитала для обновления морально устаревшей техники и переходу на оборудование, приносящее окружающей среде минимальный вред.
Во многих странах мира действуют системы экономического стимулирования природоохранной деятельности в виде платежей за загрязнение окружающей среды, экологических налогов и их сочетания. При этом платежи за загрязнение окружающей среды аккумулируются в экологических фондах, а экологические налоги — как в экологических фондах, так и в соответствующих бюджетах. Объекты и формы экологического налогообложения достаточно разнообразны.
В США действует налог на продукцию, содержащую озоноразрушающие химические соединения. Во Франции, Германии, Италии установлен налог на смазочные масла. В Австралии, Австрии, Великобритании и ряде других стран взимаются налоги на пользование топливными и нефтяными продуктами.
В странах Европейского экономического сообщества действуют в основном акцизные налоги19:
ртуть;
В Финляндии широкое распространение получил налог на использование тары (упаковки). Введение залога в значительной степени способствовало росту использования стеклопосуды. В стране также существует акцизный налог на смазочные масла, сырую нефть и нефтепродукты.
Сбор за изменение климата
В соответствии с протоколом, подписанным в Киото, Великобритания, как и другие с этого протокола, приняла на себя обязательства по снижению парникового эффекта от выбросов газообразующих вредных веществ.
Сбор за изменение климата взимается за пользование энергией в промышленно-коммерческих целях. Сюда входит как первичное, так и вторичное топливо для освещения, отопления, движущей энергии и для приборов потребителей:
Сбор не применяется:
Тем не менее в целом для частного сектора этот сбор будет «нейтральным» по отношению к бюджетным доходам.
Механизм управления лесным хозяйством
В настоящее время не только в развитых, но и в бывших социалистических странах права собственности на лесные ресурсы четко определены и защищены соответствующими правовыми нормами и независимой судебной системой.
Важную роль в целостной системе экономических отношений в лесном хозяйстве играют налоги. Применительно к лесному сектору они призваны выполнять следующие основные задачи в целях повышения благосостояния общества:
В лесном хозяйстве США
применяются две категории
В этом случае следует отметить отсрочку налоговых платежей до момента наступления эффекта в виде прироста лесопользования в результате мероприятий по улучшению качественного состава и повышению продуктивности лесов. При определении подоходного налога различают Доходы, обусловленные лесным имуществом (лесным капиталом), и остальные виды доходов.
Налог на доходы, полученные от мероприятий по повышению продуктивности лесов, взимается с момента получения дополнительных лесных ресурсов, налог на остальные виды доходов лесовладельцев — по прогрессивной шкале.
2.3. Оценка применения зарубежного опыта на территории Российской Федерации.
Россия, также как и все развитые страны, прошла через многочисленные преобразования налоговых льгот.
По моему мнению, в РФ
нашёл бы применение опыт Франции, по
поводу налогообложения
Не лишним будет введение ускоренной амортизации основных фондов природоохранного назначения. Это позволит быстрому накоплению капитала для обновления морально устаревшей техники и переходу на оборудование, приносящее окружающей среде минимальный вред.
Введение налога на продукцию, содержащую озоноразрушающие химические соединения, а так же налог на смазочные масла, на пользование топливными и нефтяными продуктами (опыт США, Австралии, Австрии, Великобритании, Франции) позволило бы сократить выбросы грязных веществ в атмосферу, сократить количество заболеваний и увеличить продолжительность жизни.
Не без внимания можно было бы оставить обязательства по снижению парникового эффекта от выбросов газообразующих вредных веществ и налог на старые автомобили, т.к. старая техника наносит большой вред атмосфере.
В Российской Федерации малое внимание уделяется налогообложению лесных ресурсов. Я считаю, что это не справедливо. В 2006 году был отменён орган управления в области использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов. Это повлекло невосполнимые потери. Примером являются лесные пожары в 2010. Нашей стране следует уделять большее внимание к данной сфере , следуя примеру США.
Информация о работе Роль экологических налогов в охране окружающей среды