Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Ноября 2012 в 19:04, курсовая работа
Принципиально важным направлением современного развития Российской Федерации как государства федеративного типа, предполагающего децентрализацию финансово-экономических отношений и высокую самостоятельность территориальных образований, является формирование адекватной модели налогового федерализма, отвечающей общегосударственным, региональным и местным интересам.
Введение.........3
1. Теоретические аспекты налогового федерализма в финансовой науке. 6
1.1. Сущность налогового федерализма.............6
Принципы налогового федерализма Российской Федерации............ 11
2. Анализ реализации моделей налогового федерализма…………….…...18
2.1. Зарубежный опыт налогового федерализма……………………….....18
2.2 Перспективы совершенствования налогового федерализма в РФ......24
Заключение…………………………………………………………………..30
Список использованных источников и литературы………………………32
Несмотря на довольно большое
количество налогов, и иных обязательных
платежей, наиболее весомую часть
в доходах бюджетов всех уровней
составляют налог на прибыль, НДС, акцизы,
платежи за пользование природными
ресурсами и налог на доходы физических
лиц. На их долю приходится свыше 4/5 всех
налоговых доходов
Кризис выявил крупные
недостатки в налоговом законодательстве
России. Такие как: нестабильность;
фискальная направленность, не позволяющая
стимулировать отечественных
Сегодня основным направлением развития бюджетного федерализма в России является все большая концентрация налоговых доходов на федеральном уровне при одновременном сбросе все большего объема социальных расходных полномочий на уровень субъектов Федерации, что по существу означает не что иное, как сброс бюджетного дефицита на субфедеральный уровень. Таким образом, на протяжении трех последних лет активно формируются, так называемые, «налоговые ножницы», характеризующие процесс перекачки налогового потенциала страны в федеральный бюджет. Причем интенсивность этого процесса настолько велика, что становится угрожающей для бюджетной системы в целом. Иногда эту проблему пытаются свести к проблеме концентрации налогового потенциала на федеральном уровне, связанного с необходимостью оплаты государственного долга.
На самом деле проблема
гораздо шире и глубже, она включает
в себя не только решение задачи
распределения расходных
Региональные и особенно
местные бюджеты перегружены
обязательствами, возложенными на них
федеральным законодательством, без
предоставления источников финансирования
(«нефинансируемые федеральные мандаты»
- заработная плата, социальные пособия
и льготы, различные нормативы). Основная
часть налоговых доходов
Пассивная позиция государства в отношении экономического развития регионов уже совершенно определенным образом проявилась в увеличении многократного разрыва между регионами по уровню доходов населения и экономического развития. Соотношение 10 самых «богатых» и 10 самых «бедных» регионов России в 1998 г. составляло 16, 6 раз, а в 2009 г. это соотношение выросло до 26, 7 раз. Глубокая дотационность некоторых региональных бюджетов серьезно затрудняет развитие федеративных отношений, повышение самостоятельности и ответственности органов власти субъектов Федерации. Однако в настоящее время ряд субъектов РФ предпринимают попытки выхода из положения дотационной зависимости, путем использования собственной экономической и сырьевой базы.19
Таким образом, направление развития действующей модели налогового федерализма в России видится в единой увязке цели налогового федерализма – как компромисса интересов Федерации и ее субъектов, основанного на обеспечении условий саморазвития; собственности как основы самообеспеченности регионального развития; налоговой политики как инструмента государственного управления собственностью.
Конечные цели реформы
межбюджетных отношений находятся
в русле общих целей
Таким образом, проанализировав отдельные принципы налогообложения применительно к региональным налогам, мы приходим к следующим выводам.
Порядок установления, введения
и взимания региональных налогов
связан с разграничением налоговых
полномочий между Российской Федерацией
и ее субъектами. Субъекты РФ вправе
вводить на своих территориях
исключительно те налоговые платежи,
которые предусмотрены
На практике существует немало
проблем, связанных с реализацией
налоговой компетенции
Формой реагирования государства на допускаемые субъектами РФ нарушения пределов налоговой компетенции являются акты Конституционного Суда РФ по вопросам регионального налогового нормотворчества, в которых сформулированы правовые позиции, в том числе по вопросам установления, введения и взимания региональных налоговых платежей. На основе проанализированных примеров судебной практики можно сделать вывод о том, что налогово-правовой режим регионального налогообложения в действительности сформулирован не только в нормах налогового права, но и в правовых позициях Конституционного Суда РФ.
Заключение
Обобщая изложенный в курсовой работе материал, можно сделать следующие выводы.
Налоговый федерализм характеризует многоуровневость налоговой системы любого государства. Каждый уровень власти имеет свою налоговую систему и действует в рамках своих налоговых полномочий.
задача оптимальной (децентрализованной) модели налогового федерализма заключается в снижении межбюджетных потоков денежных средств за счет гармонизации налоговых отношений, разграничения налогов между бюджетом так, чтобы они покрывали максимум расходов этих бюджетов, вызванных предоставленными полномочиями разным уровням власти.
Механизм налогового федерализма отражает всю гамму экономических, социальных и политических интересов различных уровней власти, их взаимосвязи и противоречия, обусловленные формированием денежных фондов.
Построение федеративного государства с предоставлением самостоятельности региональным органам власти и органам местного самоуправления в решении социально - экономических задач на подведомственной им территории требует создания адекватной многоуровневой системы налогов, отвечающей и общегосударственным интересам, и интересам территорий.
Главных элементом рыночной экономики является налоговая система. Она выступает основным инструментом воздействия государства на развитие хозяйства, определения приоритетов экономического и социального развития.
При формировании налоговой
системы федеративного типа важное
значение имеет разработка принципов
налогообложения, налогового федерализма
и построения налоговой системы, основанных
на
различии социально-экономического содержания
данных понятий.
мировая практика не выработала четко сформированных критериев, на основе которых можно выбрать универсальную модель налогового федерализма.
Каждая страна в зависимости
от уровня развития выбирает свой путь
в распределении налоговых
В целом налоговый федерализм в России продолжает формироваться под воздействием объективных и субъективных факторов.
В числе объективных факторов можно видеть большую дифференциацию в экономическом развитии регионов, тяжелейшее состояние экономики и финансов, остроту социальных проблем, сложность международного положения России и др. субъективные факторы выражаются в низкой политической культуре, экстремизме, нетерпимости, национализме, криминализации и т. д.
Таким образом, в борьбе двух тенденций, обусловленных действием этих двух групп факторов, и будут развиваться российский федерализм и адекватная ему налоговая система.
Список использованных источников и литературы
Нормативно-правовые документы
Научная литература
Приложение А
Структура налоговой системы в Российской Федерации
1 Алиев Б. Х. Налоги и налогообложение / под ред. Б.Х. Алиева. – М.: Финансы и статистика, 2009. – С. 84-99.
2 Бюджетный кодекс рф, ст. 41.
3 Налоговый кодекс РФ, ст. 8.
4 Маглакелидзе Т. О налоговом федерализме / Т. Маглакелидзе // Налоговый вестник. - 2008. - № 1. – С. 54-56.
5 Юткина Т. Ф. Налоги и налогообложение / Т. Ф. Юткина. - М.: Инфра-М, 2008. – 58 с.
6 Юткина Т. Ф. Налоги и налогообложение / Т. Ф. Юткина. - М.: Инфра-М, 2008. – 63 с.
7 Рябов Е.В. Принципы разграничения полномочий по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации // Проблема правосубъектности: современные интерпретации. Материалы научно-практической конференции. Выпуск 5. Самара. 2010. – 171 с.
8 Барулин С.В. Теория и история налогообложения: Учеб. Пособие / С. В. Барулин. - М., 2006. – 162 с.
9 Пепеляев С.Г. Принципы налогообложения // Налоговое право: Учебник / Под ред. С.Г. Пепеляева. М., 2004. - С. 77, 78.
10 Пешкова Х.В. Установление, введение и взимание региональных налогов с учетом правовых позиций Конституционного Суда РФ // Налоговое право в решениях Конституционного Суда РФ 2007 г.: по материалам 5-й Международной науч.-практ. конф.: Сб. / Под ред. С.Г. Пепеляева. М., 2009. С. 169 - 178.
11 Смирникова Ю.Л. Принципы построения системы налогов и сборов // Налоговое право России: Учебник / Под ред. Ю.А. Крохиной. М., 2004. – 671 с.
12 Грицюк Т. В. О некоторых концептуальных представлениях о налоговом федерализме / Т. В. Грицюк // Финансы и кредит. - 2009. - № 15. – С. 25-29 .
13 Грицюк Т. В. Макроэкономическое фискальное регулирование отношений центров и регионов / Т. В. Грицюк // Финансы и кредит. - 2008. - № 1. – С. 31-49.
14 Еланчук О. Взаимосвязь бюджетной и налоговой политики государства / О. Еланчук // Проблемы теории и практики управления. – 2010. - № 2. – С. 28-32.
15 Лыкова Л.Н. Налоговая система федеративного государства: опыт Канады./ Л.Н. Лыкова// М.: Рос. акад. наук, Ин-т экономики. - 2006. – 14 с.
16 Фадеев Д. Е. Налоги и налогообложение: а как у них?/ Д. Е. Фадеев // Налоговый вестник. – 2010. - № 5. – С. 178-194.
17 Березин М. Ю. Иной взгляд на классификацию налоговых доходов бюджетов / М. Ю. Березин // Финансы и кредит. - 2009. - № 24. – С. 61-75.
18 Березин М. Ю. Состав и экономическое содержание функций налогов / М. Ю. Березин // Финансы и кредит. - 2009. - № 19. – С. 75-86.
19 Добрынин Н.М. Новый федерализм: концептуальная модель государственного устройства Российской Федерации: автореф, докт. юрид. наук. - Тюмень, 2010. – 31 с.
Информация о работе Современные модели налогового федерализма в РФ и за рубежом