3) выполнение строительно
– монтажных работ для собственного
потребления;
4) ввоз товаров на таможенную
территорию РФ.
Акцизы – это косвенные налоги.
Объектом налогообложения у акцизов является
оборот по реализации подакцизных товаров
в производственной сфере. Включается
налог в цену товара и, следовательно,
оплачивается покупателями товаров.
НК РФ определяет круг товаров
облагаемых акцизами: спирт этиловый из
всех видов сырья; алкогольная продукция
(водка, вина, коньяки); пиво; табачные изделия;
автомобили легковые и мотоциклы; моторные
масла для двигателей; прямогонный бензин;
дизельное топливо; спиртосодержащая
продукция (растворы, эмульсии и другие
виды продукции в жидком виде).
Налогоплательщиками в бюджет
акцизов являются юридические лица –
организации (предприятия), индивидуальные
предприниматели, производящие продукцию.
Ставки акцизов по подакцизным
товарам установлены двух видов:
- в процентах к стоимости отдельных
по отпускным ценам;
- в рублях за единицу отдельных
товаров (специфические ставки).
Еще одним важным источником
бюджета РФ является налог на прибыль
организаций. Налог на прибыль поступает
в федеральный бюджет и в бюджеты субъектов
Федерации.
Плательщиками налога на прибыль
организаций признаются: российские организации
и иностранные организации, осуществляющие
свою деятельность в РФ через постоянные
представительства и получающие доходы
от источников в РФ.
В настоящее время объектом
налогообложения является прибыль, полученная
налогоплательщиком.
Налог на
доходы физических лиц представляет собой
форму изъятия части вновь созданной распределяемой
стоимости. Плательщиками этого налога
являются физические лица РФ и иностранные
граждане, а также лица без гражданства,
получающие доходы от источников в РФ.
Объектом
налогообложения является совокупный
доход, полученный в календарном году
как в денежной, так и в натуральной форме.
К доходам
физических лиц относятся:
1) дивиденды
и проценты, выплачиваемые российской
организацией;
2) страховые
выплаты при наступлении страхового
случая;
3) пенсии,
пособия, стипендии и иные выплаты;
4) доходы
от реализации: недвижимого имущества,
акций или иных ценных бумаг,
долей участия в уставном капитале
организаций, иного имущества;
5) иные
доходы, получаемые налогоплательщиком
в результате его деятельности
в РФ.
Под государственной пошлиной
понимается установленный законом обязательный
и действующий на всей территории РФ платеж,
взимаемый за совершение юридически значимых
действий либо выдачу документов уполномоченными
на то органами или должностными лицами.
Плательщиками государственной
пошлины являются граждане и лица без
гражданства, юридические лица, обращающиеся
за совершением юридически значимых действий
или выдачей документов.
Государственная пошлина взимается:
- с исковых и иных заявлений
и жалоб, подаваемых в суды общей юрисдикции,
арбитражные суды и Конституционный Суд
Российской Федерации;
- за совершение нотариальных
действий нотариусами государственных
нотариальных контор или уполномоченными
на то должностными лицами органов исполнительной
власти, органов местного самоуправления
и консульских учреждений Российской
Федерации;
- за государственную регистрацию
актов гражданского состояния и другие
юридические значимые действия, совершаемые
органами записи актов гражданского состояния;
- за государственную регистрацию
юридических лиц, в том числе за государственную
регистрацию изменений, вносимых в учредительные
документы юридических лиц.
Налогоплательщиками единого
налога на добычу полезных ископаемых
являются организации и индивидуальные
предприниматели, признаваемые законодательством
РФ пользователями недр. Налоговая база
определяется налогоплательщиком самостоятельно
как стоимость добытых каждого вида полезных
ископаемых, за исключением нефти и газового
конденсата из нефтегазоконденсатных
месторождений и газа горючего из всех
видов месторождений углеводородного
сырья, по которым налоговая база определяется
как количество добытых ископаемых в натуральном
выражении.
В формировании доходов региональных
и местных бюджетов важную роль играют
налоги субъектов Федерации или, как их
называют, региональные налоги.
Налог на имущество
организаций – это один из
важнейших налогов в имущественном
налогообложении в РФ. Плательщиками
налога являются:
а) российские организации;
б) иностранные организации,
осуществляющие деятельность в РФ через
постоянные представительства и имеющие
в собственности недвижимое имущество
на территории РФ.
Объектом налогообложения является
движимое и недвижимое имущество (включая
имущество, переданное во временное владение,
пользование, распоряжение или доверительное
управление, внесенное в совместную деятельность),
учитываемое на балансе в качестве объектов
основных средств по его остаточной стоимости
в соответствии с установленным порядком
ведения бухгалтерского учета.
Транспортный налог устанавливается
в соответствии с гл. 28 НК РФ и законами
субъектов РФ. Налогоплательщиками являются
лица, на которых в соответствии с законодательством
РФ зарегистрированы транспортные средства.
[21, с. 40]
Объектом налогообложения признаются
автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы
и другие самоходные машины и механизмы
на пневматическом и гусеничном ходу,
самолеты, вертолеты, теплоходы, яхты,
парусные суда, катера, снегоходы, мотосани
и воздушные транспортные средства, зарегистрированные
в установленном порядке.
Налоговые
ставки устанавливаются законами субъектов
РФ в зависимости от мощности двигателя,
тяги реактивного двигателя или валовой
вместимости.
Местные налоги и сборы имеют
своей задачей создание стабильных источников
доходов местных бюджетов. Местные налоги
поступают, как правило, в местные бюджеты
полностью (за незначительным исключением).
С этой целью в Бюджетном кодексе РФ предусмотрен
ряд местных налогов, отнесенных к категории
собственных налоговых доходов. НК РФ
(с учетом последних изменений) к местным
относит земельный налог и налог на имущество
физических лиц.
Плата за землю – это особый
вид налога, включающий: рентную плату
и нормативную цену земли. Собственники
земли, землевладельцы и землепользователи,
кроме арендаторов, облагаются ежегодным
земельным налогом. Налогоплательщиками
налога являются организации и физические
лица, обладающие земельными участками
на праве собственности, праве постоянного
пользования или праве пожизненного наследуемого
владения.
Объектом
налогообложения признаются земельные
участки, расположенные в пределах муниципального
образования, на территории которого введен
налог.[17, с. 56-58]
Плательщиками
налога на имущество физических лиц являются
физические лица, имеющие в собственности
объекты налогообложения – жилые дома,
квартиры, дачи, гаражи и иные строения,
помещения и сооружения. Ставки налога
устанавливаются органами власти субъектов
Федерации. Налог зачисляется полностью
в местный бюджет.
2. АНАЛИЗ СТРУКТУРЫ И ДИНАМИКИ
НАЛОГОВЫХ ДОХОДОВ БЮДЖЕТА
2.1. Оценка налоговых поступлений в федеральный
бюджет
Налоговые доходы федерального
бюджета являются основными в их общем
объеме и характеризуют объем налоговой
нагрузки на субъектов экономической
деятельности. Общая масса налогов зависит
от состава налогов, налоговых ставок,
налоговой базы и масштабов применения
льгот. Масса налоговых поступлений зависит
также от возможного изменения классификации
налоговых доходов и придания им определенности
неналоговых доходов.
Основное место в Российской
налоговой системе занимают косвенные
налоги, к которым относятся: налог на
добавленную стоимость, акцизы, также
большое значение стал иметь налог на
добычу полезных ископаемых.
Исходя из выше изложенного,
проведем анализ значимости некоторых
перечисленных налоговых поступлений.
Обратимся к федеральному уровню бюджетной
системы РФ.
За 2011 год в федеральный бюджет
страны поступило 6230,5 млн. руб., за 2012
год- 5162,6 млн. руб. и за 2013 год- 5364,0 млн. руб.
Структура налоговых поступлений
за период с 2011 года по 2013 года представлена
в таблице 2.1
Таблица 2.1
Структура налоговых доходов
федерального бюджета РФ
Виды доходов |
2011 г. |
2012 г. |
2013 г. |
|
млн. руб. |
Структура,% |
млн. руб. |
Структура,% |
млн. руб. |
Структура,% |
Всего доходов |
6234,2 |
100 |
5165,1 |
100 |
5366,6 |
100 |
Всего налоговых доходов
из них: |
6230,5 |
99,9 |
5162,6 |
99,9 |
5364,0 |
99,9 |
продолжение таблицы
2.1 |
Налог на прибыль организации |
287,4 |
4,6 |
222,9 |
4,3 |
197,5 |
3,7 |
НДС на товары (работы, услуги),
реализуемые на территории
РФ |
2374,7 |
38,1 |
2228,0 |
43,2 |
2329,3 |
43,4 |
Акцизы |
412,3 |
6,6 |
341,9 |
6,6 |
461,0 |
8,6 |
НДС на товары, ввозимые на территории
и РФ |
121,3 |
1,9 |
102,7 |
2,0 |
108,9 |
2,0 |
Налоги, сборы за пользование
природ. ресурсами |
3018,0 |
48,4 |
2442,8 |
47,3 |
2554,8 |
47,6 |
Таможенные пошлины |
16,8 |
0,3 |
11,3 |
0,2 |
12,6 |
0,2 |
Таким образом, доля доходов
в виде налогов и сборов на протяжении
анализируемого периода составила 99,9
%.
Важнейшую роль в федеральном
бюджете играют НДС и налоги и сборы за
пользованием природными ресурсами. В
2011 году доля налогов и сборов за пользование
природными ресурсами составила 48,4%, в
2012 г.- 47,3 %, а к концу анализируемого периода-
47,6 %. НДС также занимает большую долю в
структуре налоговых поступлений федерального
бюджета. В 2011 году сумма НДС достигла
2374,7 млн. руб., что составило 38,1 % от общей
суммы налогов, К 2012 году сумма НДС незначительно
сократилась до 2228,0 млн. руб., однако доля
данного налога увеличилась до 43,2 %, а к
2013 году- до 43,4 %.
Налог на прибыль организаций
в период с 2011 по 2013 гг. сократился,
составив 287,4 млн. руб. в 2011 году, 222,9 млн.
руб. в 2012 г. и 197.5 млн. руб. в 2013 году.
Сумма таможенных пошлин за
данный период уменьшилась с 16,8 млн. руб.
в 2011 году до 12,6 млн. руб. в 2013 году. Однако,
это уменьшение совсем незначительно
повлияло на структуру налогов. Доля таможенных
пошлин в общем объеме поступлений сократилась
с 0,3 % до 0,2 %. [31]
Основываясь на имеющихся
данных, можно рассчитать темп роста и
прироста по каждой статье дохода за 2011-2013
гг., которые указаны в таблице 2.2.
Таблица 2.2
Темпы роста и прироста по статьям
налоговых доходов
федерального бюджета за 2011-2013
гг.
Виды доходов |
Темп роста |
Темп прироста |
Всего налоговых доходов |
86,1 |
-13,9 |
Налог на прибыль организации |
68,7 |
-31,3 |
НДС на товары (работы, услуги),
реализуемые на территории РФ |
98,1 |
-1,9 |
Акцизы |
111,8 |
11,8 |
НДС на товары, ввозимые на территорию
РФ |
89,8 |
-10,2 |
Налоги, сборы за пользование
природ. ресурсами |
84,6 |
15,4 |
Таможенные пошлины |
75 |
-25
|
Исходя из рассчитанных коэффициентов,
можно сделать вывод о том, что рост наблюдается
по статьям акцизы и налоги, сборы за пользование
природ. ресурсами на 11,8 % и на 15,4 % соответственно.
Остальные статьи доходов уменьшаются.
Наибольшее уменьшение прослеживается
по статьям налог на прибыль организации
и таможенные пошлины ( 31,3 % и 25 %). Что касается
НДС на товары( работы, услуги), реализуемые
на территории РФ, то изменение незначительное-
уменьшение на 1,9 %.
Несмотря на то, что статьи доходов
увеличиваются, суммы начисленных сумм
налогов поступают в неполном размере.
Динамика начисленных и поступивших сумм
представлена на рис. 1. На рисунке видно,
что для бюджета РФ характерна тенденция
превышения сумм начисленных над поступившими
суммами налогов. Основываясь на данных
официального сайта Федеральной налоговой
службы, можно сказать, что данная тенденция
имеет
место с 2006 г.
Рис. 1. Динамика начисленных и поступивших
налоговых сумм за
2011-2013 гг.
Таким образом, анализ показал,
что в период с 2011 по 2013 год в федеральный
бюджет страны поступило налоговых доходов
в сумме 6230,5 млн. руб. в 2011 году, 5162,6 млн.
руб. в 2012 г. и в 2013 году- 5364,0 млн. руб.
Основная масса доходов федерального
бюджета была обеспечена поступлениями:
НДС и налогов и сборов за пользование
природными ресурсами. [31]
2.2. Формирование
налоговых доходов областного бюджета
Белгородской области
В соответствии с официальными
данными Федеральной службы государственной
статистики РФ количество муниципальных
образований на 01.01.2013 г. в Белгородской
области составило 309. При этом 93 % приходится
на поселения. Муниципальные образования
городского типа насчитывают 25 штук.