Экономико-правовая природа налога на добавленную стоимость, объекты и субъекты

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Марта 2014 в 17:01, реферат

Краткое описание

Актуальность. Актуальность проблемы заключается в совершенствовании косвенного налогообложения, и в частности, налога на добавленную стоимость. Данная проблема в настоящее время являются чрезвычайно актуальной для Российской Федерации. Начиная с 1992 года, когда в стране впервые был введен НДС, ведутся постоянные споры о целесообразности его взимания, величине ставок и порядке исчисления обязательств по налогу, объеме и структуре льгот порядке взимания НДС при экспорте и импорте товаров и услуг в т.ч. со странами СНГ и таможенного союза.

Содержание

Введение.......................................................................................................................3
1 Теоретические аспекты сущности НДС.................................................................5
1.1 Экономическое содержание НДС, его место и роль в налоговой системе РФ..................................................................................................................................5
1.2 Плательщики, объект налогообложения и порядок определения налоговой базы.............................................................................................................................12
2 Анализ выплаты НДС на примере налоговых органов.......................................28
2.1 Организационно-экономическая характеристика ИФНС РФ № 1.................28
2.2 Анализ динамики и структуры налоговых платежей, контролируемых Инспекцией Федеральной налоговой службой Российской Федерации..............34
2.3 Анализ изменений по НДС на 2009 год и его начисления..............................40
3 Основные предложения по совершенствованию системы НДС........................54
Заключение.................................................................................................................63
Список использованной литературы.......................................................................65

Вложенные файлы: 1 файл

Роль налога на добавленную стоимость 2009 З.doc

— 577.50 Кб (Скачать файл)

Местом реализации услуг также признается территория РФ, если транспортные средства по договору фрахтования, предполагающему перевозку на этих транспортных средствах, предоставляются российскими организациями и предпринимателями и пункт отправления и пункт назначения находятся в РФ. Транспортными средствами признаются воздушные, морские суда и суда внутреннего плавания, используемые для перевозок товаров и пассажиров.

  • услуги (работы), непосредственно связанные с перевозкой товаров транзитом, оказываются (выполняются) организациями или предпринимателями, местом осуществления деятельности которых признается территория РФ;
  • деятельность организации или предпринимателя, которые выполняют работы (оказывают услуги), осуществляется в РФ.

Дополнительно следует отметить, что местом реализации работ (услуг) не признается территория РФ, если [21]:

    1. работы (услуги) связанны непосредственно с недвижимым имуществом (за исключением воздушных, морских судов и судов внутреннего плавания, а также космических объектов), находящимся за пределами РФ (в частности, строительные, монтажные, строительно-монтажные, ремонтные, реставрационные работы, работы по озеленению, услуги по аренде);
    2. работы (услуги) связанны непосредственно с находящимся за рубежом движимым имуществом, а также с находящимся за рубежом воздушными, морскими судами и судами внутреннего плавания (в частности, монтаж, сборка, переработка, обработка, ремонт, техническое обслуживание);
    3. услуги фактически оказываются за рубежом в сфере культуры, искусства, образования (обучения), физической культуры, туризма, отдыха и спорта;
    4. покупатель работ (услуг) не осуществляет деятельность в РФ. Положение настоящего пункта применяется при выполнении тех видов работ и услуг, которые перечислены в приведенном выше п. 4;
    5. услуги по перевозке и услуги (работы), непосредственно связанные с перевозкой, транспортировкой, фрахтованием, не перечислены в приведенных выше подп.4.1 и 4.2.

Местом осуществления деятельности организации или предпринимателя, которые предоставляют в пользование воздушные суда, морские суда или суда внутреннего плавания по договору аренды (фрахтования на время) с экипажем, а также услуги по перевозке, не признается территория РФ, если перевозка осуществляется между портами, находящимися за пределами РФ.

Если реализация работ (услуг) носит вспомогательный характер по отношению к реализации основных работ (услуг), местом такой вспомогательной реализации признается место реализации основных работ (услуг).

Документами, подтверждающими место выполнения работ (оказания услуг), являются [26]:

  1. контракт, заключенный с иностранными или российскими лицами;
  2. документы, подтверждающие факт выполнения работ (оказания услуг).

Для обложения НДС, как, впрочем, и для обложения другими налогами, особое значение имеет определение даты возникновения объекта налогообложения, в данном случае – реализации (передачи) товаров (работ, услуг). Можно также говорить и о моменте определения налоговой базы.

По общему правилу моментом определения базы является наиболее ранняя из следующих дат:

  • день отгрузки (передачи) товаров, имущественных прав;
  • день оплаты, частичной оплаты в счет предстоящих поставок товаров, передачи имущественных прав.

Если товар не отгружается и не транспортируется, но происходит передача права собственности на него, такая передача приравнивается к отгрузке.

В табл. 1 представлены моменты определения налоговой базы для некоторых типичных хозяйственных ситуаций.

Таблица 1 – Моменты определения налоговой базы

Хозяйственная ситуация

Момент определения налоговой базы

1

2

При реализации плательщиком товаров, переданных им на хранение по договору складского хранения с выдачей складского свидетельства

День реализации складского свидетельства

При передачи имущественных прав в форме последующей уступки новым кредитором, получившим денежное требование,

вытекающее из договора реализации товаров, операции по реализации которых подлежат обложению

День уступки денежного требования или день прекращения

соответствующего обязательства

При прекращении соответствующего обязательства

При передачи имущественных прав плательщиками (в том числе участниками долевого строительства, на жилые дома или жилые помещения, доли в жилых домах или жилых помещениях, гаражи или машиноместа)

День уступки (последующей уступки) требования или день исполнения обязательства должником

При приобретении денежного требования у третьих лиц

При передачи прав, связанных с правом заключения договора, и арендных прав

День передачи имущественных прав

При реализации товаров (работ, услуг) по экспорту (за исключением нефти, включая стабильный газовый конденсат, природного газа, которые экспортируются на территории государств – участников СНГ) при условии их фактического вывоза из РФ

Последний день месяца, в котором собран полный пакет документов, предусмотренных для подтверждения обоснованности применения ставки 0% и налоговых вычетов в налоговый орган

   
 

Продолжение таблицы 1

1

2

При реализации работ (услуг), непосредственно связанных с производством и реализацией товаров, перечисленных в предыдущем пункте

181–й календарный день, считая с даты помещения товаров под таможенный режим экспорта или под таможенный режим междуна-родного таможенного транзита;

день отгрузки товаров на экспорт или условии получения предоплаты – в части полученных сумм предоплаты

При реализации работ (услуг), непосредственно связанных с перевозкой (транспортировкой) через территорию РФ

При реализации услуг по перевозке пассажиров и багажа за пределы РФ при оформлении перевозок на основании единых международных перевозочных документов

Выполнение строительно-монтажных работ для собственного потребления

Последний день месяца каждого налогового периода

Передача товаров (выполнение работ, оказание услуг) для собственных нужд, признаваемая объектом налогообложения НДС

Момент определения базы при передаче товаров


 

В случае получения плательщиком – изготовителем товаров оплаты, частичной оплаты в счет предстоящих поставок товаров, длительность изготовления которых составляет свыше 6 месяцев (по перечню, определяемому Правительством РФ), плательщик вправе определять момент определения базы как день отгрузки (передачи) указанных товаров при наличии раздельного учета осуществляемых операций и сумм налога по приобретаемым товарам, в том числе по основным средствам и нематериальным активам, имущественным правам, используемым для осуществления операций по производству товаров длительного производственного цикла и других операций.

При получении оплаты, частичной оплаты налогоплательщиком – изготовителем товаров одновременно с налоговой декларацией представляется контракт с покупателем (копия), а также документ, подтверждающий длительность производственного цикла товаров, с указанием их наименования, срока изготовления, наименования организации-изготовителя, выданный указанному налогоплательщику – изготовителю федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере промышленного, оборонно-промышленного и топливно-энергетического комплексов [30].

При определении момента определения налоговой базы в приведенном порядке вычеты сумм НДС осуществляются в момент определения базы.

Если моментом определения базы является день оплаты, частичной оплаты предстоящих поставок товаров или день передачи имущественных прав, то на день отгрузки товаров или на день передачи имущественных прав в счет поступившей ранее оплаты, частичной оплаты также возникает момент определения базы.

Элементами налогооблагаемой базы законодательством признаются [34]:

  • объект налога, т. е. обороты по реализации товаров, работ и услуг;
  • будущий объект налога (авансы полученные);
  • иные средства, если их получение связано с расчетами по оплате товаров (сумма штрафов, пеней и неустоек по хозяйственным договорам, средства, перечисляемые в фонды развития предприятий).

Налогооблагаемая база определяется исходя из цен, устанавливаемых в соответствии со ст. 40 НК РФ. Варианты определения налоговой базы приведены в таблице 2.

Таблица 2 – Варианты определения налоговой базы

Вариант

Порядок определения налогооблагаемой базы

1

2

Реализация товаров (работ, услуг)

 

Реализация по товарообменным (бартерным) операциям

 

Реализация на безвозмездной основе

 

Передача права собственности на предмет залога залогодержателю при неисполнении обеспеченного

Их стоимость с учетом акцизов и без включения в них НДС

При реализации товаров с учетом субвенций (субсидий), предоставляемых бюджетами различного уровня в связи с применением плательщиком государственных регулируемых цен, или с учетом льгот, предоставляемых отдельным потребителям в

   
 

Продолжение таблицы 2

1

2

залогом обязательства

 

Передача товаров (результатов выполненных работ, оказанных услуг) при оплате труда в натуральной форме

соответствии с законодательством, база определяется как стоимость реализованных товаров, исчисленная исходя из фактических цен их реализации. Суммы названных субвенций (субсидий) при определении базы не учитываются

Реализация имущества, подлежащего учету по стоимости с учетом уплаченного НДС

Разница между ценой реализуемого имущества с учетом НДС, акцизов и стоимостью реализуемого имущества (остаточной стоимостью с учетом переоценок)

Реализация сельхозпродукции, закупленной у физических лиц (не являющихся налогоплательщиками) и продуктов ее переработки по перечню, утверждаемому Правительством РФ (кроме подакцизных товаров)

Разница между ценой реализации с учетом НДС и ценой приобретения

Реализация услуг по производству товаров из давальческого сырья (материалов)

Стоимость их обработки, переработки или иной трансформации с учетом акцизов и без включения в нее НДС

Реализация по срочным сделкам (сделкам предполагающим поставку по истечению установленного договором срока по указанной непосредственно в этом договоре цене)

Их стоимость, указанная непосредственно в договоре, но не ниже стоимости, действующей на дату, соответствующую моменту определения базы реализации, с учетом акцизов и без включения в нее НДС


 

При применении плательщиками при реализации (передаче, выполнении, оказании для собственных нужд) товаров, передаче имущественных прав различных ставок база определяется отдельно по каждому виду товаров, имущественных прав, облагаемых по разным ставкам. При применении одинаковых ставок база определяется суммарно по всем видам операций, облагаемых по этой ставке.

При определении базы выручка от реализации товаров определяется исходя из всех доходов плательщика, связанных с расчетами по оплате указанных товаров, полученных им в денежной и натуральной формах, включая оплату ценными бумагами. Указанные доходы учитываются в случае возможности их оценки и в той мере, в какой их можно оценить. При определении базы выручка (расходы) плательщика в валюте пересчитывается в рубли по курсу ЦБР на дату, соответствующую моменту определения налоговой базы при реализации (передаче) товаров, имущественных прав.

При получении плательщиком оплаты, частичной оплаты в счет предстоящих поставок товаров база определяется исходя из суммы полученной оплаты с учетом НДС, за исключением оплаты, частичной оплаты, полученной плательщиком – изготовителем товаров в счет предстоящих поставок товаров, длительность изготовления которых превышает 6 месяцев (по перечню, определяемому Правительством РФ), когда плательщик вправе определять момент определения базы как день отгрузки (передачи) указанных товаров.

НК РФ (ст. 155—162) устанавливает порядок определения налоговой базы в зависимости от особенностей реализации [3]:

  • при передаче имущественных прав;
  • при получении налогоплательщиками дохода на основе договоров поручения, договоров комиссии или агентских договоров;
  • при осуществлении транспортных перевозок и реализации услуг международной связи;
  • при реализации предприятия в целом как имущественного комплекса;
  • при совершении операций по передаче товаров (выполнению работ, оказанию услуг) для собственных нужд и выполнению строительно-монтажных работ для собственного потребления;
  • при ввозе товаров на таможенную территорию РФ;
  • при определении налоговой базы налоговыми агентами;
  • при определении налоговой базы с учетом сумм, связанных с расчетами по оплате товаров (работ, услуг).

Таким образом, налогоплательщиками признаются организации и физические лица, на которых, в соответствии с НК РФ, возложена обязанность уплачивать налоги (ст. 19 НК РФ). Плательщики НДС определены в ст. 143 НК РФ. В качестве таковых названы организации и индивидуальные предприниматели, а также лица, признаваемые плательщиками НДС в связи с перемещением товаров через таможенную границу РФ, определяемые в соответствии с Таможенным кодексом РФ. Статус российских организаций – плательщиков НДС определяется в настоящее время лишь одним признаком – наличием статуса юридического лица по законодательству РФ. В соответствии со ст. 48 ГК РФ юридическим лицом признается организация, которая имеет в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество, отвечает по своим обязательствам этим имуществом, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде. Правоспособность юридического лица возникает в момент его создания (государственной регистрации) и прекращается в момент завершения его ликвидации (после внесения соответствующей записи в Единый государственный реестр юридических лиц) (п. 3 ст. 49 ГК РФ).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2 Анализ выплаты НДС на примере налоговых органов

 

2.1 Организационно-экономическая характеристика ИФНС РФ № 1

 

Полное наименование организации – Инспекция Федеральной налоговой службы № 1  по г. Краснодару, находящаяся по адресу: Россия, 350020, г. Краснодар  ул. Шоссе Нефтяников, 7.

Инспекция Федеральной налоговой службы № 1  по г. Краснодару входит в состав налоговых органов Российской Федерации и является самостоятельным структурным подразделением налоговых органов Российской Федерации. Инспекция Федеральной налоговой службы № 1  по г. Краснодару является юридическим лицом, имеет печать, фирменные бланки, расчетные счета в банках.

Основными функциями Инспекции Федеральной налоговой службы РФ № 1 по г. Краснодару являются:

  • контроль за соблюдением законодательства о налогах и предпринимательстве в пределах своей компетенции;
  • обеспечение правильного исчисления, полного и своевременного внесения налогов в бюджет;
  • обеспечение учета налогов;
  • разработка предложений по совершенствованию налогового законодательства;
  • осуществление валютного контроля в  пределах своей компетенции;
  • предупреждение, пресечение правонарушений в сфере своей компетенции и привлечение к ответственности лиц, виновных в правонарушениях законодательства о налогах и предпринимательстве.

Для эффективного выполнения вышеуказанных функций, возложенных на инспекцию обществом и государством, необходима грамотная организация фискальных действий. Структура ИФНС РФ № 1 включает в себя целый ряд отделов. Схему функциональной структуры Инспекции Федеральной налоговой службы Российской Федерации № 1 по г. Краснодару представлены на рисунке 2.


 

 




 


 


 

 




 





 


 










 

Рис. 2 – Функциональная структура Инспекции Федеральной налоговой службы Российской Федерации № 1 по г. Краснодару

Как видно из представленной схемы, функциональная структура Инспекции ФНС РФ № 1 построена по принципу единоначалия. Т.е. все решения принимаются начальником инспекции и передаются сверху вниз. Далее подробно рассмотрим деятельность некоторых отделов ИФНС РФ № 1 по г. Краснодару.

Информация о работе Экономико-правовая природа налога на добавленную стоимость, объекты и субъекты