Экономико-правовая природа налога на добавленную стоимость, объекты и субъекты

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Марта 2014 в 17:01, реферат

Краткое описание

Актуальность. Актуальность проблемы заключается в совершенствовании косвенного налогообложения, и в частности, налога на добавленную стоимость. Данная проблема в настоящее время являются чрезвычайно актуальной для Российской Федерации. Начиная с 1992 года, когда в стране впервые был введен НДС, ведутся постоянные споры о целесообразности его взимания, величине ставок и порядке исчисления обязательств по налогу, объеме и структуре льгот порядке взимания НДС при экспорте и импорте товаров и услуг в т.ч. со странами СНГ и таможенного союза.

Содержание

Введение.......................................................................................................................3
1 Теоретические аспекты сущности НДС.................................................................5
1.1 Экономическое содержание НДС, его место и роль в налоговой системе РФ..................................................................................................................................5
1.2 Плательщики, объект налогообложения и порядок определения налоговой базы.............................................................................................................................12
2 Анализ выплаты НДС на примере налоговых органов.......................................28
2.1 Организационно-экономическая характеристика ИФНС РФ № 1.................28
2.2 Анализ динамики и структуры налоговых платежей, контролируемых Инспекцией Федеральной налоговой службой Российской Федерации..............34
2.3 Анализ изменений по НДС на 2009 год и его начисления..............................40
3 Основные предложения по совершенствованию системы НДС........................54
Заключение.................................................................................................................63
Список использованной литературы.......................................................................65

Вложенные файлы: 1 файл

Роль налога на добавленную стоимость 2009 З.doc

— 577.50 Кб (Скачать файл)

Основными достоинствами налога с продаж авторы исследования считают: прост в исчислении; гораздо дешевле в администрировании и т.д.

Эксперты признают, что у налога с продаж есть и недостатки. Это, прежде всего, сложности с практическим регулированием налога. В исследовании группы экспертов из Центра исследования проблем налогообложения говорится, что во многих странах, использующих (или использовавших) этот налог, существует практика дифференциации ставок по видам и группам товаров. В результате администрирование налога с продаж, которое в теории должно быть простым и недорогим, на практике далеко не всегда оказывается таковым.

Однако налог с продаж, имеющий широкую налоговую базу и взимаемый на этапе розничной торговли, обладает ещё одним существенным недостатком: в отличие от НДС, весь доход приходится собирать на конечном этапе торговой цепочки, состоящей из мелких предприятий, для которых включение в налоговую систему может стать непомерным бременем. В связи с этим известный теоретик НДС А. Тэйт сделал вывод, что однократно взимаемый налог с розничных продаж эффективен при сравнительно низких ставках, но при повышении ставок администрирование этого налога становится все более сложным. При ставке налога 5% выгода в случае уклонения от уплаты налога перекрывается штрафами, которые должен будет уплатить налогоплательщик, если факт уклонения будет установлен. При ставке 10% уклонение от уплаты налога сулит уже больше выгод, а при ставке 15-20% - становится чрезвычайно выгодным. В США ставка налога с продаж не превышает ни в одном из штатов 8,25%.

Также стоит отметить, что налог с продаж в отличие от НДС, во-первых, создает кумулятивный эффект и потому не является экономически нейтральным налогом, а во-вторых, не позволяет поддерживать экспортеров. Введение налога с продаж приведет к недостатку финансов даже у высокорентабельных предприятий в сфере нефтяной промышленности. НДС является показателем высокой фискальной техники государства, и налог с продаж с этой точки зрения будет шагом назад. США с их налогом с продаж, безусловно, отстали от цивилизованного мира. Отказываться от НДС только потому, что существуют злоупотребления, означает перекладывать риски, которые должно нести государство на налогоплательщиков.

Таким образом, при введении налога с продаж придется компенсировать выпадающие доходы другими налогами, то есть возникнет необходимость пересмотра всей действующей системы налогообложения, что на современном этапе нецелесообразно. Необходимо идти по пути совершенствования действующей системы налогов. Следовательно, вопрос о том, по какому пути пойдет реформа администрирования НДС, до сих пор остается открытым.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Целью работы явилось изучение теоретических аспектов сущности и понятия налога на добавленную стоимость и анализ его выплаты на примере деятельности налоговых органов с дальнейшей разработкой предложений по совершенствованию системы НДС.

В ходе написания работы нами были составлены следующие основные выводы:

  • налоги являются неотъемлемой составной частью общих налоговых поступлений в бюджет. Налог на добавленную стоимость (НДС) представляет собой форму изъятия в бюджет части стоимости, создаваемой на всех стадиях производства и обращения. Добавленная стоимость – это разница между стоимостью реализованной продукции (работ, услуг) и стоимостью материальных затрат, отнесенных на издержки производства и обращения. В России НДС был введен с 1 января 1992 года и фактически заменил действовавшие ранее налог с оборота и налог с продаж. НДС является косвенным налогом – он включается в цену товара и оплачивается конечным потребителем. По существу это налог не на предприятие, а на потребителя. Предприятия выступают лишь в роли сборщика налога.
  • налогоплательщиками признаются организации и физические лица, на которых, в соответствии с НК РФ, возложена обязанность уплачивать налоги (ст. 19 НК РФ). Плательщики НДС определены в ст. 143 НК РФ. В качестве таковых названы организации и индивидуальные предприниматели, а также лица, признаваемые плательщиками НДС в связи с перемещением товаров через таможенную границу РФ, определяемые в соответствии с Таможенным кодексом РФ. Статус российских организаций – плательщиков НДС определяется в настоящее время лишь одним признаком – наличием статуса юридического лица по законодательству РФ. В соответствии со ст. 48 ГК РФ юридическим лицом признается организация, которая имеет в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество, отвечает по своим обязательствам этим имуществом, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде. Правоспособность юридического лица возникает в момент его создания (государственной регистрации) и прекращается в момент завершения его ликвидации (после внесения соответствующей записи в Единый государственный реестр юридических лиц) (п. 3 ст. 49 ГК РФ).
  • из представленной организационной структуры ИФНС РФ № 1 по г. Краснодару мы видим, что самое большое количество персонала работает в отделе выездных проверок. Это обстоятельство связано со спецификой деятельности ИФНС РФ.
  • ИФНС № 1 осуществляет свою деятельность в соответствии с существующими нормами и законодательством РФ. Налоговые доходы в целом продолжают умеренно возрастать. Так, в 2007 г. по отношению к 2006 г. они выросли на 20%, в 2008 г. по отношению к 2007 г. – на 9,7%, а в 2008 г. по отношению к 2006 г. – на 31,6%. Рост всех налоговых доходов в целом происходит исключительно за счет значительного роста НДС и УСН.
  • при введении налога с продаж придется компенсировать выпадающие доходы другими налогами, то есть возникнет необходимость пересмотра всей действующей системы налогообложения, что на современном этапе нецелесообразно. Необходимо идти по пути совершенствования действующей системы налогов. Следовательно, вопрос о том, по какому пути пойдет реформа администрирования НДС, до сих пор остается открытым.

 

 

 

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 

  1. Федеральный закон РФ «О налоге на добавленную стоимость» от 06-12-91г. № 1992-1.
  2. Федеральный закон РФ от 22.07.2005 года № 119-ФЗ «О внесении изменений в главу 21 части второй Налогового кодекса Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений актов законодательства Российской Федерации о налогах и сборах»//Собрание законодательства РФ. 25.07.2005. № 30 (ч.II). Ст. 3130.
  3. Налоговый кодекс РФ. Часть I, II. от 31 июля 1998 г. № 146-ФЗ. с изм., внесенными Федеральными законами от 30.03.1999 № 51-ФЗ, от 31.07.1998 № 147-ФЗ (ред. 09.07.2004).
  4. Приказ Минфина РФ от 28.12.2005 года № 163н «Об утверждении форм налоговых деклараций по налогу на добавленную стоимость, налогу на добавленную стоимость по налоговой ставке 0 процентов и косвенным налогам (налогу на добавленную стоимость и акцизам) при ввозе товаров на территорию Российской Федерации с территории Республики Беларусь и порядков их заполнения»//Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. 20.02.2006. № 8.
  5. Абрамова Э.В. Порядок учета НДС при осуществлении иной деятельности наряду с деятельностью, подлежащей обложению ЕНВД//Налоги (газета). 2006. № 21.
  6. Борисов А.Н. Налог на добавленную стоимость. Постатейный комментарий к главе 21 части второй Налогового кодекса РФ. – М.: 2006.
  7. Бюджетная система РФ. / Под ред. Романовского М. В. – М.: Юрайт, 2008.
  8. Воронцова О.М. Механизм влияния налоговой системы на результаты деятельности коммерческих организаций. – Белгород, 2006.
  9. Вылкова Е.С., Романовский М.В. Налоговое планирование. – СПб.: Питер, 2004.
  10. Демин А.В. Налоговое право России: Учебное пособие. – М.: РУМЦ, 2006.
  11. Дмитриева Н.Г., Дмитриев Д.Б. Налоги и налогообложение в РФ: Учебник для вузов. – Ростов н/Д: Феникс, 2004.
  12. Евстигнеев Е.Н. Налоги и налогообложение. – СПб.: Питер, 2005.
  13. Закон есть закон // Григорьева В. - Центральная пресса, Экономика и жизнь: Бухгалтерское приложение, Экономика и жизнь: Бухгалтерское приложение N 19 от 05.2008.
  14. Карасев М.Н. Налоговая политика и правовое регулирование  налогообложения в России. – М.: Вершина, 2004.
  15. Кашин В., Мерзляков И. Налоговая политика и оздоровление экономики - Аудитор - № 9, 2004.
  16. Кирилова О.С., Муравьева Т.В. Налоги и налогообложение. Курс лекций: Учебное пособие для вузов – С.: Изд-во «Экзамен», 2005.
  17. Крутякова Т.Л. НДС 2008: практика исчисления. – М., 2009.
  18. Кто должен платить налог на добавленную стоимость? // Дуланова А.Д. - Центральная пресса, Учет. Налоги. Право (газета, приложение к газете "Финансовая Россия"), Учет. Налоги. Право N 4 от 5.02.2004.
  19. Кулаева Н.С. Налог на добавленную стоимость//Налоги (газета). 2006. № 26.
  20. Мазур Ю.В. Налог на добавленную стоимость. Изменения в Налоговом кодексе РФ с 2006 года//Налоги (газета). 2006. № 1.
  21. Марков С.В. Рассчитываем НДС в сложных ситуациях. // Налоговое администрирование. – 2008. - № 12.
  22. Миляков Н.В. Налоги и налогообложение – М.: ИНФРА-М, 2004.
  23. Митюкова Э.С., Второва Е.М. Исчисление и уплата НДС в счет предстоящих поставок//Налоги (газета). 2006. № 11.
  24. Михайлова И. Налоги  в  двух сценариях: Минфин и минэкономразвития разошлись  в  трехлетних налоговых проектировках. // Российская Бизнес-газета. - №593 от 27 февраля 2007  г.
  25. Налогообложение: учебное пособие / Т. А. Меркулова. – Ульяновск: УлГТУ, 2005.
  26. НДС с вашей рекламы за рубежом - Центральная пресса, Экономика и жизнь: Бухгалтерия, Экономика и жизнь: Бухгалтерия N 45 от 11.2004.
  27. Нормирование расходов в целях налогообложения // Смолянов С. - Центральная пресса, Экономика и жизнь: Бухгалтерское приложение, Экономика и жизнь: Бухгалтерское приложение N 29 от 07.2006.
  28. О налоге на добавленную стоимость // Григорьева В. - Центральная пресса, Экономика и жизнь: Бухгалтерское приложение, Экономика и жизнь: Бухгалтерское приложение N 28 от 07.2004.
  29. Налоговое планирование и налогоплательщики. / Справочник: Социально-экономические проблемы России. – М., 2004.
  30. Пансков В.Г. Налоги и налогообложение в Российской Федерации. - М.: МЦЭФР, 2004.
  31. Перепелкин: А.Ю. Налоговая политика – один из оперативных инструментов государства для  регулирования  экономики. // Российский налоговый курьер. – 2006. - № 20.
  32. Сергеева Т.Ю. Методы и схемы оптимизации налогообложения: Практическое пособие. – М.: Экзамен, 2005.
  33. Ставка НДС взяла курс на унификацию. // http://www.audit-it.ru/news/account/152036.html/. - 02 июля 2008 г.
  34. Тедеев А. А. Налоги и налогообложение – М., 2004.
  35. Ходов Л.Г. Налоги и налоговое регулирование экономики. – М.: ТЕИС, 2006.
  36. Черник Д.Г. Налоги. Учебное пособие – 4е изд., перераб. и доп. - М.: Финансы и кредит, 2004.
  37. Черник Д.Г., Дадашева А.З. Налоговая система России. – М.: Экономика и жизнь, 2005.
  38. Юткина Т.Ф. Налоги и налогообложение: Учебник. – М.: ИНФРА-М, 2005.

 

 

 


 



Информация о работе Экономико-правовая природа налога на добавленную стоимость, объекты и субъекты