Выездная проверка как форма контроля

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Апреля 2013 в 06:54, курсовая работа

Краткое описание

Значимость налогового контроля заключается в том, что посредством его достигается упорядоченность налоговых правоотношений. При помощи механизма налогового контроля налоговые органы проверяют соблюдение налогоплательщиком законодательства о налогах и сборах, в частности по уплате налогов, выявляют допущенные правонарушения, выставляют требования по уплате налогов, пени и штрафных санкций.
В соответствии со статьей 32 Налогового кодекса Российской Федерации налоговые органы обязаны осуществлять контроль над соблюдением законодательства о налогах и сборах1.

Содержание

Введение
Глава I. Правовая природа налогового контроля
1.1 Налоговый контроль как функция налогового органа
1.2 Формы и методы налогового контроля по действующему законодательству
Глава II. Камеральная проверка как форма налогового контроля
2.1 Сущность и значение камеральной налоговой проверки
2.2 Порядок проведения камеральной налоговой проверки
2.3 Оформление результатов камеральной проверки
Глава III. Выездная проверка как форма контроля
3.1 Понятие и сущность выездной налоговой проверки
3.2 Порядок проведения выездной налоговой проверки
3.3 Оформление результатов выездной налоговой проверки
Заключение
Список использованной литературы

Вложенные файлы: 1 файл

выездные налоговые проверки.docx

— 111.39 Кб (Скачать файл)

В соответствии с пунктом 1 статьи 93.1 НК РФ должностное лицо налогового органа, проводящее налоговую проверку, вправе истребовать у контрагента  или у иных лиц, располагающих  документами (информацией), касающимися  деятельности проверяемого налогоплательщика (плательщика сбора, налогового агента), эти документы (информацию).

Приостановление проведения выездной налоговой проверки по основанию, указанному в подпункте 1 пункта 9 статьи 89 НК РФ, допускается не более одного раза по каждому лицу, у которого истребуются документы27.

Абзацем 8 пункта 9 статьи 89 НК РФ установлено, что общий срок приостановления  проведения выездной налоговой проверки не может превышать шесть месяцев. В случае если проверка была приостановлена по основанию, указанному в подпункте 2 названного пункта и в течение  шести месяцев налоговый орган  не смог получить запрашиваемую информацию от иностранных государственных  органов в рамках международных  договоров РФ, срок приостановления  указанной проверки может быть увеличен на три месяца.

В силу пункта 5 статьи 93 НК РФ в ходе проведения налоговой проверки налоговые органы не вправе истребовать  у проверяемого лица документы, ранее  представленные в налоговые органы при проведении камеральных или  выездных налоговых проверок данного  проверяемого лица. Указанное ограничение  не распространяется на случаи, когда  документы ранее представлялись в налоговый орган в виде подлинников, возвращенных впоследствии проверяемому лицу, а также на случаи, когда  документы, представленные в налоговый  орган, были утрачены вследствие непреодолимой  силы.

При этом приостановление  проведения выездной налоговой проверки в связи с истребованием у  контрагента или иных лиц документов, касающихся деятельности проверяемого налогоплательщика, в соответствии с пунктом 1 статьи 93.1 НК РФ допускается  не более одного раза по каждому  лицу, у которого истребуются документы.

Общий срок приостановления  проведения выездной налоговой проверки не может превышать шести месяцев. В случае если проверка была приостановлена в связи с запросом информации от иностранных государственных  органов в рамках международных  договоров РФ, срок приостановления  указанной проверки может быть увеличен на три месяца, если запрашиваемая  информация не была получена в течение  шести месяцев.

На время приостановления  выездной налоговой проверки налогоплательщику  возвращаются все документы, истребованные  при проверке (кроме тех, которые  были изъяты при выемке), а также  прекращаются все действия на территории налогоплательщика, связанные с  проверкой.

В последний день проведения проверки инспекторы обязаны составить  справку, в которой должен быть зафиксирован предмет проверки и сроки ее проведения, и вручить ее налогоплательщику. Отныне любой запрос документов либо пояснений, а также нахождение проверяющих  на территории организации является незаконным, так как выходит за рамки проверки.

Приказом ФНС России от 25 декабря 2006 г. N САЭ-3-06/892 утверждены требования к составлению акта налоговой  проверки.

В соответствии со статьей 100 Налогового кодекса Российской Федерации  в течение двух месяцев со дня  составления справки о проведенной  выездной налоговой проверке уполномоченными  должностными лицами налогового органа должен быть составлен акт выездной проверки.

Акт проверки должен содержать  систематизированное изложение  документально подтвержденных фактов нарушений законодательства о налогах  и сборах и иных имеющих значение обстоятельств, выявленных в процессе проверки, или указание на отсутствие таковых, а также выводы и предложения  проверяющих по устранению выявленных нарушений и ссылки на статьи кодекса, предусматривающие ответственность  за выявленные налоговые правонарушения.

Акт выездной налоговой проверки должен быть составлен на бумажном носителе на русском языке и иметь  сквозную нумерацию страниц. Акт  налоговой проверки должен состоять из трех частей: вводной, описательной и итоговой.

Вводная часть акта выездной налоговой проверки представляет собой  общие сведения о проводимой проверке и проверяемом лице, его филиале, представительстве и должна содержать:

- номер акта проверки (присваивается акту при его  регистрации в налоговом органе);

- наименование места составления  акта выездной (повторной выездной) налоговой проверки;

- дату акта проверки. Под  указанной датой понимается дата  подписания акта лицами, проводившими  проверку;

- должности, фамилии, имена,  отчества лиц, проводивших проверку, их классные чины (при наличии), с указанием руководителя проверяющей  группы (бригады), а также наименование  налогового органа, который они  представляют. В случае привлечения  к проведению налоговой проверки сотрудников органов внутренних дел во вводной части акта указываются их должности, фамилии, имена, отчества, а также наименование правоохранительного органа, который они представляют;

- дату и номер решения  руководителя (заместителя руководителя) налогов и прочие общие основания,  идентифицирующие проведенную проверку.

Описательная часть акта выездной налоговой проверки содержит систематизированное изложение  документально подтвержденных фактов нарушений законодательства о налогах  и сборах, выявленных в ходе проверки, или указание на отсутствие таковых  и связанных с этими фактами  обстоятельств, имеющих значение для  принятия обоснованного решения  по результатам проверки.

Содержание описательной части акта выездной налоговой проверки должно соответствовать определенным требованиям. В качестве таковых  названы:

а) объективность и обоснованность. Отражаемые в акте факты должны являться результатом тщательно проведенной  проверки, исключать фактические  неточности, обеспечивать полноту вывода о несоответствии законодательству о налогах и сборах совершенных  проверяемым лицом деяний (действий или бездействия).

По каждому отраженному  в акте факту нарушения законодательства о налогах и сборах должны быть четко изложены:

- вид нарушения законодательства  о налогах и сборах, способ  и иные обстоятельства его  совершения, налоговый период, к  которому нарушение законодательства  о налогах и сборах относится;

- оценка количественного  и суммового расхождения между  заявленными в налоговых декларациях  (расчетах) данными, связанными с  исчислением и уплатой (удержанием, перечислением) налогов (сборов), и фактическими данными, установленными  в ходе проверки;

- ссылки на первичные  бухгалтерские документы (с указанием  в случае необходимости бухгалтерских  проводок по счетам и порядка  отражения соответствующих операций  в регистрах бухгалтерского, налогового  учета) и иные доказательства, подтверждающие наличие факта  нарушения;

- квалификация совершенного  правонарушения со ссылками на  соответствующие нормы кодекса,  законодательных и иных нормативных  правовых актов о налогах и  сборах, которые нарушены проверяемым  лицом.

б) полнота и комплексность  отражения в акте всех существенных обстоятельств, имеющих отношение  к фактам нарушений законодательства о налогах и сборах.

в) четкость, лаконичность и  доступность изложения. Содержащиеся в акте формулировки должны исключать  возможность двоякого толкования; изложение  должно быть кратким, четким, ясным, последовательным и, по возможности, доступным для  лиц, не имеющих специальных познаний в области бухгалтерского и налогового учета.

г) системность изложения. Выявленные в процессе проверки нарушения  должны быть сгруппированы в акте по разделам, пунктам и подпунктам в соответствии с характером нарушений и видами налогов (сборов), на неуплату (неполную уплату (удержание, перечисление)) которых данные нарушения повлияли, в разрезе соответствующих налоговых периодов.

Итоговая часть акта выездной налоговой проверки должна содержать:

- сведения об общих  суммах выявленных при проведении  проверки неуплаченных налогов  (сборов); об исчисленных в завышенных  размерах налогах (сборах), сведения  о других установленных проверкой  фактах нарушений;

- предложения проверяющих  по устранению выявленных нарушений.  Например, взыскание недоимки по  налогам и сборам, пеней за  несвоевременную уплату (неперечисление) налогов и сборов, приведение  налогоплательщиком учета своих  доходов (расходов) и объектов  налогообложения в соответствии  с установленным законодательством  порядком и т.д.;

- выводы проверяющих о  наличии в деяниях налогоплательщика  признаков налоговых правонарушений. Данные выводы должны содержать  указание на вид совершенных  налогоплательщиком налоговых правонарушений  со ссылкой на статьи кодекса,  предусматривающие ответственность  за данный вид налоговых правонарушений.

Акт налоговой проверки должен быть вручен лицу, в отношении которого проводилась проверка, или его  представителю под расписку или  передан иным способом, свидетельствующим  о дате его получения указанным  лицом (его представителем).

В случае если лицо, в отношении  которого проводилась проверка, или  его представитель уклоняются от получения акта налоговой проверки, этот факт отражается в акте налоговой  проверки, и акт налоговой проверки направляется по почте заказным письмом  по месту нахождения организации (обособленного  подразделения) или месту жительства физического лица. В случае направления  акта налоговой проверки по почте  заказным письмом датой вручения этого акта считается шестой день считая с даты отправки заказного  письма.

Лицо, в отношении которого проводилась налоговая проверка (его представитель), в случае несогласия с фактами, изложенными в акте налоговой проверки, а также с  выводами и предложениями проверяющих  в течение 15 дней со дня получения  акта налоговой проверки вправе представить  в соответствующий налоговый  орган письменные возражения по указанному акту в целом или по его отдельным  положениям. При этом налогоплательщик вправе приложить к письменным возражениям  или в согласованный срок передать в налоговый орган документы (их заверенные копии), подтверждающие обоснованность своих возражений.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Налоговый контроль представляет собой вид деятельности уполномоченных органов по вопросу соблюдения и  исполнения требований законодательства в области исчисления и уплаты налогов и сборов.

Среди форм налогового контроля налоговые проверки занимают основное место, поскольку являются наиболее эффективными и значимыми. Налоговая  проверка, на наш взгляд, направлена не только на установление фактов нарушения  законодательства о налогах и  сборах, в результате которых государством недополучены суммы причитающихся  к уплате налогов и сборов, но и на предупреждение нежелательных  последствий несоблюдения налогового законодательства.

Целью любой проверки является контроль за соблюдением налогоплательщиками, плательщиками сборов, налоговыми агентами законодательства о налогах и  сборах.

Одной из важнейших проблем  системы налогового администрирования  является проблема направленности налоговых  органов на собираемость налогов. В  иностранных государствах для осуществления  налогового контроля создаются специализированные налоговые управления (отделы, дирекции и др.).

В рамках реализации основных направлений налогового реформирования помимо совершенствования отдельных  налогов достигнуто определенное упрощение  налоговой системы путем отмены налога с продаж, налога на имущества, переходящего в порядке наследования и дарения. Положительным результатом  налогового реформирования также является введение специальных налоговых  режимов в виде упрощенной системы  налогообложения и единого налога на вмененный доход для отдельных  видов деятельности.

Налоговый контроль осуществляется путем применения различных приемов  и способов, а также использования  специальных процедур. Совокупность приемов, способов и процедур образует методы налогового контроля. К методам  налогового контроля можно отнести  визуальный осмотр, арифметическую и  формальную проверку документов, сопоставление  данных, выборочный и сквозной методы проверки документов и т. д.

Как уже отмечалось ранее, субъекты налогообложения обязаны  вносить налоговые платежи в  установленных размерах и в определенные сроки в бюджет РФ. Но в нашей  стране на данном этапе реформирования государственного устройства и налоговой  системы в частности исполнение этой обязанности пока оставляет  желать лучшего. Причем уклонение от уплаты налогов осуществляется законными  и незаконными методами, что свидетельствует  о несовершенстве налогового законодательства.

Таким образом, сейчас в первую очередь необходимо совершенствовать законодательную базу, регулирующую организацию и осуществление  налогового контроля. При этом надо взять самое лучшее и подходящее для наших условий из зарубежного  опыта в этой области.

Камеральную проверку, можно  признать основной формой проведения налогового контроля. И дело здесь  не только в том, что основанием ее проведения является представление  декларации, а декларация представляется многими налогоплательщиком ежемесячно. Важен и тот факт, что камеральная проверка проводится без решения руководителя инспекции, что в некотором роде убыстряет процесс и сокращает количество бюрократических проволочек.

Выездная налоговая проверка - наиболее серьезная форма контроля. Возможно, поэтому процедура ее проведения в наибольшей степени регламентирована.

Камеральную проверку рассматривали  как проверку текущей отчетности, ее цель сводилась к исправлению  неточностей и мелких огрех в  представленной отчетности. Вероятно, этим объясняется тот факт, что  статья 88 НК РФ ("Камеральная налоговая  проверка") изначально не содержала  указание на составление акта по результатам  проверки и, как следствие, на возможность  применения мер налоговой ответственности.

Информация о работе Выездная проверка как форма контроля