4. За невыполнение или ненадлежащее
выполнение возложенных на него
обязанностей налогоплательщик (плательщик
сборов) несет ответственность
в соответствии с законодательством Российской
Федерации.
5. Налогоплательщики (плательщики
сборов), уплачивающие налоги и
сборы в связи с перемещением
товаров через таможенную границу
Российской Федерации, также несут
обязанности
Налоговые агенты имеют те же права, что и налогоплательщики.
Налоговые агенты по НДС
обязаны:
- правильно и своевременно исчислять, удерживать из денежных средств, выплачиваемых налогоплательщикам, и перечислять сумму НДС в бюджетную систему РФ на соответствующие счета Федерального казначейства;
- вести учет начисленных и выплаченных налогоплательщикам доходов, исчисленных, удержанных и перечисленных в бюджетную систему Российской Федерации налогов, в том числе по каждому налогоплательщику;
- представлять в налоговый орган по месту своего учета документы,
необходимые для осуществления контроля
за правильностью исчисления, удержания
и перечисления налогов;
- в течение 4 лет обеспечивать сохранность документов, необходимых для исчисления, удержания и перечисления налогов.
Налоговые агенты перечисляют удержанные
налоги в порядке, предусмотренном НК
РФ для уплаты налога налогоплательщиком.
За неисполнение или ненадлежащее
исполнение возложенных на него обязанностей
налоговый агент несет ответственность
в соответствии с законодательством
Российской Федерации.
10. Права и обязанности налоговых
органов.
Налоговые органы
вправе:
- требовать от налогоплательщика или налогового агента документы по формам, установленным государственными органами и органами местного самоуправления, служащие основаниями для исчисления и уплаты налогов, а также пояснения и документы, подтверждающие правильность исчисления и своевременность уплаты налогов;
- проводить налоговые проверки в порядке, установленном НК;
- производить выемку документов при проведении налоговых проверок, свидетельствующих о совершении налоговых правонарушений, в случаях, когда есть достаточные основания полагать, что эти документы будут уничтожены, сокрыты, изменены или заменены;
- вызывать на основании письменного уведомления налогоплательщиков, налоговых агентов для дачи пояснений в связи с уплатой ими налогов либо в связи с налоговой проверкой, а также в иных случаях, связанных с исполнением ими законодательства о налогах и сборах;
- приостанавливать операции по счетам в банках и налагать арест на имущество налогоплательщиков, налоговых агентов;
- осматривать (обследовать) любые используемые налогоплательщиком для извлечения дохода либо связанные с содержанием объектов налогообложения независимо от места их нахождения производственные, складские, торговые и иные помещения и территории, проводить инвентаризацию принадлежащего ему имущества;
- определять суммы налогов, подлежащие внесению налогоплательщиками в бюджет (внебюджетные фонды), расчетным путем на основании имеющейся у них информации о налогоплательщике, а также данных об иных аналогичных налогоплательщиках в случаях отказа налогоплательщика допустить должностных лиц налогового органа к осмотру производственных, складских, торговых помещений и территорий, используемых налогоплательщиком для извлечения дохода либо связанных с содержанием объектов налогообложения, непредставления в течение более двух месяцев необходимых для расчета налогов документов, отсутствия учета доходов и расходов, учета объектов налогообложения или ведения учета с нарушением установленного порядка, приведшего к невозможности исчислить налоги;
- требовать от налогоплательщиков, налоговых агентов, их представителей устранения выявленных нарушений законодательства о налогах и сборах и контролировать выполнение указанных требований;
- взыскивать недоимки по налогам и сборам, а также пени, штрафы с организаций и предпринимателей, не обращаясь с иском в суд;
- контролировать соответствие крупных расходов физических лиц их доходам;
- требовать от банков документы, подтверждающие исполнение платежных поручений налогоплательщиков, налоговых агентов и инкассовых поручений налоговых органов о списании с их счетов сумм налогов и пени;
- заявлять ходатайства об аннулировании или о приостановлении действия выданных юридическим и физическим лицам лицензий на право осуществления определенных видов деятельности;
- предъявлять в суды общей юрисдикции или арбитражные суды иски:
- о взыскании налоговых санкций с лиц, допустивших нарушения законодательства о налогах и сборах;
- о признании недействительной государственной регистрации юридического лица или физического лица в качестве индивидуального предпринимателя;
- о ликвидации организации любой организационно-правовой формы по основаниям, установленным законодательством;
- о досрочном расторжении договора о налоговом кредите и договора об инвестиционном налоговом кредите.
Налоговые органы наравне
с судьями вправе устанавливать
обстоятельства, смягчающие или отягчающие
налоговую ответственность за совершение
налогового нарушения.
Налоговые органы
обязаны:
- соблюдать законодательство о налогах и сборах;
- осуществлять контроль за соблюдением законодательства о налогах и сборах, а также принятых в соответствии с ним нормативных правовых актов;
- вести в установленном порядке учет налогоплательщиков;
- проводить разъяснительную работу по применению законодательства о налогах и сборах, а также принятых в соответствии с ним нормативных правовых актов, бесплатно информировать налогоплательщиков о действующих налогах и сборах, представлять формы установленной отчетности и разъяснять порядок их заполнения, давать разъяснения о порядке исчисления и уплаты налогов и сборов;
- осуществлять возврат или зачет излишне уплаченных или излишне взысканных сумм налогов, пеней и штрафов;
- соблюдать налоговую тайну;
- направлять налогоплательщику или налоговому агенту копии акта налоговой проверки и решения налогового органа, а также налоговое уведомление и требование об уплате налога и сбора.
Таможенные органы пользуются
правами и несут обязанности налоговых органов по взиманию
налогов и сборов при перемещении товаров
через таможенную границу РФ в соответствии
с таможенным законодательством, НК.
Предусмотрена ответственность
налоговых и таможенных органов
за убытки, причиненные налогоплательщикам
вследствие неправомерных действий (решений)
или бездействия, а равно неправомерных
действий (решений) или бездействия должностных
лиц и других работников указанных органов
при исполнении ими служебных обязанностей.
11. Состав, структура, функции налоговых
органов гл.5 ст 30
Состав:
Налоговые органы составляют единую централизованную
систему контроля за соблюдением законодательства
о налогах и сборах, за правильностью исчисления,
полнотой и своевременностью уплаты (перечисления)
в бюджетную систему РФ налогов и сборов,
а в случаях, предусмотренных законодательством РФ,
за правильностью исчисления, полнотой
и своевременностью уплаты (перечисления)
в бюджетную систему Российской Федерации
иных обязательных платежей. В указанную
систему входят федеральный орган (ФНС
России) исполнительной власти, уполномоченный
по контролю и надзору в области налогов
и сборов, и его территориальные органы
(инспекция ФНС).
Структура:
Структурно налоговые органы построены
по территориальному признаку: Центральный
аппарат ФНС РФ руководит работой 89 управлений
ФНС, которые образованы в каждом субъекте
Российской Федерации. Управлениям подчиняются
налоговые инспекции районов и городов,
находящихся на территории этого субъекта
РФ, в том числе инспекции межрайонного
уровня, охватывающие сразу несколько
районов. Все налоговые инспекции составляют
основное ядро на самом первом (нижнем)
уровне структуры налоговых органов.
Кроме этого, сформировано
7 межрегиональных инспекций ФНС по федеральным
округам, 9 специализированных (по видам
деятельности), ориентированных на крупнейших
налогоплательщиков, и ещё одна аналитическая
для обработки данных. Эти инспекции подчинены
напрямую центральному аппарату и не имеют
отношения к управлениям ФНС – не подчиняют
их и не подчиняются им. В самом аппарате
ФНС сформированы управления по видам деятельности
для руководства и контроля по направлениям
– строительство, банки, производство,
финансовые рынки и т.д.
(Структура ФНС:
- Межрегиональные инспекции ФНС России по федеральным округам (Центральный, Приволжский, Южный, Северо-Кавказский, Сибирский, Дальневосточный, Северо-Западный и Уральский);
- Межрегиональная инспекция ФНС России по централизованной обработке данных (МИ ФНС России по ЦОД));
- Межрегиональные инспекции по крупнейшим налогоплательщикам (МИ ФНС России по КН):
12. Налоговый контроль: формы и
методы проведения. Гл.14
Налоговым контролем
признается деятельность уполномоченных
органов по контролю за соблюдением налогоплательщиками,
налоговыми агентами и плательщиками
сборов законодательства о налогах и сборах
в порядке, установленном настоящим Кодексом.
Налоговый кодекс устанавливает следующие формы проведения налогового контроля
(ст. 82 НК РФ):
- налоговые проверки;
- получение объяснений налогоплательщиков,
налоговых агентов и плательщиков сборов;
- проверки данных учета и отчетности;
- осмотр и обследование помещений и территорий, используемых для извлечения дохода (прибыли);
- другие формы.
Специально-правовые методы налогового контроля представляют
собой совокупность способов изучения
объекта и предмета налогового контроля:
- визуальный осмотр (проверка заполнения всех необходимых реквизитов отчета, наличия подписей уполномоченных должностных лиц),
- арифметическую и формальную проверку документов, сопоставление данных,
выборочный и сквозной методы проверки
документов и т.д.
В последнее время в области
правового регулирования методов
и форм контрольной деятельности
появилась новая правовая форма
регламентации контроля – стандарты
контрольной деятельности. Стандарты
контрольной деятельности устанавливают
основные единые принципы проведения
контроля и требования к проведению контроля
соответствующими органами. Очень часто
стандарты определяют требования к профессиональной
квалификации инспекторов, правовому
и документальному обеспечению проверок,
оформлению результатов (доказательств),
действиям контролирующих органов.
В зависимости от времени совершения
контроля выделяют три основные формы налогового контроля
- предварительный, текущий и последующий.
Все они находятся в тесной взаимосвязи,
отражая непрерывный характер контроля.
- Основным методом, реализующим предварительный контроль являются камеральные проверки. Они осуществляются непосредственно в инспекции, в день поступления или в последующие периоды, посредством
проверки всех поступающих бухгалтерских
отчетов и налоговых расчетов.
Основными задачами камеральной проверки
являются:
- визуальная проверка правильности оформления бухгалтерской отчетности, т.е. проверка заполнения всех необходимых реквизитов отчета, наличия
подписей уполномоченных должностных
лиц;
- проверка правильности составления расчетов по налогам, включающая в себя арифметический подсчет итоговых сумм налогов, подлежащих уплате в бюджет, проверку обоснованности применения ставок налога и налоговых льгот,
правильности отражения показателей,
необходимых для исчисления налогооблагаемой
базы, проверка своевременности представления
расчетов по налогам;
- проверка сопоставимости отчетных показателей с показателями предыдущего отчетного периода;
- проверка согласованности показателей, повторяющихся в бухгалтерской отчетности и в налоговых расчетах;
- Текущий контроль называют иначе оперативным. Он ежедневно осуществляется отделами налоговой инспекции для предотвращения нарушений налоговой дисциплины в процессе осуществления
финансово-хозяйственной деятельности
предприятий и физических лиц, выполнения
ими обязательств перед бюджетом. Основным
методом, применяемом при этой форме контроля,
является экспресс-проверка с использованием
методов наблюдения, обследования и анализа.
- Последующий контроль является неотъемлемой частью налогового контроля. Он сводится к проверке финансово- хозяйственной деятельности организаций и физических лиц за истекший период на предмет правильности исчисления, полноты и своевременности поступления предусмотренных действующим законодательством налоговых и других обязательных платежей.
- Последующий контроль отмечается углубленным изучением всех сторон финансово-хозяйственной деятельности, что позволяет вскрыть недостатки предварительного и текущего контроля. Эта форма контроля осуществляется путем проведения документальных проверок с использованием таких методов как наблюдение, обследование и анализа непосредственно на месте - на предприятиях, в учреждениях и организациях. Документальная проверка является специфическим методом налогового контроля, т. к. она сочетает в себе черты таких общих методов финансового контроля как проверки и ревизии.
13.Виды налоговых проверок
Налоговая проверка - это контроль
налогового органа по своевременному
начислению денежных средств и полной
уплаты налогов. Это процесс контроля
происходит в соответствии налоговых
деклараций, данные которых поступили
в налоговые органы. Проведение налоговых
проверок происходит а соответствии с
законом НК РФ.
Камеральная проверка:
налогоплательщик предоставляет все необходимые
документы налоговых деклараций, которые являются основанием для начисления
денежных средств и уплаты налогов. Так
же он предоставляет документы о своей
деятельности, осуществляемая на территории
налогового органа. Камеральная проверка
проводится лицами, имеющими полномочия,
без специального согласия руководителя
налогового органа. Такая проверка осуществляется
сроком в три месяца со дня подачи налоговой
декларации, если законодательством не
установлены другие сроки. Главная задача
камеральной проверки выявить и не допустить
налоговые правонарушения, взыскать денежные
средства не уплаченных налогов и пени,
при необходимости возбудить налоговые
санкции и выявить налогоплательщиков
для выездных налоговых проверок.
Выездная налоговая проверка проверяет
учетные и другие бухгалтерские отчетности,
хозяйственные договора, выполнение обязательств
согласно договору, внутренних приказов,
протоколов и других документов; облагает
налогом помещения предназначенные для
торговли, складов и производства; проводит
инвентаризацию имущества налогоплательщика.
Выездную налоговую проверку осуществляют индивидуальные предприниматели и
налоговый орган и, при необходимости,
привлекает к проверке специалистов и
переводчиков. Сроки выездной проверки
длятся в три календарных года работы
налогоплательщика. В течении одного года
выездная налоговая проверка имеет право
на проверку только один раз и только по
одному налогу. Срок проведения проверки
длится два месяца.
Встречная проверка применима
по документам в нескольких экземплярах:
накладные, счета - фактуры и тд. То есть
эти документы имеются в разных подразделениях
организации и имеют одинаковое содержание.
Нарушением считается не совпадение количества
товара, единица измерения, цена и тд. Если
экземпляра нет это говорит о сокрытии
доходов.
Комплексная проверка проверяет
финансовую и хозяйственную сторону организации
за период времени. Обычно такая проверка
является разовой сроком в три года и лишь
в том случае если предполагаются нарушения
исчисления и перечисления налогов.
Тематическая
проверка проверяет начисления денежных средств
и уплату налогов на прибыль, НДС, налога на имущество и прочее. Такая проверка проводится
при необходимости и выявления нарушения
текущего налогового инспектирования.
Оформляется тематическая проверка отдельным
актом.