Современные модели налогового федерализма в РФ и за рубежом

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Ноября 2012 в 19:04, курсовая работа

Краткое описание

Принципиально важным направлением современного развития Российской Федерации как государства федеративного типа, предполагающего децентрализацию финансово-экономических отношений и высокую самостоятельность территориальных образований, является формирование адекватной модели налогового федерализма, отвечающей общегосударственным, региональным и местным интересам.

Содержание

Введение.........3
1. Теоретические аспекты налогового федерализма в финансовой науке. 6
1.1. Сущность налогового федерализма.............6
Принципы налогового федерализма Российской Федерации............ 11
2. Анализ реализации моделей налогового федерализма…………….…...18
2.1. Зарубежный опыт налогового федерализма……………………….....18
2.2 Перспективы совершенствования налогового федерализма в РФ......24
Заключение…………………………………………………………………..30
Список использованных источников и литературы………………………32

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая (Стецюк - НО-091).docx

— 85.24 Кб (Скачать файл)

Германская модель финансового  выравнивания реализуется посредством  перераспределения поступлений  от НДС и предоставления целевых  трансфертов.

Главный инструмент в системе "финансового выравнивания" Германии - НДС. Перераспределение данного налога между Федерацией и землями основывается на ряде принципов. В пределах текущих поступлений Федерация и земли имеют равные права на покрытие своих расходов. Перераспределение НДС между землями происходит в рамках системы горизонтального бюджетного выравнивания - экономически развитые земли передают часть поступлений от данного налога слабым территориям.

Налог в системе горизонтального  выравнивания перераспределяется таким  образом, чтобы избежать чрезмерной нагрузки на налогоплательщиков и обеспечить примерно равный уровень экономического развития земель и общин. При этом финансовые потребности земель и  общин в системе горизонтального  выравнивания определяются главным  образом численностью населения.

При распределении сумм НДС  в расчете используются два основных показателя:

- финансовые возможности  той или иной земли (сумма  налоговых поступлений в ее  бюджет плюс 50% поступлений наиболее  крупных налогов общин, входящих  в состав данной земли);

- сумма крупных налогов,  поступающих в земельные бюджеты  и бюджеты общин, поделенная  на численность жителей ФРГ  и умноженная на численность  жителей данной земли.

Считается, что германская модель управления финансами в ее существующем виде наиболее приближена к идеальной. Однако Германия представляет собой зрелую Федерацию со сложившимися традициями, существующую уже более века и состоящую из однородных по статусу субъектов.

Б) Вторая модель является одной из наиболее распространенных и реализуется в Канаде, Австрии, Швейцарии, Австралии и ряде других стран.

Федеративная система  Канады предоставляет большую автономию  провинциям при обеспечении регионального  равенства с помощью механизма  налогового и бюджетного перераспределения  средств. Это обусловлено серьезными различиями в запасах природных  ресурсов, условиях жизни и особенностями  провинций в социальном плане. В  этом аспекте Канада похожа на Россию.

В Канаде в дополнение к  средствам, собираемым самими провинциями, федеральное правительство производит специальные отчисления в пользу провинций с низкими доходами. Общий федеральный фонд налоговых  поступлений Канады распределяется между провинциями на основе специальной  формулы выравнивания. При этом каждая из них должна получить эквивалент не меньше среднего уровня налогов  применительно к средней налоговой  базе по стране. Для каждого вида налогов и для каждой провинции  выполняется расчет. Сначала исчисляется  средний по стране уровень налогообложения. Этот показатель умножается на налоговую  базу каждой провинции, и на этой основе определяется уровень налоговых  поступлений на душу населения для  данной провинции.

Федеральные налоги в Канаде являются регулирующими. Каждая провинция имеет право на отчисления от федеральных налогов, производящиеся по единой ставке для всех провинций. В то же время провинции имеют право на повышение ставок федеральных налогов на своей территории. В этом случае провинция получает дополнительные налоговые поступления в доходы своих бюджетов.14

Повышать ставки налогов  можно по следующим налогам:

- подоходному налогу с  физических лиц;

- налогу с корпораций;

- налогу на товары и  услуги (аналог НДС).

Кроме того, в доходы бюджетов провинций зачисляются налоги на природные ресурсы и налоги на имущество.

Также в Канаде активно  используется программа выравниваемых  платежей, данная программа направлена на выравнивание финансового потенциала провинций, под которым понимается их способность собирать налоговые доходы. Единственной провинцией, никогда не получавшей выравнивающие платежи, является Онтарио (кроме 1976 г.).15

Канадская система выравнивания активно критикуется, особенно руководством и жителями обеспеченных провинций, в т.ч. богатых нефтью Альберты и  Онтарио, отмечающими отсутствие стимулов для бедных провинций к развитию собственной инфраструктуры .

В Австралии действует  единая система налогов, существенно  ограничивающая права штатов. В результате в федеральном бюджете аккумулируется около 80% всех налогов, что позволяет  центральному правительству сохранять  жесткий контроль над государственными расходами и проводить политику налогового и бюджетного выравнивания путем предоставления штатам субсидий.

Другая особенность австралийского финансового федерализма - специфический  налог на товары и услуги (НТУ - goods and services tax), с некоторой натяжкой представляющий собой своеобразный аналог НДС. Механизм распределения этого налога взят за основу новой системы бюджетного федерализма, постепенный переход к которой осуществляется с августа 1998 г. (старая система основывалась преимущественно на дотациях). Начиная с 1 июля 2000 г. НТУ заменил собой налог на оптовые продажи и другие, менее значительные, налоги штатов вроде гербового сбора. В настоящее время НТУ взимается в размере 10% стоимости всех товаров и услуг, за исключением базовых продуктов питания. Именно отчисления от НТУ формируют сейчас общенациональный фонд, чьи средства затем распределяются между штатами.

В) К третьей модели системы налогового и бюджетного выравнивания можно отнести США и Индию.

Межбюджетное выравнивание в США представляет собой сложную  систему бюджетных грантов, выделяемых бюджетам различных уровней. Нижестоящим  бюджетам предоставляется целевая  финансовая помощь (как условная, так  и безусловная). Основным видом безусловной  финансовой поддержки является программа  межбюджетного доходного выравнивания, основанная на выделении трансфертов, рассчитанных по законодательно утвержденной формуле, учитывающей расходные  потребности и фискальный потенциал  штатов.

Целевая финансовая помощь предоставляется в виде грантов  двух типов. Первый - "блок-гранты", выделяемые на финансирование достаточно широкого спектра расходных статей при установлении ограничений на перераспределение средств между этими статьями. Вторым видом целевой финансовой помощи бюджетам нижестоящего уровня являются так называемые категорийные гранты, в рамках которых выделяются средства на финансирование отдельной расходной программы. На федеральном уровне используется несколько видов таких грантов.

Около половины всего объема целевой финансовой помощи предоставляется  на долевой основе, т.е. выделение  средств бюджета вышестоящего уровня происходит только при условии финансирования органами власти нижестоящего уровня определенной доли расходных статей, охваченных действием гранта.

Негативной стороной американской системы целевого субсидирования является многочисленность программ, усложняющих  управление и контроль над использованием средств.

В настоящее время наметилась тенденция к объединению нескольких целевых субсидий в блоковые, предоставляющие  большую финансовую свободу штатам и местным органам власти и одновременно увеличивающие их ответственность за принятие решений по распределению субсидий внутри своих административных границ. Цели этих субсидий варьируются от обеспечения минимальных социальных стандартов до увеличения объемов поставок отдельных товаров и услуг.

Федеральное правительство, устанавливая определенные условия выдачи субсидий, предопределяет региональную социально-экономическую политику. В результате субсидии центрального правительства являются не только инструментом сглаживания региональных различий, но и механизмом их стимулирования. Этот опыт интересен и для России.

В рамках рассматриваемых  моделей интересным представляется опыт Индии в межбюджетном выравнивании (стимулировании). Конституция Индии  позволяет относить при межбюджетном выравнивании неналоговые доходы под юрисдикцию штатов (плата за право разработки минерально-сырьевых ресурсов, за использование лесных ресурсов, плата населения за пользование предоставляемыми штатом услугами, например за ирригацию).

Субсидии из федерального бюджета играют важную роль в пополнении доходов штатов. Бюджетная система  Индии предусматривает управление бюджетными трансфертами через создание специальных комиссий по рассмотрению различных вопросов, возникающих  в процессе исполнения бюджетов штатов и местных органов власти.

В стране существует три  вида отчислений центра в пользу штатов:

- отчисления для оказания  помощи штатам в покрытии регулярных  текущих расходов предоставляются  по рекомендации финансовой комиссии (специальный орган, назначаемый  центральным правительством);

- плановые отчисления  для финансирования капитальных  вложений и проектов развития. Решения по данному виду отчислений  принимает плановая комиссия, они  распределяются между штатами  по определенной формуле;

- прочие отчисления - предоставление  штатам средств из централизованных  фондов для финансирования социально  целесообразных проектов. Их критерии  определяет федеральный центр.

Плановые отчисления предоставляются  штатам на основе формулы Гаджила, учитывающей такие факторы, как численность населения, вклад штата в налоговый сбор, наличие у штата особых проблем, степень его отсталости.16

Из всех рассмотренных  моделей налогового федерализма  для России в той или иной степени  может быть интересен опыт каждого  отдельно взятого государства. Особенно опыт Канадского федерализма, так как  в Канаде, как и в России, проявляются  серьезные различия между регионами  в запасах природных ресурсов, условиях жизни и этнических особенностей. Также для России может оказаться полезным опыт Индии в отношении субсидий, для сглаживания региональных различий и стимулирования регионов.

 

2.2. Российская модель налогового федерализма и её проблемы

 

Федеративная форма Российского  государства, несмотря на нелегкий пройденный путь, в настоящее время находится  в процессе становления и реформирования. Только после принятия Конституции 1993 года России стали присущи классические атрибуты Федерации с общими, с  одной стороны, для всех федераций  федеративными признаками и, с другой стороны, присущими только ей отличительными особенностями.

Нынешняя переходная модель в Российской Федерации представляет собой модель государственного устройства компромиссного характера. Ее цель заключается  в сохранении союза и стабилизации российского общества и государства. Эта модель Российской Федерации  может быть охарактеризована следующими параметрами: национально-территориальный  принцип формирования федеративного устройства России; несмотря на заявленную «симметричность» фактическая «асимметричность» находит свое выражение даже в статьях Конституции Российской Федерации 1993 г., закрепляющих привилегированное положение республик относительно других субъектов Российской Федерации; неясность в разграничении предметов ведения и полномочий, позволяющая как субъектам Российской Федерации, так и федеральному Центру трактовать в необходимых случаях те или иные полномочия в свою пользу; договорная практика регулирования федеративных отношений; чрезмерное, по понятиям управляемости, количество субъектов Российской Федерации (83 субъекта), затрудняющих правовое регулирование и управление в Российской Федерации.

Статьей 12 НК РФ предусмотрена  трехуровневая система распределения  налогов (см. приложение А):

  1. федеральные налоги и сборы;
  2. налоги и сборы субъектов федерации;
  3. местные налоги и сборы.

федеральные налоги и сборы устанавливаются НК РФ и являются обязательными к уплате на всей территории России. Это означает, что состав федеральных налогов и сборов, объект налогообложения, порядок формирования налоговой базы, размер налоговых ставок, порядок исчисления и уплаты налогов определяется на федеральном уровне и только в соответствии с НК РФ.

В перечень этих налогов  и сборов входят17:

  1. налог на добавленную стоимость;
  2. акцизы;
  3. налог на доходы физических лиц;
  4. единый социальный налог;
  5. налог на прибыль (доход) организаций;
  6. сбор за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов;
  7. водный налог;
  8. государственная пошлина;
  9. налог на добычу полезных ископаемых.

Региональные налоги и  сборы устанавливаются в соответствии с НК РФ, вводятся в действие законами субъектов федерации и обязательны к уплате на территории соответствующих субъектов.

К ним относятся:

  1. налог на имущество организаций;
  2. транспортный налог;
  3. налог на игорный бизнес.

местные налоги и сборы устанавливаются НК РФ и нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления.

К местным налогам и сборам относятся:

  1. земельный налог;
  2. налог на имущество физических лиц.

 представительные органы местного самоуправления в пределах своих полномочий имеют право предусматривать льготы и основания для их использования налогоплательщиками. Таким образом, один и тот же вид налога может иметь различные ставки, сроки и порядок уплаты в зависимости от места его взимания.

Информация о работе Современные модели налогового федерализма в РФ и за рубежом