Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Сентября 2012 в 20:31, курс лекций
Если попытаться выяснить у американца, какой день в году для него самый тяжелый, то большинство ответят - 15 апреля, потому, что к этой дате все самодеятельное население США обязано заполнить итоговые налоговые декларации, в которых должны быть подробно указаны размеры доходов из всех источников, скидки и рассчитанные по специальной таблице итоговые величины уплачиваемого налога.
Тема 1. ВОЗНИКНОВЕНИЕ И РАЗВИТИЕ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ
Развитие налогообложения.
"Взимание налогов - это искусство ощипывать
гуся так,чтобы получить максимальное количество
перьев с минимумом писка".
1.1 Если попытаться выяснить у американца, какой день в году для него самый тяжелый, то большинство ответят - 15 апреля, потому, что к этой дате все самодеятельное население США обязано заполнить итоговые налоговые декларации, в которых должны быть подробно указаны размеры доходов из всех источников, скидки и рассчитанные по специальной таблице итоговые величины уплачиваемого налога.
Как писал М. Твен, раз в год американец "откладывает в сторону свою христианскую мораль, переправляется на пароме в Нью-Джерси и прячет свои ценные бумаги в каком-нибудь пакгаузе на три дня, вытаскивает свою общественную христианскую мораль и идет в налоговое управление, где клянется, что никогда в своей жизни не имел ни цента, и да поможет ему Господь!" Так обстоит дело и в России, но с некоторыми особенностями, о которых мы узнаем позже.
Ясно одно, каждый
американец и каждый россиянин
вынужден четко ориентироваться
в системе налогообложения
1.2 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ
ОСНОВЫ НАЛОГОВОЙ СИСТЕМЫ РФ
Налоги - это обязательные сборы, взимаемые государством с физических лиц (населения) и юридических лиц (хозяйствующих субъектов) по ставке, установленной в законодательном порядке.
В современном мире налоги - основная форма доходов государства, то есть налоговый механизм используется для экономического воздействия государства на общественное производство и на научно-технический прогресс.
Проблема налогообложения зародилась еще в древности на заре человеческой цивилизации. Один из основоположников теории налогообложения А.Смит (1723-1790) говорил, что налоги для того, кто их выплачивает,- признак не рабства, а свободы. Фома Аквинский (1225 г.) определял налоги, как дозволенную форму грабежа.
Таким образом, налоговая система возникла и развивалась вместе с государством.
На самых ранних ступенях государственной организации, начальной формой налогообложения считалось жертвоприношение - принудительная выплата, сбор, причем достаточно определенная в размере 10% (всякая десятина принадлежит Господу (по Моисею).
Далее возникла "светская" десятина в пользу влиятельных князей и десятина церковная, просуществовавшая несколько столетий: от Древнего Египта до средневековой Европы. Основы декларации о доходах были заложены в Древнем Риме(в IV-III вв. до нашей эры), в то же время в захваченных колониях вводились коммунальные (местные) налоги и повинности, зависящие от размеров состояния граждан.
Финансовая система Руси стала складываться лишь в IX веке. Основным источником доходов княжеской казны была дань - это по сути систематический прямой налог. Косвенное налогообложение существовало в форме торговых и судебных пошлин и откупов, главными из которых были таможенные и винные. Тем не менее, финансовая система России XV-XVII вв. была сложна и запутана. Отсутствие теории налогообложения, необдуманность практических шагов порой приводили к тяжелым последствиям. Примером неудачной налоговой политики могут служить меры, принимавшиеся в начале царствования Алексея Михайловича. Он вел войны со шведами и поляками, требовавшие огромных расходов, к тому же Россию постигло несколько неурожайных лет. И тогда была предпринята попытка поправить финансовое положение с помощью косвенных налогов. В 1646 г. был повышен акциз на соль с 5 до 20 коп. за пуд. Расчет был на то, что соль нужна всем слоям населения и налог разложится на всех равномерно. Однако, на деле оказалось, что пострадало беднейшее население. В России соляной налог был временно отменен после соляных бунтов.
Лишь в конце XVII века - начале XVIII начала формироваться рациональная налоговая система с приходом чиновничьего аппарата.
Из косвенных налогов большую роль играл акциз, взимаемый со всех ввозимых и вывозимых товаров (от 5 до 25%). Научного обоснования размеров налога, однако, не было.
Из прямых налогов был введен подушный налог(10-15% от доходов). Эпоха Петра I (1672-1725 гг.).Изобретались все новые способы, вводились дополнительные налоги (на бороды и усы).В то же время была впервые обеспечена справедливость налогообложения, то есть равномерная раскладка налоговых тягот, например, ослабление их для малоимущих.
В середине-конце XVIII века разрабатывается теория налогообложения. В 1770 г. министр финансов Франции аббат Тэрре предлагает целесообразность дифференциации косвенных налогов, так как считает их менее обременительными: продукты первой необходимости (зерно)должны быть от налога освобождены, скот должен облагаться незначительно, вино - немного больше, а предметы роскоши - очень высоко так далее. Прямым налогом отводилась второстепенная роль.
А.Смит в 1776 г. опубликовал книгу "Исследование о природе и причинах богатства народов" и изложил теорию налогообложения и четыре принципа налогообложения: справедливости, определенности, удобности, экономии (всеобщность). Со временем этот перечень был дополнен принципами обеспечения достаточности и подвижности налогов (налог увеличен или сокращен в соответствии с объективными нуждами и возможностями государства), выборе надлежащего источника и объекта налогообложения, однократности обложения.
Принцип справедливости, утверждающий всеобщность обложения и равномерность распределения налога между гражданами соразмерно их доходам (вспомним надпись аббата Тэрре).
Принцип определенности, требующий, чтобы сумма, способ и время платежа были совершенно точно заранее известны плательщику.
Принцип удобности предполагает, что налог должен взиматься в такое время и таким способом, которые представляют наибольшие удобства для плательщика.
Принцип экономии, заключающийся в сокращении издержек взимания налога, в рационализации системы налогообложения.
Именно в конце XVIII века закладывались основы современного государства, проводящего активную экономическую, в том числе финансовую и налоговую, политику. Это касается стран Западной Европы, это относится и к России. Еще при Петре I были образованы 12 коллегий, из которых четыре заведовали различными финансовыми вопросами: камер-коллегия, штатс-контор-коллегия, ревизион-коллегия, коммерц-коллегия. Екатерина II (1729-1796) преобразовала систему управления финансами. В 1780 г. была создана экспедиция о государственных доходах.
В это время в России прямые налоги в бюджете играли второстепенную роль по сравнению с налогами косвенными. Так, подушной подати собиралось в 1763г. 5667 тыс. руб. или около 30% всех доходов, а в 1796г. - 24721 тыс. руб. или 33% доходов. Очень незначительные суммы приносили подворная подать и промысловый налог.
Косвенные налоги давали 42% в 1764г. и 43% в 1796г. Почти половину этой суммы приносили питейные налоги.
Развиваются и бюджеты городов, где все большую роль начинают играть так называемые оброчные статьи. Налоги взимались с содержателей плотомоен и прорубей, перевозов, рыбных ловель, подвижных лодок, за запись в городовую обывательскую книгу и другие. Тогда же появляются и первые заемные средства в бюджетах городов и проценты со вкладов в банки.
Например, в доходах г. Москвы за 1786-1792 гг. превалирующими среди доходов являются отчисления от государственной монопольной торговли винно-водочными изделиями (составляли 67%), но и налоги занимают довольно заметное место, принося более 23% всех доходов столицы.
В 1802г. Манифестом Александра I "Об учреждении Министерств" создано Министерство финансов и определена его роль.
В начале прошлого века политические события в Европе, война с Наполеоном требовали постоянного напряжения всех ресурсов России, в том числе финансовых. В 1809г. расходы государственного бюджета в два раза превышали доходы. В это время была разработана программа финансовых преобразований - "План финансов", связанная с именем крупного государственного деятеля М. М. Сперанского (1772-1839). Программа предлагала проведение ряда неотложных мер по упорядочению доходов и расходов.
Расходы должны соответствовать доходам. Поэтому никакой новый расход не может быть назначен прежде, нежели найден соразмерный ему источник дохода.
Расходы должны разделяться:
1) по ведомствам;
2) по степени нужды в них - необходимые, полезные, избыточные, излишние и бесполезные, причем последние не должны допускаться вовсе
3) по пространству
- общие государственные,
4) по предметному назначению - обыкновенные и чрезвычайные расходы. Для чрезвычайных расходов в запасе должны быть не деньги, а способы их получения;
5) по
степени постоянства -
Наряду с основными ставками по прямым налогам вводились надбавки целевого назначения. Таковы были надбавки на строительство государственных больших дорог, на устройство водных сообщений, временные надбавки для ускорения уплаты государственных долгов (действовали с 1812 по 1820 гг.).
Кроме государственных прямых налогов функционировали земские(местные) сборы.
Налог на недвижимую собственность был установлен в размере 0,5% с оценки ее, произведенной в 1821 г.
В 1831г. дополнительно регламентируются торговые сборы.
В восьмидесятых годах XIX в. наряду с общей отменой подушной подати стало внедряться подоходное налогообложение. Был установлен налог на доходы с ценных бумаг. Затем государственный квартирный налог. Действовали пошлины с имущества, переходящего по наследству или по актам дарения. В зависимости от степени родства они имели ставку от 1 до 6% стоимости имущества.
Существовали паспортные сборы, в том числе с заграничных паспортов. Облагались налогом полисы по страхованию от пожара.
Значительны были поступления налогов от производства и торговли алкогольными напитками.
Акционерные общества уплачивали процентный сбор с прибыли, который устанавливался пропорционально чистой прибыли.
Причем, ставки налога стимулировали промышленников России к получению максимальной прибыли.
В связи с этим интересно проанализировать, из чего складывались доходы городов России.
Наиболее крупным из прямых налогов был налог с недвижимых имуществ. В указанный период он взимался по ставке 9%.
Значительную сумму среди прямых налогов давал налог на право в Москве торговли и промыслов. Сюда входила стоимость патентов, купеческих свидетельств, свидетельств на право мелкой торговли, сборы с торговых и промышленных заведений, трактиров, огородов, постоялых дворов, лошадей, содержимыми частными лицами. На протяжении XIX в. главным источником доходов оставались государственные прямые и косвенные налоги. Среди прямых налогов была подушная подать (отменена в 1882г.) и оброк (плата казенных крестьян за пользование землей). Среди косвенных налогов крупные доходы давали акцизы на табак, вино, сахар, керосин, соль, спички, дрожжи и ряд др. товаров. Таким образом, система акцизов и таможенных пошлин уже в то время обеспечивала государственную поддержку отечественным предпринимателям в их конкурентной борьбе с иностранцами.
В конце XIX-начале XX века появляются новые виды прямых налогов: с недвижимых имуществ, налог на право торговли и промыcлов.
В послереволюционное время финансовая система России эволюционировала в направлении, противоположном процессу общемирового развития. От налогов она перешла к административным методам изъятия прибыли предприятий и перераспределения финансовых ресурсов через бюджет страны. Все это привело к финансовому кризису на рубеже 80--90 годов XX века. Необходимо было искать выход из создавшейся обстановки.
Существующая на сегодняшний день теория налогообложения пытается ответить на извечный вопрос: что целесообразнее? Обеспечить формирование бюджета чисто фискальными методами или снижением налогов добиваться стимулирования предпринимательской деятельности и расширения налоговой базы?
Профессор и бывший канцлер послевоенной Германии Л.Эрхард высказывался за снижение налогового бремени всех граждан и хозяйственных кругов как решения налоговой проблемы.
В 70-80 годах в западных странах Европы получает признание бюджетная концепция А. Лэффера, который исходил из того, что налоговые поступления являются продуктом двух основных факторов: налоговой ставки и налоговой базы.
Информация о работе Возникновение и развитие налогообложения