Возникновение и развитие налогообложения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Сентября 2012 в 20:31, курс лекций

Краткое описание

Если попытаться выяснить у американца, какой день в году для него самый тяжелый, то большинство ответят - 15 апреля, потому, что к этой дате все самодеятельное население США обязано заполнить итоговые налоговые декларации, в которых должны быть подробно указаны размеры доходов из всех источников, скидки и рассчитанные по специальной таблице итоговые величины уплачиваемого налога.

Вложенные файлы: 1 файл

Конспект лекций Налоги.doc

— 414.50 Кб (Скачать файл)

                    

Тема  1.    ВОЗНИКНОВЕНИЕ И РАЗВИТИЕ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ

 

    1. Введение. Понятие налогообложения
    2. Теоретические основы налоговой системы РФ.

Развитие налогообложения.

 

                  "Взимание налогов - это искусство ощипывать

                                гуся так,чтобы получить максимальное количество

                    перьев  с минимумом писка".

                                   (Кольбер, министр финансов Франции

                                   при короле Людовике XIV)

 

1.1 Если попытаться выяснить у американца, какой день в году для него самый тяжелый, то большинство ответят - 15 апреля, потому, что к этой дате все самодеятельное население США обязано  заполнить итоговые налоговые декларации, в которых должны быть подробно указаны размеры доходов из всех источников, скидки и рассчитанные по специальной таблице итоговые величины уплачиваемого налога.

Как писал М. Твен, раз в год американец "откладывает  в сторону свою христианскую мораль, переправляется  на  пароме в  Нью-Джерси и прячет  свои ценные бумаги в каком-нибудь пакгаузе на три дня, вытаскивает свою общественную христианскую мораль и идет в налоговое управление, где клянется, что никогда  в  своей жизни не имел ни цента, и да поможет ему Господь!" Так обстоит дело  и  в  России, но  с  некоторыми особенностями, о которых мы узнаем позже.

Ясно одно, каждый американец и каждый  россиянин  вынужден четко ориентироваться  в системе налогообложения своей  страны, чтобы найти возможность уменьшить налоги, попытаться их  оптимизировать, и в то же время не попасть в руки карательных органов налоговой службы(полиции).

 

1.2 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ  ОСНОВЫ НАЛОГОВОЙ СИСТЕМЫ РФ       

Налоги - это обязательные сборы, взимаемые государством с физических лиц (населения) и юридических лиц (хозяйствующих субъектов) по ставке, установленной в законодательном порядке.

В современном  мире налоги  - основная форма доходов  государства, то есть  налоговый  механизм используется для экономического воздействия государства на общественное производство  и на научно-технический прогресс.

Проблема налогообложения  зародилась еще  в  древности  на заре человеческой цивилизации. Один  из  основоположников  теории налогообложения А.Смит (1723-1790) говорил, что налоги  для  того, кто их выплачивает,- признак не рабства, а свободы. Фома Аквинский (1225 г.) определял налоги, как дозволенную форму грабежа.

Таким  образом, налоговая  система  возникла  и развивалась вместе с государством.

На самых  ранних  ступенях  государственной  организации, начальной формой налогообложения считалось жертвоприношение  - принудительная выплата, сбор, причем достаточно определенная  в  размере 10% (всякая десятина принадлежит Господу (по Моисею).

Далее  возникла "светская" десятина  в  пользу  влиятельных князей и десятина церковная, просуществовавшая  несколько столетий: от Древнего Египта до средневековой Европы. Основы декларации о доходах были заложены  в  Древнем  Риме(в IV-III вв. до нашей эры), в то же время  в  захваченных колониях вводились коммунальные (местные) налоги и повинности, зависящие  от размеров состояния граждан.

Финансовая  система Руси стала складываться лишь в IX веке. Основным источником доходов  княжеской казны была дань - это  по сути систематический прямой налог. Косвенное налогообложение существовало в форме торговых и судебных пошлин и откупов, главными  из которых были таможенные и винные. Тем не менее, финансовая  система России XV-XVII вв. была сложна и запутана. Отсутствие теории налогообложения, необдуманность практических шагов порой приводили  к тяжелым последствиям. Примером неудачной налоговой политики  могут  служить меры, принимавшиеся  в  начале царствования Алексея Михайловича. Он вел войны со шведами и поляками, требовавшие  огромных  расходов, к тому же Россию постигло несколько  неурожайных  лет. И  тогда  была предпринята попытка поправить финансовое положение  с  помощью косвенных налогов. В 1646 г. был повышен акциз на соль  с 5 до 20 коп. за пуд. Расчет был на то, что соль нужна всем слоям населения и налог разложится на всех равномерно. Однако,  на  деле  оказалось, что пострадало беднейшее население. В России соляной налог был временно отменен после соляных бунтов.

Лишь в конце XVII века - начале XVIII начала  формироваться  рациональная налоговая система с приходом чиновничьего аппарата.

Из косвенных налогов большую роль играл акциз, взимаемый со всех ввозимых и вывозимых товаров (от 5 до 25%). Научного обоснования размеров налога, однако, не было.

Из прямых налогов  был введен подушный налог(10-15% от доходов). Эпоха Петра I (1672-1725 гг.).Изобретались все новые способы, вводились дополнительные налоги (на бороды и усы).В то же время была впервые обеспечена справедливость налогообложения, то есть равномерная раскладка налоговых тягот, например, ослабление их для малоимущих.

В середине-конце XVIII века разрабатывается  теория налогообложения. В 1770 г. министр финансов Франции аббат Тэрре предлагает целесообразность дифференциации косвенных налогов, так как считает их менее обременительными: продукты первой необходимости (зерно)должны быть от налога освобождены, скот должен облагаться  незначительно, вино - немного больше, а предметы роскоши - очень высоко так далее. Прямым налогом отводилась второстепенная роль.

А.Смит в 1776 г. опубликовал  книгу "Исследование о природе и причинах богатства народов" и изложил теорию  налогообложения  и четыре  принципа  налогообложения: справедливости, определенности, удобности, экономии (всеобщность). Со временем этот  перечень  был дополнен принципами обеспечения достаточности и подвижности налогов (налог увеличен или сокращен в соответствии с объективными нуждами и возможностями государства), выборе надлежащего источника и объекта налогообложения, однократности обложения.

Принцип справедливости, утверждающий всеобщность обложения и равномерность распределения налога между  гражданами  соразмерно их доходам (вспомним надпись аббата Тэрре).

Принцип определенности, требующий, чтобы сумма, способ  и время платежа были совершенно точно заранее известны плательщику.

Принцип удобности предполагает, что налог должен взиматься в такое время и таким способом,  которые  представляют  наибольшие удобства для плательщика.

Принцип экономии, заключающийся в сокращении издержек взимания налога, в рационализации системы налогообложения.

    Именно  в конце XVIII века закладывались  основы современного государства, проводящего активную экономическую, в том числе финансовую и налоговую, политику. Это касается стран Западной Европы, это относится и к России.  Еще при Петре I были образованы 12 коллегий, из которых четыре заведовали различными  финансовыми вопросами: камер-коллегия, штатс-контор-коллегия, ревизион-коллегия, коммерц-коллегия. Екатерина II (1729-1796) преобразовала систему управления финансами. В 1780 г. была создана экспедиция о государственных доходах.

В это время  в России прямые налоги в бюджете играли  второстепенную роль по сравнению с налогами косвенными. Так, подушной подати собиралось в 1763г. 5667 тыс. руб. или около 30% всех доходов, а в 1796г. - 24721 тыс. руб. или 33% доходов. Очень незначительные суммы приносили подворная подать и промысловый налог.

Косвенные налоги давали 42% в 1764г. и 43% в 1796г. Почти половину этой суммы приносили питейные налоги.

Развиваются и  бюджеты городов, где все большую  роль начинают играть так называемые оброчные статьи. Налоги взимались с содержателей плотомоен и прорубей, перевозов, рыбных  ловель,  подвижных лодок, за запись в городовую обывательскую книгу и другие. Тогда же появляются и первые заемные средства в бюджетах городов и проценты со вкладов в банки.

Например, в  доходах г. Москвы за 1786-1792 гг. превалирующими среди доходов являются отчисления от государственной монопольной торговли винно-водочными  изделиями (составляли 67%), но  и  налоги занимают довольно заметное место, принося более 23% всех доходов столицы.

 В 1802г. Манифестом Александра I "Об учреждении Министерств" создано Министерство финансов и определена его роль.

В начале прошлого века политические события в Европе, война с Наполеоном требовали постоянного напряжения всех ресурсов России, в том числе финансовых. В 1809г. расходы государственного бюджета в два раза превышали доходы. В это время была  разработана  программа финансовых преобразований - "План финансов", связанная с именем крупного государственного деятеля М. М. Сперанского (1772-1839). Программа предлагала проведение ряда неотложных мер по упорядочению доходов и расходов.

Расходы должны соответствовать доходам. Поэтому  никакой новый расход не может быть назначен прежде, нежели найден соразмерный ему источник дохода.

Расходы должны разделяться:

   1) по ведомствам;

   2) по  степени нужды в них -  необходимые,  полезные, избыточные, излишние и бесполезные, причем последние не должны допускаться вовсе

  3) по пространству - общие  государственные, губернские, окружные и волостные.  Никакой  сбор не должен существовать без ведома Правительства, потому что Правительство должно знать все, что собирается с народа и обращается в расходы;

  4) по предметному  назначению - обыкновенные и чрезвычайные  расходы. Для чрезвычайных расходов  в  запасе должны быть не деньги, а способы их получения;

   5) по  степени постоянства -стабильные  и меняющиеся издержки. Купечество платило гильдейскую  подать - процентный  сбор с объявленного капитала. Данный сбор был введен Екатериной II в 1775г. для купцов I,II,III гильдии вместо подушной подати. Он составлял 1% от капитала, но за 50 лет вырос до 2,5% для купцов III гильдии и до 4% для купцов II и I гильдии. Размер капитала записывался "по совести каждого". Кроме того, действовала патентная система обложения торговли и промышленности. Были введены билеты на лавки, то есть плата за каждое торговое заведение.

Наряду с  основными ставками по прямым налогам  вводились надбавки целевого назначения. Таковы были надбавки на строительство  государственных больших дорог, на устройство водных сообщений, временные надбавки для ускорения уплаты государственных долгов (действовали с 1812 по 1820 гг.).

Кроме государственных  прямых налогов функционировали  земские(местные) сборы.

Налог на недвижимую собственность был установлен  в  размере 0,5% с оценки ее, произведенной в 1821 г.

В 1831г. дополнительно  регламентируются торговые сборы.

В восьмидесятых  годах XIX в. наряду с общей отменой  подушной подати стало внедряться подоходное налогообложение.  Был  установлен налог на доходы с ценных бумаг. Затем государственный квартирный налог. Действовали пошлины с имущества,  переходящего по наследству или по актам дарения. В зависимости  от степени  родства  они  имели ставку от 1 до 6% стоимости имущества.

Существовали  паспортные сборы, в том числе  с заграничных паспортов. Облагались налогом полисы по страхованию от пожара.

Значительны были поступления налогов от производства и торговли алкогольными напитками.

Акционерные общества уплачивали процентный сбор с прибыли, который устанавливался пропорционально чистой прибыли.

Причем, ставки  налога стимулировали промышленников России к получению максимальной прибыли.

В связи с  этим интересно проанализировать, из  чего  складывались доходы городов России.

Наиболее крупным  из прямых налогов был  налог  с  недвижимых имуществ. В указанный период он взимался по ставке 9%.

Значительную  сумму среди прямых налогов давал  налог на право в Москве торговли и промыслов. Сюда входила стоимость патентов, купеческих свидетельств, свидетельств на право мелкой торговли, сборы с торговых и промышленных заведений, трактиров, огородов, постоялых дворов, лошадей, содержимыми частными лицами. На протяжении XIX в. главным  источником доходов оставались государственные прямые и косвенные налоги. Среди прямых налогов  была подушная подать (отменена в 1882г.) и оброк (плата казенных крестьян за пользование землей). Среди косвенных налогов крупные доходы давали акцизы на табак, вино, сахар, керосин, соль, спички, дрожжи и ряд др. товаров. Таким образом, система акцизов и таможенных пошлин уже в то время обеспечивала государственную поддержку отечественным предпринимателям в их конкурентной борьбе с иностранцами.

В конце XIX-начале XX века появляются новые виды прямых налогов: с недвижимых имуществ, налог на право торговли и промыcлов.

В послереволюционное  время  финансовая система России эволюционировала  в направлении,  противоположном  процессу  общемирового развития. От налогов  она перешла к административным методам изъятия прибыли предприятий  и  перераспределения  финансовых ресурсов через бюджет страны. Все это привело  к  финансовому кризису на рубеже 80--90 годов XX века. Необходимо было  искать  выход из создавшейся обстановки.

Существующая  на сегодняшний день  теория налогообложения  пытается ответить на извечный вопрос: что  целесообразнее? Обеспечить формирование бюджета чисто фискальными методами  или снижением налогов добиваться стимулирования  предпринимательской  деятельности  и расширения налоговой базы?

Профессор и  бывший канцлер  послевоенной  Германии Л.Эрхард высказывался за снижение налогового бремени всех граждан и хозяйственных кругов как решения налоговой проблемы.

В 70-80 годах в  западных странах Европы получает признание бюджетная концепция А. Лэффера, который исходил из того, что налоговые поступления являются продуктом двух основных  факторов: налоговой ставки и налоговой базы.

Информация о работе Возникновение и развитие налогообложения