Контроль налоговой службы за исчислением и уплатой налогов с физических лиц

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Ноября 2011 в 07:18, курсовая работа

Краткое описание

Обложение налогом физических лиц, не говоря уже о том, что это снижает их жизненный уровень, приводит к сокращению покупательной способности населения

Содержание

Введение 3
Глава 1. Теоретические аспекты налогового контроля 5
1.1. Экономическое содержание налогового контроля 5
1.2. Общая характеристика органов налогового контроля РФ 10
Глава 2. Контроль налоговых органов за исчислением и уплатой налогов с физических лиц 14
2.1. Общая характеристика камеральных налоговых проверок 14
2.2. Сущность выездных налоговых проверок 17
2.3. Проверки по налогу на доходы физических лиц (НДФЛ) 21
Заключение 34
Список использованной литературы

Вложенные файлы: 1 файл

новая курсовая.doc

— 204.50 Кб (Скачать файл)
  1. общенаучные методы исследования объектов налогового контроля (анализ и синтез, аналогия, моделирование, сравнение);
  2. специальные методы (инвентаризация имущества, проверка первичных документов, выемка предметов и документов, осмотр помещений и территорий, экспертиза и т.д.);
  3. методы получения дополнительной информации у проверяемых лиц (письменный и устный опросы должностных лиц, допрос свидетелей и т.д.)

   Формы и методы налогового контроля существуют в неразрывном единстве. Зачастую в рамках одной формы организации контрольной деятельности могут применяться различные методы контроля, в некоторых случаях совпадающие по наименованию с самой установленной законодательством формой контроля. Именно от правильно выбранного сочетания форм, методов и мероприятий налогового контроля зависит и результативность контрольной работы.

   Основная  форма налогового контроля –  налоговые проверки. Налоговые поверки занимают ведущее место среди всех остальных форм налогового контроля. Высокая результативность налоговых проверок достигается в сочетании с другими формами налогового контроля. Налоговые проверки позволяют наиболее полно и всесторонне оценить правильность исполнения налогоплательщиками налоговых обязанностей, выявить те или иные отклонения.

   В соответствии со ст. 87 НК РФ налоговые  органы проводят камеральные и выездные налоговые проверки налогоплательщиков. Камеральная налоговая проверка проводится в помещении самого налогового органа на основании документов о деятельности налогоплательщика, предоставленных им в налоговый орган. Выездные налоговые проверки проводятся на основании решения руководителя (заместителя руководителя) налогового органа по месту нахождения налогоплательщика либо месту занятия им предпринимательской деятельностью.

   По  результатам налоговых проверок организаций и физических лиц  сумма дополнительно начисленных  платежей (с учетом пеней и налоговых санкций) составила в 2009 г. 684,2 млрд руб.,2 или 10,1% объема доходных поступлений, администрируемых ФНС России. Из общей суммы доначисленных платежей взыскано с налогоплательщиков всего 247,0 млрд руб. (36,1%), что обеспечило 3,7% объема доходных поступлений

   Сумма переплаты, обнаруженная налоговыми органами в течение 2009 г., составила 183,7 млрд руб. и по отношению к сумме доначисленных платежей не превысила 17,3%.

   Налоговый контроль в зависимости от характера его проведения подразделяется на предварительный, текущий и последующий.

   Предварительный налоговый контроль проводится до наступления отчетного (налогового) периода в связи с заявлением налогоплательщика об изменении сроков уплаты налогов (отсрочки, рассрочки либо предоставления инвестиционного налогового кредита).

   Текущий налоговый контроль проводится во время  отчетного (налогового) периода и связан с контролем за правильностью исчисления и своевременностью уплаты налогов. Текущий налоговый контроль носит оперативный характер и проводится в основном в виде камеральных налоговых проверок.

   Последующий налоговый контроль проводится после исчисления срока исполнения обязанности по уплате налогов, т.е. по окончанию отчетного (налогового) периода.

   В зависимости от характеристики проверяемых  лиц выделяют налоговый контроль:

  • организаций;
  • индивидуальных предпринимателей;
  • физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями.

   В зависимости от степени охвата деятельности проверяемого лица выделяют комплексный  и тематически налоговый контроль. Комплексный налоговый контроль проводится по всем видам деятельности налогоплательщика за определенный период времени.

   Тематический  Налоговый контроль проводится по отдельным видам деятельности налогоплательщиков и (или) по уплате определенных налогов. 

1. 2. Налоговые органы, как основное звено налогового контроля 

   Налоговые органы в Российской Федерации составляют единую централизованную систему контроля за соблюдением законодательства о налогах и сборах, за правильностью исчисления, полнотой и своевременность уплаты (перечисления) в бюджетную систему РФ налогов и сборов, предусмотренных законодательством, -  за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) в бюджетную систему иных обязательных платежей (ст. 30 НК РФ).

   Федеральная налоговая служба (ФНС России) является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти и находится в ведении Министерства финансов РФ. ФНС России осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы во взаимодействии с федеральными органами исполнительной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления. 3

   Система налоговых органов в соответствии с федеративным устройством государства  представлена центральным аппаратом  ФНС России (I уровень) и территориальными органами: управления ФНС России по субъектам РФ, межрегиональные инспекции ФНС России (II уровень); инспекции ФНС России по районам, районам в  городах, городах без районного деления, а также инспекции ФНС России межрайонного уровня (III уровень).

   Централизованная  система налоговых органов, таким  образом, включает:

  • центральный аппарат ФНС России
  • 82 управления по субъектам РФ;
  • 9 межрегиональных инспекций по крупнейшим налогоплательщикам;
  • 7 межрегиональных инспекций по федеральным округам;
  • 1182 инспекции
  • 1 федеральный и 4 региональных центра обработки данных.

   Налоговые органы образуют единую централизованную систему с вертикальной структурой подчинения. Такое единство определено единством налоговой политики и необходимо для единообразно применения налогового законодательства. Принцип вертикальной подотчетности обуславливает порядок обмена информацией между уровнями налоговой службы. Так, снизу вверх передается информация о результатах контрольной работы, а сверху доводятся законодательные и инструктивно-методические материалы, разъяснения Минфина России по применению отдельных норм налогового законодательства и т.д.

   Возглавляя  единую систему налоговых органов, ФНС России выполняет следующие функции:

  • выработку и осуществление налоговой политики с целью обеспечения своевременного поступления в бюджеты всех уровней и государственные внебюджетные фонды в полном объеме налогов и др. обязательных платежей;
  • координацию деятельности федеральных органов исполнительной власти по вопросам налогов и сборов;
  • государственный контроль за соблюдением законодательства РФ о налогах и сборах, правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения налогов и других обязательных платежей налогоплательщиками;
  • межотраслевую координацию и государственный контроль в области производства и оборота этилового спирта и алкогольной продукции.

   Все предоставленные налоговым органам права можно разделить на две группы. Первая связана с осуществлением налоговыми органами налогового контроля за полнотой и своевременностью исчисления и уплаты налогоплательщиками налогов и сборов:

  • требовать от плательщика документы, служащие основанием для исчисления и уплаты налогов и сборов, а также подтверждающие правильность исчисления и своевременность уплаты;
  • проводить налоговые проверки;
  • производить выемку документов при проведении проверок в случаях, когда есть достаточные основания полагать что эти документы будут уничтожены, сокрыты, изменены или заменены;
  • вызывать на основании письменного уведомления плательщиков для дачи пояснений в связи с уплатой ими налогов и сборов в связи с налоговой проверкой;
  • осматривать любые используемые плательщиком для извлечения дохода либо связанные с содержанием объектов обложения помещения и территории, проводить инвентаризацию его имущества;
  • требовать от плательщиков устранения выявленных нарушений;
  • требовать от банков документы, подтверждающие факт списания со счетов плательщика и с корреспондентских счетов банков сумм налогов, сборов, пеней и штрафов и перечисления этих сумм в бюджет;
  • привлекать для проведения налогового контроля специалистов, экспертов и переводчиков;
  • вызывать свидетелей.

   Вторая  группа прав предусмотрена в случае уклонения налогоплательщиков от добровольного исполнения обязанностей налогоплательщиков, т.е. в связи с принудительным исполнением, и включает право:

  • приостанавливать операции по счетам плательщика в банках и налагать арест на его имущество;
  • взыскивать недоимки, а также пени и штрафы;
  • определять суммы налогов, подлежащие уплате, расчетным путем на основании имеющейся информации о плательщике, а также данных об иных аналогичных плательщиках в случае отказа плательщика допустить должностных лиц налогового органа к осмотру помещений и территорий, непредставление в течение более двух месяцев налоговому органу необходимых для расчета налогов документов, отсутствие учета доходов и расходов, учета объектов обложения или ведения учета с нарушением установленного порядка, приведшего к невозможности исчислить налоги;
  • заявлять ходатайства об аннулировании или приостановлении действия лицензий.

   В соответствии с НК РФ налоговые органы вправе представлять иски в суды общей юрисдикции и арбитражные суды.

   Столь широкие полномочия и права, предоставленные  налоговым органам, можно объяснить  тем, что налогоплательщик любыми способами, в том числе и не вполне законными, пытается сэкономить на налогах, а государство  с помощью своих уполномоченных органов стремится предотвратить возможность несоблюдения им законодательства о налогах и сборах.

   В НК РФ предусмотрены не только права, но и обязанности налоговых органов  и их должностных лиц.

   Должностные лица налоговых органов  обязаны:

  • действовать в соответствии с НК РФ и иными федеральными законами;
  • реализовать в пределах своей компетенции права и обязанности налоговых органов;
  • корректно и внимательно относиться к налогоплательщикам, их представителям и иным участникам налоговых правоотношений, не унижать их чести и достоинство.

   В соответствии с законодательством  должностные лица налоговых органов  могут привлекаться к дисциплинарной, материальной и уголовной ответственности.

   Установлена ответственность налоговых органов  и должностных лиц за убытки, причиненные  налогоплательщикам вследствие своих неправомерных действий (решений) или бездействий. Причиненные налогоплательщикам убытки возмещаются на общих основаниях за счет федерального бюджета (ст. 35 НК РФ). Суммы убытков взыскиваются в пользу потерпевшего в полном объеме, т.е. возмещается не только имущественный ущерб, но и упущенная выгода. Субъектом имущественных ответственности за причинение убытков незаконными действиями выступает только налоговый орган. Следует отметить, что приказом ФНС России от 2 сентября 2005 г. № САЭ-З- 25/422 утвержден Единый  стандарт обслуживания налогоплательщиков, включающий все виды услуг и сроки, в которые должны укладываться налоговые органы в работе с налогоплательщиками. 
 

   Глава 2. Контроль налоговых  органов за исчислением  и уплатой налогов с физических лиц

   2.1. Общая характеристика камеральных налоговых проверок.

   Камеральная налоговая проверка (КНП) является наиболее массовым видом проверок и практически  всеобъемлющей формой налогового контроля. Охват налогоплательщиков при этом почти 100%-ый.

   За 2009 г. налоговые органы России по результатам проверки 47,4 млн деклараций и расчетов, предоставленных организациями и физическими лицами, дополнительно начислили налоговых платежей, пеней и штрафов 238,1 млрд руб., что несколько больше чем в 2008 г.; удельный вес пеней снизился в этой сумме на 8% и составил 38,1%.4

Информация о работе Контроль налоговой службы за исчислением и уплатой налогов с физических лиц