Участники налоговых отношений и их взаимодействие

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Мая 2013 в 17:55, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной работы является:
познакомиться с основными участниками налоговых правоотношений;
установление права и обязанности участников правоотношений;
рассмотреть, как участники взаимодействуют между собой.
В первой главе рассматриваются налоговые и таможенные органы, как участники налоговых отношений. Установим, какими правами, обязанностями они обладают и как взаимодействуют с другими участниками правоотношений.
Во второй главе рассматриваются налогоплательщики, налоговые агенты и их представители. Установим, кто относится к налогоплательщикам, кто такие налоговые агенты и какие виды представителей бывают.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………..3
ГЛАВА 1. НАЛОГОВЫЕ И ТАМОЖЕННЫЕ ОРГАНЫ И ИХ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ С УЧАСТНИКАМИ НАЛОГОВЫХ ОТНОШЕНИЙ…...5
ГЛАВА 2. НАЛОГОПЛАТЕЛЬЩИКИ, НАЛОГОВЫЕ АГЕНТЫ, НАЛОГОВЫЕ ПРЕДСТАВИТЕЛИ И ИХ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ……………...15
ГЛАВА 3. ИНЫЕ УЧАСТНИКИ НАЛОГОВЫХ ОТНОШЕНИЙ И СФЕРА ИХ ВЗАИМОДЕЙСТВИ………………………………………………………………..22
3.1. Банки……………………………………………………………………………22
3.2. Лица, обязанные представлять сведенья для осуществления налогового контроля…………………………………………………………………………….24
3.3. Органы внутренних дел……………………………………………………….28
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………….32
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………………….33

Вложенные файлы: 1 файл

НАЛОГИ.docx

— 228.02 Кб (Скачать файл)

Таким образом, ряд полномочий налоговых органов передан таможенным органам, которые, как и органы внутренних дел РФ, налоговыми органами не являются, но входят в систему налогового администрирования, действуя строго в пределах своей  компетенции, определенной соответствующими законодательными актами.

В связи с тем что таможенные органы к числу налоговых органов не отнесены, но фактически призваны выполнять ряд присущих налоговым органам функций, в ст. 34 НК была включена норма, согласно которой они пользуются правами и несут обязанности налоговых органов, связанные с взиманием налогов и сборов при перемещении товаров через таможенную границу РФ. Указанные органы действуют на основании таможенного законодательства РФ, НК РФ, иными федеральными законами о налогах и (или) сборах, а также иными федеральными законами.

ФТС является федеральным  органом исполнительной власти, осуществляющим в соответствии с законодательством  РФ функции по контролю и надзору  в области таможенного дела, а  также функции агента валютного  контроля и специальные функции  по борьбе с контрабандой, иными  преступлениями и административными  правонарушениями.

Полномочия ФТС, определенные указанным положением, достаточно обширны, однако в сфере налогового администрирования  следует выделить лишь несколько  полномочий. ФТС осуществляет:

  1. взимание таможенных пошлин, налогов, антидемпинговых, специальных и компенсационных пошлин, таможенных сборов, контролирует правильность исчисления и своевременность уплаты указанных пошлин, налогов и сборов, принимают меры по их принудительному взысканию;
  2. ведение реестров лиц, осуществляющих деятельность в области таможенного дела;
  3. выдачу лицензий на учреждение свободного склада;
  4. информирование и консультирование на безвозмездной основе по вопросам таможенного дела участников внешнеэкономической деятельности;
  5. оперативно-розыскную деятельность в соответствии с законодательством РФ.

Крайне важным ограничением является то, что ФТС, как, впрочем, и  ФНС, не вправе осуществлять в сфере  налогов и сборов нормативно-правовое регулирование - его осуществляет исключительно  Минфин.

ФНС и ФТС подчинены  различным министерствам, однако они  должны обеспечивать без лишних административных барьеров тесное взаимодействие. Под  взаимодействием налоговых и  таможенных органов понимается основанное на законе (нормативных правовых актах) и общности задач налогового, таможенного  и валютного контроля, наиболее эффективное  сочетание полномочий, методов работы и средств, присущих каждому из этих органов, в целях обеспечения  полноты Поступления налогов  в бюджет, их взыскания и наложения  штрафных санкций. Данные органы осуществляют взаимодействие и координацию по основным направлениям.

В качестве основных форм такого взаимодействия можно выделить:

  1. издание совместных приказов, соглашений, инструкций; плановый и оперативный обмен информацией;
  2. организацию совместных рабочих групп;
  3. подготовку совместных аналитических материалов;
  4. подготовку согласованных предложений по совершенствованию законодательных и нормативно-правовых актов;
  5. согласование и утверждение планов совместной работы;
  6. совместные мероприятия по повышению квалификации кадров;
  7. проведение совместных служебных расследовании.

Особое место среди  этих форм занимает информационное взаимодействие ФНС и ФТС, осуществляемое исключительно  на безвозмездной основе. Обмен информацией  осуществляется в следующем порядке  плановом - в установленные сроки  и оперативном - инициативном и по запросам. Перечень такой информации определен Соглашением о сотрудничестве ФНС и ФТС от 14 июля 2005 г.

Плановый обмен информацией  осуществляется в электронном виде через Межрегиональную инспекцию  ФНС России по централизованной обработке  данных и Главный научно-информационный вычислительный центр ФТС России, которые обеспечивают доведение  плановой информации до территориальных  органов по ведомственной принадлежности.

Эффективное действие системы  налогового контроля предполагает взаимодействие налоговых органов с государственными органами, которые участвуют в налоговых отношениях (Рис. 2)

Федеральная таможенная служба


Межрегиональные инспекции  ФНС по контролю за отдельными категориями налогоплательщиков


ФНС России


Минфин России


Органы исполнительной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления


Управление ФНС по субъектам  РФ



Межрегиональные инспекции  ФНС (по федеральному округу)



 

 

 

 

 

Инспекция ФНС межрайонного уровня



Органы государственных  внебюджетных фондов



Инспекция ФНС России по районам, районах в  городах, городам без районного отделения



 

Органы внутренних дел



 

 

Рис. 2.  Система налоговых органов и взаимосвязи участников налоговых отношений в РФ5.

Структура налоговых органов  представлена центральным органом  управления - ФНС России и управлениями ФНС России по субъектам Федерации.

В федеральных округах  создаются межрегиональные инспекции  ФНС, которые решают поставленные задачи и осуществляют руководство налоговыми органами субъектов Федерации с  учетом специфики экономического развития региона и проводимой государственной  налоговой политики. В субъектах  Федерации созданы управления ФНС, которым подчинены инспекции  ФНС по городам, районам и межрайонные  инспекции (осуществляют контроль выполнения требований налогового законодательства налогоплательщиками, расположенными на территории нескольких административных районов).

На Минфин России (в части  налоговой и таможенной деятельности) возложена координация и контроль деятельности находящихся в его  ведении ФНС России, а также  контроль за исполнением ФТС России нормативных правовых актов по вопросам исчисления и взимания таможенных платежей, определения таможенной стоимости товаров и транспортных средств. Минфин России дает письменные разъяснения по вопросам применения законодательства РФ о налогах и сборах, принимает нормативные право вые акты в области налоговых отношений, утверждает формы расчетов по налогам и налоговых деклараций, обязательных для налогоплательщиков, налоговых агентов, и порядок их заполнения. Финансовые органы субъектов Федерации и муниципальных образований выполняют аналогичные обязанности в отношении региональных и местных налогов.

Взаимоотношения между налоговыми органами и налогоплательщиками  сводиться к исполнению требования законодательства. Каждая сторона исполняет возложенные на нее обязанности при этом, не нарушает права другой стороны.

Налоговые органы осуществляют налоговый контроль за налогоплательщиками, налоговыми агентами, плательщиками сборов. В целях проведения налогового контроля организации и физические лица подлежат постановке на учет в налоговых органах соответственно по месту нахождения организации, месту нахождения ее обособленных подразделений, месту жительства физического лица, а также по месту нахождения принадлежащих им недвижимого имущества и транспортных средств и по иным основаниям, предусмотренным НК РФ.

Каждому налогоплательщику  присваивается единый на всей территории Российской Федерации по всем видам  налогов и сборов идентификационный  номер налогоплательщика. Налоговый орган указывает идентификационный номер налогоплательщика во всех направляемых ему уведомлениях.

Каждый налогоплательщик указывает свой идентификационный  номер в подаваемых в налоговый  орган декларации, отчете, заявлении  или ином документе, а также в  иных случаях, предусмотренных законодательством, если иное не предусмотрено настоящей  статьей.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 2. НАЛОГОПЛАТЕЛЬЩИКИ, НАЛОГОВЫЕ АГЕНТЫ ИХ ПРЕДСТАВИТЕЛИ  И ИХ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ.

Налогоплательщиками и плательщиками  сборов признаются организации и  физические лица, на которых в соответствии с НК РФ возложена обязанность уплачивать соответственно налоги и (или) сборы.

В порядке, предусмотренном НК РФ, филиалы и иные обособленные подразделения российских организаций исполняют обязанности этих организаций по уплате налогов и сборов по месту нахождения этих филиалов и иных обособленных подразделений.

В соответствии с НК РФ ст. 21 налогоплательщики имеют право:

1) получать по месту  своего учета от налоговых органов бесплатную информацию о действующих налогах и сборах, законодательстве о налогах и сборах и принятых в соответствии с ним нормативных правовых актах, порядке исчисления и уплаты налогов и сборов, правах и обязанностях налогоплательщиков, полномочиях налоговых органов и их должностных лиц, а также получать формы налоговых деклараций (расчетов) и разъяснения о порядке их заполнения;

2) получать от Министерства  финансов РФ письменные разъяснения по вопросам применения законодательства РФ о налогах и сборах, от финансовых органов субъектов РФ и муниципальных образований - по вопросам применения соответственно законодательства субъектов РФ о налогах и сборах и нормативных правовых актов муниципальных образований о местных налогах и сборах;

3) использовать налоговые  льготы при наличии оснований  и в порядке, установленном законодательством о налогах и сборах;

4) получать отсрочку, рассрочку  или инвестиционный налоговый  кредит в порядке и на условиях, установленных настоящим Кодексом;

5) на своевременный зачет или возврат сумм излишне уплаченных либо излишне взысканных налогов, пени, штрафов;

6) представлять свои интересы  в отношениях, регулируемых законодательством  о налогах и сборах, лично либо  через своего представителя;

7) представлять налоговым  органам и их должностным лицам  пояснения по исчислению и  уплате налогов, а также по  актам проведенных налоговых  проверок;

8) присутствовать при  проведении выездной налоговой  проверки;

9) получать копии акта  налоговой проверки и решений  налоговых органов, а также  налоговые уведомления и требования  об уплате налогов;

10) требовать от должностных  лиц налоговых органов и иных  уполномоченных органов соблюдения  законодательства о налогах и  сборах при совершении ими  действий в отношении налогоплательщиков;

11) не выполнять неправомерные  акты и требования налоговых  органов, иных уполномоченных  органов и их должностных лиц,  не соответствующие настоящему  Кодексу или иным федеральным  законам;

12) обжаловать в установленном  порядке акты налоговых органов,  иных уполномоченных органов  и действия (бездействие) их должностных  лиц;

13) на соблюдение и сохранение налоговой тайны;

14) на возмещение в полном  объеме убытков, причиненных незаконными  актами налоговых органов или  незаконными действиями (бездействием) их должностных лиц;

15) на участие в процессе  рассмотрения материалов налоговой  проверки или иных актов налоговых  органов в случаях, предусмотренных  НК РФ.

2. Налогоплательщики имеют  также иные права, установленные  НК РФ и другими актами законодательства о налогах и сборах.

Обеспечение и защита прав налогоплательщиков (плательщиков сборов) ст. 22 НК РФ: 

1. Налогоплательщикам (плательщикам  сборов) гарантируется административная и судебная защита их прав и законных интересов.

2. Права налогоплательщиков (плательщиков сборов) обеспечиваются  соответствующими обязанностями  должностных лиц налоговых органов  и иных уполномоченных органов. Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей по обеспечению прав налогоплательщиков (плательщиков сборов) влечет ответственность, предусмотренную федеральными законами.  

Согласно ст. 23 НК РФ налогоплательщики обязаны:

1) уплачивать законно  установленные налоги;

2) встать на учет в  налоговых органах, если такая  обязанность предусмотрена НК РФ;

3) вести в установленном  порядке учет своих доходов  (расходов) и объектов налогообложения,  если такая обязанность предусмотрена  законодательством о налогах  и сборах;

4) представлять в установленном  порядке в налоговый орган  по месту учета налоговые декларации (расчеты), если такая обязанность  предусмотрена законодательством  о налогах и сборах;

5) представлять в налоговый  орган по месту жительства  индивидуального предпринимателя,  нотариуса, занимающегося частной  практикой, адвоката, учредившего  адвокатский кабинет, по запросу  налогового органа книгу учета доходов и расходов и хозяйственных операций; представлять в налоговый орган по месту нахождения организации годовую бухгалтерскую (финансовую) отчетность не позднее трех месяцев после окончания отчетного года, за исключением случаев, когда организация в соответствии с Федеральным законом от 6 декабря 2011 года N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете" не обязана вести бухгалтерский учет;

Информация о работе Участники налоговых отношений и их взаимодействие