Экономическая природа и история развития налога на прибыль в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Мая 2013 в 21:07, курсовая работа

Краткое описание

Целью работы является изучение теоретических аспектов налога на прибыль, его роли в формировании бюджета, рассмотрение перспектив его развития. Важным направлением в работе стало изучение приоритетных направлений и проблем развития налога на прибыль.

Вложенные файлы: 1 файл

ГОТОВО)).docx

— 61.80 Кб (Скачать файл)

– сумма налога, исчисленная по налоговой ставке в размере 2 процентов, зачисляется в федеральный бюджет;

– сумма налога, исчисленная по налоговой ставке в размере 18 процентов, зачисляется в бюджеты субъектов Российской Федерации.

Налоговая ставка налога, подлежащего зачислению в бюджеты субъектов Российской Федерации, законами субъектов Российской Федерации может быть понижена для  отдельных категорий налогоплательщиков. При этом указанная налоговая ставка не может быть ниже 13,5%. Для организаций – резидентов особой экономической зоны законами субъектов Российской Федерации может устанавливаться пониженная налоговая ставка налога на прибыль, подлежащего зачислению в бюджеты субъектов Российской Федерации, от деятельности, осуществляемой на территории особой экономической зоны, при условии ведения раздельного учета доходов (расходов), полученных от деятельности, осуществляемой на территории особой экономической зоны, и доходов (расходов), полученных при осуществлении деятельности за пределами территории особой экономической зоны. При этом размер указанной налоговой ставки не может быть ниже 13,5%.[19]

Налоговые ставки на доходы иностранных организаций, не связанные с деятельностью  в Российской Федерации через  постоянное представительство, устанавливаются  в следующих размерах:

1) 20% – со всех доходов, с учетом положений статьи 310 Налогового Кодекса РФ;

2) 10% – от использования, содержания или сдачи в аренду (фрахта) судов, самолетов или других подвижных транспортных средств или контейнеров (включая трейлеры и вспомогательное оборудование, необходимое для транспортировки) в связи с осуществлением международных перевозок.[24]

К налоговой базе, определяемой по доходам, полученным в виде дивидендов, применяются  следующие налоговые ставки:

1) 0% – по доходам, полученным российскими организациями в виде дивидендов при условии, что на день принятия решения о выплате дивидендов получающая дивиденды организация в течение не менее 365 календарных дней непрерывно владеет на праве собственности не менее чем 50–процентным вкладом (долей) в уставном (складочном) капитале (фонде) выплачивающей дивиденды организации или депозитарными расписками, дающими право на получение дивидендов, в сумме, соответствующей не менее 50% общей суммы выплачиваемых организацией дивидендов, и при условии, что стоимость приобретения и (или) получения в соответствии с законодательством Российской Федерации в собственность вклада (доли) в уставном (складочном) капитале (фонде) выплачивающей дивиденды организации или депозитарных расписок, дающих право на получение дивидендов, превышает 500 миллионов рублей. При этом в случае, если выплачивающая дивиденды организация является иностранной, установленная налоговая ставка применяется в отношении организаций, государство постоянного местонахождения которых не включено в утверждаемый Министерством финансов Российской Федерации перечень государств и территорий, предоставляющих льготный налоговый режим налогообложения и (или) не предусматривающих раскрытия и предоставления информации при проведении финансовых операций (офшорные зоны);

2) 9%  – по доходам, полученным в виде дивидендов от российских и иностранных организаций российскими организациями;

3) 15%  – по доходам, полученным в виде дивидендов от российских организаций иностранными организациями. При этом налог исчисляется с учетом особенностей, предусмотренных статьей 275 Налогового Кодекса РФ.

Для подтверждения права на применение налоговой ставки, налогоплательщики  обязаны предоставить в налоговые  органы документы, содержащие сведения о дате (датах) приобретения права  собственности на вклад (долю) в уставном (складочном) капитале (фонде) выплачивающей  дивиденды организации или на депозитарные расписки, дающие право  на получение дивидендов, а также  сведения о стоимости приобретения соответствующего права. Такими документами могут, в частности, являться договоры купли–продажи (мены), решения о размещении эмиссионных ценных бумаг, договоры о реорганизации в форме слияния или присоединения, решения о реорганизации в форме разделения, выделения или преобразования, ликвидационные (разделительные) балансы, передаточные акты, свидетельства о государственной регистрации организации, планы приватизации, решения о выпуске ценных бумаг, отчеты об итогах выпуска ценных бумаг, проспекты эмиссии, судебные решения, уставы, учредительные договоры (решения об учреждении) или их аналоги, выписки из лицевого счета (счетов) в системе ведения реестра акционеров (участников), выписки по счету (счетам) «депо» и иные документы, содержащие сведения о дате (датах) приобретения права собственности на вклад (долю) в уставном (складочном) капитале (фонде) выплачивающей дивиденды организации или на депозитарные расписки, дающие право на получение дивидендов, а также сведения о стоимости приобретения соответствующих прав. Указанные документы или их копии, если они составлены на иностранном языке, должны быть легализованы в установленном порядке и переведены на русский язык.[7]

К налоговой базе, определяемой по операциям  с отдельными видами долговых обязательств, применяются следующие налоговые  ставки:

1) 15% – по доходу в виде процентов по государственным и муниципальным ценным бумагам (за исключением ценных бумаг и процентного дохода, полученного российскими организациями по государственным и муниципальным ценным бумагам, размещаемым за пределами Российской Федерации, за исключением процентного дохода, полученного первичными владельцами государственных ценных бумаг Российской Федерации, которые были получены ими в обмен на государственные краткосрочные бескупонные облигации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации), условиями выпуска и обращения которых предусмотрено получение дохода в виде процентов, а также по доходам в виде процентов по облигациям с ипотечным покрытием, эмитированным после 1 января 2007 года, и доходам учредителей доверительного управления ипотечным покрытием, полученным на основании приобретения ипотечных сертификатов участия, выданных управляющим ипотечным покрытием после 1 января 2007 года;

2) 9% – по доходам в виде процентов по муниципальным ценным бумагам, эмитированным на срок не менее трех лет до 1 января 2007 года, а также по доходам в виде процентов по облигациям с ипотечным покрытием, эмитированным до 1 января 2007 года, и доходам учредителей доверительного управления ипотечным покрытием, полученным на основании приобретения ипотечных сертификатов участия, выданных управляющим ипотечным покрытием до 1 января 2007 года;

3) 0% – по доходу в виде процентов по государственным и муниципальным облигациям, эмитированным до 20 января 1997 года включительно, а также по доходу в виде процентов по облигациям государственного валютного облигационного займа 1999 года, эмитированным при осуществлении новации облигаций внутреннего государственного валютного займа серии III, эмитированных в целях обеспечения условий, необходимых для урегулирования внутреннего валютного долга бывшего Союза ССР и внутреннего и внешнего валютного долга Российской Федерации.

Прибыль, полученная Центральным банком Российской Федерации от осуществления деятельности, связанной с выполнением им функций, предусмотренных Федеральным законом  «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)», облагается налогом по налоговой ставке 0 процентов. Прибыль, полученная Центральным банком Российской Федерации от осуществления  деятельности, не связанной с выполнением  им функций, предусмотренных Федеральным  законом «О Центральном банке  Российской Федерации (Банке России)», облагается налогом по налоговой  ставке 20 %.[22]

Налоговым периодом по налогу признается календарный год. Отчетными периодами по налогу признаются первый квартал, полугодие и девять месяцев календарного года. Отчетными  периодами для налогоплательщиков, исчисляющих ежемесячные авансовые  платежи исходя из фактически полученной прибыли, признаются месяц, два месяца, три месяца и так далее до окончания  календарного года.

Налог определяется как соответствующая налоговой  ставке процентная доля налоговой базы, определяемой в соответствии со статьей 274 Налогового Кодекса РФ.

По итогам каждого отчетного (налогового) периода, налогоплательщики исчисляют сумму  авансового платежа, исходя из ставки налога и прибыли, подлежащей налогообложению, рассчитанной нарастающим итогом с  начала налогового периода до окончания  отчетного (налогового) периода. В течение  отчетного периода налогоплательщики  исчисляют сумму ежемесячного авансового платежа.

Сумма ежемесячного авансового платежа, подлежащего уплате в первом квартале текущего налогового периода, принимается равной сумме  ежемесячного авансового платежа, подлежащего  уплате налогоплательщиком в последнем  квартале предыдущего налогового периода.

Сумма ежемесячного авансового платежа, подлежащего уплате во втором квартале текущего налогового периода, принимается равной одной  трети суммы авансового платежа, исчисленного за первый отчетный период текущего года.

Сумма ежемесячного авансового платежа, подлежащего уплате в третьем квартале текущего налогового периода, принимается равной одной  трети разницы между суммой авансового платежа, рассчитанной по итогам полугодия, и суммой авансового платежа, рассчитанной по итогам первого квартала.

Сумма ежемесячного авансового платежа, подлежащего уплате в четвертом квартале текущего налогового периода, принимается равной одной  трети разницы между суммой авансового платежа, рассчитанной по итогам девяти месяцев, и суммой авансового платежа, рассчитанной по итогам полугодия. Если рассчитанная таким образом сумма  ежемесячного авансового платежа отрицательна или равна нулю, указанные платежи  в соответствующем квартале не осуществляются. Налогоплательщики имеют право перейти на исчисление ежемесячных авансовых платежей исходя из фактически полученной прибыли, подлежащей исчислению. В этом случае исчисление сумм авансовых платежей производится налогоплательщиками исходя из ставки налога и фактически полученной прибыли, рассчитываемой нарастающим итогом с начала налогового периода до окончания соответствующего месяца. При этом сумма авансовых платежей, подлежащая уплате в бюджет, определяется с учетом ранее начисленных сумм авансовых платежей. Налогоплательщик вправе перейти на уплату ежемесячных авансовых платежей исходя из фактической прибыли, уведомив об этом налоговый орган не позднее 31 декабря года, предшествующего налоговому периоду, в котором происходит переход на эту систему уплаты авансовых платежей. При этом система уплаты авансовых платежей не может изменяться налогоплательщиком в течение налогового периода.[25]

Организации, у которых за предыдущие четыре квартала доходы от реализации, определяемые в  соответствии со статьей 249 Налогового Кодекса РФ, не превышали в среднем  трех миллионов рублей за каждый квартал, а также бюджетные учреждения, иностранные организации, осуществляющие деятельность в Российской Федерации  через постоянное представительство, некоммерческие организации, не имеющие  дохода от реализации товаров (работ, услуг), участники простых товариществ  в отношении доходов, получаемых ими от участия в простых товариществах, инвесторы соглашений о разделе продукции в части доходов, полученных от реализации указанных соглашений, выгодоприобретатели по договорам доверительного управления уплачивают только квартальные авансовые платежи по итогам отчетного периода.[13]

Если налогоплательщиком является иностранная организация, получающая доходы от источников в  Российской Федерации, не связанные  с постоянным представительством в  Российской Федерации, обязанность  по определению суммы налога, удержанию  этой суммы из доходов налогоплательщика  и перечислению налога в бюджет возлагается  на российскую организацию или иностранную организацию, осуществляющую деятельность в Российской Федерации через постоянное представительство (налоговых агентов), выплачивающих указанный доход налогоплательщику. Налоговый агент определяет сумму налога по каждой выплате денежных средств или иному получению дохода.[11]

Российские  организации, выплачивающие налогоплательщикам доходы в виде дивидендов, а также  в виде процентов по государственным  и муниципальным ценным бумагам, подлежащим налогообложению в соответствии с Налоговым Кодексом РФ, определяют сумму налога отдельно по каждому  такому налогоплательщику применительно  к каждой выплате указанных доходов:

1) если источником  доходов налогоплательщика является  российская организация, обязанность  удержать налог из доходов  налогоплательщика и перечислить  его в бюджет возлагается на  этот источник доходов. В этом  случае налог в виде авансовых  платежей удерживается из доходов  налогоплательщика при каждой  выплате таких доходов;

2) при реализации  государственных и муниципальных  ценных бумаг, при обращении  которых предусмотрено признание  доходом, полученным продавцом  в виде процентов, сумм накопленного  процентного дохода (накопленного  купонного дохода), налогоплательщик  – получатель дохода самостоятельно осуществляет исчисление и уплату налога с таких доходов. При реализации (выбытии) государственных и муниципальных ценных бумаг, при обращении которых не предусмотрено признание доходом, полученным продавцом в виде процентов, сумм накопленного процентного дохода (накопленного купонного дохода), налогоплательщик – получатель дохода самостоятельно осуществляет начисление и уплату налога с таких доходов, облагаемых по налоговой ставке. Информация о видах ценных бумаг, по которым применяется порядок, установленный настоящим пунктом, доводится до налогоплательщиков уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.[18]

 

2. ОСНОВНЫЕ ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ НАЛОГООБЛАЖЕНИЯ ПРИБЫЛИ В РФ

 

 

2.1 Современные проблемы  функционирования налога на прибыль  организаций

 

Существующий механизм налогообложения прибыли приобрел свои новые черты в связи с введением главы 25 «Налог на прибыль организаций» Налогового Кодекса РФ, что можно сравнить с «революцией» в налогообложении. На протяжении первого года существования новых правил исчисления налога на прибыль и ведения налогового учета были неизбежны проблемы в толковании тех или иных моментов новой главы Налогового кодекса РФ как со стороны налогоплательщиков, так и со стороны налоговых органов. Основной причиной возникающих споров между сторонами является то, что правила применения законодательства по налогу на прибыль, которыми руководствовались бухгалтеры в своей работе много лет, изменились, а также произошло введение налогового учета. Пришлось перестраиваться и переходить от привычной корректировки данных бухгалтерского учета к ведению отдельного налогового учета.

Информация о работе Экономическая природа и история развития налога на прибыль в России