Возникновение и развитие налогообложения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Сентября 2012 в 20:31, курс лекций

Краткое описание

Если попытаться выяснить у американца, какой день в году для него самый тяжелый, то большинство ответят - 15 апреля, потому, что к этой дате все самодеятельное население США обязано заполнить итоговые налоговые декларации, в которых должны быть подробно указаны размеры доходов из всех источников, скидки и рассчитанные по специальной таблице итоговые величины уплачиваемого налога.

Вложенные файлы: 1 файл

Конспект лекций Налоги.doc

— 414.50 Кб (Скачать файл)

Рост налоговой  ставки может приводить к увеличению государственных доходов только до определенного предела, пока не начнет сокращаться обход бюджета будет сокращаться (кривая Лэфферда).

По результатам мировой практики максимальная ставка на прибыль не должна превышать уровень 35, иначе кампании  теряют заинтересованность в расширении производства. Точка перегиба - это граница налоговой ставки, ограничение предпринимательской активности. Если ставка налога попадет в запретную зону, то сокращаются сбережения населения, спад инвестиций и сокращение  налоговых поступлений. То есть задача оживления производства решается путем снижения ставки налога и облегчения налогового гнета. Рост производства  при  этом компенсирует временное уменьшение поступлений  в бюджет. Повышение роста производства без инфляции достигается умелым манипулированием налоговыми ставками, льготами и прогрессивностью налогообложения.

В ведущих странах  Запада, США и Японии в 80-90 годах проведены налоговые реформы, направленные на ускорение накопления капитала и стимулирование деловой активности.  В  этих целях  снижены ставки налога на прибыль корпораций: с 46 до 34% в США; с 45 до 35% в Англии; с 50 до 45% во Франции.

Тема  2 НАЛОГИ В ЭКОНОМИЧЕСКОЙ СИСТЕМЕ ОБЩЕСТВА

   2.1 Переход  России к новой системе хозяйственных  отношений

  2.2 Сущность  налогов и объекты налогообложения

  2.3 Налоговая  система РФ

2.4 Виды налогов.  Плательщики налогов. Обязанности  налогоплательщиков

  2.5 Функции налогов. Налоговые льготы

  2.6 Принципы  налогообложения

  2.7 Роль налогов  в формировании финансов государства

 

2.1 Переход  России к новой системе хозяйственных  отношений

Рыночная экономика  в современных условиях - это система  организации хозяйства страны, основанная на товарно-денежных  отношениях, многообразии форм собственности, экономической свободе и конкуренции. Рыночный механизм хозяйствования формирует систему экономических отношений:

  • между хоз.субъектами производителями и потребителями - в сфере производства и обращения;
  • между хоз.субъектами (как налогоплательщиками) и государством - в финансово-бюджетной сфере;
  • между хоз.субъектами (как работодателями) и наемными  работниками - в сфере трудовых отношений.

Как видим, в  рыночной экономике взаимодействуют три основных рынка:  товаров и услуг;  финансовых ресурсов;  труда.

Все три рынка  находятся в постоянном взаимодействии.

           В мировой практике развитых  стран выделяются две модели рыночной экономики. Это либеральная модель  (США, Англия, Франция) и модель социально-ориентированного рынка (Германия, Норвегия, Швеция).

Либеральная модель характеризуется незначительным вмешательством государства, max свобода хоз.субъектов, min участие государства в решении социальных задач.

Социально-ориентированная модель отличается большей степенью государственного регулирования, социальной защитой всех членов общества.

Реформирование  экономики России  с начала было ориентировано на переход к либеральной модели рынка. Это выразилось в либерализации хозяйственной деятельности и цен (начиная  с 1992г.цены на 90% товаров и услуг были полностью освобождены от государственного вмешательства). Имелось в виду, что само регулируемый механизм рынка расставит всех и вся по своим "нишам". Но эти ожидания себя не оправдали: спад производства, сокращение инвестиций, снижение уровня жизни населения.

Поэтому намечены следующие резервы формирования экономики:

- создание системы  регулирования рыночной экономики

- демонополизация  производства и формирование  конкурентной среды;

- эффективное  преобразование налоговой системы  (она должна быть стабильной и оптимальной, поддерживать товаропроизводителя, стимулировать инвестиции).

                                                     

2.2. СУЩНОСТЬ  НАЛОГОВ

 Выражая  интересы общества  в различных сферах жизненной деятельности, государство осуществляет соответствующую политику: экономическую, социальную, экологическую, демографическую и др.

 В сфере  экономики регулирующая функция  государства представляется в  форме бюджетно-финансового,  денежно-кредитного  и ценового механизмов.

       Бюджетно-финансовая система включает  отношения по поводу формирования и использования финансовых ресурсов бюджета и внебюджетных фондов для обеспечения эффективного развития экономики.

Важным средством (косвенной артерией) бюджетно-финансовой системы и являются налоги.

 Налоги, возникшие  вместе с государством, существуют  как в системе товарно-денежных отношений, так и вне их. Например, в докапиталистических формациях главными доходами государства были натуральные поборы. В эпоху капитализма значение  налогов стало усиливаться, они идут на содержание армии и флота, обеспечение завоевания новых рынков сырья и сбыта продукции.

  За счет  налоговых взносов, сборов, пошлин  и др. платежей формируются финансовые ресурсы государства.

   Экономическая сущность налогов заключается во взаимоотношении граждан и субъектов с одной стороны и государства - с другой, по поводу формирования государственных финансов.

   Источником  налоговых платежей (взносов), независимо от объектов налогообложения, является валовый национальный доход (ВНД). ВНД образует первичные денежные доходы основных участков производства и государства:  - оплата труда работников;

                 - прибыль хозяйственных субъектов;

                 - централизация доходов государства,

причем налоги идут в бюджет, а социальные отчисления - во внебюджетные фонды.

  Кроме первичных  денежных доходов от валовой  продукции происходит перераспределение  доходов основных участников  общественного производства в пользу государства:

- от работников - в форме подоходного налога (13% ), в т.ч. в пенсионный фонд (1%);

- от  хозяйственных   субъектов - в форме налога  на прибыль и др. налоговых платежей и сборов.

 

                 2.3 НАЛОГОВАЯ СИСТЕМА РФ

         Законом «Об основах налоговой системы РФ» в России введена трехуровневая система налогообложения предприятий и физических лиц. Налоговая система РФ представляет собой совокупность всех налогов, сборов,  пошлин и др. платежей, взимаемых в установленном порядке  с плательщиков - юридических и физических лиц на территории страны. По новому Налоговому кодексу установлено 28 налогов: 16-федеральных, 7-региональных, 5- местных.

        Все налоги,  сборы,  пошлины  и др. платежи "питают" бюджетную  систему РФ. Кроме того, за  счет  целевых отчислений (35,6% бюджетных средств) формируются государственные внебюджетные  фонды по тарифам страховых взносов. Ставки  отчислений  в основные  социальные фонды составляют:

  - в пенсионный - 28% (1% работниками из зарплаты);

  - социальное страхование     - 4%;

  - обязательное  мед. страхование - 3,6% (0,2% - федеральный,

    3,4% - региональный фонд).

С 1.01.2001 г. введен единый социальный налог (ЕСН).

      

                    2.4 ВИДЫ НАЛОГОВ                

    2.4.1 По методу установления налоги подразделяются на прямые и косвенные. К прямым налогам относятся:

-  налог на  доходы, налог  на прибыль, ресурсные  налоги, налог на имущество, владение и пользование  которым служит основанием для налогообложения.

  К косвенным  относятся:

  - налог на  добавочную стоимость, акцизы, таможенные  пошлины,

налог на операции с ценными бумагами, налог с  продаж.

  В развитых  странах большая  роль  отводится  прямым налогам

  Прямые налоги  уплачивает производитель, косвенные  - конечный потребитель, они не зависят от конечного результата хозяйственной деятельности предприятия.

       2.4.2 По источнику отнесения налоги подразделяются на:

      - налоги, относимые на издержки  производства (себестоимость)

      - налоги, относимые на финансовые  результаты (доход).

2.4.3 По объекту налогообложения различают 5 групп:

         - налоги на имущество;

         - ресурсные налоги (земельный налог);

         - налоги на доход или прибыль;  добавленную стоимость;

         - налоги на действия (хоз.акты, финансовые операции, обороты по реализации, передача имущества: дарение, наследование);

         - прочие - местные налоги 

          2.4.4 В зависимости от уровня гос. власти, распоряжающейся

         налоговыми поступлениями, различаются:

         - центральные - общегосударственные  (федеральные);

         - республиканские - региональные;

         - местные налоги.

Один и тот  же объект облагается налогом одного вида и только один  раз  за  установленный период налогообложения (месяц, квартал, полугодие, год).

Налоги, включаемые в себестоимость:

         -  ресурсные, транспортный;

         -  на землю;

         -  на пользователей автодорог

         - единый социальный налог

      Налоги, относящиеся на финансовые результаты (уплачиваются  до взимания налога на прибыль):

         - налог на имущество;

         - налог на содержание жилищной  сферы;

         - налог на рекламу , лицензионные  сборы (Д 80  К 68)

  Плательщиками налогов  (субъектами налогообложения)  являются:

     - юридические лица (см.Гр.кодекс);

     - физические лица.

  Каждое юридическое  и физическое лицо обязано  встать на учет в налоговую инспекцию.

 Обязанности  налогоплательщика:

   - встать  на учет (если это предприятие,  то не только в налоговую  инспекцию (2), но и в другие фонды: пенсионный (1), соц. страхования,  мед.страхования (3), дорожный фонд. Для физических лиц в статусе предпринимателя - 1,2,3 (без дорожного фонда);

   - своевременно  предоставлять налоговым органам  сведения для  исчисления налогов. Предприятие сдает свою отчетность ежеквартально, физические лица - ежегодно;

  - предоставлять  по требованию налоговой инспекции  все документы для проверки, вносить  изменения в отчетность в результате  актов проверки налоговой инспекции;

  - в случае  ликвидации предприятия - сообщить  об этом в налоговую инспекцию не позднее 10 дней со дня регистрации  ликвидации.

  Обязанности  налогоплательщика м.б. отменены  в случае: смерти,отмены налога, ликвидации предприятия.

 Права налогоплательщика (ст. 21):

- пользоваться  льготами по налогам, установленным законодательством;

- ознакомиться  с актами проверок;

- предоставлять  в налоговые органы пояснения  по исчислению уплаты налогов и акты проверок;

- в судебном  порядке обжаловать действия  гос.исполнителей.

  В бесспорном  порядке снятие пени производится только с юридических лиц.

 Ответственность  налогоплательщика  за  нарушение   налогового законодательства:

  - налогоплательщик - взыскание  всей суммы  сокрытого или  заниженного дохода или налога, а  при  повторном  нарушении и штраф в этом же размере (в течение года);

  - за  ведение учета  с нарушением установленного  порядка: штраф

 в размере 10% от доначисленной  суммы налога;

  - за не предоставление  или  несвоевременное  предоставление  документации для начисления налога - штраф 10% от начисленной суммы налога;

  - пеня за несвоевременное  перечисление налога - 0,3% за одни  сутки просрочки и др.санкции,  предусмотренные законодательством.

  Права налоговых органов (1) и должностных лиц (2):

   (1) - возбуждать в установленном порядке ходатайство о запрещении заниматься предпринимательской деятельностью;

      - предъявлять в суд иски о  ликвидации предприятий, о признании  сделок недействительными, о взыскании  дохода полученного от недействительной сделки, о признании регистрации предприятия недействительной;

  (2) - проверять все документы, связанные с уплатой налогов, получать необходимые объяснения и справки от должностных лиц, обследовать любые, используемые  для извлечения доходов, производственные, складские, торговые и др. помещения, приостанавливать операции налогоплательщика по счетам банка, налагать на руководителей банков, финансовых учреждений административные  штрафы  в  случае невыполнения  указаний налоговых органов.    

Информация о работе Возникновение и развитие налогообложения