ВВЕДЕНИЕ
Взимание налогов – древнейшая
функция и одно из основных условий существования
государства, развития общества на пути
к экономическому и социальному процветанию.
Налоговые
доходы бюджетной системы занимают ведущее
место и являются важнейшей формой аккумуляции
доходов. Мировой опыт и российская практика
показывают, что свыше 70 % доходов государственной
казны составляют налоги.
Анализ динамики и структуры налоговых
доходов бюджета необходимо с целью преодоления
негативных последствий воздействия налогов
на экономику страны. В связи с этим, тема
работы является весьма актуальной.
Актуальность выбранной темы состоит
также и в том, что в условиях рыночных
отношений налоговая система является
одним из важнейших экономических регуляторов,
основой финансово-кредитного механизма
государственного регулирования экономики.
От того, насколько правильно построена
система налогообложения, зависит эффективное
функционирование всего народного хозяйства.
Основной целью работы является изучение
налоговых доходов бюджета России. Для
достижения поставленной цели необходимо
определить и решить следующие задачи:
- изучить теоретические и нормативные
основы формирования налоговых доходов
бюджетов разных уровней;
- проанализировать структуру
и динамику налоговых поступлений в бюджет
на федеральном, региональном и местном
уровнях;
- найти пути совершенствования
налоговой политики.
Объектом исследования являются
налоговые доходы бюджетов различных
уровней. Предметом являются показатели
структуры и динамики налоговых поступлений
в бюджеты различных уровней.
Информационно-методологической основой
работы послужили работы таких авторов,
как Вахрин П. И, Нешитой А. С. и другие источники.
Работа опирается на законодательную
базу – в первую очередь Бюджетный кодекс
РФ, Налоговый кодекс РФ, Федеральные законы,
законы субъектов РФ.
Методологической основой исследования послужили такие
методы научного познания, как математический,
статистический, исторический, сравнительный
анализ и синтез.
Цели и задачи исследования
определяют следующую структуру работы.
В первой главе рассмотрены
такие вопросы как понятие и сущность
налогов, характеристика налоговых доходов
бюджета. Во второй главе будет проведен
анализ структуры и динамики налоговых
доходов на федеральном уровне, в субъектах
федерации (на примере Белгородской области)
и местных бюджетов (на примере бюджета
города Белгорода) за 2011-2013 годы. Третья
глава данной работы посвящена вопросу
совершенствования налоговой системы.
1. ЭКОНОМИЧЕСКОЕ
СОДЕРЖАНИЕ НАЛОГОВЫХ
ДОХОДОВ БЮДЖЕТА
1.1. История налогов
в России
Система налогообложения в
России складывалась, развивалась и претерпевала
изменения вместе с изменениями в ее политическом
устройстве. Финансовая система Древней
Руси стала формироваться с конца IX века
в период объединения древнерусских племен
и земель. Основной формой налогообложения
того периода были поборы в княжескую
казну, которые именовались дань, или данные
деньги. В первые годы существования Руси
государство не имело специального аппарата
для сбора налогов. Этим занимались так
называемые выборные, назначаемые самим
населением.
Первые русские косвенные и
прямые налоги ввел Иван III в XV веке. Тогда
же появились первые целевые налоги: на
выкуп ратных людей, на строительство
засек-укреплений на южных границах, на
создание регулярной армии и т.д. Великим
мастером по «выбиванию» денег для наполнения
казны был царь Иван Грозный. Для этого
использовался правеж через наказание
кнутом, пытки, конфискацию имения и ссылку
в Сибирь.
Финансовая система России
в XV-XVI в.в. была чрезвычайно сложна и запутана.
Каждый приказ (ведомство) российского
государства отвечал за взимание какого-то
одного налогового платежа. И только в
царствование Алексея Михайловича система
налогообложения России была упорядочена.
В 1665 году был создан специальный орган
– Счетная палата, в компетенцию которой
входил контроль за фискальной деятельностью
приказов, а также исполнение доходной
части российского бюджета. [20, с. 99]
При Петре I были образованы
12 коллегий, из которых четыре заведовали
финансовыми вопросами: камер-коллегия,
штатс-контор-коллегия, ревизион-коллегия
и коммерц-коллегия. В 1780 году Екатерина
II создала Экспедицию о государственных
доходах.
В 1802 году манифестом Александра
I «Об учреждении министерств» были образованы
8 министерств: военно-сухопутных сил,
военно-морских сил, иностранных дел, юстиции,
коммерции, народного просвещения, финансов
и внутренних дел. Министерство финансов
ведало государственными доходами и расходами.
Важнейшие налоговые и финансовые реформы
этого времени связаны с деятельностью
министра финансов Николая Бунге. Министерство
финансов в каждой губернии имело свое
местное учреждение – Казенную палату,
в ведении которой находились губернские
и уездные казначейства. При казенных
палатах было решено учредить податных
инспекторов в качестве близких к населению
исполнительных чинов финансового ведомства.
Это было первым шагом по преобразованию
взимания государственных доходов, лежавшего
главным образом на полиции. Позднее функции
податных инспекторов расширились, а их
штат увеличился. Их обязанностью стало
предоставление сведений в Минфин о видах
на урожай, ценах на хлеб и т.д. В начале
90-х годов XIX в. по поручению Минфина податные
инспекторы собрали обширный материал
о круговой поруке, участвовали в подготовке
законопроектов о квартирном налоге, о
пересмотре пошлин с торговых промыслов.
Сегодня есть все основания утверждать,
что решение о введении должностей податных
(ныне налоговых) инспекторов является
отправной точкой по созданию налоговых
инспекций как важнейшей отрасли государственной
службы России. По имеющимся историческим
данным в 1910 году в России отмечалось 25-летие
создания налоговой службы страны.
В советское время налоги взимались
различными органами: в начале 20-х годов
прошлого столетия - Наркоматами продовольствия,
финансов, труда и др.; в период НЭПа централизованно
- управлением налогами и госдоходами
Наркомфина, а на местах - финансовыми
инспекторами, их помощниками и финансовыми
агентами. Затем были созданы налоговые
инспекции, действовавшие в составе финансовых
отделов и включавшие налоговых инспекторов,
их помощников и налоговых агентов. С 1959
года налоговые инспекции были переименованы
в инспекции государственных доходов
и контролировали поступление от предприятий
платежей в бюджет, проводили счетные
проверки и осуществляли другие функции.
[13,с. 23-27]
С переходом к рыночной экономике
назрела необходимость в воссоздании
налоговых органов. Постановлением Совета
Министров СССР № 76 от 24 января 1990 года
в составе Министерства финансов созданы
государственные налоговые инспекции.
21 ноября 1991 года Указом Президента Российской
Федерации № 218 образована самостоятельная
Государственная налоговая служба Российской
Федерации (ранее она была в составе Министерства
финансов). Указом Президента Российской
Федерации № 1635 от 23 декабря 1998 года Госналогслужба
России преобразована в Министерство
Российской Федерации по налогам и сборам,
которое в ходе структурной реформы государственной
власти было преобразовано в Федеральную
налоговую службу России.
1.2. Налоги
как основной источник формирования доходной
части бюджета
Бюджетным
кодексом РФ состав доходов каждого уровня
бюджета установлен как совокупность
собственных налоговых и неналоговых
доходов, а также безвозмездных перечислений.
В России основную часть доходов
бюджета составляют именно налоговые
доходы, доля которых составляет около
90%.
Налог – обязательный,
индивидуально безвозмездный платеж,
взимаемый с организаций и
физических лиц в форме отчуждения
принадлежащих им на праве
собственности, хозяйственного ведения
или оперативного управления денежных
средств, в целях финансового обеспечения
деятельности государства и муниципальных
образований [5, с. 10].
Под сбором понимается обязательный
взнос, взимаемый с организаций и физических
лиц, уплата которого является одним из
условий совершения в отношении плательщиков
сборов государственными органами, органами
местного самоуправления, иными уполномоченными
органами и должностными лицами юридически
значимых действий, включая предоставление
определенных прав или выдачу разрешений
(лицензий).
Таким образом, сущность налога
составляет изъятие государством в свою
пользу определенной части валового внутреннего
продукта в виде обязательного взноса.
Налоги выполняют в государстве
следующие основные функции: фискальную,
регулирующую, социальную [22, с. 118].
При помощи фискальной функции
налогов формируются государственные
финансовые ресурсы и создаются материальные
условия для деятельности государства.
Регулирующая функция налогов – проявляется
в регулировании финансовой деятельности
предприятий отраслей народного хозяйства,
доходов бюджетов разных уровней. Социальная
функция налогов используется для регулирования
изъятия части доходов у населения, предоставления
налоговых льгот отдельным категориям
населения.
Теоретическую основу налогов составляют
его элементы. Основными из них являются:
- плательщик организации и физические
лица, на которых возложена обязанность
уплачивать налоги и (или) сборы;
- объект налогообложения юридические
факты (действия, события, состояния), с
наступлением которых возникает обязанность
по уплате налога;
- налоговая база - сумма, с которой взимается
налог, это часть объекта, принимаемая
за основу при исчислении налога;
- налоговая ставка та часть налоговой
базы, которую налогоплательщик обязан
выплатить в виде того или иного налога;
- налоговый период это календарный год
или другой период времени относительно
к отдельным налогам, по окончании которого
определяется налоговая база и исчисляется
сумма налога, подлежащая уплате;
- порядок исчисления, порядок и сроки
уплаты налога устанавливаются применительно
к каждому налогу и сбору. Уплата налога
производится, как правило, разовой уплатой
всей суммы налога в наличной или безналичной
форме.
Налоги
классифицируются по ряду признаков. Прежде
всего, налоги подразделяются на две подсистемы:
прямые и косвенные. Прямые налоги взимаются
с конкретного физического или юридического
лица, а косвенные взимаются в виде надбавки
к цене товара. Соотношение этих групп
во многом зависит от состояния экономики
и проводимой налоговой политики. Преобладание
прямых налогов характерно для стабильной
экономики, в период экономических кризисов
происходит рост косвенных налогов.
Налоги могут группироваться в зависимости
от субъекта уплаты, т.е. налоги, уплачиваемые
физическими лицами, и налоги, уплачиваемые
юридическими лицами.
По объекту налогообложения налоги группируются
следующим образом: налоги на имущество,
налог на землю, рента; налог на капитал,
налог на средства потребления.
Наиболее существенным признаком классификации
налогов является принадлежность их к
уровням власти и управления. В зависимости
от уровня органа власти, устанавливающего
налоги, все налоги подразделяются на
три вида [22, с. 83 ]:
- федеральные налоги (на уровне
России);
- региональные налоги (на уровне
субъекта Федерации);
- местные (на уровне органа
местного самоуправления).
1.3. Состав налоговых
доходов бюджетов разных уровней
Налоги в России, в соответствии
с Налоговым кодексом, разделены на три
вида в зависимости от уровня их установления
и изъятия: федеральные, региональные,
местные. Подобная трёхуровневая система
присуща практически всем государствам,
имеющим федеративное устройство.
В таблице 1.1 приведена классификация
налогов, которые устанавливаются и взимаются
в Российской Федерации.
Таблица 1.1
Классификация налогов в Российской
Федерации
Федеральные |
Региональные |
Местные |
1) налог на добавленную
стоимость |
1)налог на имущество
организаций |
1) земельный налог |
2) акцизы на отдельные
виды товаров ( услуг) и отдельные виды
минерального сырья |
2) транспортный налог |
2) налог на имущество
физических лиц |
3) налог на доходы физических
лиц |
3) налог на игорный
бизнес |
|
4) налог на прибыль
организаций |
|
5) налог на добычу полезных
ископаемых |
6) водный налог |
7) сборы за пользование
объектами животного мира и
за пользование объектами водных биологических
ресурсов |
8) государственная пошлина |
Федеральные налоги, их перечень,
порядок обложения и порядок зачисления
в бюджет устанавливаются федеральными
законами РФ. Взимаются федеральные налоги
на всей территории РФ.
Налог на добавленную стоимость
представляет собой форму изъятия в бюджет
части добавленной стоимости, создаваемой
на всех стадиях производства и определяемой
как разница между стоимостью реализованных
товаров (работ, услуг) и стоимостью материальных
затрат, отнесенных на издержки производства
и обращения. Налогоплательщиками налога
на добавленную стоимость признаются:
организации, индивидуальные предприниматели,
лица, признаваемые налогоплательщиками
НДС в связи с перемещением товаров через
таможенную границу.
Объектом налогообложения признаются
следующие обороты (операции):
1) реализация товаров (работ,
услуг) на территории РФ, в том
числе реализация предметов залога
и передача товаров (результатов
выполнения работ, оказание услуг);
2) передача на территории
РФ товаров (выполнение работ, оказание
услуг) для собственных нужд, расходы
на которые не принимаются
к вычету при исчислении налога
на доходы организаций, в том
числе через амортизационные
отчисления;