Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Ноября 2012 в 19:04, курсовая работа
Принципиально важным направлением современного развития Российской Федерации как государства федеративного типа, предполагающего децентрализацию финансово-экономических отношений и высокую самостоятельность территориальных образований, является формирование адекватной модели налогового федерализма, отвечающей общегосударственным, региональным и местным интересам.
Введение.........3
1. Теоретические аспекты налогового федерализма в финансовой науке. 6
1.1. Сущность налогового федерализма.............6
Принципы налогового федерализма Российской Федерации............ 11
2. Анализ реализации моделей налогового федерализма…………….…...18
2.1. Зарубежный опыт налогового федерализма……………………….....18
2.2 Перспективы совершенствования налогового федерализма в РФ......24
Заключение…………………………………………………………………..30
Список использованных источников и литературы………………………32
Министерство образования и науки РФ
ГОУ ВПО «Волгоградский государственный университет»
Институт мировой экономики и финансов
Кафедра Теории финансов, кредита и налогообложения
Курсовая работа
По дисциплине: «Теория и история налогообложения»
На тему: «Современные модели налогового федерализма в РФ и за рубежом»
Выполнил: Ст-т гр. Но-091, Стецюк Я. Н.
Проверил: к.э.н., доцент, Васильева М. В.
Волгоград 2011
Содержание
Введение3
1. Теоретические аспекты налогового федерализма в финансовой науке. 6
1.1. Сущность налогового федерализма6
2. Анализ реализации моделей налогового федерализма…………….…...18
2.1. Зарубежный опыт налогового федерализма……………………….....18
2.2 Перспективы совершенствования налогового федерализма в РФ......24
Заключение……………………………………………………
Список использованных источников и литературы………………………32
Введение
Принципиально важным направлением
современного развития Российской Федерации
как государства федеративного
типа, предполагающего
Проблема совершенствования
механизма налогового федерализма
в РФ сопряжена, с одной стороны,
с неполнотой и несовершенством
теоретической концепции
Нынешний этап налоговой реформы отличается высокой динамичностью: приняты кардинальные поправки в отдельные виды налогов, активно реализуется общая концепция развития налоговой системы, направленная на снижение налоговой нагрузки и обеспечения рациональной и справедливой системы налогообложения. происходящие в России коренные социально-экономические преобразования требуют всестороннего исследования проблем построения налоговой системы с учетом особенностей федеративного типа государственного устройства РФ и выработки приоритетных направлений повышения налоговой самообеспеченности регионов. Актуальность и значимость указанных проблем развития налогового федерализма для современного этапа развития Российской Федерации предопределили выбор темы курсовой работы, ее цели и задачи.
Цель курсовой работы заключается в исследование теоретических основ налогового федерализма в Российской Федерации; в изучении основ функционирования российской модели налогового федерализма, предполагающей формирование эффективно действующей в условиях укрепления федеративных отношений трехуровневой системы налогов, направленной на повышение налогового потенциала территорий; анализ становления и развития налогового федерализма в Российской Федерации.
В результате проведенной работы определился ряд задач, необходимых для решения поставленной цели:
Объектом исследования являются теоретические основы налогового федерализма РФ и других зарубежных государств.
Предметом исследования выступают особенности налогового федерализма Российской Федерации и зарубежных стран.
В ходе написания
данной курсовой работы были
использованы законодательно-
Данная работа включает в себя введение, два вопроса, связанных с теоретическими аспектами налогового федерализма, также анализ реализации моделей налогового федерализма в РФ и за рубежом, заключение.
1. Теоретические аспекты налогового федерализма в финансовой науке.
Налоговый федерализм – законодательное установление равноправных отношений между федеральным центром и субъектами Федерации при формировании доходов бюджетов всех уровней, достигаемое за счет оптимального сочетания их налогового потенциала, выполняемых финансово-хозяйственных, социальных функций и имеющихся общественно необходимых потребностей.1
Федерализм предполагает
существование эффективной
Самостоятельность власти (и
муниципальной, и региональной, и
федеральной) предполагает не только право
соответствующих органов
в соответствии со ст. 41 Бюджетного кодекса Российской Федерации доходы бюджетов образуются за счет налоговых и неналоговых видов доходов, а также за счет безвозмездных и безвозвратных перечислений. При этом к налоговым доходам относятся предусмотренные налоговым законодательством Российской Федерации федеральные, региональные и местные налоги и сборы, а также пени и штрафы.2
Согласно ст. 8 Налогового кодекса Российской Федерации под налогом понимается обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований.3
Современная трехуровневая налоговая система Российской Федерации достаточно динамична и претерпела за последнее десятилетие ряд существенных изменений. Все они были вызваны необходимостью создания налоговой системы, наиболее соответствующей рыночным отношениям и предоставляющей возможность каждому уровню власти самостоятельно формировать доходную часть своего бюджета исходя из собственных налогов, регулирующих налогов и неналоговых поступлений. Безусловно, ее нельзя назвать совершенной, но все же ее развитие происходит эволюционным путем, обеспечивая преемственность и совершенствование налогового права.
Четкое распределение
налогов по уровням государственного
управления является одним из основных
принципов организации
Оставаясь одним из немногих экономических рычагов в руках государства, налоговая система должна решать взаимно противоречивые и потому трудные задачи:4
Налоги становятся наиболее
действенным инструментом регулирования
новых экономических отношений.
Рациональная налоговая система
должна обеспечивать сбалансированность
общегосударственных, региональных, местных
и частных интересов, содействовать
развитию производства, предпринимательства
и активизации инвестиционной деятельности.
Налоги и сборы как обязательные
эквиваленты платежей физических и
юридических лиц, собираемых с целью
обеспечения расширенного воспроизводства,
призваны сглаживать остроту кризисных
явлений в экономике
Налогово-бюджетные
По мере того, как
происходит процесс
управляемости социально-экономической
сферы.
по мере уменьшения степени централизации организации государственной власти можно выделить государства: унитарные, федеративные и конфедеративные.
Особенностью федерализма, по сравнению с унитаризмом, является то, что наряду с горизонтальным разделением властей на законодательную, исполнительную и судебную ветви – федерализм предполагает вертикальное разделение властных полномочий между федеральным, субъектов федерации и местными уровнями власти. Важнейшей составной частью понятия «федерализм» вообще является «налоговый» федерализм.
Несмотря на многочисленные толкования, понятие налогового федерализма пока не сформировано и не имеет достаточно емкого терминологического определения. налоговый федерализм следует рассматривать в узком и широком смысле этого слова.
В узком смысле под данным термином можно понимать разграничение и распределение налоговых источников доходов по определенной формуле между уровнями бюджетной системы страны.
В широком смысле
налоговый федерализм можно
от организации налогового федерализма во многом зависит регулирование налоговых доходов между центром и регионами и формирование доходной части бюджета любого уровня.
Проблема налогового федерализма, занимая ключевое положение в вопросах построения налоговой системы, относится к числу наименее разработанных в теоретическом плане. проблема становления реального налогового федерализма ставится актуальной по мере укрепления реальных федеративных основ государственности в России.
Представленные на рисунке 1 способы сочетания принципов единства и децентрализации межбюджетных отношений обычно используются на этапе перехода от централизованной системы управления государством к экономическим методам регулирования экономики.
Основной задачей налогового федерализма является обеспечение единства Российского федеративного государства и стабильности его социально-экономического развития на основе удовлетворения потребностей в денежных средствах всех уровней власти и управления, достигаемого за счет рационального, оптимального перераспределения изымаемой в виде налогов части ВВП между звеньями бюджетной системы.
Информация о работе Современные модели налогового федерализма в РФ и за рубежом