Место и роль налогового права

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Октября 2013 в 08:22, курсовая работа

Краткое описание

Налог - это обязательный взнос плательщика в бюджет и внебюджетные фонды в определенных законом размерах и в установленные сроки. Он выражает денежные отношения, складывающиеся у государства с юридическими и физическими лицами в связи с перераспределением национального дохода и мобилизацией финансовых ресурсов в бюджетные и внебюджетные фонды государства.

Содержание

Введение с. 3
Глава 1. Место и роль налогового права в системе российского права. Его
основные понятия с. 5
Глава 2. Налоговые правоотношения с. 10
Глава 3. Принципы и нормы налогового права .с. 14
Глава 4. Источники налогового права с. 20
Список литературы с. 23

Вложенные файлы: 1 файл

Место и роль налогового права.doc

— 152.50 Кб (Скачать файл)
    • Принцип презумпции толкования в пользу налогоплательщика (плательщика сборов) всех неустранимых сомнений, противоречий и неясностей актов законодательства о налогах и сборах.
  • Принцип определенности налоговой обязанности
    • Принцип единства экономического пространства РФ и единства налоговой политики
  • Принцип единства системы налогов и сборов.

Содержание основных принципов  налогового права. Принцип законности налогообложения.

Данный принцип     является     общеправовым     и     опирается     на

конституционный запрет ограничения прав и свобод человека и гражданина иначе, чем федеральным законом (ч.З ст.55 Конституции РФ). Налогообложение является ограничением права собственности, закрепленного в ст. 35 Конституции РФ, но с ограничением законным, - т.е. основанным на законе и , в широком смысле, направленным на реализацию права (через финансирование государственных нужд по реализации государством и его органами норм права.)

Налоговый кодекс РФ также указывает на то, что каждое лицо должно уплачивать лишь законно установленные налоги и сборы (п. 1 ст.З НК РФ).

Т.е. принцип законности проявляется  в том, что ни на кого не может  быть возложена обязанность уплачивать незаконные налоги и сборы, - т.е. налоги

14

 

и сборы, а также иные взносы и платежи, обладающие установленными НК признаками налогов или сборов, не предусмотренные НК РФ , либо установленные в ином порядке, чем это сделано кодексом.

Принцип всеобщности и равенства  налогообложения.

Данный  принцип является конституционным, и закреплен в ст. 5 7 Конституции РФ, согласно этой статье: «каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы». Кроме того, ч.2 ст.8 Конституции РФ устанавливается, что каждый гражданин несет равные обязанности, предусмотренные Конституцией РФ. Принцип равенства налогообложения является принципом формального, а не фактического равенства и заключается в том, что плательщики определенного вида налога или сбора, по общему правилу, должны уплачивать налог (сбор) на равных основаниях.

Принцип справедливости налогообложения.

В российской юридической науке данный принцип  нередко именуют принципом равного налогового бремени. После принятия первой части НК РФ принцип справедливости налогообложения нашел свое закрепление п.1 ст.З НК РФ : «... При установлении налогов учитывается фактически способность налогоплательщика к уплате налога исходя из принципа справедливости», т.е. налоги должны быть справедливыми.

Принцип взимания налогов в публичных  целях.

Т.е. налоги и сборы взимаются с  целью финансового обеспечения деятельности публичной власти (органов государственной власти и местного самоуправления).Следует отметить, что этот принцип напрямую связывает налоговое право с бюджетным правом. Ведь именно в рамках бюджетных процедур парламентарии как представители налогоплательщиков одобряют планы расходования бюджетных средств и контролируют выполнение органами исполнительной власти бюджетных планов предыдущего финансового органа.

Принцип установления налогов и сборов в  должной правовой процедуре.

Данный принцип  закреплен и реализуется, в частности, через конституционный запрет на установление налогов иначе как законом., а в ряде государств - специальной (более жесткой) процедурой внесения в парламент законопроектов о налогах. В России такое правило содержится в ч.З ст104 Конституции РФ.

Принцип экономического обоснования  налогов (сборов)

15

 

Налоги и  сборы не только не должны быть чрезмерно  обременительными для налогоплательщиков, но и должны обязательно иметь  экономическое основание (т.е. не быть произвольными). В соответствии с  п.З ст.З НК РФ «Налоги и сборы должны иметь экономическое основание и не могут быть произвольными».

Принцип презумпции толкования в пользу налогоплательщика (плательщика сборов) всех неустранимых сомнений, противоречий и неясностей актов законодательства о налогах и сборах.

Данный принцип  закреплен в п.7 ст.З НК РФ. В  соответствии с указанной нормой все неустранимые сомнения, противоречия м неясности о налогах и  сборах должны трактоваться в пользу налогоплательщика.

Принцип определенности налоговой обязанности.

Он закреплен в п.6 ст.З НК РФ. В соответствии с указанным принципом акты законодательства о налогах и сборах должны быть сформулированы таким образом, чтобы каждый точно знал, какие налоги (сборы), когда и в каком порядке он должен платить, а все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах толкуются в пользу налогоплательщика (плательщика сборов). Кроме того, при установлении налогов должны быть определены все обязательные элементы налогообложения, указанные в п.1 и 2 ст. 17 НК РФ.

Принцип единства экономического пространства РФ и единства налоговой политики.

Данный принцип  является конституционным, закреплен  в ч.1 ст.8 Конституции РФ, п.З ст.1 ГК РФ и п.4 ст.З НК РФ. В соответствии с рассматриваемым принципом  не допускается установления налогов и сборов, нарушающего единое экономическое пространство РФ и, в частности, прямо или косвенно ограничивающих свободное перемещение в пределах территории РФ товаров (работ, услуг) или денежных средств.

Принцип единства системы налогов и сборов.

Правовое значение необходимости существования рассматриваемого принципа налогового права продиктовано задачей унификации налоговых изъятий  собственности. Такая унификация необходима для достижения равновесия между  правом субъектов Федерации устанавливать налоги - с одной стороны, и соблюдением основных прав человека и гражданина, закрепленных в ст.34 и 35 Конституции РФ, обеспечением принципа единства экономического пространства - с другой.

16

 

Поэтому закрепленный налоговым законодательством РФ перечень региональных и местных налогов носит закрытый, а значит -исчерпывающий характер.

Нормы налогового права.

В соответствии с положениями общей теории права норма права - это общее правило регулирования общественных отношений, согласно которому его адресаты должны при определенных условиях действовать как субъекты определенных прав и обязанностей, под угрозой наступления неблагоприятных для них правовых последствий.

В свою очередь, норма налогового права представляет собой 
санкционированное государством общеобязательное социально

определенное, обязательное право поведения, направленное на регулирование общественных отношений в сфере налогообложения, закрепляющее права и обязанности субъектов соответствующих налоговых правоотношений и являющиеся критерием оценки поведения как правомерного либо неправомерного.

Нормы налогового права, как и нормы права в  целом, являются системными образованиями, а значит, обладают определенной структурой. Под структурой нормы права понимается ее внутреннее строение, обусловленное связью элементов такой нормы.

По  своей структуре норма налогового права включает три элемента:

1. гипотезу

  1. диспозицию
  2. санкцию

Гипотезой именуется часть нормы налогового права, в которой заключены: содержание самого правила поведения, фактические условия реализации нормы, либо обстоятельства, при наличии которых надо или можно действовать определенным образом.

Диспозиция - это центральная часть налогово-правовой нормы, которая формулирует содержание самого предписываемого, дозволяемого или рекомендуемого данной нормой права правила поведения.

Санкция - это часть нормы налогового права, в которой указывается на правовые последствия - поощрительные или карательные меры, наступающие в случае надлежащего соблюдения, либо нарушения установленного данной нормой правила.

Реализация  норм налогового права, как и других отраслей права, представляет собой  процесс практического претворения  в жизнь содержащихся в них  требований.

В литературе выделяют несколько способов реализации нор налогового права:

1. исполнение

2. применение

3.использование  4.соблюдение.

17

 

Исполнение - представляет собой процесс совершения всеми участниками налоговых правоотношений тех действий, которые предписаны в нормах.

Применение - осуществляется органами государственной власти и 
практически выражается в совершении ими тех или иных юридически 
значимых    действий,     бездействий, издании     налоговым     органом

индивидуальных  правовых актов, основанных на требованиях  материальных и процессуальных норм, и т.д.

При использовании норм налогового права участник налоговых правоотношений сам решает, воспользоваться ему или нет какими-либо, предусмотренными налогово-правовыми нормами права.

В свою очередь, соблюдение норм налогового права пассивно по своей сути и заключается в воздержании участника налоговых правоотношений от нарушения указанных норм.

Виды норм налогового права.

Основаниями классификации норм налогового права  на виды могут выступать:

  1. назначение норм
  2. содержание норм
  3. метод воздействия на поведение субъектов
  4. порядок реализации прав и обязанностей участников правоотношений
  5. юридическая сила
  1. порядок действия норм во времени, в пространстве и по кругу лиц В зависимости от их назначения нормы налогового права делятся на:

 

    • регулятивно-правоустанавливающие
    • охранительные.

Значение норм налогового права первого вида в том, что в них заключаются правовые предписания, представляющие субъектам налоговых правоотношений определенные права, возлагающие на них обязанности и предписания, в целом регулирующие отношения в сфере налогообложения.

Охранительные налогово-правовые нормы направлены на обеспечение эффективности функционирования налоговой системы страны, эффективность налогообложения.

В зависимости  от их содержания, налогово-правовые нормы  группируются в те или иные правовые институты. Как известно, правовой институт представляет собой совокупность определенных правовых норм, родственных по содержанию регулируемых ими правоотношений. Поэтому по своему содержанию налогово-правовые нормы могут подразделяться, *   например, на следующие виды:

    1. нормы, закрепляющие права и обязанности участников налоговых правоотношений.
    2. нормы, определяющие порядок образования, задачи, функции, структуру и компетенцию налоговых органов и органов налоговой полиции.

18

 

    1. нормы, определяющие основные положения о правовом статусе налогоплательщиков.
    2. нормы, определяющие формы и методы осуществления налогового контроля.
    3. нормы, устанавливающие ответственность за совершение налоговых правонарушений и т.д.

По  методу воздействия на поведение  субъектов налогово-правовые нормы делятся на:

А) запрещающие

Б)обязывающие

В)уполномочивающе-дозволительные

Г)стимулирующе-поощерительные

В зависимости  от порядка реализации прав и обязанностей участников налоговых правоотношений налогово-правовые нормы делятся на две большие группы:

    • материальные нормы (определяют права и обязанности субъектов налоговых правоотношений, в том числе компетенцию государственных органов и должностных лиц в сфере налогообложения)
    • процессуальные нормы (закрепляют, например, порядок и процедуры осуществления налоговыми органами своих властных полномочий, а также порядок и процедуры защиты прав налогоплательщиков, т.е. методы, порядок и процедуры деятельности по реализации прав и обязанностей в сфере налогообложения)

При классификации норм налогового права  по их юридической силе следует учитывать, что юридическая сила таких норм зависит от ветви власти, к которой принадлежит орган, принявший акт, содержащий налогово-правовые нормы. Кроме того, различаются нормы законные (содержащиеся в актах законодательства) и подзаконные (содержащиеся в указах Президента РФ, постановлениях Правительства РФ).

19

 

Глава 4. Источники налогового права.

Источники (формы) налогового права - это официально определенные внешние формы, в которых содержатся нормы, регулирующие отношения, возникающие в процессе налогообложения.

Система источников налогового права выглядит следующим образом: 1 .Конституция РФ

2.Специальное  налоговое законодательство, которое  включает: а) федеральное законодательство о налогах и сборах, включающее: НКРФ Иные федеральные законы о налогах и сборах.

Информация о работе Место и роль налогового права