Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Января 2013 в 19:47, шпаргалка
Шпаргалка содержит ответы на экзаменационные вопросы по "Налогам".
Доходы бюджетов образуются за счет налоговых и неналоговых видов доходов, а также за счет безвозмездных перечислений.
К налоговым доходам относятся
предусмотренные налоговым
Доходы подразделяются также на собственные и регулирующие. К собственным доходам бюджетов относятся доходы, полностью или частично закрепленные на постоянной основе в соответствии с законодательством РФ за соответствующими бюджетами. Под регулирующими доходами понимаются федеральные и региональные налоги и иные платежи, по которым на очередной финансовый год, или на долговременной основе (не менее чем на 3 года), установлены нормативы отчислений (в процентах) в бюджеты субъектов РФ или местные бюджеты.
В структуре налоговых платежей в консолидированном бюджете РФ за основными бюджетообразующими налогами являются: НДС, который формирует 1/4 от общего объема налоговых доходов бюджета, налог на прибыль организаций – 1/5, НДФЛ – 1/8, акцизы – 1/9. В составе бюджетоообразующих налогов наибольший вес принадлежит налогу на добавленную стоимость и акцизам. Это говорит о том, что в структуре современной налоговой системы России преобладают косвенные налоги.
Мировой опыт свидетельствует, что налоговая система, построенная на базе НДС, обеспечивает высокую стабильность поступлений в бюджет налогов и незначительную зависимость его от характера экономической конъюнктуры.
7. Нормативно-правовое
регулирование налоговых
Налоговые отношения, которые регулируются Налоговым кодексом РФ и законодательством о налогах и сборах, можно классифицировать в следующем виде:
Первая группа - отношения, связанные с установлением налогов и сборов на федеральном, региональном и местном уровне соответственно;
Вторая группа - отношения, связанные с введением налогов и сборов на федеральном, региональном и местном уровне соответственно;
Третья группа - отношения по взиманию налогов и сборов, которые проявляются в процессе исполнения налоговых и квазианалоговых отношений, т.е. при исчислении и уплате конкретных видов налоговых платежей налогоплательщиками и плательщиками сборов, а также при исполнении обязанностей иными обязанными лицами - налоговыми агентами, банками и т.д. (условно данные обязанности, непосредственно не связанными с исчислением и уплатой налогов и сборов, можно обозначить как "квазиналоговые").
Четвертая группа - отношения, возникающие по осуществлению налогового контроля со стороны соответствующих государственных органов.
Пятая группа - отношения, возникающие в процессе привлечения к ответственности за совершение налоговых правонарушений.
Принципы правового
Основные принципы правового регулирования налоговых отношений могут быть как общими для всех отраслей права, так и специфическими для целей налогообложения. Можно сформулировать пять основных юридических принципов налогообложения:
• принцип равного налогового бремени (нейтральности). Каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги и сборы. Законодательство о налогах и сборов основывается на признании всеобщности и равенства налогообложения. При установлении налогов учитывается фактическая способность налогоплательщика к уплате налога. Согласно данному принципу не допускается устанавливать дифференцированные ставки налогов и сборов, налоговые льготы в зависимости от формы собственности, гражданства физических лиц или места происхождения капитала. Налоги и сборы не могут иметь дискриминационный характер и различно применяться исходя из социальных, расовых, национальных, религиозных и иных критериев;
• принцип отрицания обратной силы налогового закона. Это общеотраслевой принцип, согласно которому принятый закон, приводящий к изменению размеров налоговых платежей, не распространяется на отношения, возникшие до его принятия. Данный принцип закреплен в п.2 статьи 5 НК РФ: «Акты законодательства о налогах и сборах, устанавливающие новые налоги и (или) сборы, повышающие налоговые ставки, размеры сборов, устанавливающие или отягчающие ответственность за нарушение законодательства о налогах и сборах, устанавливающие новые обязанности или иным образом ухудшающие положение налогоплательщиков или плательщиков сборов, а также иных участников отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах, обратной силы не имеют». Кроме того, акты законодательства о налогах и сборах, устраняющие или смягчающие ответственность за нарушение законодательства о налогах и сборах либо устанавливающие дополнительные гарантии защиты прав налогоплательщиков имеют обратную силу. Законы, отменяющие налоги, снижающие размеры ставок налогов, устанавливающие обязанности налогоплательщиков, налоговых актов, их представителей или иным образом улучшающие их положение, могут иметь обратную силу, если прямо предусматривают это;
• принцип приоритета налогового закона над неналоговыми законами. Данный принцип является специальным. Он означает, что неналоговые законы содержащие нормы, касающиеся каким-либо образом налоговой сферы, применяются только в том случае, если они подтверждены и соответствуют нормам налогового законодательства. В случае коллизии норм применяются положения налогового законодательства;
• принцип наличия всех элементов налога в налоговом законе. Предполагает, что отсутствие хотя бы одного элемента позволяет налогоплательщику не уплачивать налог или уплачивать его удобным для себя образом. Согласно НК РФ налог считается установленным лишь в том случае, когда определены налогоплательщики и элементы налогообложения, а именно: объект налогообложения, налоговая база, налоговый период, налоговая ставка, порядок исчисления налога, порядок и сроки уплаты налога;
• принцип сочетания интересов государства, субъектов РФ, местного самоуправления и налогоплательщика в правовом регулировании налоговых правоотношений и при применении налогового закона.
Этот принцип присущ любой системе налогового законодательства и предполагает неравенство сторон (государство, субъекты Федерации, органы местного самоуправления, налогоплательщик) в правовом регулировании налоговых отношений и при применении законодательства о налогах и сборах. Это неравенство проявляется в неравном положении плательщика налогов (сборов), при взыскании недоимок и штрафов и возврате переплаченных налогов.
8. Налоговая политика РФ, ее структура и принципы построения.
Налоговая политика -- это совокупность экономических, финансовых и правовых мер государства по формированию налоговой системы страны в целях обеспечения финансовых потребностей государства, отдельных социальных групп общества, а также развития экономики страны за счет перераспределения финансовых ресурсов. В этой деятельности государство опирается на функции, присущие налогам, и использует эти функции для проведения активной налоговой политики.
Содержание и цели налоговой
политики обусловлены социально-
Совокупность налогов, сборов, пошлин и других платежей, взимаемых в установленном порядке, образуют налоговую систему.
Первая часть Налогового кодекса введена в действие с 1 января 1999 г. Она устанавливает систему налогов и сборов, общие правила исполнения обязанности по их уплате, основы налогового контроля, ответственность за совершение налоговых правонарушений, порядок обжалования актов налоговых органов и др.
Вторая часть введена в
К федеральным налогам относятся НДС, акцизы, НДФЛ (введены одновременно со вступлением в силу второй части), налог на прибыль организаций и НДПИ (взимаются с 1 января 2002 г.), водный налог (уплачивается с 1 января 2005 г.). С 1 января 2001 г. по 1 января 2010 г. взимался ЕСН (заменен взносами на конкретные виды страхования). Также в федеральный бюджет уплачиваются сборы за пользование объектами животного мира и водных биоресурсов, госпошлина. Они взимаются соответственно с 2004 и 2005 гг.
В число региональных налогов входят транспортный (введен в 2002 г.), на игорный бизнес и на имущество организаций (взимаются с 1 января 2004 г.). В период с 1 января 2002 г. по 1 января 2004 г. также уплачивался налог с продаж.
Единственный местный налог - земельный - был введен в 2005 г.
С 2002 г. действует раздел о специальных налоговых режимах. Первоначально он содержал только положения о ЕСХН. Позже раздел дополнили главами об УСН и ЕНВД (применяются с 1 января 2003 г.), а также главой "Система налогообложения при выполнении соглашений о разделе продукции".
Возглавляет налоговую систему
Государственная налоговая
Главной задачей Государственной
налоговой службы РФ является контроль
за соблюдением законодательства о
налогах, правильностью их исчисления,
полнотой и своевременностью внесения
в соответствующие бюджеты
Под термином «налоговое законодательство» понимаются только законы Российской Федерации, решения органов власти субъектов Федерации, которые изданы на основе Конституции и федеральных законов и в пределах полномочий, предоставленных этим органам Конституцией Российской Федерации.
Установить налог - не значит дать ему название. Нельзя выполнить обязанность по уплате налога, если не известны обязанное лицо, размер налогового обязательства и порядок его исполнения.
Установить налог - значит, установить и определить все существенные элементы его конструкции (налогоплательщик, объект и предмет налога, налоговый период и т.д.).
1. Налогоплательщики имеют право:
2. Налогоплательщики
имеют также иные права,
3. Плательщики сборов имеют те же права, что и налогоплательщики.
1. Налогоплательщики обязаны:
2. Налогоплательщики-организации и ИП - помимо обязанностей, предусмотренных пунктом 1 настоящей статьи, обязаны письменно сообщать в налоговый орган соответственно по месту нахождения организации, месту жительства ИП:
3. Плательщики сборов обязаны уплачивать законно установленные сборы, а также нести иные обязанности, установленные законодательством о налогах и сборах.