Контроль налоговой службы за исчислением и уплатой налогов с физических лиц

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Ноября 2011 в 07:18, курсовая работа

Краткое описание

Обложение налогом физических лиц, не говоря уже о том, что это снижает их жизненный уровень, приводит к сокращению покупательной способности населения

Содержание

Введение 3
Глава 1. Теоретические аспекты налогового контроля 5
1.1. Экономическое содержание налогового контроля 5
1.2. Общая характеристика органов налогового контроля РФ 10
Глава 2. Контроль налоговых органов за исчислением и уплатой налогов с физических лиц 14
2.1. Общая характеристика камеральных налоговых проверок 14
2.2. Сущность выездных налоговых проверок 17
2.3. Проверки по налогу на доходы физических лиц (НДФЛ) 21
Заключение 34
Список использованной литературы

Вложенные файлы: 1 файл

новая курсовая.doc

— 204.50 Кб (Скачать файл)

   Срок  проведения выездной налоговой проверки исчисляется со дня вынесения решения о назначении проверки и до дня составления справки о проведенной проверке. При этом выездная налоговая проверка может быть приостановлена. Руководитель (заместитель руководителя) налогового органа вправе приостановить проведение выездной налоговой проверки для:

  • истребования документов(информации) у контрагента или у иных лиц, располагающих документами (информацией), касающимися деятельности проверяемого лица;
  • получения информации от иностранных государственных органов;
  • проведения экспертиз;
  • перевода на русский язык документов, предоставленных налогоплательщиком на иностранном языке.

   Приостановление проведения выездной налоговой проверки для истребования документов (информации) допускается не более одного раза по каждому лицу, у которого истребуются документы. Общий срок приостановления проведения выездной налоговой проверки не может превышать шесть месяцев. В случае, если проверка была приостановлена для получения информации от иностранных государственных органов, срок приостановления указанной проверки может быть увеличен на три месяца.

   Участвовать в проверках на стороне налогоплательщика могут лица, которые, по мнению налогоплательщика, ему полезны. Для их участия необходимо в соответствии с гражданским законодательством оформить доверенность на предоставление интересов. 

   2.3. Проверки по налогу на доходы физических лиц (НДФЛ)

   Основным налогом, которым облагаются налогоплательщики – физические лица – это налог на доходы физических лиц. Врятли ошибаются те, кто считает налог на доходы физических лиц одним из самых важных элементов налоговой системы любого государства. Его доля в государственном бюджете прямо зависит от уровня развития экономики. Один из самых распространенных в мировой практике налог, уплачиваемый из личных доходов населения. В России, как и в большинстве стран, подоходный налог служит одним из главных источников доходной части бюджета (Табл. 1).6

   Табл. 1. Поступление доходов  за январь-октябрь 2009-2010 гг.

   Поступление администрируемых ФНС  России доходов в  консолидированный  бюджет Российской Федерации  за январь-октябрь 2009-2010 гг.
                   млрд. рублей
        январь-октябрь    в процентах к 2009 году
   2009 год    2010 год
   Всего    5 175,7    6 331,1    122,3
   Налог на прибыль организаций    1 071,6    1 485,7    138,6
   Налог на доходы физических лиц    1 306,3    1 383,1    105,9
   Налог на добавленную стоимость    1 027,9    1 165,7    113,4
   Акцизы    269,7    365,5    135,5
 

   При проверках налоговые органы пристальное  внимание обращают на вопросы легализации  «теневой» заработной платы, на проверки обращений граждан по поводу минимизации  официальной заработной платы, выдачи заработной платы «в конвертах», ведения  двойных ведомостей на выдачу заработной платы в целях ухода от налогообложения.

   Контрольные мероприятия налоговых органов  направлены в первую очередь на выявление  объектов, которые физические лица скрывают от налогообложения. Особое внимание уделяется работе со сведениями, поступающими от регистрирующих органов, - о недвижимом имуществе, расположенном на подведомственной им территории, зарегистрированных у них транспортных средствах и их владельцах.

   Для выявления лиц, сдающих внаем  жилые  нежилые помещения, а также торговые площади, налоговые органы взаимодействуют с паспортно-визовой службой органов внутренних дел, с комитетами администраций по управлению имуществом административно-территориальных образований. С администрациями рынков и торговых комплексов.

   Анализ поступившей информации позволяет определить круг лиц, обязанных декларировать свои доходы. Ориентировочно объем теневой зарплаты в 2009 г. составил 18,9 трлн руб., что на 350 млрд руб. меньше, чем в 2008 г.7 Не смотря на тенденцию к снижению, объем теневой зарплаты все еще высок. При этом более 30% зарплат сотрудников коммерческих организаций налогами не облагались.

   С 2001 г. Взимание налога стало производиться  на основе главы 23 Налогового кодекса  «Налог на доходы физических лиц». Установлена  единая ставка налога независимо от величины дохода – 13%, расширена налоговая база за счет отмены льгот по доходам военнослужащих, судей и т.д.

   В 1997 г. в качестве объекта обложения  введен доход в виде материальной выгоды граждан. В настоящее время доходы в виде материальной выгоды делятся на три категории.

  1. Выгода, полученная от экономии на процентах за пользование плательщиком заемными (кредитными) средствами. Налоговая база – превышение суммы процентов за пользование заемными средствами в рублях, исчисленной с 2009 г. Исходя из 2/3 ставки рефинансирования (7,75%)8 на дату уплаты процентов, над суммой процентов, исчисленной исходя из условий договора (т.е при ставке рефинансирования 7,75% материальная выгода ниже 5,2 % (7,75*2/3) облагается НДФЛ). Для иностранной валюты используется ставка 9%.
  2. Выгода, полученная от приобретения товаров в соответствии с гражданско-правовым договором у лиц, являющихся взаимозависимыми по отношению к плательщику. Налоговая база – превышение цены идентичных товаров, реализуемых лицами, являющимися взаимозависимыми по отношению к плательщику, в обычных условиях лицам, не являющимся взаимозависимыми, над ценами реализации идентичных товаров плательщику.
  3. Выгода, полученная от приобретения ценных бумаг. Налоговая база – превышение рыночной стоимости ценных бумаг, определяемой с учетом предельной границы колебаний рыночной цены, над суммой фактических расходов плательщика на их приобретение.

   Проверяется правильность определения налоговой  базы по договорам страхования. Суммы страховых выплат по договорам добровольного долгосрочного страхования жизни, заключенным на срок менее пяти лет, не учитываются при определении налоговой базы, если суммы страховых выплат не превышают сумм, внесенных физическими лицами страховых взносов, увеличенных на сумму, рассчитанную исходя из действующей ставки рефинансирования Центрального банка РФ на дату заключения указанных договоров. В противном случае разница между указанными суммами учитывается при определении налоговой базы и подлежит налогообложению у источника выплаты по ставке 35%.

   По  договорам добровольного пенсионного  страхования, заключенным со страховыми организациями, если такие выплаты  осуществляются при наступлении  пенсионных оснований, при определении  налоговой базы учитываются суммы  страховых взносов, если указанные суммы вносятся за физических лиц из средств работодателей, за исключением случаев, когда страхование физических лиц производится работодателями по договорам обязательного страхования, а также по договорам добровольного страхования, предусматривающим возмещение вреда жизни и здоровью застрахованных физических лиц и (или) медицинских расходов застрахованных физических лиц.

   При определении налоговой базы по договорам  негосударственного пенсионного обеспечения  и договорам обязательного пенсионного страхования, заключаемым с негосударственными пенсионными фондами, учитываются:

  • Суммы пенсий, выплачиваемых по договорам негосударственного пенсионного обеспечения, заключенными работодателями, физическими лицами в пользу других лиц;
  • Денежные суммы за вычетом сумм платежей, внесенных физическим лицом в свою пользу, которые подлежат выплате в соответствии с договорами негосударственного пенсионного обеспечения в случае досрочного их расторжения. Эти суммы подлежат обложению у источника выплат.

   Сумма налога в отношении дивидендов, полученных от источников за пределами РФ, определяется плательщиком самостоятельно. Если источником дохода плательщика является  российская организация, она признается налоговым агентом и определяет сумму налога.

   При определении налоговой базы по доходам по операциям с ценными бумагами, включая инвестиционные паи паевого инвестиционного фонда, и операциям с финансовыми инструментами срочных сделок, базисным активом по которым являются ценные бумаги или фондовые индексы, рассчитываемые организаторами торговли на рынке ценных бумаг, учитываются доходы, полученные по следующим операциям:

  • Купли-продажи ценных бумаг, обращающихся на организованном рынке ценных бумаг;
  • Финансовыми инструментами срочных сделок, базисным активом по которым являются ценные бумаги или фондовые индексы, рассчитываемые организаторами торговли на рынке ценных бумаг;
  • Погашения инвестиционных паев паевых инвестиционных фондов;
  • С ценными бумагами и финансовыми инструментами срочных сделок, базисным активом по которым являются ценные бумаги или фондовые индексы, рассчитываемые организаторами торговли на рынке ценных бумаг, осуществляемым (за исключением управляющей компании, осуществляющей доверительное управление имуществом, составляющим паевой инвестиционный фонд) в пользу учредителя доверительного управления (выгодоприобретателя), являющегося физическим лицом.

   Налоговая база по перечисленным операциям  определяется раздельно.

   Доход по операциям купли продажи ценных бумаг определяется как разница  между суммами доходов, полученными от реализации ценных бумаг, и документально подтвержденными расходами на приобретение, реализацию и хранение ценных бумаг, фактически произведенными плательщиком.

   Под финансовыми инструментами срочных сделок понимаются фьючерсные и опционные биржевые сделки, налоговая база в этом случае определяется как разница между положительным и отрицательными результатами, полученными от переоценки обязательств и прав требований по заключенным сделкам и исполнения финансовых инструментов срочных сделок, с учетом оплаты услуг биржевых посредников и биржи по открытию позиций и ведению счета физического лица. Налоговая база по операциям с финансовыми инструментами срочных сделок увеличивается на сумму премий, полученных по сделкам с опционами, и уменьшается на сумму премий, уплаченных по указанным сделкам.

   По  операциям с финансовыми инструментами  срочных сделок, заключаемых в  целях снижения рисков изменения  цены ценной бумаги, доходы от операций с финансовыми инструментами  срочных сделок (включая полученные премии по сделкам с опционами) увеличивают, а убытки уменьшают налоговую базу по операциям с базисным активом.

   Особое  внимание уделяется правомерности  освобождения от обложения отдельных видов доходов плательщиков:

  • Доходы, получаемые от продажи выращенных в личных подсобных хозяйствах скота, кроликов, нутрий, птицы, диких животных, продукции животноводства, растениеводства, цветоводства и пчеловодства. Эти доходов освобождаются от обложения при предоставлении плательщиком документа, выданного соответствующим органом местного самоуправления, правлениями садово- огородного товариществ, подтверждающего, что продаваемая продукция произведена налогоплательщиком на принадлежащей ему или членам его семьи земельном участке, используемым для ведения личного подсобного хозяйства, дачного строительства, садоводничества и огородничества;
  • Доходы членов крестьянского (фермерского) хозяйства от производства и реализации сельскохозяйственной продукции, ее переработки – в течение пяти лет,  считая с года регистрации указанного хозяйства;
  • Доходы в денежной и натуральной формах, получаемые от физических лиц в порядке дарения за исключением случаев дарения недвижимого имущества, транспортных средств, акций, долей паев. Эти доходы освобождаются от обложения, если даритель и одаряемый являются членами семьи и) или близкими родственниками (супругами, родителями и детьми, в том числе усыновителями и усыновленными, дедушкой, бабушкой и внуками, полнородными и неполнородными (имеющими общих отца или мать) братьями и сестрами).

   С 2008 г. НДФЛ не облагаются суточные за каждые сутки нахождения в командировке: в России – 700р., в других странах – 2500 р.

   Проверяются правомерность применения налоговых  ставок: общеустановленной - 13% и специфических  – 35; 30; 9% для отдельных видов доходов.

   Ставка 35% установлена в отношении:

  • Стоимости любых выигрышей и призов, получаемых в конкурсах, играх и других мероприятиях в целях рекламы, в части, превышающей 4000 р.;
  • Страховых выплат по договорам добровольного страхования в части превышения размеров указанных в п. 2 ст. 213 Кодекса;
  • С 2009 г. процентных доходов по вкладам в банках в части превышения суммы, рассчитанной исходя из ставки рефинансирования, увеличенной на 5%, в течение периода, за который начислены проценты (за исключением срочных пенсионных вкладов, внесенных на срок не менее 6 месяцев) и 9% годовых по вкладам в иностранной валюте (т.е. НДФЛ не будут облагаться вклады в банках по ставке не превышающей 12,75% (7,75%+5%));
  • Суммы экономии на процентах при получении плательщиком заемных (кредитных средств), в части превышения суммы процентов за пользование заемными средствами в рублях, исчисленной с 2009 г. Исходя из 2/3 ставки рефинансирования (9% в иностранной валюте), на дату уплаты таких средств, над суммой процентов, исчисляемой исходя из условий договора.

     Ставка 30% применяется в отношении  доходов, получаемых нерезидентами  РФ.

   С 2007 г. налоговыми резидентами признаются физические лица, фактически находящиеся  в РФ не менее 183 календарных дней в течение 12 следующих подряд месяцев. Этот период не прерывается на периоды его выезда за пределы РФ для краткосрочного (менее 6 месяцев) лечения или обучения. Иностранные граждане, получившие разрешение на постоянное проживание или вид на жительство в РФ, считаются резидентами РФ на начало отчетного периода, и обложение их доходов производится по ставке 13%.

     Прочие категории иностранных  граждан на начало отчетного  периода рассматриваются в качестве  нерезидентов РФ, и обложение  их доходов в течение первых 183 дней пребывания на территории  РФ производится по ставке 30%.

   Уточнение налогового статуса таких плательщиков производится лишь на дату, следующего после истечения 183 дней пребывания на территории РФ иностранного гражданина. В таком случае ставка НДФЛ за весь период пребывания его на территории РФ составляет 13% и производится перерасчет налога. Если в календарном году период пребывания физического лица в России достиг 183 дней, то статус нерезидента по итогам налогового периода измениться уже не может.

Информация о работе Контроль налоговой службы за исчислением и уплатой налогов с физических лиц