Упрощённая система налогообложения малого бизнеса

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Ноября 2013 в 11:02, дипломная работа

Краткое описание

Без уверенной и чёткой системы налогообложения малое предпринимательство не имеет шансов на развитие и попросту стабильную деятельность, что замедляет экономический рост нашей страны и усугубляет его зависимость от сырьевых монополий – а это уже может рассматриваться как угроза национальным интересам, даже если принципы государственной политики в области налогов продолжают оставаться одобряемыми.

Содержание

Вступление
ГЛАВА 1. Теоретические основы упрощенной системы налогообложения
1.1 Субъекты малого бизнеса
1.2 Формы налогообложения малого бизнеса
1.3 Критерии применения упрощенной системы налогообложения и основные элементы системы
ГЛАВА 2. Анализ действующего механизма упрощённой системы налогообложения на примере ООО «ПЕЧАТЬ-ИНФО»
2.1 Краткая характеристика организации ООО «ПЕЧАТЬ-ИНФО». Организационная структура организации
2.2 Действующий механизм применения упрощенной системы налогообложения
2.3 Порядок исчисления и уплаты единого налога по данным ООО «ПЕЧАТЬ-ИНФО» за 2010 год
ГЛАВА 3. Перспективы развития специальных режимов налогообложения в Российской Федерации
3.1 Сравнительный анализ результатов деятельности ООО «ПЕЧАТЬ-ИНФО» при применении упрощённой системы налогообложения по ставке 6% и 15%
3.2 Перспективы развития специальных режимов налогообложения в Российской Федерации
Заключение
Список используемой литературы

Вложенные файлы: 1 файл

диплом 2.docx

— 115.81 Кб (Скачать файл)

Федеральный закон № 222-ФЗ от 29.12.1995 г. “Об упрощенной системе  налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства” и Федеральный Закон № 148-ФЗ от 31.07.1998 г. “О едином налоге на вмененный  доход для определенных видов  деятельности” создают предпосылки  для развития российского малого бизнеса и снижения налогового бремени  предпринимателей.

Неоспоримыми преимуществами данных систем налогообложения является упрощение исчисления налога и предоставления отчетности.

При выборе оптимальной системы  налогообложения следует руководствоваться  двумя ключевыми показателями: величиной  совокупного дохода и долей расходов в совокупном доходе.

1. Общая система налогообложения

Такая система налогообложения  обязательна для организаций, чья  сфера деятельности не попадает под  вмененную и упрощенную системы. Для ОСН характерно большее количество выплат и более сложная система налоговой отчетности.

Однако случается, что целесообразнее выбрать ОСН, даже если есть выбор между ней и УСН. Например, для многих организаций важно наличие входящего НДС у контрагентов. Это делает сотрудничество более выгодным, поскольку в этом случае сумма НДС вычитается из суммы дохода фирмы и налогом облагается оставшаяся сумма. В случае же взаимодействия организации с фирмой, работающей по УСН, НДС не вычитается из дохода и сумма, которая в итоге облагается налогом, оказывается больше, что, соответственно, увеличивает и налоговые отчисления.

2. Вмененная система налогообложения (ЕНВД, налог на вмененный доход)

Строго говоря, эту систему  невозможно «выбрать», она автоматически  вменяется предпринимателям, занимающимся определенными видами деятельности. Какие это виды деятельности –  решают местные органы власти (в  рамках Налогового кодекса РФ). Например, это может быть размещение рекламы, гостиничный бизнес и др. Законодатель устанавливает, каков, по его мнению, должен быть доход в данного вида деятельности, и эта вмененная сумма облагается фиксированным налогом в 15% в месяц.

Такой налог заменяет собой  НДС, налоги на прибыль, на имущество, а  для индивидуальных предпринимателей НДФЛ – налог на доходы физических лиц и налог на имущество физических лиц. Это не освобождает фирму  от ведения бухучета (хотя освобождает  от этого ИП), уплаты пенсионных взносов  и социального страхования.

Немаловажный момент: если фирмой или ИП совершается любая  операция, не попадающая под ЕНВД, эта  операция облагается налогами полностью, в зависимости от традиционной или  упрощенной системы налогообложения, которую целесообразно применить  в данном случае. В том же случае, когда предприниматель или фирма  сочетают виды деятельности, из которых  одни попадают под ЕНВД, а другие нет, возникает множество нюансов  и трудностей. В этом случае можно  обратиться в налоговые органы за разъяснением.

Также существует ряд налогов, которые уплачиваются вне зависимости  от того, действует ли ЕНВД или нет. Для каждой конкретной организации  необходимо уточнить в налоговых  органах список таких налогов. Это  может быть транспортный, земельный  налог и ряд других.

Несомненный плюс такой системы  налогообложения – в случае успешного  развития бизнеса, когда доход существенно  возрастает, можно не опасаться увеличения суммы налоговых выплат. Возможны ситуации, когда сумма налога кажется  несущественной по сравнению с доходами организации. Однако если бизнес не заладился  и доходы малы, сумма налога может  оказаться слишком велика, и уменьшить  ее нет возможности.

3. Упрощенная система налогообложения (УСН)

Такая система направлена на то, чтобы снизить налоговую  нагрузку на представителей малого бизнеса  и существенно облегчить им ведение  бухгалтерского учета.

Согласно Статье 346.20 НК РФ устанавливаются следующие налоговые  ставки по УСН:

- 6 %, если объектом налогообложения  являются доходы,

- 15%, если объектом налогообложения  являются доходы, уменьшенные на  величину расходов. С 1 января 2009 года законами субъектов РФ  могут быть установлены дифференцированные  налоговые ставки в пределах  от 5 до 15 процентов в зависимости  от категорий налогоплательщиков.

Чтобы перейти на такую  систему налогообложения, необходимы два условия:

- Средняя численность  сотрудников организации за отчетный  период не должна превышать  100 человек.

- По итогам 9 месяцев, предшествующих переходу на УСН, выручка предприятия или ИП должна составлять не более 45 млн. рублей.

Организации, занимающиеся некоторыми видами деятельности, не имеют  права использовать УСН. Список таких  видов деятельности указан в Статье 346.12 Налогового кодекса РФ. Также необходимо уточнить список налоговых выплат, которые выплачиваются при УСН, и схемы их расчета.

4. Единый сельскохозяйственный налог (ЕСХН)

Данную форму налогообложения  регулирует глава 26.1 НК РФ «Система налогообложения  для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог)». Предприниматели, работающие в сфере  сельского хозяйства, помимо традиционной формы налогообложения могут  выбрать Единый сельскохозяйственный налог, если доля дохода от реализации сельскохозяйственной продукции об общем объеме дохода составляет не менее 70%. При этом фирмы не имеют  права выбирать ЕСХН, если это организации  индустриального типа, которые в  своей деятельности не используют сельскохозяйственные угодья (птицефабрики, тепличные комбинаты, животноводческий комплекс, зверосовхозы), а также фирмы, у которых доля произведенных и израсходованных  кормов собственного производства составляет менее 20%.

Преимущества такого вида налогообложения:

- облегчается налоговая  нагрузка на слабые и средние  хозяйства;

- благодаря тому, что  ЕСХН уплачивается один раз  в год по истечению календарного  года, компенсируется специфический  для сельского хозяйства момент, связанный с тем, что первое  полугодие является затратным,  а доходы в основном поступают  во втором полугодии;

- количество налогов,  подлежащих уплате, сокращается  и упрощается ведение бухучета;

- налоговая ставка составляет 6%.

Среди недостатков ЕСХН можно  выделить главным образом неудобства, возникающие для предприятий  с высоким уровнем производства:

- теряется сумма возмещаемого  бюджетом НДС;

- необходимо дополнительно  уплачивать налог на прибыль.

Таким образом, наиболее выгодна  такая форма налогообложения  для малого бизнеса в сфере  сельского хозяйства и для  слабых и средних хозяйств.

 

1.3 Критерии применения  УСН и основные элементы системы

 

Упрощённая система налогообложения введена Федеральным законом от 29.12.1995 г. № 222-ФЗ «Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства» (далее - Федеральный закон от 29.12.1995 т, № 222-ФЗ), согласно которому ее применение предусматривало замену уплаты совокупности ряда установленных законодательством РФ федеральных, региональных и местных налогов и сборов уплатой единого налога.

В качестве, приоритетных задач  УСН при ее введении, были, определены: сокращение расходов малого бизнеса  на ведение налогового учета, снижение уровня связанных со сложным налоговым  законодательством налоговых рисков, упрощение выхода предпринимателей на рынок за счет появления возможности  точнее и проще планировать налоговые  платежи, сокращение налоговой нагрузки на малый бизнес. Помимо сокращения количества уплачиваемых налогов, вторым основным преимуществом УСН являлась минимизация документации налогоплательщика  за, счет введения книги учета доходов  и расходов по специальной форме, утвержденной Минфином России.

В то же время ряд авторов (Л.А. Давыдова и В. Будовская, М.В. Карп и др.) справедливо считали, что  упрощенная система налогообложения обладала определенным набором характеристик, которые делали ее применение нецелесообразным:

-жесткие ограничения  по численности работников (до 15 человек) и по совокупному годовому  объему выручки (до 10 млн. рублей);

-отмена налога на добавленную  стоимость (далее - НДС); затруднявшая  взаимодействие с контрагентами,  применяющими общий режим налогообложения;

-отсутствие добровольного  выбора объекта налогообложения  (выбор осуществлялся органом  государственной власти субъекта  Российской Федерации);

-невозможность отнесения  к расходам в целях налогообложения  единым налогом затрат капитального  характера (при объекте налогообложения  «совокупный доход»);

-нечеткость определения  понятия «совокупный доход» в Федеральном законе от 29.12.1995 г. № 222-ФЗ, позволяющая его произвольное толкование в части возможности отнесения тех или иных расходов организации на уменьшение совокупного дохода;

- сохранение для субъектов  упрощенной системы налогообложения обязанности уплачивать отчисления в государственные социальные внебюджетные фонды.

Недостатком законодательства по упрощенной системе налогообложения являлось и то, что его нормы не способны были охватить все многообразие операций налогоплательщиков, В результате, на практике возникали отдельные спорные вопросы по исчислению налоговых обязательств.

Таким образом, действовавшая  до 2003 г. система налогообложения  малого бизнеса в целом: не создавала  благоприятных условий для его  развития, а декларируемые цели снижения налогового бремени, упрощения отчетности и учета для субъектов малого предпринимательства фактически не были реализованы.

Федеральным законом от 21.07.2005 г. № 101-ФЗ глава 26.2 НК РФ дополнена статьей 34б.25.1 «Особенности применения упрощенной системы налогообложения индивидуальными  предпринимателями на основе патента», вступивший в силу с 1 января 2006 года. Она позволяет индивидуальным предпринимателям применять по своему выбору патентную систему налогообложения либо УСН, предусмотренную статьями 346.11 - 346.25 НК РФ. При этом решение о возможности применения индивидуальными предпринимателями патентной системы налогообложения принимается субъектами Российской Федерации.

По своему внутреннему  содержанию «новая» УСН на основе патента близка к принципам взимания ЕНВД (отсутствие зависимости от результатов  деятельности налогоплательщика, совпадение видов деятельности, механизм введения патентной системы в действие). Одновременно она сохраняет и  связь с «обычной» УСН (добровольность перехода налогоплательщиков на патентную  систему; распространение на налогоплательщиков всех норм, установленных главой 26,2. НК РФ). малый бизнес единый налог

Однако на практике применение УСН на основе патента не получило должного распространения: на 1 января 2007 г. патент применяли лишь 726 индивидуальных предпринимателей по всей России. Причины  этого: во-первых, трудности регионов в определении потенциально возможного годового дохода при УСН на основе патента, в результате чего она была введена с начала 2006 г, лишь в каждом пятом субъекте РФ; во-вторых, совпадение большинства видов деятельности, по которым возможно получение патента  при УСН, с видами деятельности, в  обязательном порядке переводимыми на ЕНВД.

Федеральным законом от 21.07.2005 г. № 101-ФЗ с 1 января 2006 г. увеличены: с 11 млн., рублей до 15 млн. рублей - величина предельного размера доходов  организации, ограничивающая право  перехода на УСН; с 15 млн. рублей до 20 млн. рублей - величина предельного размера  доходов налогоплательщиков, при  которой они утрачивают право  применять УСН, При этом указанные  величины подлежат индексации на ежегодно устанавливаемый коэффициент-дефлятор, а также на коэффициенты-дефляторы, которые применялись ранее.

Минфин России в своих  разъяснениях неоднократно указывал, что использоваться должен только один коэффициент-дефлятор на текущий год, поскольку он рассчитан с учетом предыдущих коэффициентов. Однако из текстов  Приказов Минэкономразвития России, которыми установлены значения коэффициента-дефлятора  для целей УСН на следующий  год, это не следует. Постановление  Президиума ВАС России от 12.05.2009 г. № 12010/08 по конкретному делу поддержало налогоплательщика, оспаривающего  правильность расчета величины предельного  размера доходов, ограничивающей право  перехода на УСН с 01.01.2008 г., в части  необходимости перемножения всех коэффициентов-дефляторов. В результате, возникла неопределенность в применении указанной нормы, что  затруднило работу налоговых органов.

Федеральный закон от 17 мая 2007 г. № 85-ФЗ «О внесении изменений в  главы 21, 26.1, 26.2 и 26.3 части второй НК РФ» упорядочил отдельные моменты  применения УСН (в том числе УСН  на основе патента), однако в целом  не решил основных проблемных вопросов этого специального налогового режима, ограничивающих ее дальнейшее распространение.

Более существенные изменения  внесены в главу 2б.2.НК РФ Федеральным  законом от 22 июля 2008 г., № 155-ФЗ «О внесении изменений в часть вторую НК РФ», вступившим в силу с 1 января 2009г.:

  • уточнен порядок переноса убытков и, отменено процентное ограничение по переносу убытка на текущий налоговый период;
  • отменено представление налоговых деклараций по налогу при применении УСН по итогам отчетных периодов;
  • расходы по приобретению сырья и материалов разрешено учитывать в составе расходов в момент погашения задолженности, т.е. по факту их оплаты;
  • в признаваемые расходы включены расходы на все виды обязательного страхования: ответственности, отменены ограничения размера включения в признаваемые расходы суточных и полевого довольствия;
  • -уточнены правила перехода на УСН и с УСН на иной режим налогообложения; 
    - внесены существенные изменения по УСН на основе патента;
  • - уточнены и дополнены виды деятельности, при наличии которых разрешается применять УСН на основе патента;
  • индивидуальным, предпринимателям разрешено привлекать наемных работников, среднесписочная численность которых не должна превышать за налоговый период 5 человек;
  • уточнено, что если по итогам налогового периода доходы налогоплательщика превысили размер; установленный пунктом 4 статьи 346.13 «Порядок и условия начала и прекращения применения упрощенной системы налогообложения» НК РФ, или если в течение налогового периода допущено несоответствие требованиям по количеству наемных работников, то такой налогоплательщик считается утратившим право на применение УСН на основе патента и перешедшим на общий режим налогообложения с начала налогового периода, на который ему был выдан патент;
  • ограничена самостоятельность субъектов РФ определять конкретные перечни видов предпринимательской деятельности для применения УСН на основе патента: органы государственной власти субъектов РФ могут ввести УСН на основе патента в целом (по всем видам деятельности) либо не вводить ее вовсе; » разрешена выдача патента на период от одного до 12 месяцев;
  • в качестве налогового периода установлен срок, на который выдан патент;
  • уточнено, что налогоплательщики УСН на основе патента ведут налоговый учет только в отношении доходов (в порядке, установленном статьей 346.24 НК).

Информация о работе Упрощённая система налогообложения малого бизнеса